Цель: обозначить проблемы, возникающие в семейных отношениях в связи со злоупотреблениями.
Задачи: обсудить мифы об алкоголе, последствия влияния алкоголизма на детей; убедить родителей серьезно относиться к проблеме детского алкоголизма; принимать строжайшие меры по борьбе с этим недугом.
Оформление: написать на доске цитату: «Пьянство есть упражнение в безумии» (Пифагор).
I. Вступительное слово учителя
- Похититель рассудка - так именуют алкоголь с давних времен. Одна из страшных болезней общества - пьянство. Не только взрослые, но и подростки приобщаются к употреблению спиртного, и самое опасное - это то, что дети считают эту зависимость нормальным явлением.
Специалисты считают алкоголь наркотиком №1, который является частью повседневной жизни. Он почти всюду: во время праздников или отдыха, во время ссор и примирений, когда у нас стресс или горе. Это кажется нам таким естественным, что мы об этом даже не задумываемся. Но как же это влияет на наших детей? Они учатся у нас. Они привыкают к мысли, что алкоголь - неотъемлемая часть жизни. Этот вывод они делают потому, что так ведут себя родители. Семейная наследственность и предрасположенность к формированию алкоголизма имеет непосредственное отношение. Определенную роль в формировании у детей и подростков «программы» на потребление алкоголя играет телевидение, реклама, видеопродукция, где отражается жизнь во всей своей красе. А если в жизни детей возникают еще и трудности, то для многих бутылка может казаться единственным спасением.
Мы, как родители, можем сделать многое, чтобы предупредить интерес к алкоголю.
Самое важное - жизненная среда, в которой дети могли бы развивать свою индивидуальность: это является эффективной защитой от влечения к спиртному и другим наркотикам.
II. Анализ анкетирования подростков
Обсуждение с родителями ответов учащихся на вопросы анкеты «Что я думаю об алкоголе?» (см. дополнительный материал к собранию). Анкетирование необходимо провести заранее.
III. Родительский всеобуч
- Почему дети и подростки пьют спиртное? Оказывается, среди подростков 13-14 лет существует несколько мифов об алкоголе и причинах его употребления:
• они уверены, что с банкой пива выглядят взрослыми;
• они считают, что алкоголь помогает улучшить настроение, быть веселее, раскованнее в общении с другими людьми;
• они не хотят отставать от своих ровесников, которые уже пробовали алкоголь из интереса;
• они чувствуют себя «крутыми», уверенными в себе;
• у них много проблем, забот, и алкоголь помогает на время забыть о них;
• запретный плод сладок;
• отношение к пиву в народе (и как следствие, у детей) не как к алкогольному напитку, а как к квасу или газировке;
• подростки уверены, что зависимости от алкоголя не бывает;
• они считают, что на здоровье алкоголь не влияет.
- Что должны рассказать родители своим детям об алкоголе? Прежде всего - развенчать устойчивые мифы. О чем говорит статистика?
• Выпивку как одну из трех наиболее часто используемых форм досуга назвали 28% мальчиков и 18,8% девочек.
• 70% подростков-правонарушителей воспитывается в семьях пьяниц и алкоголиков.
• От 60 до 80% разводов происходит по причине пьянства одного или обоих супругов.
• 80% хулиганских актов, 70% убийств и других тяжких преступлений совершается в состоянии опьянения.
• Среди лиц, судимых за воровство, пьяницы составляют 60%.
• 88,7% погибших от несчастных случаев находились в состоянии алкогольного опьянения.
- Как наступает алкогольная зависимость? Многие дети, которые пьют, начинают с того, что дома во время праздников пробуют спиртное с разрешения родителей. «Почему бы нет? - говорят взрослые. - Что может быть от одного маленького стаканчика или глотка шампанского?». «Конечно, они не могут пристраститься от такого количества алкоголя», - считают взрослые. Но дети подвергаются опасности особенно тогда, когда «первая проба» не вызывает отрицательных реакций организма и ребенок начинает чувствовать вкус к спиртному.
Подростки хотят чувствовать себя взрослыми, решать свои проблемы самостоятельно, не желают принять помощь взрослых. Алкоголь им кажется лучшим средством избавления от трудностей и неприятностей. Сначала они чувствуют себя лучше, страхи и заботы уходят на второй план. Возникает желание повторить. Постепенно происходит привыкание. Многие попадают в зависимость, которая в таком возрасте может сформироваться за 1 -1,5 года с начала потребления алкоголя. А болезненная страсть приводит к тому, что проблем становится еще больше. При употреблении алкоголя происходят грубые изменения системы жизненных ценностей и направленности личности. Иерархия ценностей преобразуется таким образом, что на первый план выходят те цели и интересы, которые связаны с влечением к алкоголю. Результатом является то, что человек полностью исключает себя из социальной среды: от него отворачиваются друзья, наступает острое чувство одиночества, сознание своей ненужности и бесполезности. Как следствие этого, он с еще большим рвением продолжает употреблять алкоголь. Круг замыкается, и уже непонятно, в чем причина употребления и где следствие этого.
Дети более уязвимы в этой ситуации, они испытывают стыд и страх за будущее.
Каковы же первые признаки зависимости? Прежде всего, утрата защитного рвотного рефлекса, что говорит о том, что организм адаптировался к повторному приему токсического вещества (этанола) и служит свидетельством систематического поступления алкоголя в организм. Появление у потребителя алкоголя похмелья и запоя служит показателем развития уже второй стадии алкогольной зависимости.
Иллюстрацией может служить история болезни подростка, описанная врачами. Больной Александр Б. пробовал спиртное с 9 лет «по чуть-чуть». Первое значительное опьянение в 14 лет. Знакомство со спиртными напитками представлялось подростку логичным и естественным этапом в жизни, отражающим возросшую самостоятельность и взрослость. Ритуал приема спиртного начинался в компании еще до процедуры непосредственного потребления. Уже в ожидании застолья (когда кто-то шел в магазин за вином) подросток возбуждался, отмечалось повышенное настроение, болтливость. На следующий день обменивался с собутыльниками воспоминаниями о «пьянке» со смакованием деталей и эпизодов. В компании было принято пить помногу, напиваясь до состояния оглушения. Денег на спиртное не было, поэтому подростки начали заниматься мелкими кражами сначала у своих родителей, а потом «рекитировали салаг». Попав в милицию, Александр был предупрежден и поставлен на учет, и из школы пришлось уйти из-за прогулов, опозданий, нежелания и неспособности учиться. Поступил в ПТУ, но в состоянии острого алкогольного опьянения «просто так» компанией избили четырех сверстников. Не без гордости вспоминал, что 2 года был «на зоне». После освобождения из колонии первую неделю пил ежедневно. Изменился характер опьянения: снизилось веселящее действие алкоголя, напротив, спиртное способствовало ухудшению настроения, возникновению раздражительности, агрессивности. По словам матери, стал совершенно нетерпим дома: крайне вспыльчив и раздражителен, если не давала денег на спиртное, бил стекла в окнах, разбил телевизор. Приступы ярости сменялись истерическими рыданиями и сценами раскаяния. По повестке явился в подростковый наркологический кабинет, согласился с врачом, что «нервы нужно подлечить». Клятвенно заверил, что по выданному направлению утром сам явится в стационар, но только через 3 дня удалось санитарной бригадой вывести больного из дома в состоянии тяжелого опьянения. Выйдя из стационара, умер от острой сердечной недостаточности после очередного запоя.
- Что важно знать про пивной алкоголизм? Особую настороженность вызывает массовое употребление пива и слабоалкогольных напитков детьми. Пиво содержит от 2,8 до 12% алкоголя (20-40 граммов чистого спирта в одной бутылке). Особенность данной концентрации такова, что процесс всасывания алкоголя начинается еще в ротовой полости. В желудке всасывание спирта в данной концентрации происходит в несколько раз быстрее, чем всасывание водки, т. к. не требует дополнительного разведения желудочным соком. Следовательно, более крепкие напитки в желудке разбавляются желудочным секретом. Все это ведет к тому, что опьянение при употреблении пива развивается практически сразу. Токсическое влияние на центральную нервную систему 1 бутылки легкого пива более сильное, чем при употреблении 50 мл водки. Частое употребление пива отрицательно сказывается не только на нервной системе, но и на остальных системах организма. Избыток выпитой жидкости увеличивает объем циркулируемой крови, вследствие чего увеличивается нагрузка на сердце. Кобальт, который добавляют в пиво для увеличения пенообразования, обладает выраженным кардиотоксическим действием - формируется «пивное сердце» (алкогольная кардиомиопатия). Избыток углеводов в пиве (хмель и солод) в сочетании с алкоголем ведет к отложению этих веществ в организме в виде жира. Постоянный высокий уровень углеводов в организме ведет к повышенной нагрузке на поджелудочную железу. С высокой частотой формируется жировая дистрофия печени, хронический панкреатит и, как следствие, нарушение всего обмена веществ в организме. Итог - это формирование алкогольной зависимости. Причем у любителей пива это заболевание протекает более злокачественно и имеет менее благоприятные прогнозы. Причин этому несколько:
• легкая доступность пива, низкая стоимость по сравнению с крепким алкоголем;
• обилие рекламы пива в СМИ и навязывание «пивного образа жизни» с экранов телевизоров;
• формирование позитивного общественного мнения о пиве и социальной терпимости к употребляющим пиво в общественных местах;
• отношение к пиву в народе не как к алкогольному напитку, а как к квасу или газировке;
• меньшая активность защитных рефлексов организма при употреблении пива вследствие низкой концентрации алкоголя в нем.
- Чем опасен алкоголь для развивающегося организма? Алкоголь, попадая в организм ребенка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной возбудимости даже небольшие дозы спиртного вызывают у подростков бурную реакцию, тяжелые симптомы отравления. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит ее перерождение. Страдают и органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к алкогольным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половой функции.
Особо следует сказать об остром алкогольном отравлении, которое нередко у подростков заканчивается смертельным исходом. Особенно ранима нервная система и головной мозг. Сегодня выявлена форма эпилепсии, которая обусловлена исключительно злоупотреблением спиртными напитками. Судорожные припадки чаще всего наступают в состоянии похмелья и прекращаются при воздержании от алкоголя. Во время приступа лицо больного бледнеет, он теряет сознание и падает, бьется головой об пол, может получить различные увечья. При малой алкогольной эпилепсии дело ограничивается тем, что больной теряет сознание на несколько секунд: вдруг прекращает говорить, замирает, не успев упасть, приходит в себя.
- Одна из бед нашего времени - реклама алкоголя. Средства массовой информации часто создают привлекательные образы людей, которые употребляют алкоголь и курят, но в реальной жизни их не так уж много. Абсолютное большинство известных актеров, музыкантов, певцов, которых мы так часто видим на экранах телевизоров, пришли к выводу о необходимости трезвого, здорового образа жизни. Чтобы быть успешным в профессии, надо все силы отдавать работе, поэтому алкоголь они исключают из своей жизни. Реклама пива, алкоголя делается для того, чтобы повысить прибыль частных компаний. «Пивные магнаты» наживаются на чужом здоровье, на несчастье семей, где есть зависимые от алкоголя люди.
А в реальности алкоголь притупляет разум, нарушает координацию движений, разрушает здоровье. Он не помогает решать возникшие проблемы, а только осложняет их. Употребление алкоголя - прерогатива взрослых, но алкоголь не способен превратить подростка во взрослого человека. Только время и опыт могут сделать это. Более того, употребление алкоголя несовершеннолетними является нарушением закона.
- Как повысить самоуважение подростка и помочь ему отказаться от алкоголя? Как ни странно, предрасположенность к употреблению алкоголя и наркотических средств непосредственно связана с уровнем самоуважения. Исследования психологов свидетельствуют, что страдающие алкоголизмом или злоупотребляющие наркотиками обычно низко ценят себя. Дети, имеющие высокий уровень самоуважения, чаще говорят «нет», когда им предлагают алкоголь и наркотики. Вот 5 принципов формирования самоуважения подростка:
1. Одобряйте, хвалите ребенка за небольшие успехи и достижения. Поощряйте даже маленькие достижения и делайте это чаще. Его упорство и попытки сделать что-либо важнее полученных результатов.
2. Помогайте вашему ребенку выбирать и ставить перед собой реальные цели.
3. Исправляйте и оценивайте поступок или действие, не личность самого ребенка. Например, лучше сказать: «Лазить по заборам опасно, ты можешь ногу сломать», чем: «Ты не должен лазить по заборам - это глупо» (или: «Так делают только дураки»).
4. Дайте вашему ребенку реальную ответственность за какую-нибудь домашнюю работу. Ребенок, который имеет постоянное поручение по домашним делам, ощущает себя частью команды и, достигая результатов в исполнении своих обязанностей, получает чувство удовлетворения. Планируйте свободное время подростка, знакомьтесь с его друзьями.
5. Показывайте ребенку, как вы его любите, демонстрируйте свою любовь к нему. Объятия, улыбка и слова: «Я люблю тебя», «Мы гордимся тобой», «Я верю в тебя» помогут ребенку ощущать ваше хорошее отношение к нему. Доверие - вот главное условие взаимопонимания детей и родителей.
- Когда дети становятся старше, они сообщают, что эти действия имели для них большую ценность. Вопреки распространенному мнению, неполные семьи могут дать ребенку основу для самоуважения, так же как и полные; в них могут существовать такие же крепкие и продолжительные связи между родителями и детьми. Не забывайте, что, вероятнее всего, ваш ребенок будет перенимать вашу точку зрения и суждения, наблюдая, как семейные ценности влияют на ваше поведение. Вот еще несколько принципов, которые могут помочь предотвращению приобщения ребенка к употреблению алкоголя и наркотиков.
• Рассказывайте о своих личных или религиозных установках и убеждениях, касающихся пьянства и потребления наркотиков.
• Имейте собственные оригинальные суждения, принимайте решения самостоятельно, а не потому, что так делают все.
• Относитесь с уважением к сохранению своего здоровья и ведите здоровый образ жизни.
• Выработайте у себя убеждения и привычки, - и это очень важно! - которые помогали бы вам контролировать свое поведение в отношении алкоголя и наркотиков.
- Несомненно, что ваши жизненные принципы являются ключом к здоровью ваших детей. Ваш ребенок сможет руководствоваться полученными в детстве, важными и предпочтительными с его точки зрения стандартами, когда окажется в принуждающей его к употреблению алкоголя или наркотиков ситуации. Ваше отношение к вредным привычкам для ваших детей характеризует количество выпитого и выкуренного вами. Ваше поведение показывает им, как, когда и где вы пьете или курите. Особенно опасно бравировать этими привычками перед детьми. А вот если родители воздерживаются от выпивки, это является положительным примером.
Иногда непьющие и некурящие родители ошибочно считают излишним или неважным разъяснение своих принципов детям. Этим родителям следует помнить, что они воспитывают детей не только примером своего поведения.
Используя некоторые приемы, вы сможете дать хорошие модели поведения на вечеринке или семейном празднике. Не фиксируйте внимание собравшихся на алкогольных напитках и их употреблении, предлагайте гостям безалкогольные напитки, не принуждайте их принимать спиртное и следите за тем, чтобы не выпивали те, кто за рулем.
Если один из родителей - алкоголик, то эксперименты детей с алкоголем предупредить труднее, чем в семье с обоими непьющими родителями; если оба страдают алкоголизмом, то нередко прививают детям патологические стереотипы поведения. Однако есть несколько принципов, помогающих уменьшить вредное влияние семейного алкоголизма.
• Не пытайтесь скрывать или смягчать правду. Подростки могут справляться со своими проблемами лучше, если знают, что кто-то в семье страдает алкоголизмом.
• Необходимо объяснить подростку, что алкоголизм - это болезнь, подобно раку или диабету. И они могут ненавидеть болезнь, но любить больного родителя.
• Помогите детям осознать, что они не виноваты в алкоголизме своих родителей и не несут ответственности за него.
• Объясните, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом. Надо твердо принять позицию «не хочу быть как все», если в вашей компании принято пить.
- Подводя итоги нашего разговора, составим таблицу, где будут отражены факторы риска употребления алкоголя подростками и факторы защиты от него.
Факторы риска |
Факторы защиты |
1 |
2 |
Проблемы психического и физического здоровья |
Семейная стабильность и сплоченность, семейные традиции. Адекватное воспитание и теплые, дружественные отношения в семье |
Рождение в семье больных алкоголизмом |
Средний и высокий уровень обеспеченности семьи |
Регулярное общение со сверстниками, употребляющими алкоголь |
Высокий уровень интеллекта и устойчивость к стрессу. Физическое и психическое благополучие |
Личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, неприятие социальных норм) |
Высокая самооценка, развитые навыки самостоятельного решения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, устойчивость к давлению сверстников |
Высокий уровень семейного стресса, семейная нестабильность, низкий уровень доходов в семье |
Соблюдение норм общества и умение контролировать свое поведение |
Проблемы межличностного общения в семье, со сверстниками, в школе |
Нормализация отношений в семье, поиск хороших друзей вне школы |
IV. Педагогический практикум
- Когда подросток заявляет, что собирается на вечеринку с друзьями, в голове родителей проносятся страшные картины: алкоголь, сигареты, детская наивность и никаких взрослых... Как поступить?
(Ответы родителей.)
- А что говорят о таких ситуациях психологи? Как не обидеть ребенка недоверием и быть уверенным в его безопасности? Если категорически запретить, подросток может устроить «революцию» и отправиться на вечеринку без позволения старших. Если разрешить, то последствия могут быть разными. Чтобы отпускать сына или дочь на праздник в его компанию с легким сердцем, заранее целенаправленно создавайте в семье фундамент доверия.
• Больше общайтесь всей семьей, рассказывайте ребенку о своей жизни, о жизни других людей, обсуждайте фильмы, книги. Часто случается, что в беду попадают дети, выращенные в замкнутом мирке, где на все накладываются запреты. Они мечтают вырваться из этого замкнутого мирка и «оторваться вовсю». А попав в новую среду, они оказываются полностью дезориентированными и от неуверенности начинаюю вести себя вызывающе, «доказывают», что они тоже взрослые. А у ребенка, подготовленного в семейном кругу, формируется умение вести себя в различных ситуациях, чувствовать их и в нужный момент проявлять осторожность и быстроту реакции и говорить «нет».
• Воспитывайте в детях пунктуальность. Очень важно научить ребенка неукоснительно соблюдать договоренности: вовремя звонить, вовремя приходить, предупреждать родителей о внезапном изменении намеченных планов. Сами будьте образцом организованности, не заставляйте домашних волноваться.
• Периодически обсуждайте с ребенком правила поведения в экстремальных ситуациях. Прививайте детям культуру празднования. Если у вас дома принято в праздники устраивать конкурсы и играть в шарады, петь и танцевать, а не только планомерно набивать желудки и употреблять спиртное, дети тоже будут стремиться к интересному общению. А это лучшая гарантия того, что праздник без родителей пройдет без проблем. Фундамент доверия - это уверенность в том, что ваш ребенок - разумный человек, который в состоянии воспользоваться своей самостоятельностью, не попадая при этом в неприятные истории.
V. Проект решения родительского собрания
1. Родители должны приложить все усилия, чтобы ребенок не стал зависим от алкоголя.
2. Если беда пришла, не надо стыдиться говорить о проблеме, а надо решать ее вместе с ребенком, обращаться в специализированную службу.
Круг чтения для родителей
Годфрей Р. Код тинейджеров, или как с нами говорить про... все! М., 2007. Рэт Годфрей - 18-летний выпускник средней школы в Честере. Его мама - семейный консультант, автор 13 книг. В книге сына она выступает от лица родителей. Три года Рэт собирал материалы и писал свою книгу. Он опросил примерно 1000 подростков. Сверстники рассказали ему о том, как родители говорят с ними на разные трудные темы, что из этого выходит и почему часто не выходит ничего.
«Трудные» темы разведены в книге по главам: «Наркотики», «Алкоголь и сигареты», «Секс» и т. д. В конце каждой главы мама Рэта делится своими впечатлениями и открытиями, как подростки оценивают попытки родителей говорить с ними о том, о чем многие из них вообще предпочитают молчать. Она говорит о том, как, с ее точки зрения и по мнению специалистов, можно взломать «код тинейджера» и найти с ним общий язык. Очень полезную книжку написал тинейджер. Избавил нас, родителей, от мучительных попыток угадать, что думают наши дети о нашей родительской педагогике. Знать нам это совершенно необходимо. Но кто решится подойти к отпрыску после бурного объяснения на тему: «Когда ты вернулся после вечеринки, от тебя разило спиртным. Ты знаешь, чем это закончится?», «Чем ты занималась с этим парнем в машине?». Кто такие вопросы рискнет задавать своим взрослеющим детям, не боясь окончательно потерять авторитет? Пожалуй, никто. Главный вывод из тинейджеровских откровений о родителях и их попытках оказать им помощь - они не отвергают наши усилия с порога! Они совсем не против того, чтобы родители дали поддержку или полезный совет. Удается это сделать родителям любящим, уважающим своих детей и деликатным.
Анкета «Что я думаю об алкоголе?»
1. Где в повседневной жизни вам встречается алкоголь?
2. Как вы реагируете на это? Принимаете ли эту ситуацию? Участвуете ли вы в этом?
3. Знаете ли вы о наркотическом воздействии алкоголя на организм?
4. Что, по вашему мнению, происходит с детьми, в семье которых частые злоупотребления алкоголем?
5. Можно ли решить жизненные проблемы с помощью алкоголя?
6. Пиво - это алкогольный напиток? Употребляя его, можно ли приобрести алкогольную зависимость?
7. Вы пьете пиво или водку? Если да, то знают ли об этом ваши родители?
Авторы составители: Черных Ольга Геннадьевна, Малюгина Валентина Александровна
Родительское собрание «Права и обязанности родителей и детей», 8 класс
Родительское собрание «Вызывающее поведение подростков: Как реагировать и что делать?», 8 класс
Темы родительских собраний в 8 классе на учебный год по ФГОС
Нет комментариев. Ваш будет первым!