В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с достаточно стабильным периодом развития. Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогом начальной школы.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней - все это является довольно серьезным испытанием для психики пятиклассника. В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шутливыми, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные нарушения в той или иной форме характерны примерно для 70-82 % школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.
Что может затруднить адаптацию к средней школе?
Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учитель литературы хвалит за собственное мнение и т. п.
Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Важно обратить внимание на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли пятикласснику справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история» - составить план ответа по учебнику, «иностранный язык» - принести с собой помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем и т. п.)
Трудности у пятиклассников может вызвать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностями речи, стилю преподавания каждого учителя.
Трудности, возникающие у детей при переходе в среднее звено, могут быть связаны с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одинаковости: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы - они бегают по школе, исследуют «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов. Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», выросшего, того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.
Необходимо показать родителям, что некоторое «обезличивание» подхода к школьнику - очень значимый момент для его развития, укрепление его чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.
Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальной школе, «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание.
У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки.
Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа, синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти. Пятый класс - благоприятное время для преодоления этих недостатков, так как пятиклассники очень интересуются способами развития внимания, памяти, мышления, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они ценят в себе и других.
Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов коррекции внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта), сосредоточенности, зрительной памяти. Все эти игры особенно эффективны при включении в них элементов соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста.
Причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности - нежелание, «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься. Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Нужно, чтобы учебные занятия вызывали у десятилетнего ученика положительные эмоциональные переживания. Однако слишком сильные эмоции могут способствовать возникновению своеобразной «эмоциональной усталости», проявляющейся в раздражении, капризах, скандалах. В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать юмор. В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно высокой самооценкой, агрессией, тревожностью и др.). Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развивать у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.
Давным-давно на окраине огромного темного леса у широкой полноводной реки жили Бревна. Это были хорошо отесанные Бревна. Правда, свалены они были в удивительном беспорядке - вперемежку большие и маленькие, короткие и длинные. И была у них такая игра: они любили наскакивать друг на друга, переворачиваться, кувыркаться и с шумом вновь раскатываться в разные стороны.
Среди ровных и стройных бревен выделялась одна странная, неуклюжая Коряга. Ее причудливый вид давал повод для насмешек. Никто ее не обтесал - она была такой, какой уродилась здесь, на берегу реки. Она хотела поиграть с Бревнами, но была настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось торчащими сучьями делала больно другим. Все вокруг отгоняли Корягу, не желая иметь с ней дела, и даже задумывались: «Не проучить ли ее? Не обломать ли ей все сучки, да подровнять задоринки?».
Особенно тяжело было Коряге как-то вечером, когда она лежала в одиночестве и до нее доносились веселые голоса Бревен. А ей было так грустно думать, что никому она не нужна, что она совсем не такая, как остальные. Уставшая от печальных мыслей, от чувства безысходности, она, наконец, уснула.
А на утро пришел Дровосек. Сначала Бревна перепугались, а потом, когда Дровосек стал подтягивать их одно к другому, поняли, что он хочет соорудить плот и отправиться в путешествие. Бревна стали помогать ему и через некоторое время улеглись в один ряд. Но вот беда, не оказалось у Дровосека ничего, что могло бы скрепить их между собой. Взгляд его случайно упал на Корягу, даже и не мечтавшую оказаться полезной.
Дровосек с трудом уложил Корягу поперек всех Бревен плота. Ее кривые сучья, принесшие столько бед Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно прижав их друг к другу. И закрепили плот. А на длинный сук, который гордо поднимался вверх, Дровосек привязал маленький флажок.
И плот отправился в далекое плавание, в новые неизведанные земли.
Комментарий. Сказка может быть использована как элемент индивидуальной беседы в работе с детьми, отвергаемыми сверстниками, не умеющими общаться, ребенок через сказку обретает возможность осознать свои переживания, отдельные психологические характеристики. Психологическая сказка нацелена на личностное развитие ребенка, путем осознания им своих особенностей, отношения к самому себе, к миру, к другим людям. Помогает активизировать внутренний потенциал ребенка для позитивного изменения этих отношений.
(Методика получения обратной связи)
Учитель. Ребята, я прошу вас ответить на некоторые вопросы. Они будут касаться вашей учебы. Причем мы будем сравнивать, как это было, когда вы учились в начальной школе, и теперь, в 5 классе. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать с помощью рисунков. Вы будете заполнять клетки таблицы рисунками и отвечать таким образом на мои вопросы.
Некоторые предметы вы изучали в 4 классе и продолжаете изучать их сейчас. Но вы выросли и в чем-то изменились. Изменилось ли ваше отношение к этим предметам, или оно осталось прежним?
Графа 1. Как ты относился к этому предмету в 4 классе?
Если любил - нарисуй солнышко.
Если относился равнодушно - нарисуй елочку.
Если не любил - нарисуй тучку.
Графа 2. Как ты относишься к этому предмету сейчас?
Если любишь - нарисуй солнышко.
Если относишься равнодушно - нарисуй елочку.
Если не любишь - нарисуй тучку.
Графа 3. Некоторые ребята очень рады тому, что стали большими, познакомились с новыми учителями. Многие из вас уже успели полюбить своих учителей, а некоторые - еще, быть может, нет. Всякое бывает. Одним ребятам учитель кажется добрым, а другим - не очень. Кому-то он кажется суровым, а кому-то - сердитым. Как, по-твоему, к тебе относится учитель?
Если хорошо - нарисуй солнышко.
Если ни хорошо, ни плохо - нарисуй елочку.
Если плохо - нарисуй тучку.
Графа 4. Очень хочется узнать, как вы чувствуете себя на уроках, о чем вы думаете. Как ты чувствуешь себя на уроке?
Если на уроке ты чувствуешь себя хорошо, спокойно - нарисуй солнышко.
Если на уроке ты чувствуешь себя не всегда спокойно - нарисуй елочку.
Если на уроке ты всегда волнуешься - нарисуй тучку.
Графа 5. Вы, конечно, изменились, повзрослели. Очень хочется узнать, что вы думали о себе раньше. Что думаете сейчас. Как вы к себе относитесь?
Если думал, что умный - нарисуй солнышко.
Если думал, что не очень умный - нарисуй елочку.
Если думал, что совсем не умный - нарисуй тучку.
Графа 6. Изменилось ли твое мнение о себе сейчас, в 5 классе?
Если думаешь, что умный - нарисуй солнышко.
Если думаешь, что не очень умный - нарисуй елочку.
Если думаешь, что совсем не умный - нарисуй тучку.
Графа 7. Вспомни, как ты относился к себе, когда учился в 4 классе
Если ты считал себя хорошим - нарисуй солнышко.
Если считал себя не очень хорошим - нарисуй елочку.
Если ты считал себя плохим - нарисуй тучку.
Графа 8. А как ты относишься к себе сейчас, в 5 классе?
Если считаешь себя хорошим - нарисуй солнышко.
Если считаешь себя не очень хорошим - нарисуй елочку.
Если ты считаешь себя плохим - нарисуй тучку.
Ребята, спасибо вам за ваши ответы, за ваши рисунки и теплые слова. Я желаю вам всего хорошего, приходите в гости к своим первым учителям, они будут рады видеть вас.
Бланк к методике «Встреча»
Фамилия, имя ученика, класс ______________.
№ п/п |
Наименование предмета |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Русский язык |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Литература |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Математика |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
История |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Иностранный язык |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
ИЗО |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Труд |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Природоведение |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Физкультура |
|
|
|
|
|
|
|
|
Данную методику может проводить классный руководитель.
По результатам проведенной диагностики можно составить сводную таблицу по всему классу. Полученные результаты (в процентных характеристиках) могут быть предметом обсуждения на малом педагогическом совете в целях профилактики дезадаптации.
АНКЕТА для родителей (5 класс)
Инструкция: Уважаемые родители, просим вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант ответа, который кажется вам наиболее подходящим относительно вашего ребенка.
Ф. И. О. ребенка ________ класс ___________
1. Охотно ли ваш ребенок идет в школу?
• Неохотно (ДА);
• Без особой охоты (ВДА);
• Охотно, с радостью (А);
• Затрудняюсь ответить.
2. Вполне ли ваш ребенок приспособился к новому режиму обучения в школе?
• Пока нет (ДА);
• Не совсем (ВДА);
• В основном да (А);
• Затрудняюсь ответить.
3. Переживает ли ваш ребенок свои учебные успехи и неудачи?
• Скорее нет, чем да (ДА);
• Не всегда (ВДА);
• В основном да (А);
• Затрудняюсь ответить.
4. Делиться ли ваш ребенок с вами своими школьными впечатлениями?
• Никогда (ДА);
• Иногда (ВДА);
• Довольно часто (А);
• Затрудняюсь ответить.
5. Каков на ваш взгляд характер этих впечатлений?
• В основном отрицательный (ДА);
• Положительных и отрицательных впечатлений примерно поровну (ВДА);
• В основном положительный (А);
• Затрудняюсь ответить.
6. Нуждается ли ваш ребенок в помощи при выполнении домашних заданий?
• Довольно часто (ДА);
• Иногда (ВДА);
• Не нуждается в помощи (А);
• Затрудняюсь ответить.
7. Как ваш ребенок преодолевает трудности в работе?
• Перед трудностями сразу пасует (ДА);
• Обращается за помощью к взрослому (ВДА);
• Настойчив в преодолении трудностей (А);
• Затрудняюсь ответить.
8. Способен ли ваш ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибку?
• Сам этого сделать не может (ДА);
• Иногда может (ВДА);
• Как правило, может (А);
• Затрудняюсь ответить.
9. Справляется ли ваш ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?
• Нет (ДА);
• Скорее нет, чем да (ВДА);
• Скорее да, чем нет (А);
• Затрудняюсь ответить.
10. Часто ли ваш ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
• Довольно часто (ДА);
• Бывает, но редко (ВДА);
• Такого практически не бывает (А);
• Затрудняюсь ответить.
11. Как, на ваш взгляд, воспринимает ребенок свои отношения с учителями?
• В основном положительно (А);
• Не все устраивает (ВДА);
• Преобладают отрицательные эмоции (ДА);
• Затрудняюсь ответить.
Спасибо за сотрудничество.
Комментарий к анкете:
В скобках указаны условные обозначения «А» - адаптация, «ДА» - дезадаптация, «ВДА» - возможна дезадаптация.
При обработке результата подсчитывается общее количество по каждому виду. Доминирующий вид будет представлять картину адаптационного процесса с позиции родителей. Можно провести сравнительный анализ результатов анкеты для учащихся («Встреча»), а также результаты успеваемости.
1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
2. Регулярно беседуйте с учителем вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в 2 месяца.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязях его школьных и домашних проблем.
3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказания и поощрения.
Ваш ребенок должен воспринимать свою хорошую успеваемость как награду за свой труд. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении домашних и классных заданий.
4. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашнее задание, и следите за выполнением этих установок. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения.
5. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Такие события, как первый месяц в новой школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю, могут привести к стрессу. При любой возможности постарайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
Автор: Г. Н. Козлова
Классный час в 5-6 классе по профориентационной работе с элементами игры
Классный час на тему животные для 5, 6 класса
Упражнения для адаптации пятиклассников
Нет комментариев. Ваш будет первым!