Цели: знакомство с таким видом спорта, как туризм; пробуждение интереса к занятию туризмом; воспитание навыков взаимовыручки и взаимопомощи.
Теоретическое обоснование.
Начиная с 10-11 лет, можно и нужно знакомить детей с туризмом, так как романтика походов с ночными кострами, ночевкой в палатках, рассказы старшеклассников об интересных случаях, происшедших с ними в походах, уже наверняка пробудили интерес к этому виду спорта. Смоделировав в игровой форме ситуацию, подобную походной, мы в самом элементарном виде знакомим ребят с тем, что их может ожидать в походе, чтобы дети могли затем более серьезно изучать основы туризма. К тому же данную эстафету можно рассматривать и как одну из форм организации детского досуга.
Эстафета командная, рассчитана на 2-3 команды по 8-10 человек. Перед каждым этапом эстафеты дается вводная, «привязывающая» каждый этап к походной ситуации. Функцию жюри может выполнять ведущий, но лучше для этой цели пригласить 3^4 человека, например, из числа известных школьных туристов-старшеклассников, чтобы придать эстафете значимость.
1-й этап. Командам объявляется, что это разминочный этап, но в тоже время объясняется, что во время похода могут встретиться различные препятствия и только дружная команда сможет их преодолеть. Вот сейчас и предлагается проверить, какой ширины овраг общими усилиями смогут преодолеть команды. Каждый участник прыгает с места без разбега, следующий прыгает с того места, на которое приземлился предыдущий и т. д. Побеждает та команда, которая прыгнет дальше других.
2-й этап. Объявляется, что начинается сбор в поход, и каждой команде вручается рюкзак. Рюкзак играет роль эстафетной палочки, но на определенном расстоянии от команд сложены вещи, необходимые в походе. Каждый участник подбегает с рюкзаком и укладывает в него только одну вещь, затем передает рюкзак следующему. Побеждает та команда, которая раньше других уложит и перенесет все вещи.
3-й этап. Ведущий объявляет, что во время похода перевернулась одна из байдарок и необходимо оказать помощь товарищам. Роль товарищей играют обручи, до которых каждый участник должен добросить веревку. Побеждает та команда, которая совершит больше точных попаданий.
4-й этап. Теперь на пути туристов овраг, который можно преодолеть по бревну. Роль бревна играет гимнастическая скамейка, по которой и должны пробежать по очереди все участники команды. Те, которые сделают это быстрее других, и побеждают.
5-й этап. Но вот овраг преодолели и на пути туристов - болото. Перейти его можно только по кочкам, изображать которые будут табуретки. Каждой команде дается по две табуретки, и участники, передвигая их, доходят до определенного места, а затем передают табуретки следующему участнику.
6-й этап. Но вот все туристы дошли до привала и поставили палатку, роль которой играет обруч, удерживаемый кем-то из помощников в вертикальном положении. Это и есть вход в палатку. Все участники должны по очереди влезть в нее. Побеждает та команда, которая быстрее окажется в «палатке».
7-й этап. Теперь самое время развести костер. Каждому участнику дается по «полену» - небольшой палочке. Из этих палочек участники должны сложить костер (колодец или шалаш) на определенном месте, добегая до него по очереди. Чей костер будет сложен раньше, те и побеждают на этом этапе.
Жюри подсчитывает баллы, определяет победителей и вручает призы. И, конечно, объявляет, что победители скоро смогут проверить полученные навыки в настоящем походе.
День индейцев.
Каждый отряд становится индейским племенем. Придумывает себе название, имена, разрисовывает ритуал жертвоприношения. Затем каждый отряд строит вигвам, а жюри определяет лучший. Каждое племя придумывает ритуал жертвоприношения. Затем весь лагерь делится на индейцев и бледнолицых (бледнолицыми могут быть вожатые и взрослые). Затем индейцы пытаются захватить лагерь бледнолицых. У каждого на голове должна быть кепка, косынка или просто повязка. Потерявший головной убор выбывает из игры. Индейцев переправляют на другой берег и выделяют им 1-2 байдарки. Отряд бледнолицых патрулирует на байдарках по реке и обороняет лагерь. Игру можно дополнить и растянуть на весь день.
ТВТ (техника водного туризма).
Предварительно отряды учатся владеть байдаркой, а соревнования проводятся уже ближе к концу смены. Для соревнований делаются специальные ворота. С берега на берег натягивается веревка, а к ней крепятся веревки с грузом или палки, которые образуют ворота. Делаем трое ворот, в одни надо пройти носом, но против течения. Кроме этого, можно усложнить задание дополнительным условием. В определенном месте необходимо причалить к берегу и «выгрузить пострадавшего».
Конкурс на лучшую песочную крепость.
Каждый отряд строит крепость из песка, затем все фотографируются у своих крепостей, а авторы лучших награждаются призами.
Туристическая эстафета.
Предлагается пройти такие этапы:
1. Снятие палатки.
2. Переправа (навесная или маятниковая).
3. Переправа по бревну.
4. Условное «болото», кочки.
5. Укладка рюкзака.
6. Оказание первой медицинской помощи.
7. Установка палатки.
День неожиданностей.
Этот день действительно должен стать интересным и полным неожиданностей. Поэтому готовиться он в полной тайне. Неожиданности должны начаться с подъема. Можно поднять детей рано утром, облив водой; можно приготовить солёный чай, можно вытащить спящих из палатки или вынуть колышки из палаток, можно просто взять и исчезнуть всем взрослым из лагеря и т. д. Можно в этот день бросить всех в воду в одежде, включая взрослых и детей, кроме тех, конечно, кому это противопоказано по состоянию здоровья.
День трав.
В этот день надо ознакомить ребят с тем, что растет вокруг лагеря. В первую очередь надо познакомить с ядовитыми растениями, если таковые имеются. Затем можно попробовать составить дневной рацион питания лагеря из съедобных трав, растущих вокруг. Для этого, конечно, надо изучить необходимую литературу. Начать можно с простого - грибов и ягод, а затем показать ребятам и другие съедобные растения. Можно попробовать один день полностью питаться ими. Итак, съедобные растения:
1. Рогоз (или просто камыш). Молодые побеги едят, заправляя уксусом. Корневища отваривают и тушат. Из высушенных корней делают муку, из нее пекут лепешки и варят кашу.
2. Щавель. Используют для приготовления супов, начинок для пирогов, в приправах к мясным блюдам.
3. Стрелолист (растет у берегов рек, озер, болот). Используют корневища и клубни в сыром и в печеном виде.
4. Иван-чай. Листья и бутоны заваривают вместо чая. Корни измельчают в муку, из которой пекут хлеб и варят кашу.
5.Лопух. Используют для приготовления салатов, борщей, супов. Корни употребляют как заменитель картофеля в любом виде.
6. Сусак зонтичный (растет по берегам озер, болот). Клубни употребляют вместо картофеля в вареном, печеном, жареном виде, а также готовят крупу для каш.
7. Цикорий. Из молодых листьев и стеблей готовят салаты, корни используют как заменитель кофе.
Конкурс кораблестроителей.
Его можно провести очень интересно. Но для этого необходимо привезти с собой разный материал для изготовления кораблей и плотов. Это могут быть любые банки, коробки, куски картона и пенопласта и многое другое. А затем устроить на реке или озере торжественный спуск на воду и соревнования построенных плавательных средств. Побеждает не только самый быстрый, но и самый красивый, самый фантастический, самый надежный и т. д. Обычно все изготовленные судна бывают с парусами, поэтому можно провести ещё один конкурс. У берега на воду строители ставят свои корабли, дуют в паруса и наблюдают, чей корабль уплывёт дальше. Заодно проверяется мощность лёгких у детей.
Робинзонада.
Сначала всем участникам сообщается, что они находятся на необитаемом острове, от цивилизации у них остались ноги, руки, голова, куски веревки разной толщины, листы бумаги (смотря что вам понадобится). От того, как вы сообщите, зависит их настрой на игру. Затем все команды выпускаются на «Остров» и проходят все этапы жизни Робинзона на острове.
Этапы.
1. Первое, что надо сделать Робинзону на острове, это построить дом. Чтобы дети не ломали деревьев, надо заранее им приготовить колья, ветки и тому подобное и из них предложить им сделать шалаш для проживания на острове. Судья этого этапа оценивает быстроту изготовления шалаша и его надежность.
2. А этот этап связан с приготовлением пищи. Необходимо оборудовать по всем правилам место для костра, чтобы приготовить еду. Судья оценивает надежность стоек, пожарную безопасность костра и какой урон был нанесен этим Робинзоном природе.
3. А вот теперь пора сделать ложку для обеда. Всем Робинзонам вручаются ножи, кора дерева, сухие толстые ветки и предлагается сделать ложку. Судья оценивает ложку на возможность применения по назначению.
4. На этом этапе участникам предлагается из приготовленного заранее материала сделать лук, стрелы, копье. А проверить его надежность можно на следующем этапе.
5. На этом этапе предлагается попасть из лука по цели и метнуть в цель копье. Учитывается и точность, и состояние оружия после применения.
6. На этом этапе Робинзоны перечисляют, а если есть возможность и собирают травы, из которых можно заваривать чай.
7. На этом этапе Робинзоны должны изготовить шапку из бумаги, чтобы на острове им не напекло голову.
8. Последний этап по знанию книги о Робинзоне:
- Кто автор книги о Робинзоне?
- Как назывался корабль, на котором плыл Робинзон?
- Как звали попугая Робинзона?
- Почему Робинзон назвал своего друга Пятницей?
- Кем был Робинзон на корабле?
Сценарий развлекательной программы в летнем лагере
Конкурсы в летнем лагере. Сценарий игровой программы
Туристические игры для школьников на природе
Елена Николаевна Наконечная # 5 июля 2018 в 20:33 +1 |
Ольга Задирина # 3 сентября 2018 в 11:37 +1 |
Самое, для меня,ценное в этой подборке сценариев и заданий - воспитание командного духа! Это настоящие игры на сплочение коллектива! Спасибо) |