Цель: обратить внимание родителей на роль семьи в развитии работоспособности школьника.
Задачи: определить значение трудового воспитания в развитии личности подростка; обозначить проблемы развития работоспособности ученика; наметить способы развития работоспособности ученика.
Форма проведение: круглый стол.
Участники: классный руководитель, родители учащихся.
Подготовительный этап
Подготовка выступлений родителей по вопросам:
• Умственная работоспособность ученика.
• Общественно полезный труд и воспитание трудолюбия.
• Роль семьи в воспитании трудолюбия.
• Содержание нравственного воспитания в труде.
Анкета «Свободное время»
Инструкция: как вы проводите свободное время - вопрос не праздный. Мы предлагаем вам десять вопросов с двумя возможными ответами, из которых надо выбрать один.
1. Представьте: у вас неожиданно образовался свободный день:
а) вы всегда найдете что делать - планов уйма;
б) откуда мне знать, как его провести, ведь это произошло так неожиданно.
2. В воскресенье вы ждете важного телефонного звонка:
а) но пока еще не позвонили, сидите перед телевизором или слушаете радио;
б) тем временем занимаетесь уборкой квартиры.
3. Дома вы:
а) играете в коллективные игры - шахматы, домино...
б) у вас нет ни одной из этих игр, но вы собираетесь их приобрести.
4. Человек разводит почтовых голубей:
а) вы не испытываете никаких эмоций, вам это безразлично;
б) вы можете понять того, кто завел какое-то животное и очень увлечен этим.
5. Свободное время:
а) для вас не проблема, у вас столько разных интересов, что вы не знаете, чем в первую очередь займетесь;
б) вам в тягость, вам хочется, чтобы выходные поскорее прошли.
6. У вас испортился телевизор и:
а) вы спокойно ждете мастера, так как смотрите передачи не каждый день, а время от времени;
б) сразу же находите способ исправить ситуацию, так как не можете без него обойтись даже один день.
7. У вас есть хобби:
а) вы собираете марки или увлекаетесь фотографией или...;
б) любимое ваше занятие - растянуться на диване или провести вечер в ближайшем кафе.
8. Ваше отношение к природе:
а) вы любите природу, прогулки по лесу, пользуетесь малейшей возможностью, чтобы совершить короткую или продолжительную экскурсию.
б) хождение пешком не доставляет вам никакого удовольствия, лучше лишний раз проехать в автобусе или автомобиле.
9. На каникулах (в отпуске) вы:
а) отлично отдыхаете, ничего не делая, лежа на диване;
б) предпочитаете посмотреть новые места, заняться любимым делом.
Результаты:
Если вы выбрали вариант «а» при ответах на вопросы 1, 5, б, 7,8, 9 - запишите 2 балла, точно так же - 2 балла, если вы выбрали вариант ответа «б» на вопросы 2,4,9.
От 0 до 8 баллов: свободное время вы проводите очень однообразно. Не ищите развлечений, нет у вас интересов. Чаще всего вы ходите в кино или смотрите телевизор. Все же время от времени вам нужно проявлять и свое пожелание. Вряд ли вы порадуете своего друга, если на его вопрос о том, как вы проведете выходные, ответите: «все равно».
От 10 до 14 баллов: не самое лучшее дело - сесть в кресло или беспрерывно читать. Вам лучше было бы заняться спортом. Не против? Жаль, если дальше благих намерений дело не пойдет. Ведь если бы вы разнообразили свой досуг, увлеклись велоспортом или походами на байдарке, чтение или музыка доставили бы вам еще большее удовольствие.
От 16 до 20 баллов: вы умеете пользоваться каждой минутой, у вас всегда много забот. Слово «скука» вам незнакомо. Если же вы набрали точно 20 баллов, подумайте: интересна ли вам ваша деятельность, что вам дает семья? И что вы - ей? Остается ли у вас время на что-нибудь, кроме забав и развлечений?
Оформление помещения, оборудование и инвентарь:
На доске:
«Устают не оттого, что много работают, а оттого, что работают неправильно» (Н.Е. Веденский, физиолог).
«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приговорить его к труду жизни» (К.Д. Ушинский).
«Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем если бы он оставил им наследство» (К. Уэйтли).
«Когда детям нечем заняться, они занимаются озорством» (Е Филдинг).
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Больше всего устаешь от безделья.
Пословицы
I. Вступительное слово классного руководителя
Трудовое воспитание в школе рассматривается с двух позиций. С начала обучения ребенка в школе мы говорим о работоспособности Ученика на уроке и дома во время приготовления домашних заданий. В более старшем возрасте трудовое воспитание рассматривается как профильное образование (концепция трудовой подготовки в системе непрерывного образования). Рассматривая же труд в первоначальном его понятии, необходимо говорить об общественно полезном труде или труде по самообслуживанию.
II. Обсуждение вопросов по теме
Выступления родителей.
Умственная работоспособность ученика
В эпоху роста информации становится все труднее выполнить ту или иную задачу так, чтобы по возможности минимальные затраты принесли бы максимальную пользу и обществу, и человеку... Бесспорно, рациональная организация умственного труда самым благоприятным образом сказывается и на состоянии здоровья.
Даже когда человечеству еще было неведомо учение о биоритмах, из повседневного опыта люди осознавали, что ритмическая работа дает возможность экономить силы, чередовать мускульное напряжение с паузой для отдыха. Рабочий ритм поддерживался ударами орудия труда, например, ударами молота о наковальню, бабы о сваю, песта о ступу и т. д. Применялся специальный аккомпанемент музыкальных инструментов - барабана, там-тама, дудки. Под маршевую музыку легко идти. Ходьба в определенном ритме не в пример легче, чем неритмичная.
«Нет ничего более властного в жизни человеческой, как ритм. Любая функция... имеет постоянную склонность переходить на свойственный ей ритм», - говорил И.П. Павлов.
С чего же начинать? Как и во всяком деле - с постановки определенной задачи, цели, с составления разумного и выполнимого плана. Бесплановость - первейший враг любой работы, она враг и здоровья. Но нельзя добиться приличных результатов, если нет внутренней убежденности, мощного настроя.
Всем известно, что планомерный ежедневный труд, систематические занятия способствуют получению глубоких знаний. Но не всегда удается правильно планировать свое время, предстоящую работу. В течение школьной недели нагрузка каждый день может быть разной - бывают легкие дни, почти без домашних заданий и дополнительных занятий, и наоборот. Необходимо научиться рационально планировать нагрузку, полезно знать азы физиологии и гигиены умственного труда, в частности, дни оптимальной работоспособности.
Ученые установили уровень работоспособности в недельном цикле. Наиболее высокая работоспособность наблюдается во вторник и среду, в четверг она снижается и становится минимальной в пятницу. В субботу она немного повышается в предвкушении выходного дня. Исходя из этого следует наиболее трудные умственные занятия выполнять во вторник и среду, а в понедельник, четверг, пятницу, субботу - то, что требует меньшего умственного напряжения, но более длительной затраты времени.
Полезно знать и общие сведения о степени трудности разных предметов. Для учащихся 7-8-х классов наибольшую трудность представляют математика, русский и иностранный языки. Гигиенисты считают, что при правильной, четкой организации выполнения домашних заданий учащиеся 7-х классов должны затрачивать в день примерно 3 часа.
Во время занятий следует исключить внешние раздражители, так называемые помехи: телефон, музыку. Следует избегать и внутренних помех. Скажем, готовя сложный предмет, во время перерыва нежелательно смотреть телепередачи или играть в компьютерную игру: вхождение в продолжение работы занимает много времени, сюжет игры может надолго оставить след в сознании.
При умственной работе имеют значение и многие другие факторы. Например, оптимальная температура воздуха в помещении 18-20 °C. Работоспособность резко снижается, если количество углекислоты в воздухе повышается до 0,1%. Поэтому важно регулярно проветривать помещение.
В рациональный режим занятий входит не только процесс труда, но и разумный полноценный отдых. Умение работать и умение отдыхать одинаково важны. Самое разумное - больше двигаться, заниматься спортом, отдыхать в парке или за городом.
Общественно полезный труд и воспитание трудолюбия
Труд школьника ни в коем случае не ограничивается только умственной деятельностью, столь же важно участие в общественно полезном производительном труде.
Формирование у учащихся готовности к труду - составная часть целостного педагогического процесса.
Целью нравственного отношения к трудовой деятельности, осуществляемого в рамках школы Российской Федерации, является вооружение учащихся совокупностью определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.
Все компоненты трудовой подготовки осуществляются в школе поэтапно, с учетом возраста и направлены на то, чтобы сформировать устойчивую ориентацию на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности; обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду; развить творческие способности, интеллектуальные, психиатрические и физические качества личности. (См.: Концепция трудовой подготовки в системе непрерывного образования // Школа и производство. 1990. № 1. С. 62).
Трудовая подготовка на всех этапах школьного обучения и строится с учетом психического развития и социального статуса. Она призвана формировать такие нравственные черты, как справедливость, коллективизм, честность, скромность, гражданственность. Что же в себе содержат эти нравственные качества?
Справедливость - объективная сторона личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость к общению, самокритичность.
Коллективизм - это такая организация труда, посредством которой соединяются индивидуальные, групповые и общественные интересы. Умение работать в коллективе предполагает стремление работать сообща, готовность прийти на помощь товарищам, дисциплинированность, чувство ответственности за общее дело, высокая требовательность к себе, чувство личной ответственности за результаты своего труда.
Честность - моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности, самоотдачи в работе, умение говорить правду в глаза, требовательность к себе и к другим.
Скромность - исполнительность, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам.
Гражданственность - личная ответственность перед обществом, людьми. Формирование осознанного, творческого отношения к труду, стремления и умения постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Воспитание трудолюбия - одна из важнейших задач в системе формирования личности. Учебный труд включает изучение трудовой деятельности людей и их отношения в процессе труда. Учебная деятельность играет исключительно важную роль в воспитании трудолюбия у учащихся, формирует качества, открывающие молодым путь к достижению высокого мастерства в любой профессиональной деятельности: ответственное и добросовестное отношение к учебным и трудовым обязанностям, уважение к любому виду труда, проявление самостоятельности и творчества.
Трудолюбие - это положительное отношение человека к умственному и физическому труду. Самыми важными нравственными чертами трудолюбия являются интерес к труду, желание трудиться и достигать положительных результатов, нести ответственность за результаты своего труда, быть бережливым.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский сделал важный вывод о том, что внутренняя духовная животворящая сила труда служит источником нравственности и счастья, что само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно готовить его не для счастья, а для труда. Трудолюбие, добросовестное отношение к труду, радость творческого труда выступают источниками самоутверждения личности. Признание высокой общественной значимости труда возвышает человека. А.С. Макаренко считал, что человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво. Профессор, доктор педагогических наук В.В. Макеев в своей работе «Педагогика для передовиков» говорит о том, что «свободный творческий труд есть необходимое условие всестороннего развития личности и ее самоутверждения».
Трудолюбие - результат трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации, личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, глубоким пониманием воспитательной силы труда, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.
По И.Ф. Харламову, трудолюбие включает в себя следующие структурные нравственные компоненты:
а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;
б) понимание пользы труда для себя и убеждение в его нравственной благотворительности;
в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;
г) достаточно сильную волю личности.
Важной стороной трудолюбия является глубокое понимание личностью существенного значения труда в жизни общества и каждого человека, ее взгляды и убеждения в необходимости вносить свой вклад в развитие экономики, в создание личного материального благополучия. Труд становится по-настоящему воспитывающим фактором при следующих условиях:
1. Труд учащихся должен быть общественно полезным. Школьнику важно осознавать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу. Это может быть работа на пришкольном участке, оформление школы, ремонт школьной мебели и учебных пособий, благоустройство и озеленение школьного двора, строительство школьной спортивной площадки.
2. Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Подросток должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда. Здесь очень важно на деле знакомить школьника с общественным назначением цели его труда, показать, кому нужен его труд.
Если ученики не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они работают по принуждению, неохотно.
3. Труд школьника должен быть коллективным. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение интересам коллектива. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу отдельному человеку, дает возможность школьникам приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности.
4. Труд школьника должен быть инициативным. Желательно, чтобы он был творческим, предоставлял ученикам возможность проявить инициативу, стремиться к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью им занимаются.
5. В труде должны применяться различные формы самоуправления, самоорганизации и самодеятельности. Самокоординация помогает развивать самостоятельность, навыки руководства и подчинения, творческую инициативу, чувство ответственности.
6. Труд должен быть посильным, иначе он угнетающе действует на психику, и ученик может потерять веру в себя, отказываясь выполнять даже посильную работу.
7. По возможности труд школьников должен быть увязан с их учебной деятельностью, важна взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников и их практической трудовой деятельностью.
8. Совершенно недопустимо наказание трудом. Труд воспитывает тогда, когда он не является для школьника принуждением, наказанием. В воспитательных целях можно наказывать ученика лишением права трудиться в коллективе и с коллективом.
9. Необходимо требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.
Если все указанные условия соблюдаются, то труд для старшеклассников становится привлекательной деятельностью, вызывает у них чувство морального удовлетворения. В таком труде они приобретают практический опыт правильного общественного поведения, формируется уважение к людям труда.
Роль семьи в воспитании трудолюбия
В воспитании у детей привычки к труду особенно велика роль семьи. Умелая, дальновидная мать заботится о том, чтобы дочка с раннего детства помогала ей по-настоящему: накрывала на стол, мыла посуду. Постепенно ее обязанности усложняются - она учится пеленать брата, покупать продукты, убирать квартиру, готовить, вязать, шить. Если получилось плохо, мама попросит переделать и помогает при этом, если хорошо - не поскупится на похвалу. Так рождается прилежание. Научившись работать, дети начинают с уважением относиться к труду окружающих. Сыновья видят, как отец с удовольствием выполняет работу по дому. Его пример очень важен для детей. Сыновья без принуждения делают любую работу, если и для отца она стала привычкой, помогают ему. Сын относит в ремонт обувь, вещи - в химчистку. Отец может научить сыновей пользоваться инструментами, пилить, строгать.
Необходимо, чтобы у школьника было любимое дело. Обычно увлеченность каким-нибудь трудом передают детям родители. Когда ребенок видит, с каким удовольствием они трудятся, у него возникает желание поработать самому. Чтобы поддержать интерес к труду, подросткам надо время от времени поручать дело, непривычное для них, способное захватить своей новизной; дать творческую задачу и избегать изменений оценки при ее решении.
Особой примечательностью для подростков обладает труд, связанный с техническим творчеством. Усердие и упорство, рожденное в одном виде деятельности, постепенно проявляется и в других видах. Вырабатывается привычка длительное время работать над выполнением одного и того же задания, доводить дело до конца. Важней найти старшекласснику дело, в котором чередовались бы операции простые и сложные, легкие и трудные, интересные и скучные, поставить его в позицию организатора и исполнителя.
Большую воспитательную роль играют коллективные трудовые дни семьи. Труд вместе со взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной ориентации своего рабочего места, рациональные приемы работы, правила техники безопасности. Можно привлекать детей к благоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха. Наконец, всегда есть потребность в благоустройстве своей улицы, своего квартала, где можно организовать коллективные дела совместно с соседями.
Не менее важным является определение порядка выполнения намеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы и определение Формы подведения результатов и выполнения, а также руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в освоении Рациональными способами его выполнения. Если подростка правильно стимулировать, поощрять хорошо, добросовестно выполненную Работу, а в случае необходимости вовремя высказывать недовольство. у него сформируется сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу. Ученик испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. В процессе педагогически организованного труда вырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности.
Содержание нравственного воспитания в труде
Чувство собственного достоинства порождает потребность в достойном поведении, в красивых и добрых поступках. Человек, уважающий себя, уважает и других людей, умеет видеть в них достоинства. Это умение составляет одно из безусловных свойств нравственности. Чувство собственного достоинства, как и уважение достоинства в других людях, необходимо воспитывать с детства. Об этом напоминают многие известные педагоги, исследователи возрастной психологии, отмечая моральную и эстетическую сторону воздействия труда и трудового процесса на человека даже на ранней стадии его знакомства с трудом, в детстве. С.Т. Шацкий писал: «Между основными сторонами детской жизни - физическим трудом, игрой, искусством, умственным и социальным развитием - существует определенная связь, обнаруживается постоянное взаимодействие, и в конечном итоге те или другие изменения в одном направлении... вызывают соответственные изменения в другой области».
Включение в детскую игру элементов фантазии, а в первые трудовые операции - моментов поиска оптимального решения, в дальнейшем проявляется в заинтересованное, творческое отношение к миру природы, людей, вещей. «Связь эстетического воспитания с нравственным осуществляется в эстетическом отношении к труду, - писал В.А. Сухомлинский. - Мы стремимся поставить трудовое и моральное воспитание так, чтобы в создаваемые ценности каждый наш воспитанник вкладывал все свои лучшие духовные качества... чтобы он любил самый процесс труда, чувствовал красоту творчества».
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бытовых потребностей семьи или коллектива. Эта работа эффективна, когда посильна и содержит в себе коллективистскую направленность: обеспечивает не только личные нужды, но и потребности других членов семьи, школьных коллективов. «Побуждающим школьника к бытовому труду фактором становится постепенно укрепляющееся сознание возможности и необходимости обеспечивать собственным трудом свои нужды. Большое значение имеет и нравственное удовлетворение, рождаемое сознанием содеянного добра на общую пользу» (Лихачев Б.П. Педагогический курс лекций. М.: Юрайт, 1998. С. 248-260).
В сфере трудовой деятельности все учащиеся имеют определенный опыт, навыки, в меру своих возможностей могут качественно выполнять порученную им работу. В чем же причины проявления нерадивого отношения к труду? Это зависит от уровня морально-нравственной подготовки ученика (его потребности в труде, понимания роли исполнительской дисциплины, чувства ответственности, воли и т. д.). Нередко в процессе общей работы вредные поступки заражают коллектив в большей степени, нежели положительные. Поэтому для успешного выполнения любой работы, требующей волевых усилий и умений, надо акцентировать внимание на нравственных аспектах. Выделять из среды учащихся тех, кто морально (психологически) устойчив и менее устойчив. Это решающий фактор в организации любого вида труда. Сознательное отношение к труду, духовная потребность, исполнительность, прочные деловые навыки и умения - задача воспитательной работы школы. Ведь общественно полезный труд организуется в основном в коллективе, и каждый его член обязан предостеречь другого от повторения ошибок, чувствовать общую ответственность. Качество коллективной ответственности формируется в труде - и на уроке, и в клубе.
Общественно полезный труд оказывает воздействие на нравственное воспитание личности, если осуществляется в деловой обстановке, если организаторы поощряют трудовое усердие, патриотические чувства, дисциплинированность учащихся. Некоторые педагоги задают вопрос: можно ли наказывать трудом? Если принуждать ученика к выполнению работ, то какая это связь с нравственным воспитанием? Если ребенок относится к труду как к вынужденной необходимости, которой в каждом удобном случае надо избегать, это искалечит его нравственно. Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом - надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком.
Актуальны слова великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приговорить его к труду жизни».
III. Подведение итогов
Секреты трудоспособности
Как организовать свой труд, чтобы успеть многое сделать? Приведем примеры удивительной работоспособности людей. Великий фантаст Жюль Верн создал 65 романов, 20 повестей и рассказов, 19 пьес, 10 книг по истории географических открытий. Все это составляет 115 томов. Солидная библиотека! Вот что пишет один из биографов писателя: «Ежедневная работа - от зари до зари - была подчинена идеальному распорядку, во многом способствовавшему исключительной продуктивности писательского труда. С пяти Утра до полудня Жюль Верн писал и правил корректуры. Послеобеденные часы он посвящал чтению и просмотру источников для следующего романа, а вечернее время - отдыху и беседам с друзьями. Уже в восемь - девять часов для него наступала ночь. Насколько позволяло время, он стремился удовлетворить свою ненасытную страсть к путешествиям. Он побывал в Америке, изъездил вдоль и поперек почти все страны Западной Европы, бороздил на своей яхте «Сен-Мишель» воды Ламанша и Па-де-кале, Северного и Балтийского морей, а иногда пускался в далекие плавания по Средиземному морю - к берегам Марокко, Алжира и Туниса».
Памятка для родителей
1. Никогда не доделывайте за ребенком начатое им дело.
2. С двух-трех лет ребенок в состоянии оказывать себе посильные услуги по самообслуживанию.
3. Детям как можно раньше нужно рассказывать о разных профессиях, о профессиях родителей, родных. Желательно ознакомить их с разными машинами, приборами.
4. У ребенка должны быть каждодневные обязанности по дому, хозяйству.
5. Хорошо, когда у ребенка есть свой рабочий уголок, инструменты, которые он сам содержит в порядке.
6. Работу следует организовать так, чтобы ребенок выполнял ее самостоятельно.
7. Наблюдая за родителями, ребенок должен чувствовать, что труд взрослых для них желанный и необходимый.
8. С ранних лет важно учить детей правильным методам работы; такие умения легче прививаются, с возрастом ребенок их усложняет. Труднее переучивать детей.
9. Нельзя наказывать детей за неумение что-либо делать, старайтесь научить, показать на личном примере.
10. При поручении ребенку того или иного дела следует учитывать его возрастные, физические, индивидуальные особенности.
11. Нужно добиваться, чтобы ребенок выполнил работу до конца, и проверить ее качество.
12. Важно, чтобы ребенок работал с вдохновением. От интересной, желанной работы он не устает, не отказывается от других дел.
13. Сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.
Работоспособность человека
Говоря о работоспособности, выделяют общую (потенциальную, максимально возможную работоспособность при мобилизации всех резервов организма) и фактическую работоспособность, уровень которой всегда ниже. Фактическая работоспособность зависит от текущего уровня здоровья, самочувствия человека, а также от типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия), от оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации определенных ресурсов организма для выполнения определенной деятельности на заданном уровне надежности и в течение заданного времени при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма.
В процессе выполнения работы человек проходит через различные фазы работоспособности. Фаза мобилизации характеризуется предстартовым состоянием. При фазе врабатываемости могут быть сбои, ошибки в работе, организм реагирует на данную величину нагрузки с большей силой, чем это необходимо; постепенно происходит приспособление организма к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения данной конкретной работы.
При выходе за пределы фактической работоспособности, во время работы в сложных и экстремальных условиях, после фазы неустойчивой компенсации наступает фаза декомпенсации, сопровождаемая прогрессирующим снижением производительности труда, появлением ошибок, выраженными вегетативными нарушениями: учащение дыхания, пульса, нарушение точности координации движений, ощущение усталости, утомления. При продолжении работы фаза декомпенсации может довольно быстро перейти в фазу срыва (резкое падение производительности, вплоть до невозможности продолжения работы, резко выраженная неадекватность реакций организма, нарушение деятельности внутренних органов, обмороки).
Таким образом, начиная с фазы субкомпенсации возникает специфическое состояние утомления. Различают физиологическое и психическое утомление. Первое из них выражает прежде всего воздействие на нервную систему продуктов разложения, освобождающихся в результате двигательно-мускульной деятельности, а второе - состояние перегруженности самой центральной нервной системы. Обычно явления психического и физиологического утомления взаимно переплетаются, причем психическое утомление, т. е. ощущение усталости, как правило, предшествует утомлению физиологическому. Психическое утомление проявляется в следующих особенностях:
1) в области ощущений утомление проявляется в понижении восприимчивости человека, в результате чего отдельные раздражители он вообще не воспринимает, а другие воспринимает лишь с опозданием;
2) снижается способность концентрировать внимание, сознательно его регулировать, в результате человек отвлекается от трудового процесса, совершает ошибки;
3) в состоянии утомления человек меньше способен к запоминанию, труднее также вспоминать уже известные вещи, причем воспоминания становятся обрывочными, и человек не может применить свои профессиональные знания в работе в результате временного нарушения памяти;
4) мышление усталого человека становится замедленным, неточным, оно в какой-то мере теряет свой критический характер, гибкость, широту, человек с трудом соображает, не может принять правильное решение;
5) в области эмоциональной под влиянием утомления возникает безразличие, скука, состояние напряженности, могут возникнуть явления депрессии или повышенной раздраженности, наступает эмоциональная неустойчивость;
6) утомление создает помехи для деятельности нервных функций, обеспечивающих сенсомоторную координацию, в результате этого время реакции усталого человека увеличивается, а следовательно, он медленнее реагирует на внешние воздействия, одновременно теряет ловкость, координированность движений, что приводит к ошибкам, несчастным случаям.
После прекращения работы наступает фаза восстановления физиологических и психологических ресурсов организма, однако не всегда восстановительные процессы проходят нормально и быстро, после сильно выраженного утомления вследствие воздействия экстремальных факторов организм не успевает отдохнуть, восстановить силы за обычные 6-8 часов ночного сна, порой требуются дни, недели для восстановления ресурсов организма. В случае неполного восстановительного периода сохраняются остаточные явления утомления, которые могут накапливаться, приводить к хроническому переутомлению различной степени выраженности. В состоянии переутомления длительность фазы оптимальной работоспособности резко сокращается или может отсутствовать полностью, и вся работа проходит в фазе декомпенсации.
В состоянии хронического переутомления снижается умственная работоспособность: трудно сосредоточиться, временами наступает забывчивость, замедленность.
Психогигиенические мероприятия, направленные на снятие состояния переутомления, зависят от степени переутомления.
Для начинающегося переутомления эти мероприятия включают упорядочение отдыха, сна, занятия физкультурой, культурные развлечения. В случае легкого переутомления полезен отдых. При выраженном переутомлении необходимо ускорение организованного отдыха. Для тяжелого переутомления требуется уже лечение.
Вероятность возникновения несчастного случая повышается также, когда человек находится в состоянии монотонии вследствие отсутствия значимых информационных сигналов (сенсорный голод) либо вследствие однообразного повторения похожих раздражителей. При монотонии возникает ощущение однообразности, скуки, оцепенелости, заторможенности, «засыпания с открытыми глазами», отключения от окружающей обстановки. В результате человек не в состоянии своевременно заметить и адекватно отреагировать на внезапно возникший раздражитель, что в конечном счете и приводит к ошибке в действиях, к несчастным случаям. Исследования показали, что к ситуациям монотонии более устойчивы люди со слабой нервной системой, они дольше сохраняют бдительность по сравнению с лицами, обладающими сильной нервной системой.
Автор-составитель: Дюкина Ольга Викторовна
Родительское собрание «Половое созревание в подростковом возрасте», 7 класс
Родительское собрание «Вредные привычки и подростковая среда», 7 класс
Родительское собрание «Переходный возраст», 7 класс
Темы родительских собраний в 7 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Воля и пути её формирования у учащихся», 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!