Дополнительное образование в летнем лагере

Из опыта работы. Развитие системы дополнительного образования в детском оздоровительном лагере

Сегодня дополнительное образование, по праву, рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития личности в процессе реализации дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование - одно из приоритетных направлений сегодняшней образовательной политики. Когда-то весьма объемное направление деятельности учителей, известное под названием «внешкольная (внеурочная) работа», сегодня называют дополнительным образованием детей. Оно выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательных задач и организацию досуга школьников. Основу дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и иных потребностей детей, не реализованных в рамках предметного обучения в школе.

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

Поэтому сегодня образовательный процесс в лагере направлен не только на передачу определенных знаний, умений, навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что позволяет называть отдельно человека индивидуальностью.

Сегодня школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то нестандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально, в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересам. В этом смысл дополнительного образования. Оно способствует раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через него, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, учреждении дополнительного образования, лагере, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся, а главное, в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей - это поисковое образование, апробирующее нетрадиционные пути выхода из различных жизненных ситуаций, предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим.

В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворить самые разнообразные интересы личности.

За последние годы произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования: педагоги лагеря разрабатывают авторские программы, стремятся создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

Педагогический коллектив опирается на следующие приоритетные принципы:

- свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

- ориентация на личностные интересы, потребности подростка;

- возможность свободного самоопределения и самореализации детей;

- единство воспитания, обучения, развития.

Организация кружковой деятельности лагеря включает в себя ряд этапов:

1. Изучение интересов прибывших в лагерь детей.

2. Выявление детей, которые могут помогать руководителю кружка по проведению занятий.

3. Презентация имеющихся в лагере кружков на общем сборе.

4. Ознакомление детей с режимом работы всех кружков.

5. Самоопределение детей и запись их в кружки.

6. Деятельность ребят в кружках.

7. Текущее отражение результатов деятельности детей.

8. Подведение итогов работы кружков в конце смены и представление результатов их деятельности.

В лагере по программе «Моя Россия» работают следующие мастерские, студии: «Авторская песня», «Очень умелые ручки», «Мягкая игрушка», «Веселые нотки», «Брейк-данс», Театр танца, Театр моды, «Бисероплетение», «Волшебная глина», «Игра — это мы», «Юный режиссер», «Батик», Психологическая служба, «Информационный центр», а также ряд спортивных секций.

Примечание. Все мастерские, студии работают по тематике программы.

Имеющийся опыт работы в системе дополнительного образования, потребность его методического обобщения и описания актуализировали необходимость появления образовательных программ как попытки ответов на вопросы:

- Какова специфика дополнительного образования?

- В чем отличие внешкольных занятий от классно-урочной системы?

- Каковы результаты системы дополнительного образования, каким образом их можно диагностировать, объектировать?

В лагере уже существует несколько программ, разработанных педагогами дополнительного образования, в таких программах описывается опыт работы педагогов в кружках, студиях, мастерских. Главной их особенностью является то, что они реализуются в сжатые временные сроки. Программы педагогов дополнительного образования содержательны и технологически емки, нацелены на пробуждение творческой и интеллектуальной активности ребенка.

Автор: Андрей Анатольевич Маслов

Рекомендуем посмотреть:

Общелагерные мероприятия. Сценарии

Организационный период в лагере

Сценарий огонька в лагере

Отрядные мероприятия в летнем лагере

Тренинги в лагере для детей

Нет комментариев. Ваш будет первым!