БЕНДЖАМИН СПОК: «ВЫ ЗНАЕТЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВАМ КАЖЕТСЯ»
Уважаемые родители! Если вы хотите воспитывать свое чадо «по Споку», то это означает, что воспитывать своего малыша вы должны гуманистически, творчески, опираясь на две силы — научные знания и народную мудрость.
«Поверьте в себя. Вы знаете больше, чем вам кажется» — этот завет доктора Бенджамина Спока вам, молодым родителям, можно по праву назвать основной идеей его метода. Здравый смысл, и только он должен руководить вами в общении с вашим малышом.
Как метко заметил доктор Спок, большинство литературы по уходу за детьми посвящено исключительно ребенку, в то время как вам, родителям, уделяется мало внимания. Между тем, по мнению Спока, вы имеете полное право испытывать по отношению к ребенку негативные чувства, например сердиться на него! И не переживайте, считая себя плохими родителями, убеждая себя: «Я с таким нетерпением ждала нашего первенца, но и не подозревала, что могу испытывать по отношению к нему такие двойственные чувства. Никогда раньше я бы и не подумала, что могу на него сердиться, но сейчас дети совершенно другие, они уже с пеленок имеют собственное мнение...» — и т. д.
Кроме того, не нужно приносить в жертву малышу абсолютно все свое время и силы. В конечном итоге это сделает несчастными и вас, родителей, и ребенка.
Ваша жизнь после рождения малыша должна быть содержательной, да еще какой содержательной! Вам нужно успеть сделать многое: стать самыми красивыми на свете мамой и папой самого умного и здорового малыша, принести пользу обществу, реализовав себя профессионально, и не дать погаснуть семейному очагу. Ребенок должен открыть в вас неиссякаемый источник энергии, способный решить все сверхзадачи воспитания и развития, в том числе и себя любимых.
«Ребенок рождается, чтобы стать разумным и добрым человеческим существом, — пишет доктор Спок. — Не бойтесь любить его и наслаждаться им. Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны».
Учеными уже доказано, что мы нуждаемся в прикосновениях так же, как в еде и питье. Прикосновение — один из языков любви. А в отношениях с ребенком это наверняка один из самых «громких» голосов любви. Ученые неоднократно пытались подсчитать, сколько именно объятий в день нужно взрослому человеку, подростку и ребенку. Например, определялся «средний необходимый минимум» в четыре объятия и «гарантия благополучия» — восемь. Но в этой тонкой сфере, на стыке физического и эмоционального, сухая арифметика бессмысленна.
Сейчас вы, современные родители, все реже опасаетесь избаловать маленького ребенка физическим контактом. Но, даже признавая важность «языка прикосновений», достаточно ли бегло вы им пользуетесь?
В течение первых двух лет жизни ребенка вашу любовь лучше всего проявлять в постоянном физическом общении с ним. Надо брать малыша на руки, ласкать, пеленать, гладить его ручки, ножки, головку. Будь у детей хвостик, как у собачек, они бы радостно виляли вам всякий раз, когда вы голубите их, шутите, играете с ними. Малышам нравится, когда с ними возятся, баюкают, нянчат, — это прекрасный способ доказать вашу любовь, дать понять, что вы бесконечно любите их. Кроме того, не только вы, родители, должны выражать любовь вашему ребенку — чем больше людей возится с малышом, тем лучше: он будет думать, что все на свете рады ему, и, возможно, это убеждение поможет ему со временем хорошо ладить с миром.
Итак, обязательно вкладывайте в малыша свою любовь, заботу, ласку, уделяйте ему свое время, внимание, будьте в общении с ним честны, открыты и непосредственны. И только тогда получите плоды.
Другой очень важный путь проявления любви к ребенку — уважение его желаний. Детские желания очень естественные. Это верно, что вы лучше малыша знаете, что ему полезно, а что нет, но так же справедливо и то, что даже самый крохотный ребенок обладает некоей физиологической мудростью. Врачи знают это и меняют малышу диету, когда он отказывается от какой-либо пищи. Точно так же и вы должны признать законность желаний ребенка, если перестанете навязывать ему навыки, которым он сопротивляется.
Если малыш не хочет спать днем, не принуждайте его. Если он отталкивает рожок, не допив несколько граммов, не нужно заставлять его во что бы то ни стало допить всю порцию. Это вовсе не значит, что вы не должны с малолетства вырабатывать полезные привычки, но приучать к ним надо, соизмеряя готовность и желание ребенка освоить их и учитывая его реакции. Иначе говоря: «Не бойтесь выполнять желания своего ребенка, если они кажутся вам разумными и не делают из вас его раба» (Б. Спок).
Когда ветры и течения слишком переменчивы, нельзя идти напрямик. Мы быстрее доберемся к цели, если станем лавировать и менять время от времени курс. Такая тактика поможет вашему ребенку самоутвердиться и почувствовать доброе отношение вас, родителей. Он поймет, что его любят, поскольку обращаются с ним как с человеком, а не роботом, который должен автоматически выдавать результаты.
Дети живут в чудеснейшем мире творчества и фантазий, радости и волшебных превращений. Это потом они научаться соизмерять «хочу» и «надо», это потом для счастья им не будет хватать одной лишь пуговицы. Вспомните, как вам в детстве многое запрещали без каких-либо на то причин и как вы совершенно искренне не понимали почему. Пройдет время, и ваш взрослый ребенок, может быть на основе каких-то детских ассоциаций, на свои взрослые желания будет ставить совершенно непонятные запреты. Запрет желаний в детстве, запрет действий — все это позже принесет свои горькие плоды. Чаще надо вспоминать себя в детстве, видеть в своем ребенке себя, смотреть на мир глазами малыша и не отказывать ему в его желаниях.
Только не путайте желания и капризы. Уверены, что вам часто приходилось видеть плачущего ребенка, который не знает, чего хочет; малыша, который упал на колени и не желает идти Дальше; выдавливающего слезы или, наоборот, со слезами, которые льются градом; малыша, который упал и неутомимо молотит ногами и руками. Согласитесь, что все это — зрелище не из приятных и вынуждает взорваться даже самую терпеливую маму. Как вы уже догадались — это детские капризы.
Но существует несколько способов не сдаться маленькому домашнему тиранчику, успокоить капризулю. Как успокоить капризного ребенка.
✏ Напомните о важном деле, для которого нужно отложить плач. («Давай ты попозже поплачешь, а то скоро солнышко сядет и мы не успеем погулять».) Важно, что вы не отнимаете права малыша на слезы, а просите немного подождать. Многие дети соглашаются на такую уступку.
✏ Попросите ребенка плакать тихим голосом (например, чтобы не будить папу) или плакать низким голосом (чтобы у мамы голова не заболела). Если он послушается, настоящего плача уже не получится. Скорее это будут вокальные упражнения, которые быстро прекратятся.
✏ Незамеченное, неподпитанное чужим вниманием плохое настроение может пройти и само собой. Но помните, что легко ошибиться и проявить равнодушие там, где необходима забота и участие. Помогите ребенку «перепрыгнуть» через каприз. Например, малыш протестует против одевания, а вы его спросите: «Как ты думаешь, появились уже листочки на нашей березке? Пойдем посмотрим».
✏ Попробуйте поторопить ребенка задорным «быстро-быстро», чтобы он не успел придумать возражение. Хотя это работает только с малышами. Дети постарше успеют сообразить, что к чему.
✏ Используйте «заговорки». Они требует большой энергии и работают в основном с малышами, но зато независимо от их состояния. Суть метода — говорить, говорить, говорить. И тогда собравшийся заплакать кроха прислушается и забудет о плаче, а болтающий ногами и нежелающий одеваться карапуз замрет на несколько секунд. И кашей так можно накормить, да и вообще добиться нужного пассивного (не требующего от ребенка собственных действий) поведения. Вот только долго такую разговорную нагрузку выдержать практически невозможно (а ведь желательно не чепуху молоть, а сообщать что-то полезное, развивающее).
✏ Попробуйте успокоить капризного ребенка щекотанием или расскажите что-то смешное. Этот способ не подходит при начавшейся истерике.
✏ Попытайтесь отвлечь малыша. «О, смотри, птичка полетела!» знают все мамы и особенно бабушки. Можно по-другому: «Ой, что это у тебя? Ресничка на глазу. Подожди, сейчас вытащу, а то она мешает плакать».
✏ Повзрослевшего и поумневшего ребенка можно отвлекать не мифической пролетевшей птичкой, а вполне материальным сюрпризом. Так, плачущему, находящемуся на грани истерики ребенку скажите: «А кто там в кухне шуршит? Мне кажется, это мышка или ежик, пойду посмотрю...» Важно прийти в кухню первой и оставить на столе картонную мышку или пробкового ежика.
✏ Иногда достаточно озвучить ребенку, что он чувствует, чтобы повод для плача исчез. Например, скажите: «Ты расстроился из-за того, что мы не смогли пойти гулять», и малыш поймет, что вы неравнодушны к его несчастью.
✏ Предложите ребенку объект для выброса эмоций. Это может быть диванная подушка, молоток, дощечка или мячик, которые помогут найти выход негативной энергии. Придумайте смешной ритуал. Например, как только малыш соберется заплакать, включайте фен, чтобы сушить его слезы. Или пылесос, чтобы почистить ребенка от капризов. (Не используйте предложенные решения, если ребенок боится звуков бытовых приборов.)
✏ Можно вот так реагировать на капризную и недовольную рожицу: «Ой, какой-то монстр пришел страшный. Монстр, уходи! Где мой славный малыш, когда же он вернется?» Но стоит помнить, что всегда, когда вы рассчитываете на чувство юмора, нужно быть очень чутким к состоянию и настроению ребенка.
✏ Эту «утешалочку» рекомендуем использовать для детей старше 3—4 лет. Начинайте вторить несчастному, жалующемуся на жизнь ребенку: «Бедный ты, несчастный, нет у тебя ни одной игрушки, сладкого тебе никто не дает, и вообще тебя не кормят. Гулять ты не ходишь, все время дома сидишь...»
✏ Таблетки от плохого настроения (или витамины смеха, если слово «таблетки» вам не нравится) учат ребенка постарше контролировать свои эмоции. В качестве таких таблеток используйте что-то вкусное, любимое ребенком, но иначе недоступное — мармеладки, драже, изюм в шоколаде. Ребенок капризничает — предложите ему такое лекарство. Важно, чтобы малыш знал, если лекарство не подействует, больше его предлагать не будут.
✏ Иногда достаточно крепко обнять ребенка, поцеловать, сказать, как вы его любите. Любите даже такого — с заплаканной мордашкой, хлюпающего носом, скандалящего и ноющего. Ничто так быстро и надежно не высушивает детских слез, как теплота взгляда и доброта сердца.
Почему же бывают избалованные дети? Как воспитать неизбалованного ребенка?
Воспитание и развитие ребенка. Воспитание одаренного ребенка. Методика воспитания Масару Ибука
Как родителям создать идеальную среду для развития своего ребенка?
Философия воспитания Фридриха Фребеля. Фребельские «дары» детям
Мила Кузьмина # 12 сентября 2013 в 21:39 +1 |
Загорудько Анна Алексеевна # 19 февраля 2014 в 19:46 0 |
Спасибо за статью, было очень интересно. Данная методика похожа на методику косвенного воспитания (когда ребёнок не знает, что его воспитывают). Например, есть такой приём "Запретный плод" (когда мы хотим, ребёнка к чему-либо приохотить, мы ему это запрещаем)или "Подмена" (даём ему ложную свободу выбора). Например, если ребёнок не хочет чистить зубы, мы его спрашиваем: "Ты какой сегодня пастой будешь чистить зубы: клубничной или кедровой?" |