Классный час как форма воспитательной работы с учащимися
Что такое классный час?
Что в педагогике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?
Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру (Н. Е. Щуркова, Н. С. Финданцевич).
Классный час - это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия (Ев. Титова).
Классный час - это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время для общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным (Л.И. Маленкова).
Час классного руководителя - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагогов включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру (Л.В. Байбородова).
Существует обобщенное понятие классного часа: это специально отведенное классному руководителю время для проведения воспитательной работы с учащимися класса.
Е.Н. Степанов подразделяет классные часы на традиционные и личностно ориентированные. В структуре классного часа можно выделить четыре основных компонента: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-аналитический. Характеристика каждого из них представлена в следующей таблице.
Основные компоненты классного часа
Компонент классного часа
|
Традиционный классный час
|
Личностно ориентированный классный час
|
Целевой
|
Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения
|
Целевые установки связаны прежде всего с раскрытием личностного потенциала учащихся, процессом их самоактуализации, становлением уникального образа жизнедеятельности каждого ребенка
|
Содержательный
|
Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях эту роль выполняют члены ученического самоуправления
|
Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для саморазвития, самовоспитания и самоутверждения личности. Классный руководитель совместно с учащимися и (если это необходимо) родителями определяет тему и содержание классного часа
|
Организационно- деятельностный
|
Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы. Совместная деятельность жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с планом классного часа
|
Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Педагог совместно с учащимися создает ситуацию выбора и успеха как для детей, так и для взрослых. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия
|
Оценочно- аналитический
|
При анализе и оценке классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися
|
В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают личностное значение усваиваемой информации; влияние на реализацию личностного потенциала ребенка, на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся; влияние на развитие коллектива; влияние на психологический комфорт и активность участников
|
Рекомендуем посмотреть:
Классный час для учащихся 10-11классов и студентов колледжа. Классный час по теме: «Общение. Правила общения»
Основные направления воспитательной работы в школе и колледже
Функции классного часа
Методическая разработка нравственных классных часов для старшеклассников. Цели и задачи нравственного классного часа
Что такое тематический классный час