Летний поход. Сценарий

Поход летом. Сценарий. Игры в походе

Гораздо интереснее не просто гулять по лесам и лугам, а отправиться в настоящий поход. Это прекрасный способ познакомить школьников с новым видом спорта — туризмом. Передним откроются увлекательный мир путешествий и настоящая походная романтика.

Туристический поход не только любимейшее детское занятие. В таких путешествиях можно успеть много: изучить свой край, получить навыки незнакомой походной жизни, физически подготовиться к дальним маршрутам.

Поход — комплексная форма работы с детьми, позволяющая решать задачи не только их физического развития, но и воспитания гармонично развитых и здоровых людей. Вот некоторые цели, которые преследуются при этом:

— формирование интереса детей к путешествиям;

— гармонизация отношений детей друг с другом, с природой; расширение сферы их общения;

— освоение основ жизнеобеспечения в природе; развитие наблюдательности, осмотрительности, инициативности, самостоятельности у детей; повышение устойчивости организма к неблагоприятным условиям, умений использовать уже приобретенные навыки в нестандартных условиях, двигательных способностей; формирование правильной осанки и т. д.;

— воспитание активной творческой личности, чувства товарищества, взаимопомощи, активизация работоспособности, формирование уверенности в своих силах.. Подготовка к походу предполагает беседы-диалоги на самые разные темы. В процессе их проведения необходимо познакомить детей с правилами поведения в походе, с туристским снаряжением и одеждой, обсудить безопасность предстоящего маршрута, рассказать о различных видах деятельности в походе. Можно заранее распределить роли: командира, штурмана (направляющего), эколога, фотографа, хроникера (ведущего записи о походе), кострового, кашевара, медика и т. п. Главное, чтобы каждому нашлось какое-нибудь ответственное задание.

Дети с воспитателями, с семьей с удовольствием обсуждают малейшие нюансы предстоящего путешествия, проявляют выдумку и инициативу, что способствует развитию их воображения, диктует определенные поступки и действия.

Путешествия следует начинать с окрестностей своего города, прокладывая маршрут по самым живописным местам. Чтобы избежать однообразия, не возвращайтесь домой тем же путем, по которому уже шли. Перед походом на общем собрании необходимо распределить обязанности между участниками: назначить санитара, ведающего аптечкой и способного оказать доврачебную помощь; завхоза по снаряжению, завпита — ответственного за питание.

Готовясь к путешествию, серьезное внимание надо уделить снаряжению и одежде. Нужно помнить, что значительную часть снаряжения можно изготовить в домашних условиях (палатки, рюкзаки, накидки). В пути следует беречь карту и носить ее запакованной в целлофан. Перед выходом нужно познакомиться с маршрутом по карте и постараться мысленно представить себе все этапы пути.

Летом воспитатели вводят детей в прекрасный и огромный мир зеленой природы, знакомят с жизнью растений, птиц и зверей, рассказывают, как можно прокормиться в лесу, из каких трав заварить чай, как лечиться, если простудишься.

Сборы в поход

1. Не надо брать ничего лишнего, но не забывайте необходимого. Вес поклажи не более 3—4 кг.

2. Правильно укладывайте в рюкзак походное снаряжение и продукты: мягкие вещи (полотенце, купальник, платок и т. д.), скрутив в трубочки, следует класть вдоль задней стенки «стоя», чтобы они пришлись к спине. Вниз положите то, что потяжелее: картофель, крупу, повыше — хлеб. У передней стороны рюкзака поместятся миска, кружка, кастрюля. В его карманах разместятся: мыльница, карандаш, блокнот, компас, свисток и другие необходимые мелочи, которые, если понадобится, можно быстро достать, не распаковывая вещей, нужных только во время большого привала.

3. Одежда для похода должна быть удобной, свободной и не мешать при ходьбе, а обувь — разношенной, крепкой, устойчивой.

4. Очень необходима в походе аптечка. Детей, даже младших, следует познакомить с ее содержанием и научить некоторым приемам оказания первой медицинской помощи при потертостях, ссадинах, ушибах. Например, им вполне уже по силам запомнить, что поврежденное место следует очистить 3%-ным раствором перекиси водорода, затем наложить стерильную повязку. А при ушибах приложить к больному месту на 20—30 минут бутылку с холодной водой, а затем также перевязать его. Потом ранку или ушиб надо обязательно показать врачу.

Как вести себя на маршруте

1. Для похода необходимо выбрать направляющего и замыкающего. Направляющий — это штурман. Он должен хорошо знать маршрут, выбирать лучший способ его прохождения, задавать скорость движения. Замыкающий призван следить, чтобы группа не растягивалась, никто не отставал и не наталкивался на идущего впереди.

2. Предупредите детей, чтобы они не рвали незнакомых растений (некоторые из них могут быть ядовиты или могут вызвать ожоги), не пили из непроверенных источников.. Во фляге у школьника должна быть кипяченая вода.

3. Объясните детям правила движения в колонне: идти по одному бодрым, размашистым шагом, не вразвалку, не ленясь и не убегая. Туловище держать прямо, без напряжения, руки свободно. Идти надо не быстро, но и не черепашьим шагом. Стараться во время ходьбы дышать через нос — так меньше будет хотеться пить.

4. Через 20—30 минут ходьбы делайте маленькие привалы. Во время отдыха можно еще раз напомнить детям о растениях, научить различать среди них полезные и ядовитые, рассказать о тех, которые занесены в Красную книгу.

На большом привале

Он продолжается от 1,5 до 2 часов. Вот уж где можно как следует отдохнуть, разжечь костер, приготовить вкусный обед, повеселиться и поиграть!

Начинаем, конечно, с костра. Прежде чем разложить его, напомните детям, что костер может быть прекрасным другом, помогающим согреться, приготовить еду, объединить возле себя самых разных людей.

Но он может быть очень опасен при неправильном обращении с огнем. Костер можно разводить только поодаль от деревьев, хотя бы в 10—15 шагах от них. Место, выбранное для него, надо очистить от мелких веточек, листьев, мусора. Нужно показать детям самый простой способ разведения костра: взяв несколько сухих веточек, поставьте их маленьким шалашиком, внутри поместите растопку: бересту, несколько маленьких сухих веточек, то, что быстро разгорается. Неподалеку уже должны находиться средние и большие ветки — чтобы подкладывать в костер, когда он займется. На расстоянии 0,8— 1 м воткните подобранные в лесу рогульки: на них поместится палка, на которую вешается котелок для кипячения воды, приготовления каши, чая и т. д.

А впереди — главное удовольствие: печеная картошка. Этому искусству детей тоже надо учить. Сырые вымытые картофелины натираем солью и зарываем в горячую золу. Большого огня при этом уже быть не должно — иначе картошка превратится в угли. Картофелина будет готова тогда, когда горячие струйки пара начнут выбиваться из костра. Палочкой вынимаем ее из золы, заворачиваем на несколько минут в бумагу, чтобы она немного обмякла — и кушайте на здоровье!

Необходимо также научить детей гасить костер. Нужно предупредить, что нельзя оставлять ни искорки, ни уголька — иначе может случиться беда: лесной пожар.

ИГРЫ В ПОХОДЕ

На привале никак не обойтись без игр. Можно провести и совсем простые, и такие, которые требуют подготовки от воспитателя. Вот несколько наиболее интересных.

Приходите на обед

Девочки (возможно, и мальчики) накрывают «столы». Оценивается набор продуктов, эстетическое оформление, выбор места, а также умение потчевать.

Друг природы

Кто больше и лучше расскажет о растениях, встречающихся в том месте, где проходит поход?

Наблюдатели

На одном из малых привалов (или на большом, как захотите), остановившись в таком месте, откуда открывается широкая перспектива, попросите детей в течение одной минуты разглядеть окружающий ландшафт, а потом, отвернувшись, рассказать, что они успели запомнить. Побеждает тот, кто сумел рассмотреть и назвать большое количество деталей и лучше рассказал о своих наблюдениях.

Передвигайся скрытно

Игра проводится на окраине леса рядом с местом большого привала. Руководитель ставит перед участниками задачу: двигаться за ним, стараясь при этом остаться незамеченным. Он встает впереди на расстоянии приблизительно 30 м и идет, время от времени оборачиваясь (скажем, через каждые 20—30 шагов). Участники движутся за ним так, чтобы в момент остановки руководитель не смог их заметить (прячутся за деревьями, пеньками, поваленными стволами и т. д.). Оборачиваясь, руководитель ищет участников игры взглядом. Тех, кого увидит, называет по имени, и они встают рядом с ним. Побеждает тот, кто будет замечен последним.

Примечание: при проведении этой игры необходимо, чтобы за ребятами со стороны наблюдали несколько взрослых, чтобы дети не могли зайти в глубь леса, отстать и т. д., т. е. потеряться. То же касается и следующей игры.

Маскировка

Игра также проводится на окраине леса. Оговаривается территория, на которой можно прятаться. Руководитель закрывает глаза и считает до 20. За это время участники должны разбежаться и замаскироваться. Закончив счет, руководитель ищет спрятавшихся глазами, не двигаясь с места. Тех, кого он обнаружил, называет по именам, и они собираются рядом с ним. Побеждает тот, кто будет найден последним.

Саперы

Для игры нужны несколько пустых консервных банок и обрезки проволоки. Кто-нибудь из помощников на оговоренной территории маскирует эти банки — «мины», оставляя снаружи только «усики» (проволоку). Перед участниками ставится задача «разминировать поле». Побеждает тот, кто обнаружит больше «мин».

Секретный пакет

Накануне руководитель (вожатый) готовит конверты, пакеты или свернутые листки бумаги и прячет их в густом лесу или в кустарнике на высоте 1,5 м от земли, но так, чтобы в двух-трех шагах этот пакет можно было заметить.

Руководитель игры фиксирует азимут и расстояния до спрятанных пакетов и записывает данные у себя в тетради. В зависимости от местных условий расстояния до конечных точек могут быть от 100 до 200 м.

Желательно, чтобы задания были у всех равноценны, тогда критерием оценки станет время каждого участника, затраченное на поиски.

Узкая тропинка

Эта игра проводится как соревнование между звеньями. На полянке, беговой дорожке или в физкультурном зале условно обозначаются две узкие «тропинки» длиной 30—60 м и шириной 25 см. Границы тропинок обозначаются двумя шнурами или веревками, натянутыми между колышками. «Тропинки» заканчиваются круглыми площадками радиусом в 1 м.

В каждом звене равное и четное количество участников. По команде «Марш!» один из игроков каждой команды берет на спину «живой груз», т. е. члена своей команды, и старается как можно скорее добраться до конечной площадки, чтобы, оставив там «груз», вернуться к месту старта. Только после этого вступает в действие следующая пара. Команды стремятся как можно скорее доставить «груз» на площадку, не задевая и не переступая при движении веревку. За каждую ошибку — штрафное очко. Побеждает звено, которое быстрее и без ошибок доставило «груз» на площадку.

Переправа

Будущим туристам очень важно развивать и тренировать у себя чувство равновесия. Предлагаем несколько вариантов игр-упражнений на равновесие.

Для организации такой игры надо, прежде всего, найти подходящее бревно, брус или поваленное дерево. Лучше всего, если есть возможность использовать два одинаковых бревна, тогда игра будет проходить как соревнование между звеньями. В противном случае ребята будут бороться за личное первенство. Какие же возможны варианты?

Прежде всего, это обычная переправа по бревну каждого участника в отдельности. За сход с переправы — штрафное очко.

Можно провести также переправу со страховкой, как это обычно бывает в походах. В этом случае звено по команде «Марш!» подбегает к бревну, и капитан, держа в руках конец веревки, переправляется первым. Веревка натягивается, как перила, и вся команда, кроме последнего, переходит на другую сторону. Последним идет самый ловкий — он сматывает веревку.

При подведении итогов учитывается также правильная организация страховки.

Вверх по откосу

Эту игру можно проводить на крутом берегу реки. Играют два звена. Предварительно следует подготовить два ведра или две кастрюли и несколько одинаковых кружек в зависимости от количества участников.

На гребне склона ставятся два пустых ведра. По команде «Марш!» игроки быстро спускаются вниз, черпают кружками воду и поднимаются вверх, чтобы вылить воду в ведро. Задача команд — как можно быстрее наполнить ведра водой до определенного уровня. Передавать по цепочке кружки не разрешается.

Укладка рюкзака

Перед началом игры участники аккуратно раскладывают на траве или на полу рюкзак и необходимые вещи: одеяло, туристский костюм (брюки, куртку, тапочки), предметы туалета, миску, кружку, ложку, нож, записную книжку или тетрадь. Можно каждому из участников дать консервную банку и мешочек с крупой. По команде «Марш!» ребята начинают укладывать вещи в рюкзак.

Условия игры: быстро и правильно уложить рюкзак, застегнуть, подогнать заплечные ремни. Каждый из участников, уложив рюкзак, докладывает: «Готов». Первый, кто справился с задачей, получает количество баллов, равное числу участников, второй — на один балл меньше и т. д. Но скорость — это еще не все. Важно правильно уложить рюкзак. Укладка каждого рюкзака проверяется руководителем.

Например, штрафуется ребенок, если он уложил тапочки и миску в один пакет или одеяло сунул комом.

Юные туристы могут забыть, что мыло, кружка, туалетные принадлежности должны лежать в боковых карманах, чтобы их было легко достать. Тяжелые вещи, если они есть, должны быть уложены на дно рюкзака, а легкие — сверху.

За каждую ошибку начисляется штрафное очко.

Кто быстрее поставит дом

Соревнуются группы по 4—5 человек. Перед началом игры палатки уже стоят, а обе команды находятся внутри за пологом. По команде «Марш!» ребята быстро расстегивают полог, выбегают из палатки и сворачивают ее по всем правилам, аккуратно складывая колышки и шпильки в одном месте. Затем по знаку судьи ставят палатку вновь. Установив, команда опять забирается внутрь и застегивает полог. Капитан докладывает: «Готово!».

Палатка устанавливается на 10 маленьких колышках или шпильках и двух опорах, которые поддерживают ее изнутри. Руководитель засекает время и проверяет, правильно ли установлена палатка. Штрафуются: общий перекос —

5 очков; перекос ската — 3 очка; перекос стенки — 2 очка; ослабленная веревка, неверно забитый или выдернутый колышек — 3 очка. Каждое штрафное очко «стоит» 15 секунд. Возможен вариант судейства, при котором установка палатки доводится до «нормы» (замечаниями судьи). В этом случае учитывается только чистое время.

Лучший костровой

Объясняется задача. По команде «Марш!» участники разбегаются по лесу и собирают хворост. Поджигают костер одной спичкой и кипятят литр воды в котелке.

Игра может проходить как между отдельными участниками, так и между группами по 2—3 человека. Главное условие — время, потраченное на поиски дров, разжигание костра и кипячение воды. За каждую лишнюю спичку прибавляется 1 минута штрафа.

Пользоваться другими горючими веществами, кроме обусловленных, строго запрещается.

Преодоление «болота»

Может проводиться как личное, так и командное первенство, причем в различных условиях. Практикуются три варианта: по «фашинкам» (на «медвежьих лапах»); по «кочкам», по «гати» (по настилу из жердей).

1-й вариант. У каждого участника по две фашинки-дошечки (фанерки) размером чуть больше ступни. Если соревнования проводятся в помещении, вместо дощечек можно использовать картонки. Встав в шеренгу у старта с интервалом друг от друга не менее метра, участники по команде судьи кладут перед собой на пол одну фашинку, встают на нее ногой и, стоя на ней, опускают вторую дощечку. Встав на нее другой ногой, первую фашинку поднимают, перекладывают вперед, делают следующий шаг и т. д. Задача у всех одна — как можно быстрее достичь финиша.

Здесь учитываются следующие правила: балансируя на одной ноге при перекладывании дощечек, нельзя второй ногой или руками касаться «болота» — пола. За такое касание начисляются штрафные баллы. Запрещается передвигать фашинки-дощечки по «болоту» скольжением.

2-й вариант. Участники делятся на команды по 3—5 человек. Их задача — быстро пройти «заболоченный» участок 10—15 м, прыгая с «кочки» на «кочку» и не касаясь ногами поверхности «болота». Десять «кочек», образующих слегка зигзагообразную «тропу», расположены на разных расстояниях — от 100 до 150 см. Их можно просто начертить мелом или обозначить яркими кольцами, связанными из веревок и т. п.

Размер каждой «кочки» 30—40 см, чтобы участник мог ступить на нее обеими ногами.

Команды стартуют по очереди. Если сделать две-три одинаковые «тропы через болото», то соревноваться могут одновременно несколько команд. Порядок очередности движения членов каждой команды по тропе определяет капитан команды. Соревнование можно усложнить, добавив «груз» — несколько наполненных водой фляжек, котелков, это может быть горящая свеча (факел) и т. п. Правила такие:

— участники не должны наступать ногой в «болото», т. е. между «кочками». За каждое нарушение судья начисляет штрафные секунды;

— запрещается двум участникам одновременно находиться на одной «кочке»;

—ронять в «болото» предметы снаряжения, расплескивать воду из котелков и т. п.

3-й вариант. В этом варианте лучше проводить командные состязания. Состав команды 3—5 человек. Задача та же — как можно быстрее пройти «заболоченный» участок от флажка до флажка. Но на этот раз переход совершается по самодельному настилу из жердей. Каждая жердь должна иметь длину около 2 м и ширину 5— 10 см.

Тот, кто идет в команде первым, берет две жерди и укладывает их на «болото» параллельно одна другой, а затем проходит по ним. Второй участник, передвигаясь за ним, передает в руки первому еще две жерди. Направляющий укладывает их дальше, а остальные участники продвигаются за ним, передавая новые жерди вперед. Замыкающий цепочку должен собирать освободившиеся жерди и передавать их вперед. Пройдя весь «заболоченный» участок, команда складывает на берегу все жерди в штабель, и судья засекает время.

При передаче жердей разрешается использовать их для опоры в моменты передвижения или толкать их по поверхности «болота» скольжением (волоком).

Можно быть уверенным: если подобные состязания во время вылазки на природу удались, то в значительной мере удался и весь поход.

Напоследок нужно напомнить детям, что, если они хотят быть настоящими друзьями природы, нужно, ухода домой, оставить место таким же, каким оно было до вашего прихода: тщательно собрать весь мусор, закопать то, что может перегнить в земле, унести с собой то, что не поддается гниению (пластиковые бутылки, целлофановые пакеты и т. д.), хорошенько затушить костер, залив водой и засыпав его землей.

По возвращении можно дать детям задание: нарисовать картинку на тему похода, написать небольшой рассказ или стихотворение.

Рекомендуем посмотреть:

Беседа о подготовке к походу, 6-7 класс

Поход. Как подготовиться к походу

Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций со школьниками

Как подготовить и провести туристский поход

Екатерина Александровна Бурмистрова # 28 мая 2014 в 23:32 0
Прекрасная статья!!!! Обязательно возьму на заметку: можно начать с однодневных походов, и такая памятка будет просто незаменима!
Елена Алексеевна Малышева # 4 июня 2014 в 00:00 0
Здорово, что мы учителя! Наше детство продолжается!
Светлана Викторовна Зинченко # 10 июля 2014 в 09:03 0
Спасибо! У нас на закрытие лагерной смены запланирован однодневный поход. Вот этот материал - как раз для нас! Спасибо, то , что надо! Здорово!
Елена Сергеевна Куликова # 16 февраля 2016 в 15:43 0
Очень интересная статья ...Я хожу с детьми часто в походы и очень часто это все использую.А также применяю туристическое снаряжения для различных переправ .
Максим # 17 июня 2019 в 20:26 0
Прекрасная статья! Можно собраться семьями и уехать в лес, и я думаю не только малышне будет интересно играть в игры на природе, но и взрослым)))) Благодарю за статью! Взял на заметку!