Цели: просвещение родителей; повышение их компетентности и активности в воспитательном процессе.
Задача: познакомить родителей с основами правовых взаимоотношений в области образования.
Подготовка к собранию: опрос «Какие правовые вопросы интересуют вас как родителей?».
Форма проведения: круглый стол.
I. Вступительное слово учителя
- Уважаемые родители! В настоящее время решение социальных проблем молодежи стало первоочередной задачей государственных и общественных органов, неизмеримо возросли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения. Важнейшим международным правовым документом в области прав ребенка является Декларация прав ребенка, принятая Ассамблеей ООН от 20 ноября 1959 г. Главная цель этого документа-обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, защиту от насилия со стороны взрослых. В подростковом возрасте наши дети начинают осознавать себя гражданами своей страны. Гражданство предусматривает взаимные права и обязанности человека и государства. Задача семьи - формирование новой системы взглядов у подростков, на основе которой строятся социальные взаимоотношения.
II. Всеобуч по правам учащихся
- Какими правами обладают наши с вами дети? Учащиеся школ в соответствии со статьей 9 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статьями 6,17,19,50,51 Закона РФ «Об образовании» имеют право:
• на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
• на обучение в пределах образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам;
• на ускоренный курс обучения;
• на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;
• на получение дополнительных образовательных услуг;
• на участие в управлении образовательным учреждением;
• на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений;
• на поступление в образовательное учреждение следующего уровня;
• на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу того же уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации;
• на создание общественных объединений за исключением объединений, учреждаемых политическими партиями и религиозными организациями;
• ходатайствовать перед администрацией школ о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка;
• на проведение во внеурочное время собраний и митингов по вопросам защиты своих прав;
• на ознакомление с уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, списками органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением и защитой прав ребенка;
• на получение основного общего образования на родном языке;
• на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;
• на получение образования в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната;
• на перевод в следующий класс при наличии академической задолженности по одному предмету при условии обязательного погашения ее в течение следующего учебного года;
• на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования при достижении пятнадцатилетнего возраста;
• на создание в школе условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья;
• на государственную компенсацию инфляционного роста расходов на питание и охрану здоровья обучающихся.
- А какими правами и обязанностями наделены родители в связи с обучением их детей в школе?
• Родители обучающихся, воспитанников или лица, их замещающие, несут ответственность за воспитание детей и получение ими основного общего образования.
• Родители несовершеннолетних детей имеют право на выбор образовательного учреждения и формы обучения их ребенка, а также на защиту прав и интересов ребенка, на участие в управлении образовательным учреждением.
• Родители обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.
- В каких случаях учащийся может быть исключен из школы?
Отчислить из школы, согласно статье 19 Закона РФ «Об образовании», можно только подростка, достигшего 14-летнего возраста, и только в случае совершения им противоправных действий, грубых и неоднократных нарушений устава школы. Решение об исключении детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается только с согласия органов опеки и попечительства. Об исключении обучающегося из школы учебное заведение обязано в трехдневный срок проинформировать администрацию района, которая должна совместно с родителями подростка в месячный срок принять меры по его трудоустройству либо переводу в другое учебное заведение. Нельзя отчислить ребенка из школы за неуспеваемость, неоплату дополнительных образовательных услуг, за отказ родителей от заключения договора на предоставление дополнительных образовательных услуг, за отказ оплачивать услуги охранника, уборщиц, библиотекарей, кураторов и репетиторов.
- Имеет ли право администрация школы отказать выпускнику девятого класса своей школы в приеме в десятый класс? Нет. Статья 16 Закона РФ «Об образовании» требует от школы обеспечить прием всех учащихся, проживающих на ее территории и имеющих право на получение образования. Статьей 5 этого же закона предусмотрена конкурсность только при поступлении в профессиональные учебные заведения, и утверждается общедоступность школьного образования. Решение о том, будет ли выпускник девятого класса продолжать учебу в школе или перейдет в другое учебное заведение, является исключительной прерогативой школьника и его родителей.
- Имеют ли право учителя требовать от учеников повиновения, унижая при этом их достоинство? Нет. Дисциплина в общеобразовательных учреждениях поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов. Применение методов психического и физического насилия по отношению к обучающимся не допускается. Если же в отношении вашего ребенка допускаются факты насилия, советуем не бояться того, что отношение педагогов к вашему ребенку ухудшится, и принять все усилия для разрешения конфликта сначала в школе, а если ситуация не изменится, с привлечением органов управления образования. В любом случае надо помнить, что психическое здоровье ребенка дорого стоит.
- Имеют ли право педагоги вести религиозную пропаганду среди своих учеников и воспитанников? Несмотря на то, что статьей 28 Конституции РФ «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими свою религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними», в статье 14 Конституции РФ закреплены и положения, касающиеся отделения церкви от государства. Именно поэтому одним из основополагающих принципов в области образовательной политики является светский характер образования в государственных образовательных учреждениях. Поэтому в школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в любых формах.
- Обязаны ли дети в школе мыть полы, выносить мусор, переносить мебель и другие тяжести, убирать снег, вскапывать грядки и заниматься другой подобной работой? Нет. Дети не обязаны этого делать, т. к. это противоречит Конвенции ООН о правах ребенка и пункту 14 статьи 50 Закона РФ «Об образовании», в котором сказано, что «привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся и их родителей ктруду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Для выполнения такого рода работ в штатном расписании каждой школы предусмотрены ставки младшего обслуживающего персонала.
- Какие функции возложены на образовательные учреждения по профилактике детской и подростковой преступности и безнадзорности? Школы в соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обязаны:
• оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
• выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимать меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
• выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей;
• обеспечить организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.
• реализовывать программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
- Что обязана делать школа для сохранения здоровья детей? Статья 51 Закона РФ «Об образовании» обязывает образовательное учреждение создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.
• Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся несут руководители образовательных учреждений.
• Учебная нагрузка, режим занятий определяются на основе рекомендаций органов здравоохранения.
• Школьное расписание уроков должно строиться с учетом дневной и недельной умственной работоспособности учащихся.
• Запрещается проведение нулевых уроков. Обучение в общеобразовательных учреждениях с повышенным уровнем обучения должно быть организовано только в первую смену.
• При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.
• В общеобразовательных учреждениях должно быть организовано горячее питание учащихся.
- Кроме прав имеются ли обязанности у школьников? В соответствии с пунктом 57 Типового положения «Об общеобразовательном учреждении» обучающиеся обязаны:
• соблюдать устав общеобразовательного учреждения;
• добросовестно учиться;
• бережно относиться к имуществу учреждения;
• уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения;
• выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.
- Могут ли родители потребовать у администрации школы замены педагога? Если в соответствии с пунктом 1 статьи 52 Закона «Об образовании» в школе уважаются права родителей, и в Уставе школы записано, что родители могут принимать участие в управлении общеобразовательным учреждением, то вы сможете повлиять на выбор педагога для вашего ребенка, заключив договор с администрацией школы. Если же механизмов действенного участия родителей в управлении школой не существует, то родителям остается, к сожалению, одно: влиять на выбор конкретного преподавателя, заявляя претензии и жалобы. Если родителей по какой-то причине не устраивает педагог, они могут подать заявление о самостоятельном изучении и сдаче преподаваемых им предметов экстерном. В том случае, если педагогом выражают недовольство несколько родителей в классе, целесообразно написать заявление на имя директора школы или в адрес вышестоящего органа управления образованием с просьбой о его замене.
- На каких основаниях предоставляются школой платные дополнительные услуги в сфере образования? Предоставление школой платных дополнительных услуг становится все более привычным. Приказом министерства образования были установлены примерные формы договоров, которые в этой связи заключаются между школой и родителями. Прежде всего, школа как исполнитель услуг обязана в общедоступной форме доводить до родителей (заказчиков услуг) всю информацию, касающуюся оказания платных дополнительных услуг: наименование дисциплин, срок обучения, цена договора, порядок оплаты и т. д. Родители вправе потребовать от исполнителя предоставления следующей информации:
• по вопросам, касающимся организации и обеспечения надлежащего исполнения услуг, предусмотренных договором.
• об успеваемости, поведении, отношении ребенка к учебе, его способностях к обучению по отдельным предметам.
- Что должны обеспечить родители для получения образования детьми? Когда идет речь о взаимоотношениях семьи и школы, чаще всего обсуждаются обязанности школы перед родителями и детьми. Однако основная ответственность за воспитание и образование детей лежит все-таки на родителях, а система образования существует лишь в помощь им. И в соответствие с международными актами, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами именно родители обязаны обеспечить получение детьми полного общего образования. Главной обязанностью родителей является создание условий для соблюдения ребенком режима дня, соответствующего его возрастным и психофизическим особенностям и обеспечивающего успешное освоение школьной программы. Родители обязаны информировать школу о существенных изменениях состояния ребенка, которые могут повлиять на процесс обучения.
Родители оберегают личное достоинство ребенка, не применяют к нему психического насилия и телесных наказаний. Родители должны приходить в школу по просьбе учителя или психолога для обсуждения индивидуальных особенностей своих детей, а также присутствовать на родительских собраниях.
Родители не могут неоправданно вмешиваться в работу педагогов по вопросам, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей. Ведь если родители отдают ребенка учиться в данное общеобразовательное учреждение, значит, они разделяют принципы педагогической деятельности школы, изложенные в ее уставе, и согласны с особенностями педагогического подхода школы.
- Имеет ли право учитель забрать сотовый телефон у ребенка на уроке? Такая ситуация встречается на уроке часто: ребенок отвлекается от занятий, играя с сотовым телефоном или разговаривает во время урока по телефону. Учитель имеет право после предварительного предупреждения изъять сотовый телефон только до окончания урока.
III. Проект решения родительского собрания
1. В решении проблем и конфликтных ситуаций, связанных с обучением в общеобразовательном учреждении, руководствоваться законом «Об образовании» и Уставом школы.
2. Формировать гражданскую ответственность и правовое самосознание детей и родителей.
Родительское собрание «Вызывающее поведение подростков: Как реагировать и что делать?», 8 класс
Темы родительских собраний в 8 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание о вреде алкоголя, 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!