Цель: выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями.
Задачи: актуализировать значение влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка; ознакомить родителей с возможными способами психологической поддержки детей.
Форма проведения: беседа-диалог.
Участники: классный руководитель, родители учащихся.
Подготовительная работа
I. Анонимное анкетирование учащихся:
1. Что тебе нравится в твоей семье (устои, традиции, психологический климат)?
2. Что тебя не устраивает в семье, во взаимоотношениях с родителями?
3. Что положительного ты хотел бы перенять для своей будущей семьи и что сделал бы по-другому?
II. Анонимное анкетирование родителей, подготовка анализа результатов анкетирования.
Анкета для родителей
Уважаемые родители! С целью изучения эмоционального состояния ребенка просим вас ответить на вопросы анкеты. Рядом с нужным ответом поставьте галочку.
1. Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на весь день?
а) Да.
б) Нет.
2. Считаете ли Вы нужным использовать возможность дойти до школы вместе с ребенком?
а) Да, я часто так делаю.
б) Нет, я не вижу в этом необходимости.
в) Нет, но хотелось бы знать мнение других.
3. Какой вопрос Вы задаете ребенку, когда он возвращается из школы?
а) «Какие оценки ты сегодня получил?»
б) «Что было интересного в школе?»
в) «Что ты сегодня натворил?»
4. Что Вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка в школе?
а) Много об этом читал, знаю многое.
б) Мало что знаю об этом.
в) Не знаю ничего.
5. Знаете ли Вы, что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для нервной системы ребенка?
а) Да, знаю.
б) Знаю, но хотелось бы знать больше.
в) Не знаю ничего.
6. Нужен ли Вам совет, как контролировать работу ребенка дома и как оказать ему разумную помощь?
а) Да, он необходим.
б) Нет.
7. Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?
а) Да, это единственный способ воздействия на ребенка.
б) Да, но не только они.
в) Нет, это неверно.
Обработка результатов, их анализ. Подсчитывается количество совпадающих ответов, делается качественный анализ результатов.
Оформление помещения, оборудование
Бланки анкет, чистые листы, ручки.
Оформление доски:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители - пример тому.
Себастьян Брант
I. Вступительное слово классного руководителя
Классный руководитель. Эмоциональное воспитание ребенка - бесспорно, прерогатива семьи. Следует учитывать, что чувства играют исключительную роль в жизни ребенка. Они «окрашивают» его ощущения, восприятия, представления, мысли. В них выражается отношение ребенка к окружающему миру.
Для развития у ребенка позитивного образа «Я» значимыми являются чувства собственного достоинства, гордости, становление которых зависит от условий жизни и воспитания прежде всего в семье. Поддерживать достоинство ребенка, укреплять его хорошее мнение о себе - задача семьи. Это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают «расти» в них, видеть свои достижения и ощущать, что они небезразличны родителям. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное задание, поручение побуждает ребенка к новым «победам».
Детство - самая прекрасная пора жизни человека, получившая Целый букет красивых определений: счастливое, безмятежное, безоблачное ... но для некоторых детей оно - трудное, и, прежде всего, по вине окружающих взрослых. К сожалению, ребенок не выбирает свою семью, родителей и очень зависит от малого круга общения, особенно в детстве.
Как вы думаете, от чего зависит эмоциональное благополучие ребенка?
Выслушав мнения родителей, классный руководитель делает записи на доске:
Психологический климат семьи,
Самооценка ребенка,
Успешность в учебной деятельности,
Успешность социальных контактов (с учителями, окружающими детьми и взрослыми).
Взаимоотношения со сверстниками (степень благоприятности) ...
II. Анализ предварительного анкетирования родителей
Классный руководитель. Уважаемые родители, я благодарю вас за ваши откровенные ответы на вопросы анонимной анкеты. Они помогут нам сегодня обозначить круг актуальных вопросов по теме собрания. Благодаря вам, мы имеем следующие результаты:
Большинство родителей (не) знает, от чего зависит психологический настрой ребенка на весь день.
Считают возможным дойти с ребенком до школы ... родителей.
Не видят в этом необходимости ... родителей.
Интересуясь результатами учебной деятельности, а чаще автоматически, встречают подростка из школы вопросом «Какие оценки ты сегодня получил?»... родителей.
Интересуясь эмоциональным состоянием подростка, встречают вопросом «Что было интересного в школе?» ... родителей.
Стараясь утвердиться в мысли о несостоятельности своего ребенка, встречают вопросом «Что ты сегодня натворил?» ... родителей.
Знакомы со способами реагирования на успехи и неудачи своего ребенка, а следовательно, и знают, как создать благоприятную психологическую атмосферу для ребенка... родителей.
Как видим, у многих из нас недостаточно знаний по данному вопросу. Восполнением этих пробелов мы сегодня и займемся.
III. Педагогический всеобуч на тему «Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребенка»
Классный руководитель. Психологический климат семьи выражается в том, какие преобладают отношения и настроения: восторженное, радостное, светлое, спокойное, теплое, тревожное, холодное, враждебное, подавленное. При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищенным и уверенным. Он ощущает семью своеобразным пристанищем, куда приходит отдыхать, или колодцем, где черпает живительную свежесть, бодрость и оптимизм. Главное в семье - чувство самоценности и стремление уважать право каждого быть личностью, а не только мужем, отцом, хозяином дома или партнером.
Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи. А для того чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями:
1. «Держать улыбку» (потому что именно лицо - ваша визитная карточка).
2. Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи).
3. Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).
4. Говорить «нет», не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).
5. Не вступать в конфликты (учтите, что лучший способ выйти из конфликта - это не вступать в него).
6. Ободрять других (оптимистам жить легче).
7. Делать комплименты (учтите, что женщины любят ухом, и даже самые умные мужчины легко откликаются на самую грубую лесть).
Вероятнее всего, благоприятная психологическая атмосфера присутствует в гармоничной семье. Какую же семью можно назвать гармоничной? В такой семье ощущается радость жизни. Все обитатели Дома уверены, что их с интересом и радостью выслушают. Здесь все знают, что с ними считаются и всегда учитывают позицию других. Потому люди открыто проявляют свои чувства: радости и огорчения, успехи и поражения. В такой семье люди не боятся рисковать, так как знают - семья поймет, что поиск нового всегда сопряжен с возможными ошибками. Ошибки говорят о том, что человек меняется, растет, совершенствуется и развивается. В гармоничной семье все чувствуют себя на своем месте, и они таковы, какими хотят себя видеть - признанные и любимые. Здесь привыкли смотреть друг на друга, а не в сторону или в потолок. И даже младенцы выглядят открытыми и дружелюбными. В семье царит молчаливое спокойствие (но не безразличное молчание или молчание из-за страха быть непонятым). Буря в таком Доме - это признак какой-то очень важной активности членов семьи, а вовсе не попытка затеять ссору. Ведь каждый знает: если его не слушают сейчас, то лишь потому, что на это нет времени, а не потому, что не любят. В таких семьях люди чувствуют себя уютно и комфортно. Взрослые и дети не скрывают нежности и в любом возрасте проявляют ее не только в поцелуях, но и в том, что открыто беседуют Друг с другом о себе и своих делах.
Воспитывая детей, родители ведут себя как лидеры, но не как хозяева и руководители. Свою главную воспитательную задачу они видят в том, чтобы научить ребенка в любой жизненной ситуации оставаться человеком, и поэтому не скрывают от детей негативные факты, делятся своим огорчением, гневом, а, когда им хорошо, могут быть радостными и уверенными в себе. Если в проблемных семьях родители призывают детей не огорчать мать или отца, наказывают или даже бьют только за то, что ребенок не сказал «спасибо» или ответил невежливо на замечание, то в гармоничной семье родители твердо знают, что им самим постоянно надо учиться быть родителями, а значит - лидерами!
И они выбирают для разговора с ребенком именно то время и ту ситуацию, когда их сын, дочь могут действительно их услышать и понять. Когда же ребенок ведет себя плохо, родители-лидеры стараются как можно теснее приблизиться к нему, предлагая свою поддержку. В гармоничной семье родители твердо знают, что дети по своей природе не могут быть плохими и если ребенок ведет себя плохо, это означает, что он неправильно понимает ситуацию или же мало ценит и уважает самого себя.
Родители в гармоничных семьях понимают, что проблемы будут неизбежно возникать по мере роста и развития ребенка. Сама жизнь будет их ставить перед ребенком, перед его семьей, и они вместе будут пытаться решить новые задачи. В проблемных семьях родители выкладывают всю свою энергию для того, чтобы вообще не иметь проблем. Когда же они возникают (а они не могут не возникать!), то оказывается, что люди уже исчерпали свои силы и возможности. Одна из отличительных черт, присущих зрелой, гармоничной семье, заключается в том, что родители верят в неизбежность перемен в детях и сами готовы с ними постоянно меняться.
Однако и благополучная семья может быть источником душевных страданий детей: когда она становится ареной борьбы характеров супругов. Конечно, папы и мамы, как правило, обожают своих сыновей и дочерей. И это прекрасно. Любовь, забота, нежность, внимание окрыляют растущего человека, вселяют в него уверенность, оптимизм, духовную силу. Но так происходит только тогда, когда ребенок чувствует полную гармонию в семейном мире, любовь и взаимопонимание в отношениях между взрослыми. На это, кстати, обращал внимание родителей еще А.С. Макаренко. «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь, - писал он. - Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия...
Истинная сущность воспитательной работы, вы и сами уже догадались об этом, вероятно, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. В этом деле поэтому нет мелочей».
Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости оттого, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребенок воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э. Эриксон). Это является основой для формирования позитивного самоощущения ребенка. Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе и т. д.). И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания.
Гармония семейных отношений не означает отсутствия проблем и бесконфликтности. Напротив, чем ближе к идеалу, тем сложнее и тоньше мир возникающих противоречий.
IV. Организация обсуждения на тему «Роль родителей в эмоциональном благополучии детей»
Классный руководитель. Как вы думаете, в чем заключается роль родителей в создании эмоционального благополучия детей?
Что Вы понимаете под термином «психологическая поддержка»?
(Классный руководитель записывает все версии, далее проходит обсуждение, учитель дает рекомендации и помогает сделать выводы. Естественно, что у родителей могут возникнуть различные версии, которые на протяжении всей беседы будут дополнять определение.
Главный вывод: поддержка необходима и является важнейшим фактором, способным улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями.)
Давайте разберемся, почему родители часто позволяют себе высказывания типа: «Ты всегда плохо справляешься со своими обязанностями, и я вынужден(а) исправлять, доделывать все за тебя». Есть две причины:
• родители разговаривают с ребенком так же, как разговаривали с ним в дошкольном возрасте;
• взрослая жизнь в социуме приучает родителей к постоянному столкновению с неудачами, к ожиданию худшего, т. е. сами взрослые изначально не верят в удачу ребенка.
Стремление к тому, чтобы у ребенка сформировалось позитивное отношение к жизни, чтобы в его характере не сложилась тенденция к ожиданию неудачи и разочарования - одна из главных задач родителей. Поэтому важно поощрять и поддерживать ребенка в его самостоятельных начинаниях.
Родительская поддержка - это процесс, в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки. Взрослый член семьи должен помочь ребенку поверить в себя и свои способности, объяснить причины неудач и поддержать в сложной ситуации. Но для этого родитель сам должен почувствовать уверенность - он никогда не сможет оказать поддержку сыну или дочери до тех пор, пока не научится понимать себя и не достигнет самоуважения. Нужно помнить, что в семье могут происходить процессы, способные привести ребенка к разочарованию в собственных силах. Во-первых, это завышенные требования родителей (родители ожидают, что если ребенок был хорошим в дошкольном учреждении, он будет таким же и в школе). Во-вторых, соперничество братьев и сестер (такая ситуация возможна в том случае, если родители постоянно сравнивают детей друге другом). В-третьих, чрезмерные амбиции ребенка (если у него что-то не получается, ребенок уже не соглашается играть в другую игру, и родители не обращают на это внимание).
Помощь родителей заключается в том, чтобы подчеркивать способности и возможности детей. Если ребенок ведет себя так, как не нравится родителям, то именно они должны помочь ему понять, почему так происходит. Необходимо показать ребенку, что одна его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Родитель, обсуждая с ребенком его поведение, должен всегда стараться подчеркнуть его хорошие стороны, сказать, что обычно доволен им как личностью («Сегодня ты допустил ошибку, но посмотри, как ты...»). Часто родители сосредотачиваются на прошлых неудачах ребенка и используют их против него («Вспомни, что, когда у тебя была собака, ты забывала кормить ее» и т. д.). Акцент на негативных примерах прошлого может породить у ребенка ощущение преследования неудач и нежелание бороться за хорошее мнение о себе. Он может решить для себя: «Пусть меня считают плохим». Родитель обязан употреблять в разговоре с ребенком больше фраз поддержки, таких как: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «У тебя все может получиться, ведь ты хочешь этого». Поддержать - это еще и дать почувствовать ребенку, что он нужен.
Необходимо помнить, что авторитет родителей и первого учителя для маленьких детей непререкаем и абсолютен, следовательно, установки близких взрослых людей определяют поведение детей. Нельзя говорить детям того, чего вы на самом деле не желаете ему. Когда же у ребенка хорошее настроение, можно поиграть с ним в игру «Фантазия»: родители рассказывают, какими они хотели бы видеть своего ребенка. Но речь строится при помощи глаголов настоящего времени. Приведем несколько примеров предложений, с которых можно было бы начать такой рассказ:
«Мне нравится, что ты... (смелый, честный, заботишься о сестренке, умеешь вести себя в школе, не обижаешь друзей, можешь постоять за себя, аккуратно носишь одежду и т. д.)»; так вы даете ребенку положительную обратную связь - он видит себя хорошим вашими глазами;
«Хочешь, я расскажу тебе, каким ты будешь... (у тебя будет много друзей, ты будешь уважительно относиться к людям, всегда заботиться о близких, учиться, все будут уважать тебя и т. д.)»;
«Давай я расскажу тебе, какой ты был маленький... (ты не плакал по пустякам, рассказывал обо всех радостях и проблемах мне и папе, один раз защитил щенка на улице, погрозив старшему мальчику лопаткой и т. д.)».
Не забывайте рассказывать ребенку о своем детстве, об ошибках и о том, как вам было трудно их исправить, о своих слабостях - вы станете более близкими друг к другу, ребенок поймет, что он, как и вы, имеет возможность исправить свою ошибку.
Далее родителям предлагается вспомнить и записать отрицательные установки, которые они дают своим детям, и перевести их в положительные.
Родитель должен всегда помнить о том, что воспитывать ребенка не может только школа или только семья. В школе учащиеся познают социум, учатся вести себя в обществе, строить отношения, ошибаться и находить верные пути для исправления своих ошибок. В семье формируется понятие семейных взаимоотношений, ребенок осознает, что его любят, что он нужен, ребенок учится важнейшим отношениям между близкими людьми. Он должен осознавать, что именно в семье всегда сможет найти поддержку, понимание и помощь. Воспитание ребенка - это сложная и важная работа, результаты которой будут положительными в том случае, если она проходит во взаимосвязи, в сотрудничестве классного руководителя и родителя. Классный руководитель должен знать о ребенке столько же, сколько и родитель, а родитель не может оставаться в неведении о том, что происходит с его ребенком в школе. Только постоянно общаясь, учитель и родитель могут не допустить необратимых последствий и преодолеть все трудности воспитания подрастающего поколения.
Как известно, все счастливые семьи похожи друг на друга, все несчастные - несчастливы каждая по-своему. В книге «Профилактика детских неврозов» А. Спиваковская выделяет несколько основных причин неправильного воспитания. Прежде всего, это две крайности родителей в отношении к ребенку: либо чрезмерная требовательность, жестокая регламентация и контроль, либо - недостаток контроля и полное попустительство. А также - чрезмерное беспокойство родителей по поводу его здоровья или будущего, учебы, отношений со сверстниками...
Можно выделить несколько типичных родительских внутрисемейных ролей: активный лидер («Мое слово - закон»), аналитик (в крайнем выражении - тип зануды, постоянно анализирующий каждый шаг ребенка), комментатор («Вот ты помыл руки с мылом - и к тебе не пристанет сегодня бацилла Коха»), посредник («Васька из пятой квартиры не хочет с тобой играть - пойду-ка я с ним поговорю»), роль старшего помощника и друга...
В зависимости от индивидуальных особенностей подростка какая-то роль может срабатывать, какая-то - нет. Не стоит долго читать нравоучения мальчикам и девочкам, у которых большая потребность в эмоциональной пище. И рискованно с тихим, робким ребенком обращаться резко, грубо. Если это девочка, то всемогущий образ отца может способствовать ее страху перед всеми мужчинами вообще. Когда она вырастет, у нее могут не сложиться семейные отношения, она вообще может не выйти замуж. Если же это мальчик, да еще который не может получить пищу для самоуважения в школе, в среде сверстников, то впоследствии, как механизм компенсации потерь, у него могут развиться жестокость и цинизм.
По телевидению, в передаче «Человек в маске», выступала женщина, недоумевающая, почему сын у них с мужем вырос жестоким и циничным, вступил в фашистскую организацию. «Мой муж, - сказала она, - прекрасный человек. У нас с ним прекрасные отношения. Мы все делали для того, чтобы сын наш вырос умным и порядочным человеком. Он читал много книг, хорошо учился, играл на музыкальных инструментах, слушал классическую музыку...» Как тут разобраться, что произошло? Для этого, конечно, надо с их семьей познакомиться поближе. Но уже сразу можно предположить, что родители не хотели принимать ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками, они видели перед собой не реального, живого человека, а образ, созданный в своем воображении. Навязывали мальчику этот образ, принуждали его играть эту роль, которая, возможно, была ему не по душе. Может быть, мальчик чувствовал призвание не к литературе и музыке, а к тем занятиям, которые помогут ему выражать смелость, независимость, самостоятельность.
Одно из главных условий правильного воспитания - это принять ребенка таким, какой он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом. Выход из неприятных ситуаций зачастую можно найти не методом запрета, а путем переключения энергии подростка в полезное русло. Ломает стулья, будильники, радиоприемники - запишите его в кружок «Умелые руки» или просто купите набор столярных инструментов. Дерзит, грубит - надо разобраться, в чем причина. Ведь нередко дети это делают, чтобы привлечь к себе внимание родителей, вечно занятых то стиркой, то варкой, то своими «междоусобицами».
Нервозность родителей сразу передается детям. А разногласия матери и отца в отношении к поступку сына или дочери вообще могут вывести подростка из-под их контроля. Рождение братика или сестры тоже может вызвать тяжелый стресс на почве ревности к родителям, хотя не всякий ребенок эту ревность может проявить открыто. Негативные эмоции могут копиться годами, чтобы потом найти выход взрывообразно. И родители будут недоумевать: «Как же так? Всегда была девочка тихая, послушная, а теперь...» Чтобы этого не случилось, надо научиться видеть внутреннее состояние ребенка, а не только слушать, что он говорит. Тихий, послушный ребенок - это не всегда ребенок благополучный. А если он еще и от природы робкий, слабовольный, то эта «послушность» может сыграть в его жизни роковую роль. Ведь когда-нибудь наступит день, и надо будет действовать самостоятельно, не по указке родителей. Сделает ли он правильный выбор, если до сей поры был только «слепым» исполнителем чужой воли? Такие дети очень часто попадают в плохую компанию, привыкают к алкоголю и наркотикам.
Школьные психологи в Липецке проводят тестирование ребят, в котором оценку качествам и умениям последних дают они сами, учителя, родители. Из анкеты видно, что оценки эти сильно расходятся. Дети часто дают себе либо завышенную, либо заниженную оценку. А родители вообще зачастую плохо знают, чем интересуется их дочь или сын, что думает о себе, о родителях и о жизни. Между тем спектр переживаний детей на почве внутрисемейных отношений очень широк. Это, прежде всего, страх наказания, страх быть покинутым, отвергнутым, страх потери родительской любви, страх непонимания со стороны родителей. Это также расхождение в оценке себя и в оценке его родителями, учителями, сверстниками, соседями.
Родители не придают большого значения своим сказанным в сердцах резким, грубым словам. А дети порой не в состоянии понять, что это не мнение, а лишь эмоциональная реакция. Они все понимают буквально, без «чувства юмора». «Ты - дурак!» - это ранит больнее, чем наказание розгами. Наиболее частые способы реагирования детей в подобных ситуациях - это пассивный уход в себя или демонстративная агрессивность.
Когда вы пытаетесь подавить агрессивного ребенка, вы не решаете этим возникшую проблему, а только загоняете ее вглубь. Всегда нужно выявить причину агрессии, и не столько внешнюю, сколько внутреннюю. Возможно, эта причина кроется в недополучении ребенком необходимого: любви и ласки, внимания и контроля, уважения и доверия, помощи в складывании правильной системы ценностей. А иногда ребенку требуется просто «выпустить пар»: пошуметь, покричать.
Астропсихолог А. Подводный в своей книге «Повесть о тонкой семерке» описывает основные типы семей с перекосом ценностей в ту или иную сторону. Семья с доминирующим тщеславием родителей (или одного из них) более всего хлопочет о том, чтобы ребенок чем-то выделялся в обществе: одеждой или способностями, практичностью или чем-то еще. Этот эгоцентризм может стать для ребенка роковым. Жизнь впоследствии может так ударить, что выделиться будет нечем. Можно стать нищим, попасть в тюрьму, не поступить в институт... И как тогда жить, если человек с детства не привык честно и с достоинством проигрывать?
Семья с агрессивной атмосферой готовит обществу будущего хама. Если родители между собой не могут разговаривать иначе, как в резких выражениях, язвительно и грубо, то наивно с их стороны ожидать от сына уважения к людям и вежливого обращения. «Если в зеркало глядится обезьяна, из него не выглянет апостол».
Играет роль также отношение родителей друг к другу в случае их развода. Как бы ни презирала женщина «мужа-негодяя», она должна «наступить на хвост собственной песне», удерживаться от резкого осуждения бывшего супруга. Ведь можно же объяснить ребенку ваш развод коротко и ясно: «Мы разные люди с твоим отцом, не сошлись характерами, нам лучше не жить вместе». Такая постановка вопроса больше способствует доверию ребенка к матери, чем категорическая. Ведь для ребенка оба родителя одинаково дороги.
А. Спиваковская в своей книге «Профилактика детских неврозов» приводит такие результаты социологических исследований. На вопрос «Кто я в семье?» родители обычно дают оценочные ответы, а не ролевые. Например: «Я - добрая, хорошая» или «Я - несдержанная, нервная»... Когда же стали разбираться подробнее, то 50 процентов опрошенных мужчин признались: «Я - не отец, я как отец - никто», а 50 процентов женщин отметили: «Я для мужа - не женщина, а домашняя вещь»... При таком положении дел как подростку не стать «трудным»? Отец не интересуется его жизнью, а мать вечно занята домашними делами.
Родителям было предложено написать сочинения о своем ребенке, и вот какие были типичные оценки мамами и папами своих сыновей и дочерей: «веселый», «грустный», «упрямый», «вспыльчивый», «несобранный», «беспокоюсь за его будущее»... Родителей, довольных своими детьми, оказалось гораздо меньше, чем недовольных. В отношениях пап и мам к своим детям преобладает негативный эмоциональный фон. А это, увы, хуже колдовства или порчи. Идет «кодирование» подростка на отсутствие самоуважения на сознательном и подсознательном уровне.
Вовсе не значит, что о недостатках ребенка с ним вообще нельзя говорить. Наоборот, он должен знать, что родители в нем одобряют, а что порицают. Но сама постановка вопроса должна быть культурной: не «ты - плохой», а - «здесь ты ошибся, но ты ведь не такой, ты хороший, поэтому я верю, что впредь ты этого не сделаешь».
Особенного внимания требуют к себе дети-сироты. Ответственность за этих детей должны чувствовать не только приемные родители, но и все мы, общество в целом. Зачастую воспитанники детских домов и интернатов выходят в самостоятельную жизнь не адаптированными к новым условиям. Не знают, что делать с деньгами. Не умеют даже чай заваривать. Такие люди - готовый «материал» для преступной среды. Нужно условия детдомов максимально приблизить к домашним.
большой вред нашим подросткам и молодежи наносит пьянство. И с этим бороться нелегко, потому что немало взрослых, не считающих это большим пороком. Если жена мирится с пьянством мужа, то их сын впоследствии тоже может стать алкоголиком.
Народная мудрость гласит, что, выбирая себе жениха, девушка должна понаблюдать, как его отец и мать относятся друг к другу. И действительно, поведение родителей, взгляд на мир, система ценностей играют огромную роль в судьбе ребенка.
Еще одной важной причиной поведенческих отклонений детей являются нервно-психические заболевания или пограничные состояния психики. Собственно говоря, все это тесно взаимосвязано: проблемы внутрисемейных отношений, правонарушения и нервные болезни. Иногда можно наблюдать случайные признаки «нездорового» поведения детей, которые затем не повторяются. Но в любом случае нужно обратить на них внимание и задуматься об импульсах и причинах.
В книге В. Семко «Истерические состояния» приводятся следующие признаки и особенности такого рода поведения детей.
1. Бывают дети с необычайно развитым, творческим воображением, у которых мысли столь ярки, что превращаются в ощущения. Жажда величественного, мечтательность вкупе с острым желанием выделиться, поставить себя в центр внимания могут привести к истероидному типу поведения. Такие дети не умеют держать в узде свое воображение, плохо отличают вымысел от реальности. Они часто лгут, не давая себе в этом отчет. Художественный, образный тип мышления можно успешно сублимировать в творчестве: в кружке рисования, в драмкружке, в занятиях музыкой и т. д. Ведь эта энергия ребенка должна найти какой-то выход. «Гони природу в дверь - она влезет в окно», - гласит пословица.
2. Другой тип детей из группы психического риска - это робкие, ранимые, душевно тонкие натуры, которые плохо приспосабливаются к смене обстановки, с трудом адаптируются в новых условиях. Из-за обидчивости и трусости они кажутся капризными. Несмотря на тонкий склад души, иногда в них проявляется большая душевная черствость, равнодушие к страданиям окружающих. Если вовремя не заметить эту тенденцию (замкнутость, чрезмерную избирательность в общении, в дружбе), то может развиться так называемый шизоидный тип истерии.
Особенно внимательны должны быть родители в том случае, если во время беременности этим ребенком у матери был токсикоз, если новорожденный получил родовую травму. А также психические последствия могут быть от перенесенных ребенком в детстве инфекционных заболеваний, физических и психических травм.
Такие дети нуждаются в положительных эмоциях больше, чем другие, в доброй атмосфере они способны проявить усидчивость и терпение, трудолюбие и добросовестность, в конфликтной же обстановке теряются, «тупеют», опускают руки. В будущем это может привести к противоправным действиям или к психическим недугам.
Чаще всего стойкая депрессия, по мнению ученых, возникает в возрасте 20-25 лет. Когда человеку хочется утвердить себя в обществе, когда остро встают вопросы о добре и зле, о смысле жизни, о выборе образа жизни.
V. Методика «Типовое семейное состояние»
Классный руководитель. Сейчас у каждого из вас имеется возможность оценить ваш семейный микроклимат. Перед вами на столах лежат бланки к методике «Типовое семейное состояние». Мысленно вернитесь в свою семью. Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома. Припомните ощущения, с которыми вспоминаете о домашних делах на работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам?
Инструкция. На бланке даны два столбика эмоциональных состояний, между ними шкала оценок. В строчке расположены противоположные состояния. Вам необходимо обвести одну из оценок (01234567). Чем ближе оценка находится к определению состояния, тем сильнее это состояние проявляется.
Бланк к методике
Состояние |
Шкала оценок |
|
Состояние |
Индекс |
Доволен |
01234567 |
|
Недоволен |
У |
Спокоен |
0 1234567 |
|
Встревожен |
Т |
Напряжен |
0 1234567 |
|
Расслаблен |
Н |
Радостный |
0 1234567 |
|
Огорчен |
У |
Нужный |
0 1234567 |
|
Лишний |
Т |
Отдохнувший |
01234567 |
|
Усталый |
Н |
Здоровый |
01234567 |
|
Больной |
У |
Смелый |
01234567 |
|
Робкий |
Т |
Беззаботный |
01234567 |
|
Озабоченный |
Н |
Плохой |
01234567 |
|
Хороший |
У |
Ловкий |
01234567 |
|
Неуклюжий |
Т |
Свободный |
0 1234567 |
|
Занятый |
Н |
У =; Т =; Н =
Обработка. Баллы по шкалам, обозначенные одинаковым индексом, суммируются. Состояние констатируется, если сумма оценок по 4 субшкалам превышает или равна по У (общая неудовлетворенность) - 26 баллов; по Н (нервное психическое напряжение) - 27 баллов; по Т (тревожность) - 26 баллов.
VI. Анализ результатов анонимного анкетирования учащихся
Классный руководитель. Итак, вы получили оценку вашего семейного микроклимата. Насколько она совпадает с мнением детей, покажут ответы учащихся.
• Нашим детям нравится в своей семье...
• Во взаимоотношениях с родителями не устраивает...
• Хотел бы перенять для своей будущей семьи...
• Сделал бы по-другому в своей будущей семье...
Я думаю, есть над чем задуматься.
VII. Организация обсуждения функций родителей для сохранения положительного эмоционального статуса ребенка
Классный руководитель. Итак, если не функция контроля, то какая функция должна быть у родителей, чтобы сохранить положительный эмоциональный статус у ребенка? (Выслушиваются суждения родителей.)
Оказывается, она не одна, а их несколько. Вот главные их них:
• создание оптимальных условий для роста и развития ребенка;
• удовлетворение естественных потребностей;
• обеспечение безопасности;
• обеспечение адаптации к жизни;
• воспитание ребенка.
Вот ряд правил для родителей в общении с детьми с целью сохранения эмоционального благополучия.
Прежде чем воспитывать ребенка...
Возьмите себя в руки и не горячитесь, присядьте там, где Вам удобно, расслабьтесь и задумайтесь: зачем?
1. Какая цель очередного вашего воздействия: оно как интервенция или же как освобождение ребенка.
2. Вам хочется навязчиво с ним поделиться опытом, или у вас желание скорее протянуть ребенку руку.
3. Вам хочется еще раз подчеркнуть зависимость ребенка или вселить в него уверенность и защищенность.
4. Вам хочется устроить ребенку очередной военный свой совет - «убить» веру в себя.
5. А может быть, вам хочется вдолбить в него какие-то запреты, которые он будет нарушать, давая повод вам, чтобы вы могли на нем все время разряжаться.
6. А может быть, вам хочется, в конце концов, сделать ребенка для себя удобным и «прополоть» черты его характера, все неугодные мгновенно вырвать, как бурьян.
7. А может быть, вы собрались сегодня подсчитать очередные шалости ребенка.
8. А может быть, вы просто почему-то рассержены, разозлены, у вас потребность критиковать, негодовать и осуждать.
9. А может, вы задумали устроить ребенку стереотипную, очередную порку.
10. А может быть, вам просто надо скрыть самих себя за ширмой и занавесью воспитания.
А может быть...
VIII. Подведение итогов собрания
Классный руководитель. Наше собрание подошло к концу. Благодарю вас за активное участие в обсуждении проблемы.
Получили ли вы ответы на интересующие вас вопросы?
Что полезного вы узнали на собрании?
Есть ли необходимость проводить собрания такого рода?
В качестве решения собрания я предлагаю вам памятки для родителей «Создание благоприятной семейной атмосферы». Желаю вам успехов и благополучия в ваших семьях.
Создание благоприятной семейной атмосферы (памятка для родителей)
Помните:
От того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
Время, которое требуется каждому для ночного отдыха, величина сугубо индивидуальная. Показатель один - чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым делом спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать ней
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Первое родительское собрание в 5 классе. Знакомство с родителями
Сценарий родительского собрания на тему: Как компьютер влияет на здоровье детей
Подготовка и проведение родительского собрания в школе
Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Взаимопонимание в семье»
Нет комментариев. Ваш будет первым!