Конкурсы

Стихи по русскому языку 3-4 класс

Веселые стихи для младших школьников

Веселые стихотворения не угодно ль прочитать? С ними правописание легче изучать!

Поиграем в слова

Задание: какие существительные вы поставите после выделенных предлогов?

СКАМЬЯ

Сидел прохожий на скамье,

Держал в руках кулёк,

А над скамьей сидел скворец,

А под - лежал бульдог.

 

И тот, в траве, сидящий под,

И тот, что над, в листве,

Глядели на того, кто на

Верней, на то, что в.

 

Тогда прохожий взял кулёк

И вынул пирожок:

Часть бросил над,

Часть кинул под,

А остальное - в рог.

 

И каждый принялся жевать –

Верней, один - клевать,

Пришлось для этого ему

Слететь и спрыгнуть у.

 

Так теплый, мягкий пирожок

Был съеден от и до,

А смятый маленький кулек

Попал в карман пальто.

 

И полетел один по-над,

Другой полез из-под,

И рядом с третьим побежал

За, перед

И вперед!

М. Яснов

ПЕТУШОК

- Петушок, мой Петушок!

Спой мне песенку, дружок.

И, пожалуйста, ответь:

Как ты научился петь?

Петушок расправил хвост

И сказал: - Ответ мой прост:

Ку - подарок от кукушки.

 

Ка - конечно от лягушки,

Долго думал я, пока

Переделал Ква на Ка.

Ре - любимая из нот.

С нею не было хлопот,

К ноте Ре добавил Ку

И запел: Ку-ка-ре-ку!

И. Плаксина

ОМОНИМЫ

- Петенька, Петюня, Петь, а Петь!

Ну когда же ты начнешь нам петь? –

Курочки спросили петуха.

Дал в ответ пернатый петуха!

 

Я знаю от Вовки, а знаете ль вы,

Как утро проводят бенгальские львы?

Сперва поедят из ведра манной кашки,

Затем поглядят на ромашки да кашки...

На шторы приобрел              Людям и животным

Тюль пан,                                 Надо есть.

А пани он купил                       Им еда не может

Тюльпан...                                Надоесть!

- Хоть на вопросы ты не хочешь отвечать.

За порчу мебели придется отвечать.

Ты понял, Сидоров? Молчишь... Ты что, немой?

- Да, Вера Павловна... А ножичек не мой!

О. Белопусец

Задание: объясните смысл выделенных слов.

ОМОНИМЫ, ИЛИ НЕ ТО

Я так стараюсь! Как никто!

Но получается не то.

Хотел вчера погладить кошку,

Утюг достал... Она - в окошко!

Потом решил носки связать.

Те перестали налезать.

 

Сидеть велели с младшим братом,

Я сел... А он уполз куда-то!

Мне мама: - Колю и Фому

Когда догонишь по уму?

— Я догоню их в пять минут!

Хотя... Они же не бегут?..

М Лукашкина

Задание: объясните смысл слова «несет» в каждой фразе.

КТО ЧТО НЕСЕТ?

Семен портфель несет в руке,

Павлуша — двойку в дневнике.

Сережа сел на пароход –

Морскую вахту он несет.

Андрюша ходит в силачах —

 

Рюкзак несет он на плечах.

Задиру Мишу Петр побил –

Несет потери Михаил.

Степан не закрывает рот –

Он чепуху весь день несет.

М. Яснов

«ПРИ» И «ПЕРЕ»

В общем, что ни говори,

Я люблю приставку «при».

С ней я точно что-то стою,

Вот придумаю, пристрою,

Привинчу и прикручу,

Чтобы вышло, как хочу!

 

А Бубенчиковой Вере

Нравится приставка «пере».

Передумать, переспорить,

Десять раз переспросить.

Перекрикнуть, перессорить,

В общем, всех перебесить.

 

А когда я с Верой дрался,

Признаюсь — перестарался.

Потому и пристыдили,

От нее пересадили.

Снова, думая о Вере,

Я теперь сижу у двери.

 

Не перестаю твердить,

Чтобы Веру пере-пере

Вновь ко мне пересадить!

И. Плаксина

КАВЫЧКИ

Эти маленькие птички

Называются кавычки.

Прилетели - и готово,

И стоит в кавычках слово.

Раз в кавычках оборот –

Понимай наоборот:

Например, любить в кавычках -

 

Это значит враждовать.

С кем-нибудь дружить в кавычках –

Это значит воевать.

Убери кавычки – снова

Станет очень ясным слово.

Как привычно встретить друга

Без кавычек дорогого.

Р. Сеф

ГЛАГОЛ

А глагол всегда в работе,

В напряженьи и заботе.

Пишет, моет, убирает,

Шьет, рисует и читает.

Варит, жарит, мастерит,

Режет, пилит, говорит.

 

Так его легко узнать –

Стоит лишь вопрос задать.

На вопрос: «Что делать?» - есть

У него в ответе весть.

Даже если отдыхает,

Тоже дело выполняет.

Н. Анишина

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Существительных в природе

При любой найдешь погоде.

«Кто?» и «Что?» - вопрос задай

И спокойно отвечай:

Это кукла, это книжка,

 

Это кошка, это мышка.

Все так просто и понятно,

Увлекательно, занятно.

На вопросы «Кто?» и «Что?»

Отвечать оно должно.

Н. Анишина

ГРАММАТИКА

Зачем нужна грамматика?

Чтоб грамотно писать.

Чтоб грубые ошибки

В письме не допускать.

 

Чтоб с детства знали дети

И каждый ученик,

Что лучше всех на свете

Его родной язык.

Н. Анишина

ОСА, ЛИСА И ОСТАЛЬНЫЕ

Оса летит к лисе в лесу:

- Лису я за нос у-ку-су! –

- Оса, нет слова «у-ку-су!» -

Лиса поправила осу.

Оса в лесу летит к лосю:

- Сейчас я лося у-ку-сю...

А лось на это ей в ответ:

- Оса, такого слова нет!

 

А у осин стоял осёл...

- Осел, тебя я у-ку-сё...

- Оса! - сказал осел, - Прошу,

Запомни слово: «У-ку-шу!»

- Как, как? -

Оса осла спросила.

- Я у-ку-шу?.. –

И укусила?

А. Усачев

ЖУК ПО ИМЕНИ ЖАК

Жил жук по имени Жак,

Шил папе желтый пиджак.

Маме - пижаму,

Жене - жакет,

Сыну - тужурку,

 

Дочке - жилет,

Внучке Жучке –

Кожаные брючки,

Жабе - жабо,

А себе - ничего!

А. Усачев

ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ

У божьей коровки-модницы

Снят этот знак со спины.

Очень часто пользуемся

Этим знаком мы.

Везде, где мысль закончена,

Поставим этот знак.

Как он называется?

Скажите, как?     (Точка.)

 

Маленькая точка,

Но с хвостиком она.

При перечислении

Нам она нужна.

Члены однородные

Ею разделяем.

Не забудьте же её,

Это...      (запятая.)

Игра «ЧТО ВИСИТ НА ЕЛКЕ?»

(Ответ давать быстро, одним словом «Да».)

- Еловые шишки? - Да!

- Картонные мишки? - Да!

- Стеклянные зайчишки? - Да!

- Тетрадки и книжки?

- ???

- Разноцветные шары? - Да!

- Много яркой мишуры? - Да!
- Мошки да комары?

- ???

- Яркие игрушки? - Да!

- Бусы и хлопушки? - Да!

- Картонные зверушки? - Да!

- Разбитые кружки?

- ???

- Зеленые иголки? - Да!

- Душистая смолка? - Да!

- Стеклянная пчёлка? - Да!

- Старая метёлка? - ???

Игра «ПОСТАВЬ ПРАВИЛЬНО УДАРЕНИЕ»

1. А сколько стоят

Плюшевые волки,

Которые стоят

На верхней полке?

 

2. Ваня, брат Валеры,

Друга брата Веры,

В сквере встретил Зину,

Кузину кузину.

 

3. Пес Барбос юля.

Бегает за Юлей.

Ну, а Юля от него

Улетает пулей.

 

4. Стряпня любая - нелегка.

Готовка - сложная наука.

Но если есть у вас мука,

То сделать блинчики - не мука.

 

5. Резкий ветер продувает город,

То и дело ежится народ.

Даже дворник поднимает ворот,

Заметая листья у ворот.

 

6. Замок на горе стоит.

Нам на горе он закрыт.

Чтоб никто войти не смог,

На дверях висит замок.

 

7. Любому не мешает с детства

Запомнить раз и навсегда:

Пироги - лодки у индейцев,

А пироги - у нас еда.

 

8. Сёла у села

Мила на пенек.

- Как она мила! –

Молвил паренек.

 

9. Дома читает тома

Наша затворница Тома.

Вечер приходит в дома,

Тома выходит из дома.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал чудак –

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

- Ура! Долой!

Караул! Разбой!

Притащился кривоносый

Вопросительный знак,

Задает он всем вопросы:

- Кто? Кого?

Откуда? Как?

Явились запятые,

Девицы завитые.

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие.

И прочие, и прочие, и прочие.

Заявили запятые:

- Мы особы занятые,

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

 

- Если нет над вами точки,

Запятая - знак пустой! –

Отозвалась с той же строчки

Тетя точка с запятой.

Двоеточие, мигая,

Закричало: - Нет, постой,

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой.

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

- Нет, - сказало многоточие,

Еле глазками ворочая, —

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие...

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие...

Вопросительный знак

Удивился: - То есть как?

Восклицательный знак

Возмутился: - То есть как?

- Так, - сказала точка,

Точка-одиночка, -

Мной кончается рассказ,

Значит, я важнее вас.

С. Я. Маршак

ЛЕНИТЕЛЬНЫИ ПАДЕЖ

Спросили Лежебокина:

- А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

- В том не моя вина,

 

Пусть им сперва ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж Творительный

Нарочно не учу:

Трудиться, а тем более

Творить я не хочу.

Такой падеж, как Дательный,

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

 

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

- Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

 

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

- Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

И, наконец,

Простительный!

Г. Граубин

Задание: прочитать стихотворение, определить, на игре каких слов оно построено.

КАК РАБОТАЕТ СЛОВО

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

 

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало «воды утекло».

О смелом мы вправе сказать наперед:

Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»

 

А гуси и утки - сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!.

 

Лентяй отдыхает, а время идет –

«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»

 

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!... Что скажут потом?

Не дело, мол, «воду носить решетом»

 

Стихи я пишу, не жалея труда.

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...»

В. Суслов

ДОРОГА

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне.

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами...

 

А вскоре пополнится новым

Значеньем привычное слово.

Представьте - готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с ее экипажем.

Стоящем у звезд на пороге,

Мы просто и буднично скажем:

«До встречи! Счастливой дороги!»

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

В. Остен

Задание: сосчитайте, сколько значений у слова «дорога».

СЛУЧАЙ

Однажды летним днем король

Поймал в шкафу большую моль.

Король был очень зол

За свой испорченный камзол,

За девять мантий, восемь шуб,

Овчинный новенький тулуп.

 

В сердцах отдал он моль под суд.

И приговор был крут!

А моль сказала на суде.

Что дальше - хоть потоп! –

Не попадался ей нигде

Столь вкусный гардероб.

И. Плохих

Задание: сосчитайте, сколько вещей испортила моль.

Ответ: 19 вещей.

ОБЖОРА

Один обжора на обед

Оладьи съел, потом омлет.

Омара, окуня, лещей,

Отвар из острых овощей.

Окорочков поел немного.

Салат из дынь и осьминога,

 

Отведал пончик и порей

И спать улегся поскорей.

А ты ответить мне готов,

На букву «О» здесь сколько слов?

А сколько спряталось всего

В стихотворении гласных «О»?

Д. Герасимова

Рекомендуем посмотреть:

Стихи о фантазиях и фантазёрах для детей начальной школы

Осенние стихи для младших школьников

Стихи о весне для начальной школы

Стихи Тима Собакина для 3-4 класса

Стихи про детство для детей

Елена Петровна Краснова # 5 октября 2016 в 08:10 +1
Очень интересная подборка стихов. Принцип "от игры к знаниям" ещё никогда не подводил педагогов.На данном материале видна перспектива опережающего обучения в начальных классах. Да и самих школьников возможно привлечь к составлению правил в стихах.Спасибо за обучение с увлечением!
Ольга # 11 октября 2016 в 16:34 +1
Замечательная подборка стихотворений, которая несомненно пригодится в практике учителя.
Ольховатова Наталья Николаевна # 25 октября 2016 в 11:56 0
Хорошая подборка стихов для учителей начальных классов. Я думаю, что она пригодится многим для работы. Огромное спасибо за материал.