Философия воспитания Фридриха Фребеля. Фребельские «дары» детям

Философия воспитания Фридриха Фребеля. Фребельские «дары» детям

Огромное значение в деле воспитания, утверждал немецкий педагог, имеет мать. Чтобы облегчить ей эту трудную задачу, для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров» — ряд игр, с которыми мать должна последовательно знакомить ребенка, переходя от простых игр к более сложным.

Эти «дары» представляли систему занятий-игр с мячами и геометрическими телами — шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и все более мелкими и разнообразными их составляющими. Все это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, размера, числа, комбинаторных способностей мышле­ния в процессе детских «построек». Шар, куб, цилиндр и прочие предметы — средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним и внешним миром ребенка.

Развитию же представлений о плоскости, линии, выработке ловкости, сноровки, усидчивости, внимательности, Фребель считал, помогут выкладывание из палочек, плетение из полосок бумаги, складывание из колец и полуколец, вырезание из бумаги, выкалывание и вышивание по картону, мозаика, нанизывание бус, работа с горохом, переплетение лучин.

Для большей эффективности игра должна сопровождаться беседой или пением и детям всегда должна быть дана возможность высказываться.

Первый дар — мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти и окрашенные в различные цвета — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый. Эти мячи-шарики следует подвесить на ниточке над постелью ребенка двух-трех месяцев, чтобы с их помощью он научился различать цвета, воспринимать различные направления движений.

Мать показывает ребенку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая: «Вперед — назад», «Верх — вниз», «Вправо — влево», мать знакомит ре­бенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом: «Есть мячик — нет мячика», она знакомит ребенка с утверждением и отрицанием.

Обосновывая, почему первой игрушкой должен быть именно шар-мяч, Фребель правильно замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как его нежной, неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик).

Второй дар — деревянный шар, цилиндр и кубик (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика совпадают). Предназначался для детей трех-четырех лет. Играя этими предметами, ребенок будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью, подвижностью.

Кубик своей формой и устойчивостью является противопо­ложностью шару. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и «единства в многообразии» (куб один, но выглядит по-разному в зависимости от того, как он повернут: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если лежит на боковой поверхности, и т. д.

Третий и четвертый дары — для детей старше четырех лет.

Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). С помощью этого дара ребенок получает представление о понятиях «число», «целое» и «часть», учится считать.

Четвертый дар — тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).

Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового «дара» прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно, остаются.

Пятый дар — кубик, разделенный на 27 маленьких куби­ков, причем 21 — цельный; 3 разделены по диагонали, образуя 6 призм; еще 3 разделены на 4 призмы каждый. Всего 39 фигур.

Шестой дар — кубик, разделенный на 27 деревянных кир­пичиков. Из них 21 — целый, 3 разделены пополам (поперек), а еще 3 разделены вдоль. Всего 33 бруска.

Пятый и шестой дары применялись и для развития творческих способностей детей (построение фасада церкви, загородного дворца, римского водопровода). Они дают большое разнообразие самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр ребенка.

Использование шести «даров» помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Фребель также предлагал впоследствии дать детям дополнительный строительный материал, а также проводить с ними занятия лепкой, рисованием, плетением, игры-занятия с палочками и пр.

Еще одна ценная черта «даров» Фребеля — последовательность ознакомления ребенка с простейшими геометрическими формами и сама мысль о строительном материале для игр - занятий детей. Эта идея затем широко использовалась: ящики с набором строительного материала стали одним из самых распространенных пособий для детей (правда, без соблюдения той строгой последовательности, которую предлагал Фребель).

Еще Фридрих Фребель сконструировал блоки, которые позволяют познакомить малыша со свойствами геометрических тел, учат его пространственному воображению, умению соединить части в целое. Всего наборов блоков восемь, они воз­растают по сложности. Классические наборы блоков Фребеля составляют куб и должны складываться в кубическую деревянную коробку, как и у Никитиных.

Рекомендуем посмотреть:

Почему же бывают избалованные дети? Как воспитать неизбалованного ребенка?

Как родителям создать идеальную среду для развития своего ребенка?

Воспитание самостоятельности у ребенка. Воспитание общительности у ребенка

Воспитание детей. Методика воспитания детей Бенджамина Спока

Нет комментариев. Ваш будет первым!