Классный руководитель исполняет несколько основных ролей в процессе воспитания учеников:
1) наставник;
2) друг;
3) лидер;
4) учитель.
Роль наставника в том, чтобы раскрыть ученикам нравственные истины и помочь их усвоить.
Как наставник классный руководитель должен проявлять к ученикам любовь, одобрение, признание, а также способствовать их самовыражению, воспитывать уверенность в себе. Все это очень важно для эмоционального развития.
Любовь. По Ожегову, любовь — «чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности». Любовь можно выражать через зрительный контакт. Теплый взгляд иногда значит намного больше, чем сказанное слово. Подростки отлично чувствуют расположенность и искреннюю доброту и охотно откликаются на их проявление в учителе.
Для выражения хорошего отношения можно использовать также физический контакт, например пожать руку, похлопать по плечу и т. п. Главное, чтобы ученики видели, что к ним проявляют внимание, они и их проблемы учителю небезразличны.
Любить надо без всяких условий. Независимо от совершенных поступков, каждый ученик достоин того, чтобы быть любимым. Такое отношение откроет сердце подростка для близости и доверия. Он начнет с большим пониманием и вниманием относиться к преподавателю, поддерживать его во всем.
Подростки, к которым окружающие проявляют неприятие и нелюбовь, обычно становятся замкнутыми и неприветливыми.
В помощь преподавателю
Чтобы проявить любовь к ученикам, необходимо внимательно слушать их, пытаться понять, не спешить судить. Если школьник ошибается, это не значит, что его надо перестать уважать. Важно уметь прощать проступки, тем более, если ученик осознал свою вину. Кроме того, преподаватель должен сам уметь признавать свои ошибки и просить за них прощение.
Чтобы стать ближе к своим подопечным, надо чаще рассказывать о своей собственной жизни, удачах и падениях. Это побудит и самих детей рассказывать о себе, своей жизни. Такое общение сделает всех более открытыми друг для друга, а отношения — более близкими.
Желательно как можно меньше отчитывать ребят и больше их хвалить.
Одобрение. Его можно проявлять с помощью поощрения, например дарить какие-нибудь сувениры, недорогие подарки. Так, самым активным в дискуссии можно презентовать шоколадки. Когда нет никакого одобрения, ученики разочаровываются и перестают участвовать в чем-либо, потому что теряют интерес к предлагаемому занятию.
Однако надо правильно уметь одобрять и поощрять. Несправедливость и предвзятое отношение к ученикам могут вызвать негативную реакцию со стороны обделенных вниманием учеников.
Прежде всего важно, чтобы учитель замечал, в каком ученике что-то изменилось к лучшему или, возможно, он кому-то помог, выручил группу, честно одержал победу в каком-то конкурсе, усердно трудился над заданием и т. п. Если ребенок заслужил одобрение, то что препятствует его высказать? При этом очень желательно сообщить, за что конкретно данный ученик получает поощрение. Учитель проявит свое хорошее отношение, если скажет подростку, что его поступок нравится лично ему (преподавателю).
Чтобы ученики ожидали поощрения и желали его заслужить, можно предупредить о приготовленной награде, подарке.
Помимо подарков, одобрение, как и любовь, можно выражать с помощью зрительного и физического контакта.
В помощь преподавателю
Поощрение необходимо использовать для того, чтобы добиваться от учеников успехов. Если школьник старается, но у него плохо получается, преподаватель должен помочь ему советом, морально поддержать и т. п. Не стоит допускать, чтобы трудности приводили ученика в уныние. Можно подбадривать его, увлекать новыми идеями, вдохновлять и т. д.
Признание. Согласно словарю Ожегова признание — это «оценка по достоинству, положительное отношение со стороны кого-чего-нибудь».
Для любого человека очень важно признание, но особенно оно необходимо для развивающейся личности. Признание способствует утверждению личности. И в первую очередь ученик должен получать признание от своего преподавателя.
Если школьники не чувствуют признания, им кажется, что они бесполезны. Такие ученики испытывают неуверенность в себе, над ними начинают насмехаться одноклассники. Школьники испытывают потребность в признании, и в силах учителя дать им это.
Каждый школьник может участвовать во многих действиях и мероприятиях — дискуссиях, обсуждении в группах, спортивных играх, пении, планировании, украшении класса, рисовании плакатов и т. д. При этом преподаватель должен внимательно наблюдать за дым учеником и обращать внимание на некоторые моменты:
1) какое участие в деятельности принимает тот или иной ученик;
2) как он относится к другим одноклассникам;
3) каковы его успехи в том, чем он занимается.
Очень важно говорить ученику о том, что хорошего преподаватель заметил в его отношениях с одноклассниками, при этом можно похвалить и даже поблагодарить за проявленные положительные качества.
В помощь преподавателю
Необходимо благодарить учеников за уборку классной комнаты, мытье полов, украшение, подготовку к празднику. Нужно уметь замечать все хорошее, что делают школьники, и показывать, что ими довольны. Ученики достойны похвалы за хорошие поступки и дела. Тогда ребята будут совершать их еще больше и чаще.
Самовыражение. Преподаватель должен помогать ученикам развивать заложенные в них способности и таланты. Но для этого он должен сначала увидеть эти способности. Для этого можно чаще устраивать конкурсы типа «Юное дарование», «Мы ищем таланты» и т. п.
В юном возрасте школьники стремятся хоть как-то выразить свою личность. Такое «самовыражение» не всегда бывает позитивным. Часто это какие-нибудь хулиганские выходки. Чтобы подобных актов происходило в классе как можно меньше, учитель должен постараться завоевать авторитет школьников, что обычно не очень легко.
При подготовке классных часов, а также во время их проведения есть много дел, которые школьники могли бы сделать сами. Необходимо поддерживать их творческую активность, поощрять инициативу, чаще предоставлять свободу действий. Задачей классного руководителя является научить ребят что-то делать, и делать это хорошо.
Преподаватель не должен подавлять школьников своей властью. Жесткий контроль над их действиями и упорное настаивание на своем руководстве приведут к тому, что ученики будут ощущать себя неудачниками, что, в свою очередь, вызовет их разочарование. Надо дать школьникам почувствовать и испытать свои собственные силы.
В помощь преподавателю
Ученикам можно поручить подготовить самим и провести встречу по поводу дня рождения одного из одноклассников. Кроме того, нескольким из них можно дать задание провести общение в группах во время классного часа или отрепетировать сценку.
Воспитание уверенности. Уверенность — это твердость, непоколебимость, стойкость, отсутствие сомнений. Если у школьника есть уверенность в себе, собственных силах, он будет более спокойным и уравновешенным. Напротив, неуверенный подросток боязлив, проявляет беспокойство, часто бывает разочарован.
На чувство уверенности школьника в себе влияет отношение к нему преподавателя и обращение с ним. Постоянное хорошее расположение к ученику преподавателя придаст ему уверенности, появится доверие к учителю, что немаловажно в воспитательном процессе.
В помощь преподавателю
Если в классе есть сложные подростки, возможно, помогут следующие рекомендации.
1. Постараться приблизить такого ученика к себе. Например, поручить присмотреть за классом, пока сам преподаватель будет отсутствовать.
2. Не надо бояться трудных учеников. Они должны чувствовать это. В отношениях учитель может выражать позицию: «Ты, конечно, крутой, но я все равно старше тебя ».
3. К каждому трудному ученику следует найти индивидуальный подход. Очень эффективной может стать личная беседа учителя с учеником.
4. Не рекомендуется отчитывать и наказывать учеников сгоряча. Надо разобраться, возможно, виноват кто-то еще. Физические наказания недопустимы.
В подростковом возрасте, в том числе и в 10-11-х классах, дети особенно остро переживают одиночество и нуждаются в друзьях. Поэтому очень важно, чтобы преподаватель был не просто наставником, но и другом.
Быть другом ученика означает принимать в нем участие, оказывать помощь, дать понять, что он может во всем положиться на своего учителя. Дружба — один из ключей к сердцу подростка. Кроме того, это возможность на личном примере научить его дружить по-настоящему.
Задачей классного руководителя как друга является помощь школьникам в общении и дружеском сближении друг с другом. Он должен помочь им стать более открытыми друг для друга.
В помощь преподавателю
Подростки зачастую подвержены депрессии. Как им помочь? В общении с таким учеником классный руководитель должен постараться переключить его внимание с негативного на позитивное. Можно также красочно расписать, что ожидает учеников на очередном классном часе.
Если школьники скучают, можно вообще изменить тему и форму классного часа, например устроить праздник. Повод для торжества всегда можно найти.
Причиной депрессии у старшеклассника часто является чувство одиночества, когда он ощущает себя отверженным, не принятым в компанию сверстников. В этом случае задача преподавателя — помочь ученику влиться в классный коллектив.
Основной задачей преподавателя как лидера является сделать время, проведенное ребятами в школе, интересным. Для этого надо постараться их заинтересовать.
Лучше всего поможет в этом личная заинтересованность классного руководителя. Тогда и ученики будут проявлять активность.
В помощь преподавателю
Не стоит забывать, что усталость преподавателя, его вялость, пассивность на классных часах могут стать причиной депрессии у школьников. Здесь можно порекомендовать учителю вовремя ложиться спать, высыпаться, устраивать себе полноценный отдых. Сам преподаватель должен быть настроен оптимистически и ожидать необыкновенного, удивительного от каждой внеклассной встречи с учениками.
Классный час — это не просто хорошо организованный досуг школьников. Как любой школьный урок, он должен быть познавательным и назидательным. Ученики должны чему-то научиться благодаря освещаемой теме.
Как учитель классный руководитель должен уметь доносить до учеников основной смысл предлагаемого материала и достигать поставленных целей. Для этого надо:
1) изучить весь имеющийся по теме материал;
2) тщательно просчитать, сколько информации преподнести, как ее подавать, каковы основные пункты темы и т. п.;
3) для донесения информации необходимо использовать наглядные примеры. Внимание школьников должно быть полностью захвачено;
4) постараться не просто рассказать какую-то тему, а сделать это понятно. Школьники должны осознавать смысл, заложенный в теме, понимать, о чем идет речь, и подтверждать правильность сделанных преподавателем выводов. Каждая тема должна быть так хорошо и умело раскрыта, чтобы ребята захотели измениться к лучшему или поступать в тех или иных жизненных ситуациях правильно.
В помощь преподавателю
Внимание учеников нужно постараться захватить уже в самом начале классного часа. Для этого можно рассказать интересную историю, заинтриговать, удивить, обескуражить и т. п.
Хорошо, если ученики сами придут к определенным выводам. Для этого можно задавать им хорошо подготовленные общие вопросы, побуждающие мыслить и в то же время направляющие их размышления в определенное русло.
Для закрепления полученных знаний необходимо их повторение. Здесь можно проявить все свое творчество. Для того чтобы напомнить школьникам о приобретенных истинах, рекомендуется использовать сценки, ребусы, устраивать тесты, дискуссии и т. д.
Воспитание дисциплины у школьников старших классов
Основные направления воспитательной работы в школе и колледже
Проблемы подростков. Конфликты подростка с обществом. Подростковые конфликты и их решение
Татьяна Анатольевна Васильева # 17 июля 2015 в 20:45 0 |