Дисциплина — важная часть воспитательного процесса школьников. Особенно это актуально в старших классах, когда в учениках просыпается дух мятежа и бунта.
На дисциплину в классе влияют:
1) сами ученики;
2) окружающая среда;
3) учитель.
Поведение ученика в первую очередь зависит от состояния его нервной системы. Помимо этого, на дисциплине сказываются наличие физических недостатков у школьника, уровень его интеллектуальных способностей. Дети из неблагополучных семей часто подрывают дисциплину, потому что их не приучили вести себя правильно. Школьник также может начать вести себя плохо, глядя на негативное поведение других учеников (дурной пример).
Окружающая обстановка может отвлекать внимание учеников от слушания учителя. Свободные руки побуждают занять их чем-то еще, что часто приводит к нехорошим действиям. Негативно влияют на дисциплину неудобная мебель, неудачное расположение наглядных материалов, нехватка пособий для всех учеников и т. п. Одежда преподавателя тоже может оказывать влияние на эмоциональное состояние и внимательность школьников. Так, желтый цвет снижает зрение, а коричневый может вызвать негативное отношение к учителю.
Классный руководитель тоже существенно влияет на дисциплину в классе. Прежде всего он должен вовремя приходить на уроки. И не просто вовремя, а заранее, чтобы успеть все приготовить и ждать школьников. Во время проведения классного часа преподаватель не должен слишком суетиться. В своем поведении ему следует избегать крайностей. Правила поведения или общения между учащимися, которые учитель устанавливает, должны быть постоянны.
В помощь преподавателю
Чтобы школьники вели себя хорошо, не отвлекались на посторонние дела, необходимо сделать классный час динамичным. Ребят надо активизировать, занять какой-нибудь деятельностью, прежде чем они найдут себе постороннее занятие, подрывающее дисциплину в классе.
Как бы шумно и плохо ни вели себя ученики, не рекомендуется повышать на них голос. Учитель должен говорить твердо, уверенно, жестко, но не кричать на подопечных.
Чтобы завоевать уважение старшеклассников, учитель должен дать им понять, что их тоже уважают. Тогда ученики будут ценить себя как личности, видеть собственную значимость, что поможет им справляться с существующими комплексами, быть более внимательными, активными в выполнении заданий и т. п.
Чтобы не вызвать сопротивления со стороны учеников, не следует от них требовать больше, чем они могут сделать.
Все задания должны даваться с учетом индивидуальных способностей учащихся.
Если какой-то ученик нарушает дисциплину в классе, учитель должен остановиться, замолчать и посмотреть в глаза нарушителю строго, но при этом без злобы. После этого можно продолжить говорить, излагая материал, но при этом фиксировать глазами провинившегося ученика.
Если нарушение дисциплины продолжается, желательно обратиться к школьнику лично по имени, предупредить о возможном наказании за непослушание в классе. При этом рекомендуется дать ученику выбор — или-или.
В крайнем случае можно попросить школьника выйти за дверь и подождать там разговора с учителем. При этом голос преподавателя должен быть мягким. Ни в коем случае не стоит унижать личность ученика. Можно разрешить ему через определенное время тихо вернуться в класс.
Роль классного руководителя в воспитательном процессе школы и колледжа
Проблемы молодежи. Проблемы подростка
Проблемы подростков. Конфликты подростка с обществом. Подростковые конфликты и их решение
Нет комментариев. Ваш будет первым!