«Необходимо последовательно прививать ребенку определенные правила, при этом не унижая его, но и не заискивая перед ним», — говорил Б. Спок.
Серьезная роль в методике Б. Спока отводится дисциплине. Хотя слово «дисциплина» у многих ассоциируется с жесткой структурой, правилами и наказаниями, на самом деле оно происходит от латинского слова, означающего «обучение». И чтобы это «обучение» было результативным, предлагаем вам несколько правил, которые помогут наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.
Правило первое. «В любом возрасте — будь малышу годик или двенадцать, ребенок должен знать, что есть определенные границы допустимого поведения, которые должны быть раз и навсегда установлены взрослыми. Внимание и уважение к ребенку не означают вседозволенности» (Б. Спок).
В жизни каждого ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты). Этого особенно необходимо придерживаться тем родителям, которые стремятся в период раннего детства (от 1 до 3 лет) как можно меньше огорчать детей, избегая с ними конфликтов, и потому в их лексиконе не существует настоятельного «нет» для ребенка.
Правило второе. Правил (ограничений, требований и запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Это правило предостерегает от другой крайности воспитания — в духе «держания в ежовых рукавицах» (авторитарного стиля общения). Если ребенка постоянно дергать: «этого нельзя, и этого тоже...», то вскоре он превратится в запуганное существо с парализованной волей. А если ему будет позволено абсолютно все, то он превратится в маленькое чудовище. Поэтому в процессе воспитания дисциплины выбирайте золотую середину между готовностью понимать — и быть твердым, гибкостью — и непреклонностью.
Правило третье. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Нередко родителям досаждает «чрезмерная» активность детей: почему им надо непременно бегать, прыгать, шуметь, лазать по деревьям, ходить по лужам, влезать в самую грязь, бросать камни, рисовать на стенах и т. д. Но ведь это и многое другое — проявление естественной и очень важной для развития детей потребности в движении, познании и упражнении. Запрещать подобные действия — все равно что пытаться перегородить полноводную реку.
Правило четвертое. Правила (ограничения, требования и запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
Знакома ли вам ситуация, когда мама говорит одно, папа — другое, а бабушка — третье? В таком случае ребенку невозможно освоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он лишь привыкает добиваться своего, раскалывая ряды взрослых. Кстати, отношения между взрослыми членами семьи от этого лучше не становятся...
Правило пятое. «Строгость не должна превращаться в грубость, а мягкость — исходить из беспринципности. Учитывайте возраст и индивидуальность вашего ребенка. Когда вы воспитываете дисциплинированность у вашего ребенка, вы развиваете в нем привычку умения владеть его чувствами и поступками, одним словом, вы развиваете в нем самообладание. Вы помогаете развивать социально приемлемое поведение в вашем ребенке» (Б. Спок).
Тон, которым сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Благодаря дисциплине, ваш ребенок научится контролировать свои эмоции и управлять своими реакциями. Вы также научите его, как надо относиться к окружающим.
Важно, чтобы все то, что вы внушали ему о дисциплине, глубоко засело в нем и закалило его характер, если вдруг по каким- либо причинам вы не окажетесь с ним рядом в какой-то момент. И имейте в виду, что у вас не всегда будет возможность находиться рядом с ребенком, чтобы наблюдать за ним, и что он не всегда будет маленьким и беззащитным. Лучший способ помочь вашему ребенку развить самодисциплину состоит в том, чтобы с младенческого возраста воспитывать в нем дисциплинированность.
Теперь вопрос к вам, родителям. А разве вы, взрослые, совершенны? Разве вы в своей взрослой жизни совсем не допускаете ошибок? Разве вы всегда были дисциплинированны, правдивы, ничего не били, не ломали и не проливали, делали все вовремя и никогда не откладывали на завтра то, что можно сделать сегодня? Почему же от своих детей, плоти и крови вашей, вы требуете невозможного — быть идеальным ребенком? Воспитывая дисциплинарные навыки у своего малыша, помните об этом и идите путем бесконфликтной дисциплины.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание детей. Педагогические теории Аристотеля
Почему же бывают избалованные дети? Как воспитать неизбалованного ребенка?
Воспитание детей. Педагогические идеи Платона
Воспитание дисциплины у школьников старших классов
Воспитание детей. Методика воспитания детей Бенджамина Спока