Автор: Лобанова Наталья Валерьевна, заведующий отделом организации культурно-досуговой деятельности МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества № 1», г. Старый Оскол
Описание материала: Предлагаю вам методические рекомендации по организации тематической (игровой) смены в летнем лагере. Эти рекомендации будут полезны педагогам, вожатым, организаторам летнего отдыха детей.
Методические рекомендации «Общие принципы организации игровой смены в летнем лагере»
Обычно любая смена в детском пришкольном лагере длится 18-21 день. Любая смена, независимо от ее срока, имеет несколько этапов: организационный (1-3 дня), основной (17-18 дней), заключительный (2-3 дня).
Описание этапов и задач смены в пришкольном лагере
Этап |
Временной отрезок |
Задачи этапа |
1 |
2 |
3 |
Организационный |
1-3 дня |
Организация жизнедеятельности лагеря (дежурство, планирование работы, определение графика работы кружков и студий), проведение мероприятий по формированию отрядных детских коллективов, подготовка и открытие смены |
Основной |
17-18 дней |
Создание организационно-педагогических условий для отдыха детей, раскрытия способностей и интересов (проведение мероприятий согласно плану, работа кружков, студий, активный отдых) |
Заключительный |
2-3 дня |
Подведение итогов работы лагеря во время смены, проведение заключительных дел и мероприятий (закрытие смены) |
Несмотря на такое понятное и достаточно простое описание задач этапов, каждую смену любому вожатому приходится сталкиваться с огромным количеством организационных вопросов и проблем. Неизбежно возникают проблемы педагогические как в коллективе вожатых, так и в работе с детьми. Тематическая (игровая) смена в большей степени упорядочивает жизнь лагеря и дает возможность избежать некоторых организационных и педагогических проблем за счет вовлеченности и взрослых, и детей в общую, развивающуюся во времени игровую деятельность.
При этом в игровой смене сохраняются все этапы традиционной смены. Но они соответствуют развитию игрового сюжета, лежащего в основе смены.
· Основные этапы игровой смены в летнем пришкольном лагере и задачи этих этапов
Описание этапов и задач игровой смены в летнем пришкольном лагере
Этап |
Временной отрезок |
Задачи этапа |
Подготовительный |
1-2 дня до начала смены |
Определение игрового сюжета смены, планирование основных игровых действий и правил. «Вхождение в игру» взрослых участников. Оформление лагеря согласно сюжету. Создание интереса к игре. |
Организационный |
1-3 дня |
Создание условий «вхождения в игру» детей. Завязка игрового сюжета смены, распределение ролей, постановка игровых задач, определение условий и смысла игровых действий |
Основной |
16-17 дней |
Развитие игрового сюжета, выполнение участниками заданий, направленных на достижение основной цели |
Заключительный |
2-3 дня |
Развязка игрового сюжета, чествование участников, празднование по поводу достижения цели |
Игровая смена отчасти может быть охарактеризована как длительная ролевая игра, соответственно, ее этапы представлены в виде этапов ролевой игры.
Такая форма деятельности всегда интересна и для организаторов, и для участников. Это неудивительно, так как настоящая форма одновременно может содержать в себе как досуговую, так и развивающую направляющие, и наиболее популярные игры построены на их балансе.
При разработке сюжета игровой смены организаторам следует учитывать:
· Содержательную цель игровой деятельности;
· Возраст участников;
· Материальные и теоретические возможности и условия смены.
Особенно четко должны быть определены:
· Задачи игровой деятельности, вытекающие из сюжетной линии;
· Содержание игровой деятельности;
· Роли участников-детей;
· Роли взрослых в игровом сюжете;
· Условия взаимодействия участников.
Эти позиции с самого начала должны быть понятны и приняты всеми участниками смены как правила общей игровой деятельности.
1. Определение сюжета и смысла игровой деятельности (логика построения игровой деятельности, описание главных героев, их прав, обязанностей, ролей, задач игровой деятельности и прочее).
В основу игрового сюжета могут быть положены:
· Фольклор и сказания различных народов мира;
· Любая книга – чаще всего сказочная или в стиле фэнтази;
· Философский сюжет (в том числе библейские притчи, восточные мудрости и др.);
· Компьютерная игра;
· Художественный или анимационный фильм;
· Исторические события и факты;
· Собственный вымысел.
Чаще всего из первоисточника берутся только сюжет и, возможно, основные роли и антураж.
По сути дела сюжет – это «погружение» всех участников в некоторую деятельность, связанную с сюжетом или действием. Конечно, при этом у каждого взрослого остаются свои обязанности в лагере, но и в игровом сюжете смены у них есть своя роль и свое место.
Такое игровое «погружение» обеспечивается:
- оформлением всех помещений лагеря в соответствии с сюжетом;
- содержанием плана работы на смену и способом его донесения до детей. План-сетка в этом смысле становится планом развития сюжета от его завязки до финала;
- содержанием любой деятельности в лагере (кружков, «режимных моментов», всех мероприятий);
При отборе сюжета для организаторов очень важно, чтобы он был наполнен понятным для всех смыслом с одной стороны, с другой – был интересен и эмоционален. Следует учитывать также возрастные особенности участников. Важно, чтобы сюжет в любом случае носил гуманистический характер, не предусматривал уничтожения, обогащения конкретных игроков, изменения статуса в реальной жизни и др.
В результате работы на этом этапе появляется «сценарий развития» игры и соответствующий план работы смены.
Для успеха дальнейшей деятельности очень важно, чтобы взрослые участники (а затем дети) четко представляли:
· Задачи игры в целом;
· Задачи отдельных игроков;
· Основные правила игры;
· Смысл деятельности и ее этапы;
· Способ включения в игру участников. Очень осторожно нужно начислять возможные баллы (очки, денежные эквиваленты) – через некоторое время их получение может затмить саму игру и превратиться в куплю-продажу дел и деятельности (иду на уборку территории потому, что начисляют очки, а не потому, что это важно для общества или для игровой цели);
· Руководство игрой и отслеживание правил, разрешение споров и неясностей.
Чаще всего в основу собственно игровой деятельности положены:
- поиск волшебной (заветной, важной кому-то и для чего-то) вещи (предмета, артефакта, амулета, книги и др.);
- путешествие за чем-то или с кем-то;
- накопление чего-то (обучение способам деятельности).
2. Начало игровой деятельности (завязка сюжета).
На этом этапе основная забота взрослых – ознакомить с правилами всех игроков и достигнуть полного понимания смысла деятельности каждым участником, осознания собственных целей и интереса участия в игровой деятельности.
Старт игры чаще всего дается в виде праздников, шоу, загадочного появления правил, законов игры и др. (в логике и с атрибутами сюжета).
3. Развитие игрового сюжета занимает самый длительный этап смены.
Этот этап смены наполняется конкретной деятельностью в логике сюжета – приключениями, обучением, испытаниями, «поисками»; важно, чтобы они сохраняли игровой смысл, атрибуты, символику и соответствовали логике сюжетной деятельности.
На этом этапе деятельность педагогов и организаторов (в рамках определенных ролей, должностей, игроков) заключается в собственно организации деятельности, обеспечении четкого выполнения правил игры для всех участников. Правила могут быть скорректированы, но при этом необходимо добиться, чтобы об изменениях знали все участники и приняли их.
Во время игры важно обеспечить регулярный анализ деятельности (разумеется, в сюжете игры), например при дворе Короля Артура рыцари могут собираться за еженедельным круглым столом, чтобы скорректировать игру, свои действия и др.
4. Финал смены чаще всего также представляет собой игровое шоу, на котором подводятся итоги, празднуется достижение поставленной игровой цели и др
Подбор мероприятий (общих дел) в рамках игровой смены каждый раз является событием уникальным (прежде всего для коллектива вожатых, так как это дает простор фантазии и творчеству). Любое дело в игровой смене имеет свой сценарий, связанный с общим сюжетом, но при этом является самостоятельной организационной формой работы.
В педагогике описано свыше 2500 форм работы с детьми и подростками. Как правило, в реальной практике используется не более 10-20 способов организации работы, наиболее удобных и простых в подготовке и проведении.
Все формы работы можно классифицировать – по содержанию основной деятельности (художественно-эстетические, трудовые, спортивные, патриотические, досуговые и др.)
Тематическая игровая смена значительно расширяет возможности традиционных форм работы за счет содержания сюжета. В логике задач игровой деятельности традиционные формы дел превращаются в приключения, испытания и др. очень хорошо, если сразу в рамках сюжета эти формы будут иметь свои названия.
Помимо игрового смысла, очень важно, чтобы каждое дело смены решало педагогические задачи (кроме традиционной «организации досуга»).
Такими задачами могут быть:
· Развитие умственных и физических способностей личности;
· Развитие интеллекта;
· Повышение инициативности;
· Осознание ответственности перед собой и другими людьми;
· Создание единой общей картины мира;
· Развитие навыков коммуникации и др.
Понимание этих педагогических задач взрослыми участниками игры делает осознанной работу взрослых при подготовке конкурсов и заданий.
· Организация встречи в день открытия лагеря
Помимо организационных вопросов совсем нелишне уже в первый день «рассказать, что здесь ждет детей». Уместны одно-два испытания. Само придумывание встречи детей доставит удовольствие отряду вожатых (ведь их потенциал и желание «нарядиться» в героев смены очевидны).
· Открытие смены
В качестве основного мероприятия, означающего открытие смены (а очень часто и при закрытии), используется такая форма, как торжественная линейка. При хорошей подготовке и творческом подходе такая линейка действительно будет волнующим и торжественным событием. В игровой тематической смене открытие совпадает с этапом завязки сюжета. Поэтому вариантов проведения открытия может быть множество в зависимости от самого сюжета, игровых целей и задач смены. Открытие смены лучше проводить на второй-третий день смены. Главная задача открытия смены – начать игру. При этом как минимум надо:
- рассказать о самой игре;
- представить участников игры;
- рассказать о правилах.
В то же время открытие смены призвано мотивировать участников к игре, призвано создать атмосферу сюжета смены, завязать интригу, которая будет развиваться на протяжении смены. Открытие смены «погружает» участников в игровую деятельность.
· Игры по станциям
Самой популярной формой работы в лагере было и остается «путешествие по станциям». Такая форма коллективно-творческой деятельности может быть посвящена и спорту, и туризму, и раскрытию творческих способностей. Это именно та форма, которая наполняется определенным содержанием. Движение команд осуществляется поэтапно, т.е. команда выполняет поставленную перед ней задачу последовательно, сначала на одной, затем на другой станции.
Можно условно классифицировать все станционные игры на несколько групп:
- по количеству участников;
- по форме прохождения станций;
- по времени прохождения;
- по способу выполнения заданий;
- по форме старта и финиша.
При подготовке станционной игры можно выделить несколько важных элементов:
- определение игрового задания участникам;
- подбор заданий на станциях;
- определение ведущих станций и «антуража» заданий на станциях;
- четкое разъяснение участникам заданий и всей игры;
- определение формы завершения игры (награждение, чествование и др.).
Задания на станциях часто призваны сплотить коллектив отряда, выявить лидеров. В психологической практике такие игры по станциям или специально организованные упражнения называют тим-билдингом. Их проведение особенно полезно на первом этапе смены.
· Индивидуальные и командные конкурсы
Конкурсы, викторины, соревнования также занимают в плане тематической смены значительное место. Их «вариации» зависят от развития игрового сюжета.
· Игровые экспромты и программы
Они являются в лагере своеобразной палочкой-выручалочкой, чаще всего не требуют от отрядов серьезной подготовки.
· Шоу-программы
Шоу-программы пришли в лагерь как дань современной моде. Чаще всего это прообразы тех же телевизионных передач или просто концерты-капустники.
· Общие праздники
Общие праздники в лагере тоже довольно распространены. Их главная задача – создание хорошего настроения, формирование коллективного «мы». Много лет в лагерях любимыми остаются Дни именинника, Ярмарки.
· Отрядные «огоньки» - подведение итогов
Место для отрядного огонька оформляется в соответствии с сюжетом смены. Особое внимание надо уделить последнему отрядному «огоньку». На нем каждый говорит о том, что ему понравилось, чему он научился. Высказываются пожелания, загадываются желания.
Смена в форме сюжетно-ролевой игры
Сюжетно-ролевую игру целесообразно организовывать в течение всей лагерной смены. Это может быть игра-путешествие, приключенческая игра, соревнование между отрядами и др.
Варианты игр :
- «Волшебные острова» - путешествие по Островам знаний, здоровья, дружбы, приключений
- «Школа здоровья» - формирование и укрепление навыков здорового образа жизни
- «Город мастеров» - творческая смена
- «Солнцеворот» - смена с элементами фольклора
- «Играй-город» - включение участников смены в различные виды и формы игровой деятельности
- «Веселый экспресс» - КТД по маршрутам или станциям
Организация экологической смены
Задача экологической смены – помочь детям увидеть и выбрать посильные экологические проблемы для самостоятельного решения.
Варианты организации экологической смены:
- экологические игры – «Кто выживет?», «Проектируем город»
- экологические акции – «Бумеранг» (утилизация мусора), «Зеленый лист», «Красная книга», «Чистая вода и др.»
- деловые игры – направлены на моделирование реальных ситуаций
- экологические клубы и детские экологические объединения
Сияющие глаза детей, их неподдельный интерес к происходящему, стремление вверх – вот естественный результат педагогического труда.
Итак, вперед, в светлый, солнечный и добрый мир детства!
Рассказы для школьников. Рассказы о лете
Сценарий интеллектуально-развлекательной игры в лагере «Крестики-нолики»
Евгения Алексеевна Медведева # 24 декабря 2013 в 16:16 +1 |
Светлана Владимировна Власова # 10 января 2014 в 20:39 0 | ||
|
Рафиля Равильевна Гилязова # 23 февраля 2014 в 19:13 0 | ||
|