Вы, должно быть, довольно часто произносите фразу: «Ой, наш ребенок все впитывает как губка». Вот и Мария Монтессори заметила, что дети обладают несколько иным мышлением, чем взрослые. Эту особенность она назвала «впитывающее мышление». Педагог утверждала, что детское мышление — это губка, которая впитывает в себя все образы внешнего мира без разбора. Она также считала, что каждый ребенок умен и талантлив от природы. И вы, взрослые, должны помочь ему раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно познавать мир. Для этого необходимо создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме.
Будучи еще и врачом, Монтессори исходила из понятных ей биологических аналогий: пребывая в утробе матери, ребенок находится в безопасности и получает все необходимое для своего развития; в момент же рождения он испытывает серьезный стресс, который может негативно отразиться на его личности.
После рождения количество таких негативных воздействий возрастает.
Значит, вам, родителям, надо обезопасить малыша от них и занять его деятельностью, развивающей его природные способности. Для этого Монтессори предложила создать специальную среду, отличную как от домашней, так и от казенной обстановки традиционного класса.
Поэтому основная идея методики Марии Монтессори — саморазвитие ребенка возможно в подготовленной среде. Подготовленная среда — это система специальных материалов, их расположение в классе и разновозрастные группы. И тогда учитель ребенка — окружающая среда.
А девизом метода стали слова малыша, обращенные к учителю: «Помоги мне сделать это самому». Они определяют позицию взрослого, который ничего не делает за ребенка, а лишь помогает ему понять, как действовать самостоятельно. В «погружающей» среде ребенок улучшает свое физическое состояние, учится двигаться, ощущать окружающий его мир, получает знания на собственном опыте.
➠ И если вы, родители, хотите развивать в ребенке конкретные способности, вы должны создать специальную среду, чтобы малыш смог найти в ней все необходимое для полноценного развития. Эта среда должна быть максимально полной и разнообразной: социальные аспекты развития, сенсорные впечатления, образцы положительного поведения, возможность манипуляции с предметами, а также насыщение речью.
Находясь в такой специально созданной среде, ребенок впитывает правильную речь, получает богатые сенсорные впечатления, осваивает способы обращения с различными предметами. Эту среду малыш воспринимает и сознательно, и неосознанно, свободно проявляя себя в разных видах деятельности. Подготовленная среда должна окружать ребенка в течение всего дня и максимально приближаться к домашней, если говорим о среде школьной.
При этом надо учитывать, что каждый возраст требует подготовки своей особой среды и помещать ребенка одного возраста в среду для детей другой возрастной категории просто опасно. Следует обратить внимание, что Мария Монтессори считала, что идеальным местом для ребенка до трех лет является родительский дом.
Педагог же, берущийся за работу с детьми до трех лет по системе Монтессори, должен не просто знать об особенностях этого возраста, но и иметь специальную подготовку.
Учебно-игровые зоны. Создание учебно-игровой зоны для ребенка
О роли учителя в воспитании, развитии и обучении детей
Классная система обучения и развития детей. Классы Монтессори
Обучение и развитие ребенка – дошкольника. Заповеди для родителей от Марии Монтессори
Воспитание и развитие детей. Педагогическая система Марии Монтессори
Нет комментариев. Ваш будет первым!