Остановимся подробнее на личностно ориентированных классных часах. Подготовку и проведение классного часа личностно ориентированной направленности можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий.
1. Составление педагогом совместно сучащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год.
В определении тем классных часов принимают участие школьники и их родители. Важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить участие школьников и их родителей в составлении тематики классных часов: метод социологического опроса, методика «Строим новый классный дом», методика «Мозговой штурм», журнал-эстафета «Мир общих дел» (учащиеся вместе с родителями пишут дома на отведенных для них страничках журнала рассказы о своих увлечениях, интересах, друзьях, а классный руководитель использует эту информацию при составлении тематики классных часов). При определении тем классных часов педагоги учитывают индивидуальные особенности своих воспитанников, их потребности, интересы, ценностные ориентации. Классные руководители накапливают сведения об особенностях развития учеников, систематизируют их в специальных дневниках, а затем используют эту информацию при планировании и организации воспитательного процесса.
2. Уточнение темы личностно ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению.
Лучше использовать методику «Куча мала». Она представляет собой блицопрос школьников по проблеме организации предстоящего классного часа. В течение одной-двух минут учащиеся отвечают на вопросы: что, где, когда, как, для кого, для чего и т. п. На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество. Пусть они окажутся недостаточно продуманными и слабо взаимосвязанными, но из образуемой ими «кучи малы» опытный педагог (или актив класса) может выбрать интересные и полезные предложения.
3. Выбор цели, содержания, формы и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов.
Здесь чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов, как инициативная группа, совет дела, творческая группа.
4. Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа.
Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки.
5. Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа.
Необходимо найти ответы на следующие вопросы.
- Что нужно сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа был обеспечен положительный эмоциональный настрой учащихся для участия в коллективном разговоре и деятельности?
- Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?
- В какие моменты дети смогут проявить свои творческие способности?
- Кто из учащихся сможет сыграть роль «солиста» в данном классном часе?
- Каким образом необходимо подвести итоги классного часа?
Составляя план классного часа, не следует его детализировать
до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий. В сценарии надо обязательно выделять время для действий, которые заранее не программируются, а разворачиваются в соответствии с ситуацией, непосредственно возникающей в ходе проведения классного часа.
6. Проведение классного часа.
Во вступительной части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми участниками целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем. Главное назначение основной части - создание для членов классного коллектива максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности и подведения итогов, для составления плана действий по решению обсуждаемых проблем, определения индивидуальных и групповых заданий.
7. Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы по его подготовке и проведению.
В процессе оценочно-аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащение жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей учащихся, психологический комфорт и активность участия детей в классном часе.
Следует особо подчеркнуть, что успешность проведения часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и оттого, насколько основополагающие идеи, принципы гуманистического воспитания поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.
Рекомендуем посмотреть:
Функции классного часа
Что такое тематический классный час
Классный час для учащихся 10-11классов и студентов колледжа. Классный час по теме: «Общение. Правила общения»
Методическая разработка нравственных классных часов для старшеклассников. Цели и задачи нравственного классного часа
Основные направления воспитательной работы в школе и колледже