Цель: выявление и согласование различных точек зрения родителей по вопросу воспитания детей.
Задачи: определить взаимозависимость между характером, наследственностью и воспитанием; определить роль родителей в становлении личности ребенка.
Форма проведения: диспут.
Участники: родители учащихся, классный руководитель.
Материалы к собранию
Характер, наследственность и воспитание. Казалось бы, какая между ними взаимозависимость?
Этот вопрос волнует многих родителей. Они хотят знать, создается ли характер воспитанием или передается по наследству. Действительно, вопрос очень важный, правильное понимание его имеет большое значение для дела воспитания.
Прежде всего выясним, что такое характер и в чем он проявляется. Под характером понимают совокупность не всех, а только устойчивых и наиболее существенных психологических особенностей личности, сложившихся под влиянием среды и воспитания. Проявляется характер в поступках человека, в его поведении в различных жизненных условиях.
Поскольку человек живет не изолированно, а в обществе, то в его характере обнаруживаются черты, раскрывающие его отношение к людям. Такими чертами могут быть чуткость, общительность, правдивость, инициативность или противостоящие им отрицательные черты - черствость, индивидуализм, лживость, пассивность.
Человек трудится и находится на каком-то трудовом посту, следовательно, ряд черт характера раскрывает его отношение к труду. Например, трудолюбие, добросовестность, аккуратность или противостоящие им отрицательные черты - лень, недобросовестность, небрежность. Наконец, в отношении человека к самому себе могут обнаруживаться такие черты, как скромность, чувство собственного достоинства, самокритичность или противостоящие им отрицательные черты - зазнайство, самоунижение, самоуверенность.
Поскольку характер влияет на поведение и поступки человека, то, разумеется, зная характер ребенка, можно в некоторой мере предугадать, как в том или ином случае он будет себя вести. Зная чуткость и отзывчивость дочери, мать именно ее посылает в аптеку за лекарством. Зная, что Леша везде отличался настойчивостью и трудолюбием, отец именно ему, а не старшему сыну поручает ответственное задание, понимая, что он не уйдет до тех пор, пока не завершит дело.
Характер выражает не все индивидуальные черты, а только наиболее существенные, относящиеся к моральной направленности и воле человека.
Некоторые родители считают, что характер передается по наследству от родителей, бабушек, дедушек, тетушек. «Воспитывай или не воспитывай, а если уж родился упрямцем, то таким и останется», - приходится слышать подобные заявления.
Сказать, что приведенный взгляд ошибочен, совершенно недостаточно. Такой взгляд просто-напросто вреден. Потому что вселяет неверие в силу воспитания. Таким образом родители стараются оправдать свое бессилие или нежелание в воспитательном воздействии. Единственное, что они делают, - это беспомощно разводят руками, стараясь найти подтверждение своих предположений. Сторонники теории наследственности характера не пытаются воздействовать на ребенка, так как заранее убеждены в том, что ничего из этого не получится. Еще хуже, если этим пессимизмом заражаются сами дети. Они ничего не желают изменять в своем характере, в оправдание же заявляют: «Что я могу сделать с собой, если у меня такой характер?»
Многочисленные примеры исправления самых трудных характеров показывают, что в его формировании ведущая роль принадлежит воспитанию, что те или иные черты приобретаются в процессе жизни. Однако нельзя совсем отрицать роль биологических задатков в формировании характера. И.П. Павлов в своих исследованиях по физиологии высшей нервной деятельности показал, что каждый человек от природы обладает тем или иным типом высшей нервной деятельности, которая является физиологической основой характера.
Следовательно, по наследству передается не характер, а тип нервной системы, другими словами, определенное сочетание свойств основных нервных процессов: силы, уравновешенности и подвижности.
Наблюдательные матери, будучи в родильном доме, наверное, замечали различное поведение здоровых младенцев: одни - крикливые, беспокойные, подвижные и доставляют много хлопот и матери, и окружающим, другие - спокойные, реагируют с опозданием. Это проявляются унаследованные особенности нервной системы, они наследуются от родителей так же, как черты лица, цвет волос, рост, а также особенности сердечно-сосудистой системы. Но это совсем не значит, что, будучи врожденными, особенности нервной системы остаются неизменными.
Наследуемые особенности нервной системы в известной мере влияют на характер, но отнюдь не определяют целиком черт будущего характера. Многое зависит от условий жизни и воспитания. Например, чрезмерная вспыльчивость, раздражительность бывают обусловлены слабым типом нервной системы, иначе говоря, врожденной слабостью нервной системы, ее неспособностью справляться даже с самыми обычными раздражителями. Если не обратить на это внимания, не позаботиться об укреплении нервной системы и не изменить своего подхода к ребенку, то раздражительность, вспыльчивость укрепляются и становятся чертами характера. Точно так же резкость, как следствие неуравновешенности (безудержного) типа нервной системы, при неправильном воспитании может перейти в черту характера.
Нередки случаи, когда неуравновешенный в детстве человек в последующие годы становится уравновешенным, выдержанным. В таких случаях говорят о совершенствовании типа нервной системы путем подчинения его характеру.
В жизни нередки случаи, когда одна и та же особенность нервной системы воплощается в различных характерах. Например, сын унаследовал от отца сильный (живой) тип нервной системы. Но характеры у них сложились разные. Энергия отца, его настойчивость направлены на добросовестное выполнение долга, вся его деятельность обусловлена интересами коллектива. Сын же корыстолюбив и всю свою энергию и «деловитость» вкладывает лишь в те дела, которые сулят ему выгоду. Таким образом, становление характера, проявление тех или иных черт обуславливается в конечном счете жизнью и воспитанием, а не врожденными особенностями нервной системы.
Даже в одной и той же семье у детей формируются разные качества, поскольку дети занимают в ней разное положение. В семье Л. были однояйцовые близнецы - Коля и Дима. О разной наследственности, естественно, не могло быть и речи. У близнецов были одни и те же задатки, но отличались братья друг от друга значительно. И, прежде всего потому, что занимали разное положение в семье и школе. Сказалось и то обстоятельство, что Коля страдал тяжелой болезнью. В семье и школе он был на особом положении: на его пути устраняли все препятствия, уступали во всем, проявляли жалость. Он был центром внимания в семье. Коля был болезненно самолюбив, эгоцентричен и все чаще пытался «диктовать». В школе он делал это реже, так как наталкивался на противодействие коллектива. Диме эти качества были вовсе не свойственны. Коля недоверчив, Дима - отзывчив. Коля презирает в нем эту черту. Он часто пускает в ход кулаки, когда что-либо не получается так, как хочет или задумал. Дима делает это редко, как исключение, если уж кто-либо глубоко задел его честь. Коля увлекается литературой. Дима не любит читать, зато увлекается конструированием. И это не все различия, хотя без того ясно, что даже у детей с общей наследственностью, живущих в одной и той же семье, формируются особенности, относящиеся к сфере сугубо индивидуального в характере.
Особенно резко сказывается на формировании сугубо индивидуального в личности ребенка его положение в семье, которое способствует удовлетворению притязаний на то, чтобы оставаться в желаемом статусе. Ребенок, подражая родителям, усваивает их черты. То, что родители делают, то, как они себя ведут, гораздо сильнее влияет на ребенка, чем то, что они ему говорят. Если ребенок видит, что родители внимательны к людям, справедливы, добры, отзывчивы, трудолюбивы и того же требуют от него, то и он вырастет с такими чертами характера. Но если в присутствии детей отец или мать неискренни, обманывают соседей, проявляют пренебрежение к общественным интересам, дети воспринимают такое поведение как должное и сами так поступают.
Однако одного хорошего примера со стороны родителей, здоровой семейной атмосферы еще недостаточно для становления полноценного характера. Недостаточно только требовать от детей правильного поведения: быть организованным и аккуратным, правдивым и трудолюбивым. Главное - надо постоянно упражнять их в правильных поступках, закреплять правильные нормы поведения. Честность, чуткость, настойчивость, мужество и другие положительные качества никогда не закрепятся только через слово, если мы не поставим ребенка в такие условия, в которых он мог бы проявить эти качества, в которых он обязан их проявить. Такие условия нетрудно создать специально. Поставить ребенка в положение, где он просто должен выполнить задание (не принес молока и хлеба - не будет обеда и тебе и другим). В этом случае он почувствует и сам результаты своего непослушания. Ребенка нужно учить жить, считаясь с людьми, с их возрастом, физической силой, нравственными позициями, с условиями жизни. В этом и будет формироваться характер.
Но было бы неправильно сделать вывод, будто характер формируется только в семье. В действительности среда, создающая характер, гораздо шире и сложнее: это и школьные наставники ребенка, и его одноклассники, и товарищи по двору, и книги, которые он читает, и фильмы, которые он смотрит, - иными словами все то окружение, в котором он находится.
Взаимодействие родитель-ребенок (опросник)
Подростковый вариант
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М - для матери, под буквой О - для отца.
5 - несомненно, да (очень сильное согласие);
4 - в общем да;
3 - и да, и нет;
2 - скорее нет, чем да;
7 - нет (абсолютное несогласие).
1. Если уж он(а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.
2. Он(а) всегда наказывает меня за мои плохие поступки.
3. Я редко говорю ему(ей), куда иду и когда вернусь.
4. Он(а) считает меня вполне самостоятельным человеком.
5. Могу рассказать ему(ей) обо всем, что со мной происходит.
6. Он(а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.
7. Он(а) чаще замечает во мне недостатки, чем достоинства.
8. Он(а) часто поручает мне важные и трудные дела.
9. Нам трудно достичь взаимного согласия.
10. Иногда он(а) может разрешить то, что еще вчера запрещал(а).
11. Я всегда учитываю его(ее) точку зрения.
12. Я бы хотел(а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как я к нему(ней).
13. Я редко делаю с первого раза то, о чем он(а) меня просит.
14. Он(а) меня редко ругает.
15. Он(а) старается контролировать все мои действия и поступки.
16. Считает, что главное - это слушаться его(ее).
17. Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (с ней).
18. Он(а) не разделяет моих увлечений.
19. Он(а) не считает меня таким умным и способным, как ему(ей) хотелось бы.
20. Он(а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.
21. Он(а) часто идет у меня на поводу.
22. Никогда не скажешь наверняка, как он(а) отнесется к моим словам.
23. Могу сказать, что он(а) для меня авторитетный человек.
24. Мне нравятся наши с ней(ним) отношения.
25. Дома он(а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.
26. Бывает, что он(а) применяет ко мне физические наказания.
27. Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он(а).
28. Считает, что он(а) лучше знает, что мне нужно.
29. Он(а) всегда мне сочувствует.
30. Мне кажется, он(а) меня понимает.
31. Он(а) хотела бы многое во мне изменить.
32. При принятии семейных решений он(а) всегда учитывает мое мнение.
33. Он(а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями.
34. Никогда не знаешь, что от него(нее) ожидать.
35. Он(а) является для меня эталоном и примером во всем.
36. Я считаю, что он(а) правильно воспитывает меня.
37. Он(а) предъявляет ко мне много требований.
38. По характеру он(а) мягкий человек.
39. Обычно он(а) мне позволяет возвращаться домой, когда я захочу.
40. Он(а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни.
41. Он(а) не допускает, чтобы я подмечал его(ее) слабости и недостатки.
42. Я чувствую, что ему(ей) нравится мой характер.
43. Он(а) часто критикует меня по мелочам.
44. Он(а) всегда с готовностью меня выслушивает.
45. Мы расходимся с ним(ней) по очень многим вопросам.
46. Он(а) наказывает меня за такие поступки, какие совершает сам(а).
47. Я разделяю большинство его(ее) взглядов.
48. Я устаю от повседневного общения с ним(с ней).
49. Он(а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.
50. Он(а) прощает мне то, за что другие наказали бы.
51. Он(а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и т. п.
52. Я не советуюсь с ним(ней), с кем мне дружить.
53. Могу сказать, что он(а) - самый близкий мне человек.
54. Он(а) все время высказывает недовольство мной.
55. Думаю, он(а) приветствует мое поведение.
56. Он(а) принимает участие в делах, которые придумываю я.
57. Мы по-разному с ним(ней) представляем мою будущую жизнь.
58. Одинаковые мои поступки могут вызвать у него(нее) то упреки, то похвалу.
59. Мне хотелось бы быть похожим на него(нее).
60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас. Регистрационный бланк
Ф.И.О.
Возраст
Класс (для детей)
|
М |
О |
|
М |
О |
|
М |
О |
|
М |
О |
|
М |
О |
1 |
|
|
13 |
|
|
25 |
|
|
37 |
|
|
49 |
|
|
2 |
|
|
14 |
|
|
26 |
|
|
38 |
|
|
50 |
|
|
3 |
|
|
15 |
|
|
27 |
|
|
39 |
|
|
51 |
|
|
4 |
|
|
16 |
|
|
28 |
|
|
40 |
|
|
52 |
|
|
5 |
|
|
17 |
|
|
29 |
|
|
41 |
|
|
53 |
|
|
6 |
|
|
18 |
|
|
30 |
|
|
42 |
|
|
54 |
|
|
7 |
|
|
19 |
|
|
31 |
|
|
43 |
|
|
55 |
|
|
8 |
|
|
20 |
|
|
32 |
|
|
44 |
|
|
56 |
|
|
9 |
|
|
21 |
|
|
33 |
|
|
45 |
|
|
57 |
|
|
10 |
|
|
22 |
|
|
34 |
|
|
46 |
|
|
58 |
|
|
11 |
|
|
23 |
|
|
35 |
|
|
47 |
|
|
59 |
|
|
12 |
|
|
24 |
|
|
36 |
|
|
48 |
|
|
60 |
|
|
М - оценка матери; О - оценка отца.
Вариант для родителей подростков
Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.
5 - несомненно, да (очень сильное согласие);
4 - в общем да;
3 - и да, и нет;
2 - скорее нет, чем да;
1 - нет (абсолютное несогласие).
1. Если уж я чего-то требую от него(нее), то обязательно добьюсь этого.
2. Я всегда наказываю его(ее) за плохие поступки.
3. Он(а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.
4. Я считаю его(ее) вполне самостоятельным человеком.
5. Сын(дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним(с ней) происходит.
6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
7. Я говорю ему(ей) чаще о его(ее) недостатках, чем о достоинствах.
8. Часто поручаю ему(ей) важные и трудные дела.
9. Нам трудно достичь взаимного согласия.
10. Бывает, что разрешаю ему(ей) то, что еще вчера запрещал(а).
11. Сын(дочь) всегда учитывает мою точку зрения.
12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) относился(лась) к своим детям так же, как я к нему(к ней).
13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
14. Я его(ее) очень редко ругаю.
15. Я стараюсь контролировать все его(ее) действия и поступки.
16. Считаю, что для него(нее) главное - это слушаться меня.
17. Если у него(нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
18. Я не разделяю его(ее) увлечений.
19. Я не считаю его(ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.
20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним(ней).
21. Я часто иду у него(нее) на поводу.
22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему(ней).
23. Думаю, что я для него(нее) авторитетный человек.
24. Мне нравятся наши с ней(ним) отношения.
25. Дома у него(нее) больше обязанностей, чем у большинства его(ее) друзей.
26. Приходится применять к нему(ней) физические наказания.
27. Ему(ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.
28. Думаю, я лучше знаю, что ему(ей) нужно.
29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
30. Мне кажется, я его(ее) понимаю.
31. Я хотел(а) бы в нем(ней) многое изменить.
32. При принятии семейных решений всегда учитываю его(ее) мнение.
33. Я всегда соглашаюсь с его(ее) идеями и предложениями.
34. Мое поведение часто бывает для него(нее) неожиданным.
35. Я являюсь для него(нее) эталоном и примером во всем.
36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына(дочь).
37. Я предъявляю к нему(ней) много требований.
38. По характеру я мягкий человек.
39. Я позволяю ему(ей) возвращаться домой, когда он(а) хочет.
40. Я стремлюсь оградить его(ее) от трудностей и неприятностей жизни.
41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
42. Мне нравится его(ее) характер.
43. Я часто критикую его(ее) по мелочам.
44. Всегда с готовностью его(ее) выслушиваю.
45. Мы расходимся с ним(ней) по очень многим вопросам.
46. Я наказываю его(ее) за такие поступки, которые совершаю сама.
47. Он(а) разделяет большинство моих взглядов.
48. Я устаю от повседневного общения с ней(ним).
49. Мне приходится заставлять его(ее) делать то, что он(она) не хочет.
50. Я прощаю ему(ей) то, за что другие наказали бы.
51. Мне хотелось бы знать о нем(о ней) все: о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т. д.
52. Он(а) не советуется со мной, с кем ему(ей) дружить.
53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
54. Я приветствую его(ее) поведение.
55. Я часто выказываю свое недовольство им(ей).
56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
57. Мы по-разному представляем с ним(ней) его(ее) будущую жизнь.
58. Бывает, что упрекаю и хвалю его(ее), в сущности, за одно и то же.
59. Думаю, ему(ей) хотелось бы походить на меня.
60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась) ко мне так же, как сейчас. Подсчет и обработка результатов:
Все формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается, прямые это утверждения или обратные. Обратные утверждения переводятся в баллы таким образом:
ответы 1 2 3 4 5
баллы 5 4 3 2 1
В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на 2. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Например, к 1 -й шкале относятся утверждения 1,13,25,37,49; к 10-й шкале - 12,24, 36,48, 60; к 3-й шкале - 3,4, 15,16, 27, 28, 39,40, 51, 52 и т. д. Ключ к опросникам для подростков и их родителей
|
Баллы |
|
Баллы |
|
Баллы |
|
Баллы |
|
Баллы |
Сумма по каждой шкале |
|
1 |
|
13 |
*** |
25 |
|
37 |
|
49 |
|
1. |
|
2 |
|
14 |
*** |
26 |
|
38 |
*** |
50 |
*** |
2. |
|
3 |
*** |
15 |
|
27 |
|
39 |
*** |
51 |
|
3. |
|
4 |
*** |
16 |
|
28 |
|
40 |
|
52 |
*** |
/2 |
|
5 |
|
17 |
|
29 |
|
41 |
*** |
53 |
|
4. |
|
6 |
*** |
18 |
*** |
30 |
|
42 |
|
54 |
*** |
5. |
|
7 |
*** |
19 |
*** |
31 |
*** |
43 |
*** |
55 |
|
/2 |
|
8 |
|
20 |
|
32 |
|
44 |
|
56 |
|
6. |
|
9 |
*** |
21 |
|
33 |
|
45 |
|
57 |
*** |
7. |
|
|
Баллы |
|
Баллы |
|
Баллы |
|
Баллы |
|
Баллы |
Сумма по каждой шкале |
|
10 |
*** |
22 |
*** |
34 |
*** |
46 |
*** |
58 |
*** |
8. |
|
11 |
|
23 |
|
35 |
|
47 |
|
59 |
|
9. |
|
12 |
|
24 |
|
36 |
|
48 |
*** |
60 |
|
10. |
|
Шкалы опросника для подростков и их родителей
1. Нетребовательность-требовательность. Показан тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка.
2. Мягкость-строгость. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3. Автономность-контроль. Чем выше показатель по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности. Низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.
4. Эмоциональная дистанция-близость. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться с ними самым сокровенным и важным. Сравнивая данные родителя и ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.
5. Отвержение-принятие. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.
6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7. Несогласие-согласие. Эта шкала описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает степень и частоту согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника - детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителей на воспитательную ситуацию в семье.
8. Непоследовательность-последовательность. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т. д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п.
9. Авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяет судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом. Поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности- негативности отношений ребенка к родителю.
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком (родителем). По данным этой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.
Положение о родительском собрании в школе
Подготовка и проведение родительского собрания в школе
Первое родительское собрание в 5 классе. Знакомство с родителями
Сценарий родительского собрания на тему: Как компьютер влияет на здоровье детей
Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Взаимопонимание в семье»
Нет комментариев. Ваш будет первым!