Проблема взаимоотношений семьи и школы в наши дни продолжает оставаться актуальной. Пока педагоги ищут наиболее эффективные и интересные варианты построения сотрудничества с родителями, наиболее распространенной и достаточно эффективной формой взаимодействия школы и семьи остаются родительские собрания. Согласно данным исследований ведущее место в педагогическом просвещении родителей принадлежит школе. 94 % родителей приобретают педагогические знания на лекциях, беседах, родительских собраниях, конференциях и т. д.
5 класс - ответственный и важный период в жизни самого ученика и в жизни его родителей. От того, как педагог построит взаимоотношения с родительским коллективом, во многом зависит успешность дальнейшего процесса обучения и воспитания.
❀ Особенности работы классного руководителя в 5 классе
Перед классным руководителем 5 класса стоит трудная, но очень интересная задача. К нему пришли дети, которые уже очень много знают о труде ученика, у которых к концу 4 класса наблюдалось даже некоторое снижение интереса к школе, но сейчас они ждут перемен. Важно, чтобы родители не растерялись перед неожиданными трудностями, поверили в то, что их дети не останутся потерянными и незамеченными в большой и шумной основной школе. Поиск путей решения этих проблем становится целью деятельности классного руководителя.
Справедливости ради нужно отметить, что большая часть современных родителей занимает достаточно пассивную роль в системе отношений «школа-семья». Хроническая нехватка времени, патологическая загруженность на работе и ряд других причин объясняют такое положение, но не облегчают задачу учителя. Педагогу нужно создать атмосферу для разговора, в которой зазвучит голос родителя, подобрать такие вопросы для обсуждения, которые никого не оставят равнодушными-
Использование разнообразных форм собрания поможет активизировать родителей.
Это могут быть:
- родительское собрание вместе с учащимися;
- родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умении, отношений, взглядов на воспитание;
- родительское собрание в форме игры;
- родительское собрание в форме пресс-конференции, когда приглашаются специалисты, готовые ответить на интересующие родителей вопросы;
- родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов;
- родительское собрание в форме кафе;
- родительское собрание в походе у костра;
- родительское собрание мужчин;
- родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса;
- родительское собрание в форме пресс-конференции учителей-предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций;
- родительское собрание - праздник, на котором выступают дети.
При подготовке и проведении родительского собрания классному руководителю целесообразно следовать следующим правилам:
1. Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.
2. Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители, если это необходимо, ученики и классный руководитель.
3. Классному руководителю нужно изобретательно, интересно, оригинально рассказывать о жизни в классе и о детях.
4. У родителей только тогда появляется любовь к школе и к классу, когда они много и по-хорошему принимают участие в жизни класса.
5. Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, учителя- предметники.
6. Родительское собрание - монолог классного руководителя - наименее удачная форма его проведения.
7. Важно всегда помнить одну особенность всех собраний: о чем бы на них ни шла речь, как бы ни взволнованны и шумны были дебаты, однако после окончания собрания все, о чем так пылко спорили, туг же забывается. Нужно сразу же, по ходу собрания, каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями, разработать до уровня планового задания и приступить к реализации.
- Первое родительское собрание в 5 классе. Знакомство с родителями
- Первое родительское собрание в 5 классе
- Родительское собрание в 5 классе. Трудности адаптации пятиклассников в школе
- Родительское собрание в 5 классе. Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие
- Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Взаимопонимание в семье»
- Родительское собрание в 5 классе. Знаете ли вы своего ребёнка
- Родительское собрание. Роль общения в жизни школьника
- Родительское собрание на тему: ЗОЖ
- Родительское собрание. Поощрения и наказания в семье
- Родительское собрание. Воспитание в семье
Недостатки учебной подготовки
1) У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания - с неумением правильно определять корни слов, а значит, и подбирать проверочное слово.
Проблема здесь заключается в том, что такие пробелы не всегда легко определить. Это бывает трудно сделать даже высокопрофессиональному педагогу, поскольку тот или иной пробел нередко скрывается за другими, полностью или частично усвоенными знаниями и навыками. Поэтому, помогая школьнику в учебе, важно добиться, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали выполнения трудного задания. Можно попросить школьника выполнить одно-два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.
2) Несформированность необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), плохое речевое развитие, недостатки развития внимания и памяти.
Пятый класс — благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и в других.
В жизни детей этого возраста значительное место еще занимает игра, поэтому развитие психических процессов первоначально лучше проводить на неучебном материале. Это успешно могут делать и родители.
3) Причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности - нежелание, «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься.
Хотя школьники-пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные препятствия ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении и внешних, и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.
Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему.
Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника. Нужно, чтобы учебные занятия вызывали у десятилетнего ученика положительные эмоциональные переживания. Общее положительное отношение к себе и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, нередко приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности их бросают, не испытывая при этом особых угрызений совести.
4) В этот период жизни ребенка эмоции доминируют, подчиняют себе всю его психическую жизнь, в том числе и течение психических процессов.
Но известно, что слишком сильные или слишком длительные позитивные эмоции могут оказать такое же отрицательное влияние, как и сильные отрицательные эмоции. Положительные эмоции могут способствовать возникновению своеобразной «эмоциональной усталости», проявляющейся в раздражении, капризах, «скандалах», плаче и т. п. Таким образом, чрезмерное увлечение эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность школьника может привести к обратному эффекту.
5) В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и др.). Поэтому важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить с помощью взрослых пути их совершенствования.
Думается, что предложенное вашему вниманию советы и рекомендации станут хорошим подспорьем для создания комфортных условий для плодотворного сотрудничества школы и семьи.
Успехов Вам и новых интересных находок!
Особенности работы классного руководителя в 5 классе
Классный час в 5-6 классе по профориентационной работе с элементами игры
Классный час на тему животные для 5, 6 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!