Цель: знакомство классного руководителя с родительским составом класса, знакомство родителей с родителями вновь пришедших учащихся, определение перспектив развития детского коллектива.
Задачи: создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и классным руководителем; изучить ожидания родителей; ознакомить родителей с основными направлениями воспитательной деятельности в среднем звене школы; провести выборы родительского комитета.
Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.
Участники: родители учащихся, классный руководитель, школьный психолог, представитель администрации школы.
Подготовительная работа
Подготовительным этапом первого родительского собрания в пятом классе является Малый педагогический совет в конце учебного года четвертого класса по теме «Готовность четвероклассников к переходу в среднее звено». Обычно на таком Совете дается подробная характеристика класса: социальный паспорт класса, результативность учебной деятельности, уровень развития детского коллектива, характеристика учащихся, требующих особого внимания, рекомендации по работе с учащимися данного класса. Непосредственно перед проведением собрания необходима следующая работа:
1) приглашение родителей за 1-2 недели до проведения собрания пригласительными письмами;
2) изучение классным руководителем личных дел учащихся с целью составления социального паспорта класса;
3) подготовка анкеты для родителей;
4) сбор и анализ информации по вопросам: особенности учебной работы в пятом классе, основные направления воспитательной деятельности, права и обязанности классного руководителя в среднем звене школы;
5) изучение ожиданий пятиклассников от нового учебного года. Мини-сочинения «Мои ожидания от пятого класса»;
6) изготовление учащимися класса визиток своих родителей. Это могут быть таблички с указанием фамилии, имени и отчества обоих родителей;
7) подготовка места для раздевалки родителей.
Оформление помещения, оборудование
Столы расставлены по кругу, на столах визитки родителей, выполненные руками учащихся. Это позволит с первого собрания ознакомиться с родителями, обращение по имени отчеству располагает к доверительному взаимодействию. Стулья стоят внутри круга.
На классной доске - тема собрания.
На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки.
1. Фамилия, имя и отчество матери ______________
2. Год рождения, образование ______________
3. Место работы, должность, контактный телефон ______________
4. Фамилия, имя и отчество отца ______________
5. Год рождения, образование ______________
6. Место работы, должность, контактный телефон ______________
7. Домашний адрес, телефон ______________
8. Количество детей в семье (имя, возраст, что посещает) ______________
9. Условия проживания семьи (отдельная благоустроенная квартира, общежитие, собственный дом, не имеют жилья) ________
10. Условия для занятий ребенка (отдельная комната, письменный стол в общей комнате, стол совместно с другими детьми) ______________
11. Личностные особенности ребенка (замкнутость, лидерство, тревожность, отсутствие самостоятельности и др.) ______________
12. Дополнительные сведения (статус одинокой матери, вдова (вдовец), многодетная семья, чернобыльцы, инвалиды, беженцы и др.) ______________
13. В каких делах класса вы смогли бы помочь:
- Проведение бесед с учащимися на специальные темы.
- Организация экскурсии на предприятие.
- Помощь в изготовлении пособий.
- Ремонт мебели.
- Помощь в организации походов, поездок.
- Помощь в организации досуговой деятельности.
- Другое ______________
В кабинете звучит тихая музыка. Родители проходят в кабинет, рассаживаются за столы, до начала собрания отвечают на вопросы анкеты.
I. Вступительное слово классного руководителя
Классный руководитель. Добрый вечер, дорогие родители! Я рада видеть вас на нашей встрече. Начало учебы в пятом классе - особый этап в школьной жизни. Особым он является не только для детей, но и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но и связаны с организацией жизни в школе в целом. Все мы заинтересованы в том, чтобы нашим детям было комфортно и интересно в школе. Но прежде чем мы приступим к поиску решения этих задач, давайте познакомимся.
(Вариант 1. Классного руководителя представляет администратор школы, характеризуя его профессиональные качества.
Вариант 2. Классный руководитель представляется, рассказывая о себе, о своей педагогической деятельности, о своей работе в качестве классного руководителя.)
II. Активизирующая игра «Знакомство»
Классный руководитель. Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это следующим образом: стоящий в центре круга (а начну игру я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком и называет этот признак. Например, я скажу: «Поменяйтесь местами те, у кого в семье один ребенок», - и все, кто соответствует этому признаку, должны поменяться местами. При этом ведущий должен постараться успеть занять одно место из свободных, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжает игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы больше узнать друг о друге.
(Классный руководитель может помочь с формулировкой признаков, мотивируя тем самым родителей на включение в школьную и семейную тематику:
- Поменяйтесь местами те, кто помнит своего классного руководителя.
- Поменяйтесь местами те, у кого в школе был любимый учитель.
- Поменяйтесь местами те, кому в учебе помогали родители.
- Поменяйтесь местами те, кто помнит свой пятый класс.)
Вот мы и познакомились. Думаю, что теперь многие из вас готовы поделиться своими ожиданиями от пятого класса. Это могут быть ожидания успеха или тревога из-за предстоящих трудностей.
(Выслушиваются все желающие родители. В это время учитель может кратко записывать ожидания на доске, сортируя их на группы.)
Ожидания успеха |
Предстоящие страхи и трудности |
|
|
Интересно знать, а чего ожидают наши пятиклассники?
III. Работа родителей в группах
Классный руководитель. На столах представлены сочинения учащихся без указания автора. Я предлагаю вам ознакомиться с работами детей и попробовать угадать сочинение своего ребенка. Постарайтесь объединиться в группы с похожими ожиданиями.
(Обсуждение ожиданий учащихся в группах, определение ведущих мотивов.)
Я вижу, образовалось несколько групп. Сформулируйте признак, по которому вы объединились.
(Классный руководитель делает записи на доске. Это может быть:
1. Повышение учебной успеваемости.
2. Страх снижения успеваемости.
3. Трудность установления контакта с новыми учителями.
4. Трудности ориентации в школьном помещении.
5. Ожидания приобретения новых друзей.)
Я рада, что многие из вас узнали работы своих детей, что означает высокий уровень взаимопонимания родителя и ученика. Но все чаще возникают вопросы по решению тех или иных проблем. С чем связано возникновение проблемных ситуаций, каковы особенности возраста расскажет школьный психолог.
IV. Выступление психолога
Психолог. Известно, что возрастные периоды развития детей связаны с определенными новообразованиями, и когда на одной из возрастных ступеней нарушаются нормальные условия развития, то возникает необходимость восполнения недостатков предшествующего периода.
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.
Под развитием взрослости понимается становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника. Взрослость может проявляться в учении, труде, отношениях с товарищами или взрослыми, во внешнем облике и поведении. Социально-моральная взрослость выражается в отношениях со взрослыми - в фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека. Социально-моральная взрослость в отношениях со взрослыми и товарищами выражается в наличии у подростка собственных взглядов, оценок, в их защите и отстаивании, в определенности морально-этических представлений, суждений и соответствии им поступков.
Взрослость в интеллектуальной деятельности и интересах характеризуется наличием у подростков элементов самообразования, но она проявляется на разном содержании. Многие ребята отличаются самостоятельностью в усвоении знаний не только по школьной программе, но и за ее пределами.
Взрослость подростков в романтических отношениях со сверстниками другого пола выражается не столько в факте существования взаимных симпатий, сколько в форме, в которую выливаются эти отношения. Именно форма отношений усваивается подростками от взрослых. Это подтверждается тем, что они назначают друг другу свидания и развлекаются, как взрослые: ездят в парк и за город, устраивают вечеринки, танцуют дома и даже в общественных местах.
Взрослость во внешнем облике и манере поведения - результат прямого подражания подростков старшим. Это выражается в заботе о сходстве своего внешнего облика с обликом взрослых. Подростки следуют моде в одежде и прическе, усваивают взрослую манеру ходить и разговаривать, считая непременным атрибутом взрослости употребление вульгарных выражений и модных словечек, мальчики начинают курить.
Помимо чувства взрослости у пятиклассников существует тенденция к взрослости - стремление казаться и считаться взрослыми. Для этих ребят чрезвычайно важно признание окружающими того, что они уже не маленькие. Неудовлетворенность подростков отношением взрослых выражается в обидах и всевозможных формах протеста, начиная от грубости, непослушания и кончая противопоставлением себя взрослым или уходом от общения с товарищами. Условиями формирования чувства взрослости и тенденции к взрослости является как авторитарная система воспитания, регламентация всего поведения и опека, так и значительная свобода и самостоятельность.
Самостоятельность детей может проявляться в учебе, отношениях с товарищами, выполнении домашних обязанностей, использовании свободного времени, в любимых занятиях. Она бывает различной как по объему, так и по существу. Во-первых, она может быть действительной и формальной; во-вторых, вызываться сложившимися обстоятельствами в семье или предоставляться ребенку взрослыми. Так, самостоятельность в учении может быть действительной или существовать в виде «свободы в учении», например при отсутствии контроля в семье. Самостоятельность во взаимоотношениях с товарищами, в занятиях и использовании свободного времени может быть, с одной стороны, предоставлена ребенку взрослыми и выражать доверие к нему, а с другой стороны, быть результатом отсутствия достаточного контроля за этой стороной жизни ребенка.
Самостоятельность в выполнении поручений родителей бывает формальной, когда отдельные поручения исполняются при постоянной опеке и контроле, и подлинной, когда в семье существует некоторое разделение труда, без мелочной опеки и контроля, в чем выражается доверие ребенку. Самостоятельность ребенка в любимых занятиях имеет разный смысл: один - при довольно безразличном отношении взрослых и другой - при активном содействии и уважении к его делу.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного «Я». Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно- дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание «Другого», похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростка высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияют на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты, агрессивность, стремление обвинить окружающих, нежелание и неумение признать свою вину, доминирование защитных форм поведения и неспособность конструктивно разрешить конфликт.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
• навыки уверенного поведения;
• навыки совместной (коллективной) деятельности;
• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
• навыки самоподдержки;
• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Итак, при наличии всех этих умений и навыков возможно решение основных задач развития пятиклассников:
1) овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
2) формирование умения учиться в средней школе;
3) развитие учебной мотивации, формирование интересов;
4) развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
5) формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
6) формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
V. Обсуждение плана воспитательной деятельности, решение организационных вопросов
Классный руководитель. Мы ознакомились с особенностями развития пятиклассников, услышали о возможных проблемах и задачах развития. Для успешного преодоления трудностей необходима совместная воспитательная деятельность.
Классный руководитель:
• знакомит с задачами и целями школы, определяет задачи свои и классного коллектива на учебный год;
• рассказывает об учителях и требованиях, которые они предъявляют к учебной деятельности учащихся;
• знакомит родителей с основными направлениями воспитательной деятельности школы, основными делами на год (обязательно с традиционными), конкретным планом работы на первую четверть;
• рассказывает родителям о том, какие кружки, факультативы, секции будут работать в школе для ребят данного возраста, об иностранных языках, о необходимости хорошо заниматься по всем предметам.
Решает следующие организационные вопросы:
• о питании в школьной столовой;
• возможности оказания материальной помощи;
• сменной обуви;
• ведении дневников;
• плате за различные дополнительные услуги в школе;
• об организации классного фонда.
Классный руководитель. Уважаемые родители, я предлагаю вам еще раз в группах обсудить уже прозвучавшие сегодня проблемы, связанные с воспитанием детей, и на основании этого сформулировать предложения о тематике родительских собраний на учебный год.
(Принятие тематики родительских собраний на учебный год.)
VI. Выборы родительского комитета
Технология выборов членов родительского комитета зависит от уровня развития родительского коллектива. Это может быть назначение по списку, по желанию, по очередности с последующим распределением обязанностей внутри комитета.
VII. Подведение итогов собрания
Классный руководитель. Наше собрание подошло к концу. Благодарю вас за совместную деятельность, надеюсь на дальнейшее взаимопонимание.
Проект решения собрания
1. Принять тематику родительских собраний на учебный год.
2. Утвердить состав родительского комитета в количестве... человек.
Председатель - ФИО
Учебный сектор - ФИО
Культмассовый сектор - ФИО
Трудовой сектор - ФИО
Казначей - ФИО
Обязательно после собрания встретьтесь с родителями, не явившимися на собрание. Не оставляйте любой пропуск родительского собрания без внимания, ибо это проявление неуважения родителей к учителю и школе.
Подготовка и проведение родительского собрания в школе
Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Взаимопонимание в семье»
Сценарий родительского собрания на тему: Как компьютер влияет на здоровье детей
Родительское собрание в 5 классе. Трудности адаптации пятиклассников в школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!