Монтессори выделила в жизни детей особые чувствительные периоды, общие для всех детей, но их время возникновения, динамика и длительность индивидуальны для каждого ребенка. Взрослые не в силах повлиять на эти периоды извне. Но если случилось так, что ребенок пропустил один из них, он упускает шанс приобрести определенную способность естественным образом и другой такой возможности уже не будет.
Периоды, когда маленький ребенок наиболее восприимчив к приобретению тех или иных знаний, умений и навыков:
• от рождения и всю жизнь — развитие речи;
• от рождения до 5,5 года — сенсорное развитие;
• от рождения до 4 лет — познание окружающего мира через движение;
• от рождения до 4 лет — забота о порядке в окружении и обязанности;
• от 1,5 до 3 лет — развитие устной речи;
• от 1,5 до 4 лет — развитие мускульной координации;
• от 2 до 6 лет — музыкальное развитие;
• от 2,5 до 6 лет — утонченность чувств;
• от 2,5 до 6 лет — развитие социальных манер;
• от 3 до 6 лет — восприятие влияния взрослых;
• от 3,5 до 4,5 года — письмо;
• от 4 до 4,5 года — развитие тактильного чувства;
• от 4,5 до 5,5 года — чтение.
В своей каждодневной родительской работе по воспитанию малыша вы смело можете использовать заповеди Марии Монтессори, которые очень актуальны и в наше время.
➢ Никогда не трогайте ребенка, пока он сам к вам не обратится (в какой-либо форме).
➢ Никогда не говорите плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
➢ Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
➢ Будьте активны в подготовке среды. Проявляйте постоянную педантичную заботу о ней. Помогайте ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывайте место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
➢ Будьте готовы откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в вас, всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
➢ Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливайте любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
➢ Уважайте ребенка, отдыхающего, или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зовите его и не принуждайте к другим активным действиям.
➢ Помогайте ребенку, который ищет работу и не может выбрать ее.
➢ Будьте неустанны, повторяя ребенку предложения, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Сделайте свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
➢ Всегда в обращении с ребенком используйте лучшие манеры и предлагайте ему лучшее в вас и лучшее из того, что есть в вашем распоряжении.
Как родителям создать идеальную среду для развития своего ребенка?
О роли учителя в воспитании, развитии и обучении детей
Учебно-игровые зоны. Создание учебно-игровой зоны для ребенка
Классная система обучения и развития детей. Классы Монтессори
Воспитание и развитие детей. Педагогическая система Марии Монтессори
Мила Кузьмина # 26 августа 2013 в 18:15 +1 |