Итоговый период - это заключительный период смены (2-3 дня), период подведения итогов, проверки того, чему научились, узнали дети и что их порадовало. Последние несколько дней смены очень грустные, оттого что необходимо расставаться с новыми друзьями, летней сказкой. Заключительный период включает в себя проведение итоговых сборов отряда, проверку того, чему научился, узнал каждый ребенок. Заключительный период посвящается творческому отчету в отряде. Организуются выставки поделок, фотогазет, отрядных газет. Проводятся концерты, на которых показываются инсценировки из жизни лагеря, творческие отчеты клубов. Итоговые линейки посвящаются награждению детей, отличившихся в чем- либо на протяжении всей смены.
В конце смены нередко проводятся творческие дела, направленные на подъем настроения, снятие усталости и напряжения после кризисных дней.
Детское объединение становится более сплоченным, общие интересы выступают на первый план. В этот период вас ждет небольшая проблема - пик усталости, ребята устали жить в большом и шумном коллективе, вне дома, в постоянной деятельности и т. д. Именно в этот период вы должны быть особенно внимательны к каждому ребенку, заботясь о том, чтобы доброе слово было сказано в адрес каждого ребенка, чтобы каждый уехал с хорошим настроением и желанием приехать сюда еще раз.
В заключительный период необходимо использовать формы работы, направленные на демонстрацию собственных достижений, умений ребят:
• творческие отчеты;
• выставки, ярмарки;
• награждение;
• показательные концерты детей, вожатых;
• торжественная линейка закрытия лагерной смены (если это последняя смена - закрытие лета);
• итоговые сборы, прощальные огоньки анализа и подведения итогов;
• подготовка лагеря (помещений, территорий, оформления) к приему детей следующей смены.
Задача итоговых дел отряда: подвести итоги, поговорить о самих ребятах, о том, как они изменились, в чем стали лучше, дети делятся своими впечатлениями, дарят друг другу подарки (которые сделали в оргпериод).
В первую очередь необходимо провести анкетирование детей по итогам смены. Также можно провести обсуждение пройденной смены по следующим методам.
1. Итоговое анкетирование (обязательное мероприятие). Пример итоговой анкеты:
1. Фамилия, имя_______________________________
2. Самое яркое впечатление за эти дни у меня:
• от своего корабля;
• от вожатых;
• от моря;
• от друзей;
• от спортивных мероприятий;
• от работы в клубах;
• от вечерних программ;
• другое_______________________________________
3. Из дел, проведенных на корабле, мне больше всего понравилось
4. Из дел, проведенных на детской Планете Гравик, мне больше всего понравилось__________
5. Несколько слов о вашем корабле ________________________
6. В каком клубе ты занимался ___________________________
7. Несколько слов о вашем клубе _________________________
8. Мои впечатления о «Гравике» __________________________
9. Если бы я был вожатым, то я ___________________________
10. Хочу пожелать «Гравику» _____________________________
11. Пожелание вожатым __________________________
12. Хотел бы приехать еще раз? ___________________
2. Выбор. Подросткам предлагается прослушать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 - совершенно согласен;
3 - согласен;
2 - трудно сказать;
1 - не согласен;
0 - совершенно не согласен.
1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
3. У нас хорошие вожатые.
4. Ко всем взрослым в нашем детском лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
5. У меня есть любимый взрослый в детском лагере.
6. В отряде я всегда могу свободно высказывать свое мнение.
7. У меня есть любимые занятия в детском лагере.
8. Когда я уеду, то буду скучать по нашему лагерю.
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности подростков (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов подростков на общее количество ответов:
У = общая сумма баллов : общее количество ответов.
Если У > 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же 2 < У < 3 или У < 2, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности подростков жизнью в детском лагере.
3. Методика опросника. Детям дается задание: написать, что, по их мнению, в детском лагере (отряде) хорошо или что плохо или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы.
Анализ полученного с помощью этой методики позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений, настроение, что является показателем жизнедеятельности детского лагеря.
Мне понравилось |
Мне не понравилось |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
4. |
4. |
5. |
5. |
И т. д. |
И т. д. |
4. Игра в слова. Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложениях гак, чтобы у тебя получился наглядный портрет твоего отряда».
Наш отряд - это_____________ и________________ люди. Они собрались для того, чтобы ______________ и____________________, провести время и научиться ___________________ . Поэтому вместе чаще всего мы занимаемся тем, что и_________ .
Наш отряд объединяет________________ мальчишек и________ девчонок, а также_______________ вожатых, которые здесь в детском лагере. Наши вожатые помогают нам в_______ и нам вместе с ними____ и_____.
В итоговый период нельзя забывать об оформлении отрядного уголка. Обязательно оформляется прощальная газета, ребята также составляют и оформляют наказ ребятам на следующую смену или следующее лето, если это последняя семена.
Последние дни предполагают раздачу огромного количества автографов и написание пожеланий в блокнотики и тетрадки. Детям хочется письменного слова. Это тоже можно оформить в отрядном уголке. На лист ватмана каждый ребенок приклеивает почтовый конверт со своим адресом (так, чтобы в этот конверт можно было бы вложить письмо). Каждый желающий может списать себе адресок, может написать пожелание, может в чем-то признаться. Можно даже выбрать почтальонов, которые будут эти письма раздавать утром и вечером.
В заключительный период смены может быть представлена рубрика «Как мы жили» с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие вожатые закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью: «А напоследок я скажу...», а дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания.
Организуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность коллектива, педагогический отряд создает условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств ребят проявлялось, активизировалось и развивалось. Необходимо создать максимально благоприятные условия для:
• освоения различных видов деятельности: организаторской, творческой и так далее;
• приобретения конкретных знаний, умений и навыков;
• формирования лидерских качеств в каждом участнике программы.
Все эти качества становятся необходимыми как самому ребенку, так и коллективу, в котором он развивается. Педагогический коллектив создает условия для того, чтобы каждый ребенок был положительно оценен и принят коллективом (а впоследствии - обществом), чтобы он чувствовал себя нужным.
Общелагерные мероприятия. Сценарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!