Авторитет отряда.
«Продукт скоропортящийся». Создать трудно, но можно. Удержать — главная трудность. Авторитет имеет авторов — детей. Каждый — искра, вместе — пламя. Создается ответственностью всех за все. Успех делится на всех членов коллектива, поражение — тоже. Успех укрепляется делами, полезными обществу, интересными персонально любому. Слагаемые авторитета: сохранение гуманитарных традиций прошлого; постоянный поиск нового; взаимозащищенность; интерес друг к другу; отсутствие ревнивого соперничества между звеньями, группами; присутствие здоровой состязательности; взаимозаменяемость; творчество во всем; красочная дисциплина; яркая эстетика жизни детского коллектива; «звездность» каждого ребенка.
Анализ.
Коллективное обсуждение прожитого дня, выполненного дела, объективная оценка участия каждого ребенка в делах коллектива. Открытость и сравнимость мнений.
«Взрыв».
Столкновение позиций, открытое обсуждение полученных данных и точек зрения, замыслов и предложений. Выдвижение и защита всех фантастических идей. Проведение в жизнь нестандартного дела, ситуации, которые меняют жизнь ребят в лагере («взрыв» — термин А. С. Макаренко).
Выбор.
Это многовариантность. Во всем. В структуре отряда, в его деятельности, в системе форм самоуправления и поручений. Пусть будут разные способы построения отрядов и разные места их существования и деятельности. Пусть будут одновозрастные, разновозрастные, профильные и даже клубные отряды. Выбор — это право ребят самим давать отряду название, придумать программу дела, в которую никто не вмешивается, например организация игродискотеки.
Гласность.
Отсутствие запретных тем в детском коллективе. Неприятие мертвых слов, анонимно-ничьих и потому удобных своей бесплодностью. Неприятие всего бессмысленного и «мифологического», абстрактно-благообразного. Противопоставление магии заклинаний — реалистических, проверенных опытом идей и положений.
Демократизация.
Это отношения детей, их наставников на основе дружбы и взаимопонимания. Это способность каждого ставить себя на место другого. Это сплав уважения и требовательности, опора на коллективное честное мнение, доверие и контроль каждым самого себя, это даже право на существование позиции и «оппозиции» в коллективе, разность мнений, в числе которых могут быть и абсурдные. Иначе не будет развития. Это то, что нельзя «внедрять» в жизнь, но можно вызвать к жизни. Демократизация — исполнение всех уставных правил, которые принял коллектив. Это раскованность «без страха и упрека», отсутствие опеки и перестраховки. О страховке стоит думать.
Деятельность.
Согласно концепции советских психологов, деятельность есть творческое преобразование людьми, значит детьми, окружающей действительности. Деятельность любого вида — познавательная, политическая, трудовая, общественно полезная, эстетическая, спортивная, досуговая, организаторская — обязательно направлена на творческое созидание материального и духовного продукта. У деятельности детей сложное строение — в нее входят обязательно такие составляющие, как потребности, мотивы, цели, задачи, содержание, действия и операции, находящиеся в тесных взаимосвязях и трансформациях.
Диалог.
Разговор на равных детей и вожатых с фактами и аргументами, с рассмотрением различных, в том числе и самых абсурдных, точек зрения, «непричесанных» мыслей. Абсолютное уважение живой идеи ребенка, рожденной им на глазах у всех, его «кровной» мысли, выражающей его «Я». Утвержденное всеми право «обороняться», защищать свое. Главное в диалоге — замысел, знание проблем, учет возраста, ориентир на личность, равноправие.
Досуг.
Творческая деятельность ребят, основанная на абсолютной добровольности и принципе удовольствия по личному выбору в свободное от обязанностей время. Летний лагерь — сфера суверенного детского досуга — игр, забав, развлечений, потех, в том числе любимых занятий прикладным трудом, техническим, эстетическим творчеством, спортом, освоением мира природы. Труд создает материальные ценности, досуг создает душу ребенка.
Замысел.
Задуманный интересный план действий или деятельности, намерение. Творческий союз взрослых и детей рождает его в соответствии с выработанным идеалом коллектива и отношением в нем всех его членов. За идеал обычно берется лучший опыт прошлого или настоящего, абсолютно новая схема-идея, собранная по крупицам или даже нафантазированная ребятами.
Отдых.
Состояние покоя ребят, деятельность, которая снимает усталость, смена деятельности, способствующая восстановлению сил. Отдых — переключение, перераспределение сил; перерыв в занятиях.
Поручение.
Это конкретное задание, дело, круг обязанностей, важных для детского коллектива. Поручение основано на доверии товарищей и взрослых. Оно всегда индивидуализировано, учитывает возраст, возможности, способности, интересы ребят. Поручить — возложить обязанности исполнить что-нибудь и потом отчитаться. Поручить — заручиться согласием и обеспечить поддержку. Поручить — выручить, то есть помочь выйти из непростого положения. Поручить — заручиться надеждой, знать — сделает. Поручая, ребята ручаются за своего товарища.
Поручения дает коллектив, совет коллектива, старший по самоуправлению. Поручения может давать и взрослый (воспитатель, вожатый), согласовывая их с коллективом. Есть поручения длительные, постоянные, временные, разовые, обязательные и по желанию. Поручения — поручить — замучиться — ручаться — выручить.
Резервы работы.
Запас средств, людей, идей для новых сил; не использованные в лагере возможности. Это люди, живущие рядом. Круг людей, находящихся рядом, все равно, что воздух, которым дышишь. Чем его больше и чем он чище, тем легче живется и дышится. Окружи ребят, вожатый, большим количеством старших друзей и помощников. Прежде всего обрати внимание на район, где расположен лагерь, где живут дети. Попытайся в обычном окружении лагеря найти верных союзников. Опирайся на их плечи, используй их опыт. Это — шефские линии и связи. Вся жизнь общества построена на преемственности. Опыт поколений передается от ступени к ступени. Важный источник воспитательного влияния — система шефства. Это — детские учреждения и очаги культуры (кинотеатры, театры, филармонии, краеведческие и иные музеи, лектории, планетарии, передвижные выставки, клубы и дворцы культуры). С этими «точками», вожатый, у тебя должна быть прямая и обратная связь. До поездки в лагерь наладь с ними контакты, выясни, чем они могут тебе помочь, в каком деле принять участие, что могут провести для ребят. Это — телевидение, радио, печать. Средства массовой информации — первейший твой помощник в работе, вожатый. Помощник и конкурент. Это — перекрест дел. Имеет смысл отрядам одинакового возраста или близким по возрасту планировать работу совместно. В таком случае можно заранее договориться, что вечер космонавтики готовит отряд «Пламя» для двух отрядов, а отряд «Заря» готовит на таких же условиях, например, тематическую выставку. Это — возможности родного края. Нанеси на карту памяти, а быть может, и на самую настоящую карту своего родного края те места, те точки, что помогут тебе в трудной вожатской работе. Это — «зоны невмешательства». Во все ли дела должен непосредственно вникать и влезать вожатый? Наверное, все-таки не во все. И сил, и времени не хватит. А что, если какие-то участки работы, жизнедеятельности отряда полностью отдать на откуп детям? Вожатому не вмешиваться совсем. В этом есть свой резон. Какие «зоны» стоит оставить без контроля — подумай сам. Попробуй использовать по-настоящему хоть один из предложенных тебе резервов, и ты убедишься в том, что у тебя появился дополнительный фактор воздействия на ребят.
Риск.
Считается «делом благородным», но это, как правило, действия наудачу в надежде на счастливый успех, исход. Вожатые, действующие «на свой страх и риск», выводят себя на возможную опасность, возможные неприятности. Никогда не рискуйте жизнью и здоровьем детей, их психологическим состоянием (не купайте ребят, нарушая правила безопасности; не водите в непроверенные места; по возможности не оставляйте их без внимания).
Самовозвышение.
Означает утверждение себя подростком в качестве активного, самостоятельного в мышлении и деятельности, самоуправляющего и воспитывающего деятеля. Ребенок такого типа понимает идею своей организации, восприимчив ко всем противоречиям жизни, способен делать верный выбор, брать на себя ответственность, участвовать в изменении обстоятельств, быть терпимым к непохожести других людей, не проявлять неприязни к не соответствующим их личным интересам делам коллектива.
Самовозвышение личности.
Это способность ребенка к самоопределению в деятельности и самореализации в ней. Это утверждение личности как активного, самостоятельного, самоуправляющего и воспитывающего себя и других деятеля. Стремясь к изменению обстоятельств, ребенок воспитывается постоянно сам.
Самодеятельность.
Самостоятельная, независимая деятельность ребят как проявление личного почина в каком-то деле. Способность к творческим действиям, решениям инициативного характера. Самостоятельность — предприимчивость, оригинальный путь решения жизненных проблем и деятельности.
Самореабилитация.
Восстановление детьми своих прав, доброго имени, свобод в добровольной деятельности, в поступках. Оценка своих возможностей, своего места среди сверстников. Самоуважение.
Самостоятельность.
Стоять самому. Без подпорок. Поступать по велению разума и сердца, а не только по подсказке. Вообще совершать поступки. Самостоятельность — это смелость социального риска, презрение ко всему, что унижает человеческое достоинство. Отсюда самостоятельность суждений и выбора. Если у подростков нет собственного мнения, он не способен к самостоятельным действиям. Самостоятельность — это принятие решений, значит, решительность и претворение решений на практике.
Самофиксация.
Дети ведут дневники и летописи отрядов, личные дневники, имеют записные книжки, куда заносят все самое значительное, подсмотренное и услышанное. Думают над этим, размышляют и делятся мыслями друг с другом.
Статус личности.
Это то положение, которое занимает ребенок в лагерном коллективе. Авторитет высокий — и статус высокий. Нулевой авторитет — нулевой статус. С высоким статусом обычно авторитетные, популярные в коллективе дети, проявившие особые способности в труде, спорте, досуге. С низким статусом — непопулярные ребята, отвергнутые коллективом. Отвержение идет от плохих качеств (неуживчивый, жадный, заносчивый), даже от непривлекательной внешности или уродства. С такими нужна особая осторожность отношений. Среди детей низкого статуса — «тихони», не проявившие себя в деле. Самоуправление повышает статус ребят. Если ребенок избран коллективом, он старается оправдать доверие, завоевать авторитет делом.
Трибуна общественного мнения.
Это радиоцентр или стенгазета дружины, письменный опрос всех ребят; открытый микрофон на сборе дружины, дискуссия и диспут, ящик острых вопросов, фоторепортажи пресс-центра, заседания совета отряда, которые дают возможность устно или письменно высказать искренние критические замечания, предложения, идеи.
Удача.
Желательный исход дела, обусловленный благоприятными обстоятельствами. Везение, вызванное к жизни. Детям нужны удачи. В жизни, дружбе, в делах. Лучшая удача — вознаграждение за упорство, работу, веру в себя. Удача может быть и должна быть организована вожатым.
Фантазия.
Способность ребят выдумывать, проявлять творческое воображение, реально мечтать, проявлять необычные причуды своего сознания и поведения.
Шефство.
Это не одностороннее воздействие старших на младших, а творческое содружество, сотрудничество детей в общих, полезных всем и творческих по замыслу делах. Шефство — это взаимодействие ребят разных возрастов на всех этапах совместных дел — их планирования, проведения, подведения итогов. Шефство — это деятельное уважение, забота, помощь.
Экспертиза.
Коллективное рассмотрение непростого вопроса, дела в лагере специалистами, знающими людьми. Например, места купания, маршрута похода, объекта работы.
Автор: Шмаков Сталь Анатольевич
Общелагерные мероприятия. Сценарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!