Воспитание, развитие, становление ребят идет только в деятельности, которую они принимают душою и сердцем. И еще, воспитание осуществляется, если есть богатый мир деятельностных отношений. Чем разнообразнее дела и отношения, тем разностороннее в конечном счете ребенок.
Лето — время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Летнее время богато впечатлениями. Лес, поле, луг, речка, озеро, болото — пространство постижения природы и себя в ней. И лагерный «пятачок» — территория активной жизни. Не стоит лишь замыкаться на этом пятачке. Каждый день, каждый час жизни в лагере удивителен и неповторим. Организовывая свою жизнь, свою деятельность, дети умнеют, богатеют, становятся лучше. Давайте поможем им в этом. Деятельность деятельности — рознь. Надо найти деятельность АБСОЛЮТНОГО СОВПАДЕНИЯ, дела интересные, соответствующие возрасту, полу, потребностям, модности, притязаниям ребят. И в этих коллективных творческих делах форма и содержание должны гармонизировать. И не стоит «зацикливаться» на скорее идеологических, чем педагогических, «пунктиках» мнимой значимости для человечества той или иной деятельности. Мы долгое время скрупулезно взвешивали на неких внутренних политических весах цензуры значения понятий: митинг, форум, политинформация, акция — и в противовес им «нечто второстепенное»: лесной карнавал, соревнование Робин Гудов, рыбалка. Было, было такое деление еще совсем недавно. Не случайна же тяга у многих детских работников к «атакам», «десантам», «парадам», «рейдам» и «штурмам».
Из песни слова, а из времени дела не выкинешь. Все мы еще вчера, кто из преклонения перед таинственной «романтикой», кто из чувства самосохранения перед тоталитарной системой, жонглировали одновременно живыми и бутафорскими моделями работы. У детей свой импритинг (первичное запечатлевание слов, образов, сигналов), который оказывает влияние на их последующую жизнь. И если они, дети, чувствуют противоречие между вроде бы энергичными словами-лозунгами (оболочки дела) и живой сутью этих дел (часто полупустой), они тогда становятся актерами, подыгрывающими нам в наших лжеспектаклях. Особенно старательно это делают девочки и малыши. Вот мы и ходили с детьми (в лагерях в том числе) много лет в «атаки», водили их в «штурмы», проводили «форумы» в каком-то фантасмагорическом пространстве веселенькой лжи. На одном из последних Всесоюзных слетов пионеров в Артеке был придуман «День заботы о Родине». В этот день все ребята куда-то шли или ехали, чтобы что-то сделать своими руками. Взрослые снисходительно водили отряды детей по цехам, фермам, а в заключение «выдавали» продукцию, якобы сделанную собственными руками детей, в виде тапочек или огурцов. Вот и вся «атака», «штурм» пустоты. Когда дети длительно живут в мире пустых слов, они привыкают к противоречиям слов и дела, к их разности. Они это запоминают (импритинг) и осознают: можно отдельно жить в мире мистических слов, отдельно в реальной жизни. И там и там нужны просто разные маски. Давайте, воспитатели, учиться точному выбору слова-дела. Будем бояться слов- перевертышей. И не будем бояться слов-дел из детского суверенного лексикона и детской жизни. Уж в лагере-то эта жизнь не имеет права терять свои волшебные краски. Все-таки это время каникул. Вот почему я отдаю в своей «энциклопедии» предпочтение коллективным делам с игровой конкурсной фантастической природной «начинкой». Это не означает, что трудовые или спортивные дела менее значительны. Просто о них больше публикаций.
Что же касается терминологии, о которой мы сегодня спорим, то здесь есть, конечно, и некое «шараханье». Сталинские порядки породили неприязнь к словам «лагерь», «зона», «режим», «часовой», «патруль», «отряд» и т. п. Давайте будем спокойнее. У нас много дискредитированных слов, традиций, дел. Им надо вернуть самобытное значение. Ведь мастер-воспитатель способен вложить в «трудовой десант» или «агитрейд» полезное содержание. Этому учит опыт работы знаменитой коммуны юных фрунзенцев Фаины Шапиро в нынешнем Санкт-Петербурге.
Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Один к одному повторить чью-то авторскую идею КТД невозможно, но «схватить» эту идею, почувствовать ее нерв и разработать вместе с детьми в обновленном варианте — уже творчество.
Существуют сотни и тысячи моделей работы в летнем лагере. У каждой свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, свое содержание, свой набор творческих ролей. Нетворческих ролей не бывает. Вся соль в их наполнении действиями. Ребята сами придумают правила своих ролей. Они ведь экспериментаторы. Но роль «питает» содержание дела. Роли могут быть пассивными, исполнительскими, бесцветными и пустыми. А могут быть живыми и активными. Здесь важен педагогический замысел коллективного творческого дела. Определить этот замысел — твоя функция, вожатый! Педагогическая идея КТД многомерна. Здесь невозможна узкая цель — расширить кругозор, дать этические понятия, как это когда-то требовалось уточнять письменно при проведении, скажем, классных часов. Сам потенциал коллективного дела (в котором куча индивидуальных творческих ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат исходно коллективными мыслями ребят, в том числе самыми наивными. Детский наив — не просто бесценное простодушие, естественная неопытность, но и психологический признак предельной степени искренности детей, их бесценной детскости. Когда мы пытаемся в детскую душу вдохнуть свои взрослые, часто мнимые ценности, идущие от мер пресловутой идеологической шкалы, мы калечим психику ребенка. Давайте запомним, друзья: нам ценен каждый порыв детской души. Всякая дотошная отрепетиро- ванность детского дела убивает эти порывы, вносит искусственность, надуманность, ложную значительность дела. Детская импровизация — высшее достижение КТД. Время мнимых ценностей и сложностей, слава Богу, все-таки уходит. То, что я хочу ниже предложить, проверено сотни раз на деле. Возможно, что-то и спорно, что-то просто связано с воспоминаниями романтической юности и потому дорого автору. Отбирайте, составляйте свою «рецептуру», важно, чтобы это было полезно, значимо, интересно детям, чтобы это было жизнью, а не игрою в жизнь. Хотя ролевая игра «в жизнь» тоже имеет право на существование. Вообще будем бояться категоричности. У каждого из нас все получается неодинаково. Не будем оглядываться.
Да помогут тебе, вожатый, твой личный опыт, твой интеллект, стремление к новому, твой творческий потенциал. Соедини его с детским потенциалом — и все получится.
Ниже в алфавитном порядке я излагаю различные формы деятельности и отдельные традиции лишь как «заготовки» КТД, как педагогические подсказки. Все эти модели проверены многолетней практикой. Сегодня трудно установить их авторство. Когда-то, в 50-е годы, «Союз энтузиастов» (СЭН) ленинградского ученого И. П. Иванова и «Союз одержимых», которым в Новосибирске руководил автор этой книги, соревновались в изобретательстве КТД. Это были годы оттепели в педагогике, время активного поиска и коллективного дерзания. Огромный вклад в формотворчество тогда внесли вожатые Всероссийского лагеря «Орленок». Хочу еще раз подчеркнуть, что это не было самоцелью, скорее, результатом рискованного педагогического творчества «детских рыцарей» и самих ребят. Я помню и знаю многих авторов отдельных моделей. Прекрасными изобретателями КТД в те годы были ныне известные ученые и педагоги: О. Газман, А. Мудрик, Н. Аникеева, А. Фомин, Л. Балашкова, В. Бедерханова, А. Лекманов, М. Коган и недавно ушедшие из жизни талантливые Виктор Малов, Сергей Сафонов.
Такие коллективные творческие дела, как народные песни, сказки, постоянно подвергаются коллективному модернизированию, обогащению и служат всем. Не стоит болезненно и самолюбиво претендовать на то, кто первым сказал «а», на то они и коллективные творческие дела. Не повторяйте слепо данные формы работы с детьми. Ищите творческое решение. Своеобразие детского коллектива подскажет сценарий дела, его монтаж. Не злоупотребляйте массовыми делами, требующими длительной подготовки. Пусть будет больше дел хороших и разных, кратких и импровизированных, не очень «громких». У ребят свои критерии их оценки. Опирайтесь на их мнение, их видение дела и себя в нем. И пожалуйста, дайте детям свободу поиска и самовыражения.
Модернизируйте старые КТД, изобретайте новые. Перспектива такого изобретения беспредельна.
Итак, вашему вниманию еще одна «энциклопедия» творческих дел в летнем лагере. Для того чтобы дать большой разброс идей, подсказок, я убираю описательную сторону, хотя было бы заманчиво рассказать о том, где, когда и как это творческое дело было реализовано и даже кем. Выбирайте модель, как выбирают новую или старую книгу на развалах книжных лавок. Я расположил КТД в алфавитном порядке, а не по направлениям работы, как всегда было принято. Любую модель (почти) можно насытить содержанием разных направлений воспитательной деятельности. А смысл ее выбора зависит от многого. Тут вам скорее поможет интуиция. Вот это КТД вы выбрали ради одного конкретного ребенка, который будет в нем главным действующим лицом. А это дело выбрано ради смены деятельности, отдыха. Это предпочли сами ребята, оно им показалось новым, неожиданным. Словом, пути педагогические неисповедимы. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовали в деле, удовлетворили свои претензии к жизни, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством. В частичное нарушение предложенной схемы я хочу начать «Энциклопедию летних дел» с модели «энциклопедия». Для затравки!
Если мы хотим подчеркнуть широту знаний человека, мы говорим о нем так: «Он — ходячая энциклопедия». Наша «энциклопедия» как модель работы с детьми в лагере, как КТД. может иметь несколько вариантов, как и любая другая модель работы.
У «живой» (устной), театрализованной и тому подобной «энциклопедии» одно назначение — удивить и обогатить ребят новой информацией, краткой, калейдоскопичной. На первое место я поставил глагол «удивить». Знания должны удивлять ребят, значит, радовать. «Энциклопедия» — это мир новых слов, понятий, идей, образов, имен, новых интеллектуальных открытий. Значит, главное — яркая информация плюс иллюстрация.
«Энциклопедией» можно открыть сбор ребят в день заезда. Специальная «научная» редколлегия, естественно, посвятит ее лету, родному лагерю, смене. На живых страницах такой «энциклопедии» можно рассказать ребятам много полезного и кое-что даже показать. И все это вместо нудного собрания в первые три часа их пребывания в лагере. Я бы включил такие странички: «История лагеря», «Законы леса», «Можно — нельзя», «Наши традиции», «Заповеди коллектива», «Песня в лагере», «Вечерний огонек», «Режим» и т. д. Кстати, лагерный режим можно показать в виде сценок. Понятие «игра» развернуть в целое состязание детей. В этой «энциклопедии» следует представить работников лагеря, а вожатых обязательно весело. Например, так: «Ломоносов Андрей, студент 3-го курса, историк, по легендам прапраправнук Михайлы Ломоносова, на самом деле человек внеземной цивилизации. Такие прилетают к нам раз в сто лет по пятницам. Для него гитара не инструмент, а винтовка, и это он вам сейчас докажет...»
В «энциклопедию» стоит включить добрые заповеди и веселые пожелания, песни и забавы, советы старших и просто всякие словарные «чудинки»: «ПЧМ — полтора часа молчания, полтора часа мычания, полтора часа мучения. В сроки жизни не засчитывается».
— «Шорты — брюки минус штанины».
— «Волнушка — девочка, впервые приехавшая в лагерь».
«Энциклопедия» может быть музыкальной, спортивной, игровой,
«Энциклопедию» (краткую) можно выпустить ко Дню смеха, включив в нее веселые «энциклопедические» характеристики на всех известных ребят, вожатых, сотрудников лагеря. «Энциклопедия» предусматривает активное участие слушателей. Дети отвечают на вопросы и задают вопросы, отгадывают, спорят. По совокупности лучших ответов ребятам вручаются призы, а самому главному знатоку присваивается звание «ходячая энциклопедия лагеря».
Буквально — распродажа. Наш аукцион познавательный. «Продают» на нем, к примеру, конфеты, книги, значки, ягоды, чай. Что значит «продают»? Это значит, что составляется круг вопросов, допустим, о чае: где впервые был открыт чай? Где чай произрастает? Откуда чай пришел в Россию? Что на Руси пили до чая? Чем заваривали кипящую воду? Какие сорта чая вы знаете? Как правильно надо заваривать чай? Какие традиции потребления чая существуют у других народов? С чем нельзя чай смешивать?А что в него можно добавлять? Для чего? Если аукцион посвящен чаю, значит, ребята — участники аукционного конкурса могут чай нюхать, пробовать на вкус, щупать руками, рассматривать чайный лист, этикетки и т. п. Ведущий аукцион договаривается с ребятами о том, как будут судиться (оцениваться) ответы участников. Такие: «правильно», «близко к правильному», «неправильно». За ответы детям выдаются жетоны — красный, синий, зеленый (соответственно по уровню ответа). В руках ведущего молоточек. Им он стучит о стол, «закрывая» ответ:
— В Индии — раз! В Индии — два! В Индии — три!
Последний ответ как бы закрывает вопрос. В конце ведущий дает правильные ответы и вручает призы — пачку чая и что-то
сладкое к чаю тому, кто отвечал лучше других. Это если аукцион о чае. А если, например, о... балалайке? Ее тоже можно «продать». Но достанется она тому, кто больше других знает названий народных музыкальных инструментов мира.
— Гармонь! — Домра! — Бачано! — Тамтам! — Зурна! — Трембита! — Банджо! — Гитара! — Бандура!..
Судья поднимает молоток:
— Бандура — раз, бандура — два, бандура — три!
Вот так человек выиграл балалайку.
В лагере можно провести аукцион на такие темы: «Все о березе», «Кто есть кто в нашем лесу», «Русские ягоды», «Земляные орехи», «Цветы на лугу», «Елка — зеленая иголка», «Великий труженик — муравей» и т. п.
Есть банки идей, есть банки КТД. Почему бы не создать и банки глупостей, совершаемых вожатыми? Надежно, выгодно, удобно. Достал глупость из «отдела хранения», повертел ее со всех сторон и... либо повторил, либо опять в спецхран надолго.
Предлагаю «Банку глупостей». Может быть, кого-нибудь это шокирует. А кого-нибудь заставит задуматься, прежде чем он сотворит свою или повторит чужую глупость. Итак, на выбор пробный «набор» свежезамороженных глупостей.
Глупость 1-я, «Традиционная».
В конце смены, в последнюю ночь вожатый собрал самых «бесстрашных» ребят и предложил им пойти в соседний отряд и провести «шмон» (он так назвал эту «акцию»). Задумано — сделано. Ребята взяли с собой зубную пасту, гуашь, нитки с иголками и отправились на «шмон» (глубокой ночью). Вместе с вожатым они перемазали всех (заодно и постельные принадлежности) пастой и краской. Обувь сложили в бочку с водой. Вожатого соседнего отряда «зашили». То есть одеяло пришили к матрацу. А утром радовались и веселились, глядя на перемазанных товарищей и их беды перед... отъездом. И до чего живуча эта подлая «веселая традиция»!
Глупость 2-я, «Нравственная».
Будучи дежурной по лагерю, вожатая услышала, как малыши, поссорившись между собой, говорят громко в адрес друг друга нецензурные слова. После тихого часа вожатая пришла к малышам, усадила их на отрядном месте и сказала:
— Сегодня некоторые из вас, в том числе (и она назвала конкретные фамилии ребят), вели себя безобразно, говорили вслух очень плохие слова-ругательства. Назовите тех, кто часто ругается, и скажите, какие плохие слова они говорят.
Малыши стали тянуть руки вверх, называть ругающихся и повторять самые плохие слова, которые те иногда произносят. Тогда вожатая попросила всех ребят достать по листочку бумаги и написать, кто из детей ругается и какие плохие слова произносит.
Дети добросовестно выполнили задание своей вожатой и сдали ей эти «срамные» листочки. Вожатая прочла их молча, затем достала спички, сложила листочки на металлическую тарелку и подожгла все плохие слова, сказав следующее:
— Я теперь знаю, кто из вас «матершинник», но сейчас вот здесь я все эти слова сжигаю. И пусть никогда никто больше не будет говорить эти мерзкие слова. А если будет, вы мне скажете, и я этих ребят отчислю из лагеря.
Малыши поплакали немного и дали клятву, что никогда не будут «выражаться».
Глупость 3-я, «Романтическая».
Жизнь пионерской дружины лагеря текла ровно и довольно скучно. Дети осваивали набор известных дел, и вожатая видела, что их активные натуры ищут чего-то необыкновенного и потрясающего. Тогда-то и родилась идея похитить в соседнем лагере пионерское знамя. Для данной «операции» вожатая отобрала десяток мальчишек. Ребята с ее помощью сделали факелы и балахоны из мешков. В мешках были прорезаны отверстия для глаз. В час ночи «группа захвата» проникла к соседям, ребята вытащили знамя из пионерской комнаты через окно. Затем все зажгли факелы и стали с гиканьем носиться по чужому лагерю, размахивая факелами и заглядывая в окна спален. Потом компания убежала в лес. На окно пионерской комнаты было приклеено объявление: «Ваше знамя унес Змей Горыныч, ищите его в Антарктиде!»
И «захватчики», и жители лагеря не могли уснуть до утра. Дольше всех не спали медицинские работники, приводившие напуганных детей в чувство.
Автор не называет адреса дружин, где протекали описанные события, надеясь, что названные выше «находки» все-таки единичны.
Несколько лет назад, путешествуя по озерам одной из центральных областей, я встретил пионерский лагерь, который назывался... «Пионерский дуб». Расположен он был, кстати, в красивой дубовой роще. И вот что я тогда подумал: а если бы роща была осиновой, как тогда назывался бы этот лагерь?
Еще одно открытие. На одной лагерной столовой попался мне стенд дежурного отряда, на котором вывешивались газеты-«молнии», плакаты, шаржи и карикатуры на ребят, опаздывающих, нарушающих порядок и дисциплину. Стенд, обтянутый материалом, имел буквы, сделанные из пенопласта. Буквы обозначали его название «Позор опаздунам».
Поистине у глупости нет пределов.
Конкурс стимулирует творчество ребят. Всем хочется быть победителем в каком-то состязании. Для проведения конкурса нужны простые правила-условия (их вырабатывает вожатый вместе с ребятами) и жюри, кроме того, все должны знать сроки, в которые он проводится и какая награда ждет победителей.
В лагере (отряде, дружине) можно провести:
— Конкурс веселых аттракционов (съесть яблоко, подвешенное на нитке, не прикасаясь к яблоку руками. Передать как можно быстрее коробочку от спичек, надетую на свой нос, другому, и только носом. Срезать приз с завязанными глазами и т.п.).
— Конкурс карикатуристов, шаржистов (рисунки не должны быть оскорбительными, только веселыми).
— Конкурс вралей (сочинение необычных историй).
— Конкурс речевок, все слова которых имеют три буквы, например: «Мой нос год рос».
— Конкурс «Несмеяна». Задача рассмешить Несмеяну, не прикасаясь к ней руками.
— Конкурс метателей... спичек (их бросают как копье).
— Конкурс «Буриме» (придумать стихотворение на заданные рифмы).
— Конкурс пантомимы на известные пословицы и поговорки (например: «Один с сошкой, семеро с ложкой», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).
— Конкурс-выставка (лесных даров, лесных диковинок, поделок из лесного материала, рисунков, букетов из полевых, луговых, садовых цветов и т.п.).
Малыши могут конкурировать на лучший рисунок карандашом, красками, фломастерами. На лучшую аппликацию, то есть на монтажную картинку из цветной бумаги, обрезков материи, соломки, лесного и декоративного материала (чешуйки шишек, ракушки). Хорошо аппликатируются засушенные цветы, тонкая дранка, кора деревьев, птичьи перья, мозаичный набор, мелкая галька. Изобретательны дети в конкурсе на картину-барельеф, материалом для такой картины служат пластилин, глина, краска. С удовольствием участвуют в конкурсе на цветной орнамент, бумажный орнамент, аппликации. Младшеклассники охотно лепят из пластилина и глины фигурки зверей, сказочных персонажей, героев мультфильмов. Осенью в лагере можно провести конкурс на лучший осенний букет цветов, листьев, популярна среди ребят японская икебана (художественная композиция из цветов, веточек, травы, камней и пластилина).
Малышам доступна фотография или люксография. Механика изготовления картин проста: на лист плотной бумаги черного цвета наносится рисунок, затем бритвочкой прорезаются его контуры. Черная бумага накладывается на фотобумагу, засвечивается и проявляется. То, что было черным, будет белым, и наоборот. Получается картина, похожая на черно-белый эстамп.
Традиционным для наших лагерей стал конкурс меловых рисунков на асфальте. Только не надо его политизировать. Тему подскажет жизнь. Такой конкурс может быть проведен в рамках одного отряда. Не стоит забывать и о конкурсе скульптур из глины, коры, мягкого дерева, шишек, липучек.
Подростки и старшие школьники могут участвовать в конкурсе рисунков пастелью и маслом, резьбы по дереву, художественного выжигания, выпиливания, чеканки по металлу, художественной фотографии, слайдов, лепки, вышивания, вязания.
Это познавательное дело — обозрение. Проводится с целью привлечь внимание ребят к научным открытиям, нерешенным проблемам, к различным сторонам и явлениям окружающего мира, перспективам его развития.
Вечер разгаданных и неразгаданных тайн («Тайны вокруг нас») позволяет ребятам и взрослым в живой, непринужденной форме обмениваться своими знаниями, мнениями, догадками, учит ставить вопросы, доказывать и опровергать, вести коллективный поиск истины, мобилизуя сведения, полученные из самых разных источников, по самым разным проблемам, гипотезам — из книг, журналов, газет и по телевидению и даже из слухов и сенсаций.
Вот несколько тем:
— Есть ли жизнь внутри Земли?
— Загадка наследственности, что это такое?
— Можно ли продлить в недалеком будущем жизнь человека до двухсот лет?
— Какими будут города и села будущего?
— Возможна ли передача мыслей, приказов, чувств на расстоянии?
— Будут ли жить люди в морских и океанских глубинах?
— Что смогут делать кибернетические машины?
— Дельфин — загадка моря.
— Что могут есть люди?
— Тайна Тунгусского метеорита. Легенда? Правда?
— Тайна Атлантиды. Была ли такая страна, материк?
— Ты и твое имя, их истоки, история.
— Гипноз, возможности, секреты.
— Существует ли «снежный человек»?
Придумайте свои «безумные» идеи.
Каждый ребенок — потенциально творец. Дадим детям возможность проявить и продемонстрировать свои таланты, особен"to ру- котворчество.
На таком вечере в отряде могут себя по .азать мастера:
КУЛИНАРЫ, которые будут делать салаты, напитки, особые сухарики и бутерброды.
ПАРИКМАХЕРЫ. Они могут создать самые фантастические прически на головах своих друзей и подруг, причем на глазах зрителей.
ХУДОЖНИКИ. Одно условие — «рисовать» картины, портреты, создавать композиции можно лишь с помощью цветной бумаги, пластилина, соломки, пуговиц, пробок, марок, цветных лоскутков, меховых отрезков, листьев и т. п. Естественно, нужен клей.
СКУЛЬПТОРЫ-ДИЗАЙНЕРЫ. В их задачу входит составить коллаж, икебану, композицию из веток, цветов, травы и даже из... картошки. Или придумать интерьер спальной комнаты, холла, территории отряда.
ЖУРНАЛИСТЫ. Они же редакторы. Выпускают газету одного редактора, дёлают «молнию» на стеклах окон легко смываемыми красками. Но ценится прежде всего информация. Наверное, на этом вечере могут себя проявить и другие мастера: резчики по коре; чеканщики по меди; вышивальщицы; умельцы, способные плести из коры, лозы и веток корзинки, лапти, макроме. Ищите мастеров!
А что, если в лагере провести смотры художественной самодеятельности без «обязательных» хоров, вокальных групп, солистов (кроме авторов своих песен), чтецов, танцоров, сценок из спектаклей, музыкальных пьес, эстрадных оркестров. А включить в программу: пародию, театр теней, шумовой оркестр, клоунаду, капустник, театр Мима и живых картинок, театр кукол всех видов, тантамореску (сочетание рисунка и актера), спортивно-акробатические номера, пирамиды, фокусы, рисованный фильм, переозвученный фрагмент фильма, цирк, нанайскую борьбу, художественный свист, частушки, звуковой диафильм, иллюзион... Словом, смотр любителей таких жанров, которые никогда почему-то не допускаются на официальные смотры. Попробуйте, вожатые, это будут очень веселые концерты.
Этот конкурс требует специальной подготовки. Вожатый или жюри конкурса отбирает в лагерной библиотеке известные стихи Чуковского, Хармса, Михалкова, Маршака, Барто и других поэтов. Важно, чтобы они были сюжетными, действенными, интересными для инсценировки.
Для участия в конкурсе каждое звено, команда выделяет 2—4 человека, в зависимости от количества действующих лиц (желательно, чтобы их было не более пяти). Сначала на сцену вызывается группа ребят одного звена. Им сообщают состав действующих лиц и предлагают распределить между собой роли. Затем ведущий читает текст, ребята тут же импровизируют, инсценируют его. Представители другого звена в это время должны быть вне зала, так как через несколько минут им придется инсценировать тот же сюжет.
Жюри оценивает выступления и определяет победителя, учитывая актерские находки, остроумие исполнения. Конкурс способствует развитию быстроты реакции, находчивости, сообразительности, хорошо смотрится, создавая веселое настроение у зрителей.
Дежурная гвардия — это ночная охрана лагеря. Два раза за смену (а может быть, и более) дети заступают на пост ночной охраны территории. Ночное дежурство не развлечение, а высокая ответственность. Дежурят ночью все отряды (кроме самых младших) поочередно. В ночном наряде одновременно находится несколько «гвардейцев», по три на пост охраны, один — разводящий. «Гвардия» вооружена деревянными пиками и свистками. Задача ночных сторожей — беречь покой лагерной смены, охранять государственное имущество, нести караульную службу. Ребята обожают все мужественное и рискованное. Как витаминов в марте, им не хватает упражнений на смелость, на мужество и настоящей самостоятельности. Ночное дежурство предоставляет им такую возможность. Ребята дежурят по два-три часа. Они обходят свои участки, проверяют корпуса, кладовые. На их постах всю ночь горят небольшие костры. Конечно, немного страшновато и рискованно сидеть ночью у костра, тем более патрулировать по огромной территории темного спящего лагеря, но зато как интересно и как полезно побыть в настоящей роли часового. Нет, что ни говорите, а побыть ночным гвардейцем — дело стоящее. Нужна ли страховка? Нужна.
В этот день в лагере в установленных местах собираются ребята, у которых одинаковые фамилии и имена. Ребята могут объединяться только по именам и соревноваться друг с другом. Гали выступят против Наташ на конкурсе кольцовки песен про несчастную любовь. Игори проведут шахматный турнир с Володями на завоевание сладкого приза. В лагере состоится соревнование хоровых «капелл», все члены которых либо Тани, либо Оли, либо Марины. В этот день можно провести веселый турнир на самую длинную и самую короткую фамилию. А можно провести конкурсы на самого высокого Петрова, самого сильного Ильина. А можно собрать в одну «связку» Ивановых, Иванищевых, Иваненко, Иваношвили. Дело, конечно же, не столько в том, кто из них умнее, сильнее, находчивее. Главная польза в том, что в наше не очень доброе время ребята смогут чуточку подобреть друг к другу, а Гали, Веры или Олеги просто будут дружить друг с другом.
Дети обожают гримироваться, краситься. Так вот в этот день все живущйе в лагере люди — дети и вожатые — гримируют друг друга и себя самым фантастическим образом. Тихий час лучше отменить, чтобы подушки не перепачкать. Грим можно менять в течение дня несколько раз. Можно делать грим на неузнавание,
Модель эта старая, ее изобрели вожатые 20-х годов. Возродилась «живая» газета в 50-е годы. Собственно говоря, это спектакль в виде газеты, сценарий которой написан, придуман и поставлен вожатыми и детьми с соблюдением жанров журналистики: передовица, фельетон, репортаж, очерк, интервью, анкета, шарж, литературная пародия, веселая смесь, информация, объявления, реклама и т. п. Участники газеты, а их должно быть не менее 7—10 человек, сначала обсуждают программу номера, придумывают его композицию. Газета может затрагивать международные события, рассказывать о новостях в стране, в родном крае, городе, селе и обязательно о своем лагере, отряде. Главное — выбирается идея, которую газета будет защищать, и явления, против которых она будет выступать. У газеты могут быть постоянные рубрики: «Шар земной», «Держава», «Родной край», «Аргументы и факты», «Спрашивай — отвечаем», «Здравствуйте», «Поздравляем», «Это интересно», «Очевидное — невероятное» и т. д. «Живая» газета может использовать традиции радио и телевидения, жанры живого слова — сказку, басню, загадку, былину, частушку, куплеты.
Участники газеты могут сделать себе костюмы (шапочки из газеты; атрибуты; плакаты; вырезанные буквы, из которых складывается название газеты, буквы обычно прикалываются на рубашки; костюмы, необходимые для каждой роли, и другие); хорошо, если у газеты есть музыкальное сопровождение. Газета может быть политической, сатирической, критической, экологической, веселой, озорной — разной. Выступает газета обычно на общих сборах, у вечерних костров, на праздниках, в день родителей и т. п. Даю примерный образец.
Участники газеты выходят под музыку на сцену, площадку. Сначала идет зачин, вступление, эпиграф.
1. Зачин:
Внимание, внимание, смотрите, вот это
Стоит перед вами «живая» газета.
«Живая», не правда ли, странно и ново,
Не надо шуметь и руками махать.
И целью мы ставим, чтоб меткое слово
Нам всем помогло хорошо отдыхать.
Газету «издали» мы не на бумаге,
И мы выступаем уже не впервой.
Внимание, ребята, внимание, лагерь,
Смотрите и слушайте номер «живой».
Один уговор лишь должны вы принять,
В газете такая традиция это:
Тот должен подняться, кого называть
В своем выступлении будет газета.
Подняться и тут же на место присесть,
Попробуйте правило это учесть.
Итак, начинаем, смотрите — вот это
Стоит перед вами «живая» газета.
Живые в ней каждое слово и строчка,
Газету назвали мы «Солнышко», точка.
Вариант зачина — речевка:
— Для начала, для разрядки
Загадаем вам... (загадки).
Мы — начало, вы — конец,
И каждый будет... (молодец).
— Выступать пришла пора,
Наше дело свято.
Начинается... (игра),
Молодцы, ребята.
— Назовем мы много лиц,
Двадцать пять примерно.
Здесь в газете семь... (страниц),
Совершенно верно.
— Мы расскажем и споем
Здесь, в газете, срочно,
Как живем и чем... (живем),
Вот уж это точно.
2. Страничка-«передовичка».
— Я в газете первая страница.
Выступаю здесь не первый раз.
Называюсь я передовица
«О стране, о лагере, о нас».
Эта страница рассказывает о главных событиях в стране, о самых интересных делах, происшедших в лагере, о лучших ребятах дружины.
3. Музыкальная страница.
— Позвольте вторую страницу открыть,
Она музыкальный и песенный вестник.
Вторую страницу хотим подарить
Ребятам, вожатым — любителям песни.
Исполняется либо новая песня, либо песня-подарок, либо песня-посвящение.
4. Сказочная страничка.
— В страничке третьей есть завязка,
Прочтем завязку ту вдвоем.
Для вас сейчас начнется сказка
О том, как в лагере живем.
— В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том,
В котором мы живем,
Жили-были троюродные братья-близнецы.
И первого звали...
И далее в ролях исполняется сказка на местные, лагерные темы и события. Сказка должна быть доброй, не обидчивой.
— Я четвертая страница
По делам и по трудам.
Я сейчас о разных лицах
Здесь загадки вам задам.
Загадка про зарядку.
— Жизнь у нас полна чудес,
Что за беспорядки?
Под кровать вчера залез,
Скрылся от зарядки.
И себе и нам на горе,
А зовут «спортсмена»... (Боря).
6. Страничка частушечная.
— Ставьте ушки на макушки
Даже задом-наперед.
Пропоем мы вам частушки
Кой о чем и про поход.
— Мы вчера в поход ходили,
Там из лужи напились.
В животе у нашей Лили
Три лягушки завелись.
— Не судите, не рядите,
Но в походе том вчера
Утопили Витя с Митей
По ошибке два ведра.
7. Информативная страничка.
— Потерялся ребенок. Возраст — 14 лет. Особые приметы: имя начинается на букву «М», ходит по лагерю в резиновых сапогах, обижает малышей. Кто найдет, за большое вознаграждение может оставить его себе.
Я сделал акцент на критические моменты. Но это не совсем обязательно. Газета может рассказывать и о добрых делах в дружине, рекламировать предстоящие интересные дела, рассказывать о том, что было интересного в жизни отрядов, отвечать на вопросы, выступать по следам старых заметок, проводить викторину, игры, исполнять песни по заявкам ребят, делать обзор молодежных газет, радиопередач, телевизионных программ. Словом, «живая» газета — простор для творчества ребят, злободневный отклик на любые события и факты.
Поменьше репетиций, побольше импровизации.
Общелагерные мероприятия. Сценарии
Валентина Владимировна Понявина # 6 августа 2019 в 18:27 +1 | ||
|