Творчество — это деятельность, направленная на исследование и приводящая к открытиям. Пытаясь мыслить творчески, школьники легче понимают преподаваемый материал и возможность его практического применения. Используя творческую деятельность в обучении, учитель достигает большего эффекта.
Задача классного руководителя — выявить, что школьники умеют делать хорошо и что они любят делать. Не стоит заставлять их постоянно участвовать в делах, которые им не нравятся.
Школьникам старше 8-9 лет свойственна самокритика. Именно в этом возрасте они начинают понимать, что не все и не всегда у них получается хорошо. Например, далеко не все хорошо поют или рисуют. Важно помочь школьнику узнать области своих способностей и помочь ему раскрыть свой собственный творческий потенциал.
Однако следует учитывать, что развитие творчества у ребенка могут существенно тормозить внешние факторы.
1. Завышенные требования родителей, вытекающие из их амбиций и ожиданий от ребенка. Многие родители мечтают, чтобы их чадо достигло большего уровня интеллектуального развития, чем это удалось им. Однако такие требования могут значительно превосходить умственные способности ребенка.
2. Развод родителей. Этот процесс наносит глубокую эмоциональную травму и действует разрушающе на психику. Ребенку потребуется много времени, прежде чем он сможет чувствовать себя свободно и участвовать в творческой деятельности.
3. Затяжная болезнь кого-либо из близких (брата, сестры, мамы, папы, бабушки, дедушки и т. п.).
4. Неумение ребенка сосредоточиваться, беспокойство, поверхностное участие в совместных занятиях, отсутствие творческой инициативы. Это следствие неправильного воспитания, вседозволенности, из-за которой детские игры ребенка дошкольного и младшего школьного возраста часто прерывались другими интересными делами — просмотром телевизора, игрой за компьютером, походом в магазин, в гости и т. п.
5. Негативное отношение родителей к детским играм. Зачастую родители убеждены, что игры для старшеклассников — излишество, возможно, даже признак лени. Они заставляют своих детей заниматься более полезными делами по дому, отнимая время от игр. Между тем через игры ребенок познает окружающий мир, учится творчески мыслить, общаться и понимать других людей. Игра — это не только развлечение для ребенка, это своеобразный тренинг, с помощью которого он обучается, подготавливаясь к различным жизненным ситуациям.
Имеются и другие причины, затрудняющие развитие у старшеклассников творческого начала. В частности, следует отметить, что младшие школьники более расположены и способны к творчеству, чем школьники старших, особенно 10-11-х классов. Поэтому классный руководитель должен учитывать эти особенности и постараться найти индивидуальные пути для раскрытия творческого потенциала своих учеников.
В помощь преподавателю
Каждый ученик особенный и неповторимый, так как каждый обладает особенными качествами, с помощью которых он может неповторимым образом проявить себя. Об этом надо говорить школьникам, побуждать их делиться своими дарованиями.
На классном часе преподаватель может давать задания, которые побудят ученика размышлять дома над решением различного рода проблем или дел. Умело поставленные вопросы, заданные на уроке, могут научить школьников мыслить и открывать для себя вечные истины, которые окажут существенное влияние на их жизнь.
Далеко не всегда школы обладают достаточными техническими возможностями для проведения хороших творческих классных часов. Помещение часто не соответствует тому, которое требуется для разворачивания творческой деятельности целого класса. Климатические условия тоже не всегда позволяют проводить мероприятия на открытом воздухе.
Задачей классного руководителя является создание в классе такой обстановки, которая позволяла бы школьникам чувствовать себя свободно и раскрепощено (но в рамках установленной дисциплины).
Преподаватель должен тщательно подготавливать материал для творческих встреч, все учесть для каждого ученика. Если в классном часе будет использоваться рисование, надо подготовить и разложить на столах в достаточном количестве цветные карандаши, фломастеры, краски, листы бумаги, ножницы, клей и т. д. Это необходимо для того, чтобы ученики, получив задание, могли сразу же приступить к его выполнению.
Если планируется сценка или театральная постановка, необходимо подготовить весь реквизит, костюмы, все аккуратно сложить в специально выделенных для этого местах (коробках, корзинах и т. п.).
Как развивать творческие способности у детей
Поделки на Рождество. Изготовление Рождественских подарков (подробные инструкции и описания)
Формы творческой деятельности школьников
Учимся рисовать Деда Мороза. Учимся мастерить Дедушку Мороза
Нет комментариев. Ваш будет первым!