Конкурсы

Воспитание самостоятельности у ребенка. Воспитание общительности у ребенка

Воспитание самостоятельности у ребенка. Воспитание общительности у ребенка

Пока ребенок мал, он не может обойтись без вашей помощи, а вам так хочется, чтобы он быстрее научился все делать сам.

Но когда наступает этот момент, вы начинаете еще больше беспокоиться и понимаете, что проблем у вас стало еще больше.

Стремление к самостоятельности — одно из ценных свойств психики ребенка — проявляется очень рано. Вы не должны оставлять это стремление без внимания. Старайтесь развивать его, поддерживать и стимулировать попытки малыша выполнить то или иное действие самостоятельно. В желании «я сам!» выражается стремление к активному осмысливанию мира, к самоутверждению. Если вы будете постоянно глушить это желание, ваш малыш вырастет пассивным, не готовым к каким- либо трудностям. Вот почему надо принять за правило: никогда не делать за малыша то, что он может сделать сам, а каждое, даже небольшое достижение поддерживать.

Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что- то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю» и т. д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои сипы. Хочет он помыть пол — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат.

Воспитание самостоятельности у ребенка тесно связано прежде всего с привлечением его к самообслуживанию во вре­мя еды, умывания, одевания. Участие в этих процессах привлекает малыша, удовлетворяет растущую потребность в самоутверждении. Первые такие проявления вы можете наблюдать у своего ребенка в начале второго года жизни: он уже не хочет пассивно сидеть за столом во время кормления, а тянется за ложкой. Неловкими движениями малыш зачерпывает ложкой кашу, а подносит ее ко рту... пустой. Не беда, что пока только «по усам текло, а в рот не попало»! Вы его докормите. Но важно его стремление к самостоятельности, и это надо поддержать. Предоставьте крохе возможность есть самому. Даже если вы видите, что ребенок разбрасывает еду, не забирайте у него ложку и ни в коем случае не ругайте. Сядьте рядом и ешьте вместе с вашим малышом. Ведь дети полностью стараются повторять своих родителей.

Чтобы приучить ребенка к горшку, для начала ознакомьте его с новым предметом, дайте потрогать, поиграть. Возьмите куклу и покажите ребенку, как она ходит на горшок. Также старайтесь наблюдать за его поведением. Очень часто, когда дети хотят в туалет, они начинают приседать. Ловите эти моменты и сажайте на горшок. Попытайтесь объяснить вашему малышу, что, если он будет ходить в туалет, его штанишки будут всегда оставаться сухими. Главное — оставайтесь терпеливыми и спокойными.

Чтобы научить ребенка одеваться самостоятельно, покупайте свободную одежду, без всяких застежек и сложных подтяжек. Обувь у него должна быть на липучках. Благодаря та­кой одежде, ребенок начнет самостоятельно одеваться. Если вдруг вы видите, что у него не получается одеться, помогите малышу. Встаньте у него за спиной, возьмите его руки в свои и вместе с ним начните одеваться. После этого крохе будет легче повторять ваши движения рук.

Для детей самое главное — это пример. Пока ваш малыш еще даже не встал на ножки, вы должны убирать аккуратно все вещи на место, показывая, как должно быть и что нужно делать. А когда перед вами будет стоять вполне самостоятельный ребенок, который может ходить, играться, понимать вас, можно начинать учить убирать свои игрушки.

Для того чтобы ребенок самостоятельно убирал игрушки на место, вы должны ему правильно объяснить. Вместо обычных слов: «Убери игрушки» — попытайтесь объяснить ему, ку­да он должен их складывать. Ведь сам ребенок сразу не пони­мает, что вы от него хотите. Скажите крохе, например, чтобы желтую машинку он положил в коробку, а куклу посадил на полку. Так ребенок начнет постепенно все запоминать и будет убирать игрушки самостоятельно.

При обучении ребенка следует руководствоваться такими принципами: на ребенка не кричим, насильно не заставляем и не убираем сами, ограждая его от работы. И не забываем, что для детей жизнь — это игра. Они живут играя: едят, купаются, гуляют и даже обучаются. Поэтому плавно превращаем уборку квартиры от разных деталей, фигурок, кубиков и машинок в интересную игру.

В воспитании самостоятельности у ребенка главное — это последовательность. Поэтому введите себе в обязанность каждый день с малышом собирать игрушки, и это постепенно войдет у него в привычку.

Приучить ребенка к кроватке тоже не так сложно. Предложите ему самому выбрать постельное белье. Поставьте обязательно в его комнате ночник, ведь некоторые дети боятся засы­пать в темноте. Прежде чем уложить ребенка в постель, пусть он уложит спать свою любимую игрушку, а после ложится сам. А если вдруг ребенок пришел ночью в вашу комнату, не прогоняйте его, — быть может, ему приснился страшный сон.

Вам следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит вас о помощи. Не нужно вмешиваться в деятель­ность малыша тогда, когда он чем-то занят. Конечно, вы лучше понимаете, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность малышу найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но вам при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то представляющее опасность для него, то необходимо, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит.

В возрасте от 3 до 5 лет неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом не следует забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Следует объяснить, например, что сейчас осень, Дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание детей. Методика воспитания детей Бенджамина Спока

Как развивать ребёнка от 1 до 3 лет

Почему же бывают избалованные дети? Как воспитать неизбалованного ребенка?

Философия воспитания Фридриха Фребеля. Фребельские «дары» детям

Как родителям создать идеальную среду для развития своего ребенка?

Елена Кустова # 16 июня 2013 в 10:37 +1
Согласна с автором статьи. Воспитание самостоятельности и ответственности за свои поступки необходимо начинать в раннем возрасте. Тогда это умение закрепиться и будет выполняться на " автомате". Как часто мы берем совершенно неумелых детей в группу и через год их не узнать! Ежедневный труд, самообслуживание, разумные требования помогают детям стать ответственными и самостоятельными.
Татьяна Юрьевна Анисимова # 26 октября 2014 в 00:57 0
Материал очень актуальный. Особенно в наше время, когда большинство родителей заняты чуть ли круглые сутки зарабатыванием денег. А на ребенка у них не хватает ни сил ни времени. А потом удивляются, в кого у них дети такие не самостоятельные и ничего не умеющие. Конечно, очень важно каждому родителю набраться терпения и планомерно и систематически приучать своих деток с раннего детства навыкам самообслуживания.
Ирина Анатольевна Жупикова # 8 февраля 2017 в 17:46 0
Спасибо за статью. Очень актуально и для педагогов, но и для современных, вечно занятых родителей. Возможно, прочитав данный материал кто-то и задумается.
Валерия Германовна Соловьева # 10 марта 2017 в 15:04 0
Полезные рекомендации для родителей малышей, особенно, в нашем обществе с возрастающим темпом жизни. И конечно же, все нужно делать с положительным подкреплением. Лаковое слово всегда подбодрит, даже если у малыша что-то не получилось, он захочет попробовать снова, ведь будет чувствовать поддержку.