Цель: выработать единые требования к учебной деятельности пятиклассников.
Задачи: пополнить арсенал знаний родителей по вопросу учебных трудностей пятиклассников; изучить отношение подростка к школьным знаниям; определить учебные трудности каждого учащегося, найти способы их преодоления.
Форма проведения: дискуссия.
Участники: классный руководитель, родители учащихся.
Подготовительная работа
I. Изучение отношения подростка к школьным знаниям.
Отношение подростка к школьным знаниям
Инструкция. Прочти внимательно каждое утверждение и выскажи свое отношение к школьным знаниям, поставив галочку в соответствующую графу.
Утверждения |
Совсем не похоже на меня |
Пожалуй, не похоже на меня |
Иногда похоже, иногда нет |
Похоже на меня |
Точно про меня! |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. Я стараюсь найти ответы на вопросы, задаваемые учителем или напечатанные в конце параграфа |
|
|
|
|
|
2. Если в объяснении учителя или в учебнике мне что-то непонятно, я обязательно выясняю это |
|
|
|
|
|
3. Читая параграф учебника, я всегда выделяю главное |
|
|
|
|
|
Утверждения |
Совсем непохоже на меня |
Пожалуй, не похоже на меня |
Иногда похоже, иногда нет |
Похоже на меня |
Точно про меня! |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
4. При подготовке уроков для меня важнее запомнить, чем понять |
|
|
|
|
|
5. Я выясняю значение незнакомых слов |
|
|
|
|
|
6. Обычно я не пытаюсь найти связь между тем, что изучается сейчас, и тем, что мы проходили раньше |
|
|
|
|
|
7. Мне интересно многое из того, что изучают в школе |
|
|
|
|
|
8. После объяснения учителя я часто не могу выделить главное в его рассказе |
|
|
|
|
|
9. Я люблю следить за рассуждениями учителя, одноклассников, за объяснениями того, как получен результат |
|
|
|
|
|
10. Мне кажется, что многое из того, что мы изучаем в школе, не имеет никакого отношения к жизни |
|
|
|
|
|
11. Для меня важно понять причину явления, события |
|
|
|
|
|
12. Я не всегда могу точно определить, что я знаю, а чего - не знаю |
|
|
|
|
|
Обработка результатов. Подсчитывается общая сумма баллов, которая потом сопоставляется с показателями оценки.
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
11 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Оценка:
12-28 баллов. Низкий уровень познавательного отношения к учению. Велика вероятность формализма в усвоении знаний, трудностей в учении. Поэтому родителям и педагогам следует уделять особое внимание профилактике формализма и содержательному усвоению знаний. Для этого необходимо, прежде всего, ориентировать школьника не на заучивание, а на понимание содержания, сути учебного материала. Важно помнить, что нередко причиной плохого понимания является незнание или неправильное толкование необходимых слов, терминов, неумение понять логику изложения материала, представить события или явления по описанию.
Наряду с формированием абстрактного мышления и развитием познавательных процессов необходимо обязательно раскрывать подросткам связь между школьными знаниями и действительностью. Особое внимание стоит обратить на формирование умения сравнительно легко переходить от абстрактных знаний к конкретным и видеть в конкретном факте действительности проявление той или иной теоретической закономерности.
29-45 баллов. Средний уровень познавательного отношения к учению. Отражается в несистематичности усвоения материала. Существует опасность возникновения пробелов в знаниях, которые могут привести к непониманию и трудностям. Следует обратить внимание на последовательность в усвоении знаний, установление связи между новым и старым учебным материалом. Необходимо проанализировать причины непонимания учебного материала.
Более 45 баллов. Высокий уровень познавательного отношения к учению.
II. Изучение отношения подростка к к отдельным учебным предметам.
Расписание уроков (методика)
Инструкция. Ребята! Представьте, что вы стали завучем или директором школы и можете составить для себя расписание уроков такое, какое вам покажется удобным. Вам нужно выбрать количество
Понедельник |
Вторник |
Среда |
|
|
|
Четверг |
Пятница |
Суббота |
|
|
|
Воскресенье |
||
|
Оформление помещения, оборудование
Столы расставлены для групповой работы. На каждом рабочем месте цветная карточка (количество цветов по количеству рабочих групп). Чистые листы ватмана, маркеры или фломастеры.
На классной доске:
Дети должны делать то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог. (Ж.-Ж. Руссо)
Пастух должен привести лошадь к водопою, но лошадь будет пить сама. (Поговорка)
I. Вступительное слово классного руководителя
Классный руководитель. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны («не огорчались и не переживали», «радовались», «чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала»), достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальных классах, «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание. Родителям необходимо знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении, и помогать ему их преодолеть.
II. Работа родителей в группах
Классный руководитель. Перед каждым из вас лежит цветная карточка. Объединитесь, пожалуйста, в группы по цвету карточки.
У нас получилось пять групп. Задача каждой группы сформулировать учебные трудности, с которыми встречаются ваши дети, и записать их на лист.
Листы с ответами вывешиваются на доску.
1. Пробелы в знаниях за курс начальной школы.
2. Отсутствие желания учиться.
3. Слабая организация самостоятельной деятельности. Постоянно нужен контроль.
4. Невнимательность и рассеянность.
5. Трудности в выполнении письменных заданий по русскому языку.
6. Трудности при решении математических задач.
7. Трудности в подготовке устных ответов.
8. Неуверенность в своих способностях.
И другие.
III. Обсуждение результатов работы групп
Классный руководитель. У нас имеется пять групп учебных трудностей. Посмотрим, какие из них повторяются, а значит, наиболее распространены. Какие способы преодоления учебных трудностей существуют?
(Классный руководитель подводит итог работы групп, обобщает знания родителей, используя приведенный ниже материал.)
Одной из причин являются недостатки учебной подготовки. У многих пятиклассников есть пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания - с неумением правильно определять корни слов, а значит, и подбирать проверочное слово.
Проблема здесь заключается в том, что такие пробелы не всегда легко определить. Это бывает трудно сделать даже высокопрофессиональному педагогу, поскольку тот или иной пробел нередко скрывается за другими, полностью или частично усвоенными знаниями и навыками. Поэтому, помогая школьнику в учебе, важно добиться, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали выполнения трудного задания. Для этого можно попросить школьника выполнить одно - два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.
Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.
Надо сказать, что пятый класс - благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.
В жизни детей этого возраста значительное место еще занимает игра, поэтому развитие психических процессов первоначально лучше проводить на неучебном материале, что успешно могут делать и родители.
Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта), сосредоточенности, зрительной памяти.
Все эти игры особенно эффективны при включении в них элемента соревнования, что отвечает потребностям детей этого возраста.
Вместе с тем надо иметь в виду, что, во-первых, навыки в игре проявляются при достаточно сильном мотиве и поэтому оказываются более ярко выраженными, чем в учебной деятельности, а во-вторых, перенос сформированных таким образом навыков на учебную ситуацию составляет отдельную задачу. Необходимо постепенно, по мере вовлечения школьников в занятия, приближать ситуации к учебной деятельности.
Второй причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности - нежелание и «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься.
Хотя школьники-пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные препятствия ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении и внешних, и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.
Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему. Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника. Нужно, чтобы учебные занятия вызывали у десятилетнего ученика положительные эмоциональные переживания.
Общее положительное отношение к себе и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, нередко приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности их бросают, не испытывая при этом особых угрызений совести. Стандартное объяснение этому - «разонравилось, не хочется, не смогу» - отражает, как ни странно для взрослых, реальную причину: теряется положительное отношение к делу и, как следствие, снижается самооценка в этой области.
При этом из-за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное - не имеющие прямого отношения к их способностям и возможностям.
В этот период жизни ребенка эмоции доминируют, подчиняют себе всю его психическую жизнь, в том числе и течение психических процессов.
Но известно, что слишком сильные или слишком длительные позитивные эмоции могут оказать такое же отрицательное влияние, как и сильные отрицательные эмоции. Положительные эмоции могут способствовать возникновению своеобразной «эмоциональной усталости», проявляющейся в раздражении, капризах, «скандалах», плаче и т. п. Таким образом, чрезмерное увлечение эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность школьника могут привести к обратному эффекту.
В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать юмор. Он имеет очень большое значение для познавательного развития ребенка этого возраста. Дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые взрослым часто кажутся несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимы к детским шуткам и умели использовать юмор в своих целях.
Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются довольно легко (иногда на всю жизнь), если они представлены в шутливой форме: «Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам», «Медиана - это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну». Можно научить детей создавать такие фразы, используя юмор для лучшего запоминания.
В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно-высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и др.). Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.
IV. Анализ результатов педагогического исследования
Классный руководитель. Одной из причин снижения учебной успеваемости является снижение интереса к учебной деятельности, иначе говоря, учебной мотивации. Как же обстоят дела у наших школьников? По результатам педагогического исследования, которое включало изучение учебной мотивации, наблюдение за отношением к учебной деятельности, мы имеем следующий результат:
Высокий уровень познавательного отношения к учению - ... человек.
Средний уровень познавательного отношения к учению - ... человек.
Низкий уровень познавательного отношения к учению - ... человек.
(Для себя классный руководитель делает более подробный анализ с включением фамилий учащихся. Родителям информация об их ребенке дается в личной беседе или во время индивидуальной консультации.)
Среднюю недельную учебную нагрузку дети видят в количестве... часов.
Наиболее популярным предметом в классе является ...
Рейтинг наиболее популярных учебных предметов следующий:
1. …
2. ...
…
Тревогу вызывают предметы с наименьшим количеством выборов. Причиной может быть...
(По результатам исследования классный руководитель беседует с учителями-предметниками с целью выяснить наиболее часто встречающиеся затруднения у учащихся по данному предмету. Составляет перечень требований учителя к учащимся.)
Письменные домашние задания выполняют:
• всегда и в полном объеме - ... учащихся;
• всегда, но часто не в полном объеме - ... учащихся;
• не всегда или частично - ... учащихся;
• редко или никогда-... учащихся.
Ведение дневников:
• дневник аккуратно заполнен, подпись родителей своевременна - ... учащихся;
• дневник заполняется неаккуратно, подпись родителей своевременна -... учащихся;
• дневник не заполняется, контроль родителей отсутствует - ... учащихся.
V. Организация обсуждения способов решения выявленных проблем
Классный руководитель. Мы выяснили, какие трудности в учебной деятельности испытывают наши дети, попытались определить причины этих трудностей. Попробуем разобраться, какую помощь детям могут оказать родители.
Поскольку основной причиной трудностей в усвоении учебного материала является нарушение функций внимания, то дадим небольшую справку именно по данному вопросу.
О внимании, ошибках и методах «лечения»,
или Как помочь ребенку быть более внимательным
-... Опять ошибка! Посмотри, что ты пишешь! Надо быть внимательней. Снова буквы пропускаешь.
-... Сколько можно показывать, как надо оформлять контурные карты? А ты что делаешь: то цвет перепутаешь, то условные обозначения не там нанесешь. И хватит смотреть в окно!
Каждому родителю, наверное, знакомы подобные замечания, сделанные сыну или дочери учителем в школе. Да и сами не раз обращали внимание, что ребенок делает задания иногда хорошо, а иногда быстро, неряшливо и что-нибудь да упустит. Можно ругать, наказывать, требовать от ребенка быть внимательнее, а толку чуть. Ведь сколько ни говори слово «халва», а слаще не станет.
Давайте разберемся, что значит «быть внимательнее». Можно ли помочь ребенку перестать делать глупые ошибки, поменьше отвлекаться во время выполнения заданий?
Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Вполне понятное определение. Но что же получается: у всех невнимательных людей дело только в неспособности сосредоточиться?
Оказывается, все не так просто. У внимания есть разные качественные характеристики:
• концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте;
• объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;
• переключение- намеренный, сознательный перенос внимания с одного объекта на другой;
• распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько видов деятельности;
• устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте.
В зависимости от того, какая из функций внимания «страдает», и подбирают метод «лечения». И помните: чем раньше вы обнаружите проблемы ребенка, связанные с нарушением внимания, тем легче будет их преодолеть.
1. Подросток никак не может понять суть объяснений (или внимательно прочитать - перескакивает через слова), а когда решает задачи, то постоянно задумывается, начинает заниматься чем-то другим. Как результат - уроки делаются несколько часов вместо 40 минут. Это нарушение устойчивости внимания и произвольности.
Такого ребенка надо постепенно учить сосредоточиваться на предмете и поменьше отвлекаться на посторонние раздражители (свет, шум, голоса). И начинать надо с малого. Сумел сосредоточиться и не отвлекаться 5 минут - уже молодец. Можно расслабиться. Потом еще 5 минут «сильной» концентрации внимания. Время сосредоточения увеличивайте постепенно.
2. Часто бывает, что ребенок, сделав один предмет, не может сразу начать делать уроки по другому предмету. И здесь надо обратить внимание на особенности переключения внимания у подростка.
Дайте ребенку немного отдохнуть, прежде чем занимать его другим видом деятельности. Учитывайте это при подготовке домашнего задания. Так, выполнив задачки по геометрии, подросток может пойти попить чай, отвлечься. А потом заняться упражнениями по русскому языку.
3. Частая проблема - трудности распределения внимания. Может проявляться при выполнении письменных заданий. Например, при написании диктанта: надо одновременно и слушать, и записывать, и проверять ошибки, а ведь еще и сосед под боком спрашивает: «Как писать?»
Упражнение для младшего подростка. Найдите дома старую книжку, в которой не жалко писать. Засеките время (минут семь) и дайте ребенку задание: читая текст, последовательно вычеркивать в словах определенные 2-3 буквы разными способами. Например, букву «А» зачеркиваем вертикальной чертой, букву «О» - горизонтальной, а букву «Я» - просто подчеркиваем. Можно усложнить задачу: одновременно в незнакомом тексте вычеркивать буквы и запоминать содержание. А потом проверить, как этот текст усвоен и сколько букв правильно вычеркнуто.
Несколько упражнений на тренировку внимания для младших подростков
1. Для усиления концентрации и устойчивости внимания подойдет решение в уме несложных математических задач, которые требуют последовательного выполнения нескольких действий. Можно также дать задание: рассмотреть две похожие картинки и найти, чем они отличаются.
2. Для распределения внимания подойдет игра в шифровальщика: какой-нибудь текст надо зашифровать символами по определенному правилу. Можно поработать и с текстом: медленно прочитайте несколько предложений и одновременно постукивайте по столу карандашом. Ребенок должен сосчитать, сколько было ударов, и запомнить текст.
3. Увеличить объем внимания поможет запоминание большого числа предметов. Можно идти по улице, остановиться перед витриной. Пусть ребенок посмотрит на нее 1 -2 минуты, а потом отвернется и перечислит, что он запомнил. Это также увеличит объем памяти.
4. Игра «Муха». Нарисуйте на листке поле 4x4 клетки. В одну из них «посадите» муху - поставьте точку. Задание: муха может двигаться на одну клетку вверх, вниз, вправо и влево. Командуйте мухой, а подросток пусть следит за ее передвижениями по полю только глазами. Через некоторое время остановитесь. И пусть ребенок укажет, где «остановилась» муха. Постепенно можно увеличить время «полета» мухи - это поможет подростку научиться концентрировать внимание долгое время. Когда поле будет освоено, усложните задачу: пусть ребенок следит за мухой по воображаемому полю. Теперь ему надо удерживать в голове два объекта: само поле и путь мухи. А потом еще больше усложните задачу: увеличьте поле до 25 или 36 клеток и усложните ходы - 2 клетки наискосок, 3 вправо и т. д. Правда, на освоение таких больших полей потребуется больше времени. Но тогда к этой игре можно подключить и всю семью: посмотреть, кто внимательнее.
А вот и еще одна закономерность - закономерность циркуляции внимания. Оказывается, через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна. Исследования психологов показали, что качество внимания зависит и от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители (включенный магнитофон, разговор соседей по парте и т. д.) мешают сосредоточиться, а с сильной - даже повышают концентрацию внимания.
Для нормального восприятия необходим определенный приток информации в виде сигналов из внешней среды. В то же время избыточный приток сигналов приводит к понижению точности восприятия и ответа человека, к ошибкам.
И еще несколько слов о видах внимания.
Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Термин «произвольное» образован от слова «воля». Иначе говоря, это внимание по воле человека (подростка).
Непроизвольное внимание- внимание, возникающее само собой. Оно включается под действием сильного, контрастного или нового, неожиданного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Сильный звук, яркая вспышка света, резкий запах всегда привлекут внимание. Среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых - темный и т. д. Привлечет внимание и «прыгающий», мерцающий объект: на этом свойстве непроизвольного внимания основываются производители рекламы, создавая сверкающие неоновые щиты. Непроизвольное внимание возникает также в зависимости от состояния самого человека, оно связано с его настроением, переживаниями, потребностями, интересами.
Произвольное внимание - сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут. Поэтому помните: при выполнении домашнего задания надо давать ребенку маленькую передышку через каждые 20-25 минут.
Поддержание устойчивого произвольного внимания зависит от ряда условий. Психолог В.А. Крутецкий выделяет следующие:
• осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности;
• отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности;
• привычные условия работы;
• возникновение косвенных интересов;
• создание благоприятных условий для деятельности, т. е. исключение отрицательно воздействующих посторонних раздражителей.
Послепроизвольное внимание - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и подросток не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Так, увлекшись, ребенок может долго рисовать или играть на компьютере.
Наблюдения и специальные исследования убеждают, что слабые побочные раздражители не снижают эффективность работы, а повышают ее. Еще великий русский физиолог И.М. Сеченов пришел к выводу, что абсолютная тишина не увеличивает, а уменьшает эффект умственной работы, так как сосредоточить внимание на работе становится очень трудно.
Следующей не менее важной причиной снижения успеваемости является низкая произвольность деятельности и слабый самоконтроль.
Начать можно с выработки собственных критериев того, насколько полно и хорошо выполнены домашние задания. В этом может помочь памятка для школьников. Она может быть создана самим школьником с помощью родителей. Желательно, чтобы первоначально родители помогали детям готовиться к урокам, пользуясь этой памяткой.
Как готовить домашние задания (памятка для учащихся)
1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.
2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.
3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.
4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.
5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т. п.
6. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.
7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и том, как (с помощью каких приемов и средств) это можно сделать.
8. В случае необходимости обращайся за помощью к взрослым или одноклассникам.
9. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.
10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.
11. Убери со стола все лишнее - то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари и т. п.). После того как приготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего и т. п.
12. Между уроками делай перерывы.
13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.
14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.
15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится.
16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.
17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть по отдельности. Используй метод ключевых слов.
18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.
19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.
20. Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод «5 П», разработанный американскими психологами. Поданным психологов США, такой метод позволяет сосредоточить внимание на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию.
21. Составляй план устного ответа.
22. Проверяй себя. У тебя все получится!
Метод «5 П»
1 Посмотри текст (бегло).
2. Придумай к нему вопросы.
3. Пометь карандашом самые важные места.
4. Перескажи текст.
5. Просмотри текст повторно.
Дополнительная информация для обсуждения этого вопроса содержится в сценариях собраний «Домашние задания: помощь или контроль», «Как научить ребенка планировать свои действия, прогнозируя их последствия».
VI. Подведение итогов собрания
Классный руководитель. Завершить нашу встречу я бы хотела высказыванием французского писателя и философа Жан-Жака Руссо: «Дети должны делать то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». И наша задача именно так организовать воспитательное воздействие. Об этом же говорит русская народная мудрость: «Пастух должен привести лошадь к водопою, но лошадь будет пить сама».
Проект решения собрания
1. С целью повышения учебной мотивации учащихся членам родительского комитета провести проверку дневников, проверку выполнения письменных домашних заданий. Ответственный: ФИО. Срок...
2. Родителям учащихся обеспечить контроль выполнения письменных и устных домашних заданий.
Трудности в обучении
Во время обучения многие из учеников (и младшей, и средней школы) испытывают определенные трудности при усвоении учебного материала. В книге С.Н. Костроминой и А.Ф. Ануфриева «Как преодолеть трудности в обучении детей» (М., 2000) все они подробно описаны. Мы остановимся лишь на некоторых из них.
1. Проблемы с письменными заданиями.
а) Пропуск букв в письменных работах. Одна из причин возникновения этой проблемы - низкий уровень развития фонематического слуха ребенка. Корни этой проблемы уходят еще в дошкольный период. Иногда родители не обращают особого внимания на чистоту произношения слов в речи ребенка, не поправляют его. В результате ребенок не может правильно дифференцировать некоторые звуки. Со временем это проявляется в неправильном написании слов или пропусках букв. Также у ребенка может быть слабая концентрация внимания. Он не способен долго сосредоточиваться во время письменной работы (диктанта).
б) Неразвитость орфографической зоркости. Часто родители жалуются, что вроде бы ребенок и проверил свою работу, а потом можно найти еще с десяток ошибок (в том числе и пропуски букв, о которых говорилось выше).
Этому способствует несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу). Также эта проблема может быть связана с низким уровнем распределения внимания. Проявляется это в следующем: проверяя слова, подходящие под какое-нибудь одно правило, он упускает из виду слова, написанные по другому правилу. Или, слушая текст, чтобы написать его под диктовку, ребенок сосредоточен на его запоминании, и ему не хватает внимания, чтобы еще и грамотность проверять.
2. Невнимательность и рассеянность. Иногда учителя жалуются, что некоторые ученики в классе просто витают в облаках. Конечно, могут быть и личные причины невозможности сосредоточиться на объяснении материала, например, ссора с другом, проблемы дома. Но это также может быть связано и со снижением уровня концентрации и устойчивости внимания, и с низким уровнем произвольности (т. е. у подростка не хватает силы воли заниматься не слишком интересующим его предметом).
3. Трудности при решении математических задач. Всем известно, что среди детей встречаются и чистые гуманитарии, которым сложно понять математические построения. Но подобная проблема возникает, если у подростка не сформированоумение ориентироваться на систему признаков или же снижен общий интеллект.
4. Затруднения при пересказывании текста или устных ответах. Эта проблема чаще всего встречается у подростков, у которых не сформировано умение планировать свои действия. Казалось бы, какая связь? Однако, чтобы правильно пересказать текст, надо сначала найти и выделить опорные моменты, по которым можно ориентироваться, воспроизводя прочитанное. Это как в жизни: чтобы довести дело до конца, надо уметь видеть промежуточные этапы, спланировать последовательность его выполнения. Если для ребенка в обиходе составление плана действий не является сложностью, то он легко сможет продумать, как перескажет текст или ответит устно. Низкий уровень логического запоминания (т. е. последовательности) и общего речевого развития также может добавить трудности во время пересказа параграфа. Если подросток тревожен или имеет низкую самооценку, то для такого ребенка устные ответы могут стать настоящим испытанием.
5. Постоянно забывает дома учебные предметы. Эта жалоба на своих учеников особенно распространена среди преподавателей, работающих в пятых классах. Мы уже говорили, что именно в этот период подросток сталкивается с «многотребовательностью» учителей-предметников. Сразу запомнить все, что они просят делать, он не в состоянии, вот и забывает периодически то ручку, то нужную тетрадь. Однако если подобные жалобы на ребенка встречались и раньше (или «забывчивость» не прошла после периода адаптации), то причину надо искать в эмоциональной нестабильности и повышенной импульсивности подростка.
6. Домашняя и классная работы отличаются по качеству выполнения. Наверное, многие из родителей не раз удивлялись такому несоответствию: за выполнение домашних заданий сыну/дочери ставят «отлично», а вот за классные работы выше тройки оценки так и не поднялись. В чем причина: ведь ребенок все понимает и дома уроки делает самостоятельно? А дело, скорее всего, в том, что дома ребенок выполняет упражнения в своем темпе, а в классе всем дается одинаковое время на выполнение задания. Просто подросток медлителен, у него снижен темп деятельности. Второй причиной может послужить несформированность приемов учебной деятельности.
7. Постоянно просит учителей повторить задание. Такая проблема часто возникает при нарушении внимания или из-за рассеянности ребенка. Или же у подростка снижен уровень кратковременной памяти. И та и другая причина не дает подростку сосредоточиться на инструкции и правильно ее запомнить.
8. Систематические опоздания на занятия или факультативы. Эта
9. Испытывает страх перед опросом учителя и любой проверкой знаний. Основная причина - повышенная тревожность подростка. Тревожный ребенок имеет низкую самооценку и неуверен в себе. Поэтому для него любое предъявление себя - стрессовая ситуация. Об этом мы подробно говорили в предыдущей главе. Также боязни отвечать способствуют авторитарный стиль воспитания, завышенные требования родителей или наказания за плохие оценки. Страх, что он может получить плохую оценку или не соответствовать ожиданиям учителя, парализует мышление подростка. В результате даже при хороших знаниях он не в состоянии предъявить их в полной мере.
Подготовка и проведение родительского собрания в школе
Положение о родительском собрании в школе
Сценарий родительского собрания на тему: Как компьютер влияет на здоровье детей
Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Взаимопонимание в семье»
Первое родительское собрание в 5 классе. Знакомство с родителями
Нет комментариев. Ваш будет первым!