Цели:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о Саратовской области.
2. Расширить кругозор детей о растительном и животном мире нашего края.
3. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. Оборудование: карта Саратовской области, название остановок, рисунки животных, растений, ребусы.
I. Организация класса.
II. Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня мы отправимся в путешествие по родному краю. Оно пройдет под девизом «Охранять природу - значит охранять Родину». В путешествие мы отправимся на поезде «Эколог». А не сбиться с пути нам поможет карта. Наш поезд будет делать остановки на различных станциях, указанных на карте. А вот, что эго за станции, вы узнаете по ходу нашего путешествия.
Сядьте поудобнее, закройте глазки. Наш поезд стремительно мчится мимо городов, деревень, лесов, полей, рек. Вот он подъезжает к первой станции, которая называется...
Откройте глазки и прочитайте хором.
III. Игра-путешествие.
1. Станция «Географическая».
Учитель. Какова площадь Саратовской области?
Дети. По контуру область напоминает в уменьшенном масштабе карту России. Территория области равна 100,2 тыс. км2. Правобережье - 460 тыс. км2, левобережье - 54,2 тыс. км2. Область протянулась на 575 км.
Учитель. Какой рельеф имеет Саратовская область?
Дети. Если путешествовать по Саратовской области с севера на юг, то можно увидеть разнообразные формы рельефа: горы, холмы, равнины, речные долины, овраги. В окрестностях Саратова на севере находится Соколовая гора, на юге - Алтынная, на западе - Лысогорский массив.
Учитель. Какая крупная река протекает в нашей области?
Дети. В нашей области протекает река Волга. Она делит область на правобережье и левобережье, её протяженность в границах области - 420 км.
Учитель. Много интересного мы узнали на станции «Гео- графическая». Закройте глазки, отправляемся в путь.
2. Станция «Ботаническая».
Учитель. На этой станции мы поговорим о растительности нашей области. Она очень разнообразна.
Отгадайте ребус и расскажите об этих растениях.
Учитель. А теперь разгадайте загадки.
1. Что за дерево стоит,
Ветра нет, а лист дрожит. (Осипа.)
2. Что же это за девица
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель.)
Учитель. Какие вы знаете растения нашей области, занесенные в Красную книгу. (Ответы детей.)
Все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями.
Природа - наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений - наш долг.
Итак, продолжим путешествие. Закройте глаза.
Аутотренинг
Звучит запись «Голоса леса».
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок,
Я вдыхаю его чистый,
Свежий воздух.
Колышутся травы, луга.
Надо мною гордо кружат птицы.
Мне хорошо и приятно.
Я хочу жить в мире с природой.
Откройте глаза, мы прибываем на станцию...
Дети хором называют станцию.
3. Станция «Зоологическая».
Учитель. Животный мир нашей области разнообразен. Большое влияние на него оказывает климат. Здесь обитает 76 видов зверей, 260 видов птиц, 50 видов рыб. О некоторых видах животных мы поговорим па нашей станции «Зоологическая». Сейчас вы будете отгадывать ребусы и загадки.
1. Он, как ёлка, весь в иголках.
Ловит смело страшных змей,
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей.
Он в лесу живет, но вхож
И в сады, отважный... (ёж).
Дети рассказывают о еже.
2. Кто по ёлкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы. (Белка.)
Дети рассказывают о белке.
3. Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц.)
Дети рассказывают о зайце.
4. Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревнях кур крадет. (Лиса.)
Дети рассказывают о лисе.
Учитель. Разгадайте ребусы.
Учитель. Какие животные еще обитают в нашей области? Какие из них занесены в Красную книгу? (Ответы детей.)
Учитель. Многие животные занесены в Красную книгу. Сейчас мы послушаем рассказ о дрофе и слепыше. Рассказывают заранее подготовленные дети.
Дрофа - самая крупная птица, вес - до 16 кг, перелетная. Это всеядная птица. В степи она поедает не только растительные корма, но и насекомых, ящериц, лягушек, мышей. Дрофа занесена в Красную книгу РФ. В нашей области создан Семёновский государственный заказник.
Слепыши - грызуны, совершенно слепые. На том месте, где бывают глаза, у слепышей - толстая складка кожи, покрытая щетиной. Копает землю с помощью огромных и сильных передних зубов-резцов. Питается корнями. Когда наступают морозы, он живёт на глубине 1-3 м. Занесен в Красную книгу РФ.
Следующая станция...
Дети отвечают хором.
4. Станция «Подземные богатства».
Учитель. На доске кроссворд. Разгадав его, мы вспомним, какие полезные ископаемые встречаются в нашей области.
1. Полезное ископаемое, которое называется голубое топливо.
2. Полезное ископаемое, используемое при строительстве и изготовлении посуды.
3. Полезное ископаемое, обозначающееся на карте в виде трапеции.
4. Полезное ископаемое, которое образовывалось из морских организмов, их скелетов, раковин.
5. Полезное ископаемое желтого или белого цвета образуется при разрушении гранита и пропускает воду.
6. Особая разновидность известняка.
Закрываем глаза и отправляемся в путь.
Ну, а теперь о самом важном:
Взглянуть на нашу землю страшно!
Вода мутнеет с каждым днем,
А воздух! Сколько грязи в нем!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной!
Погибнуть может все живое!
Земля, что сделали с тобою?
Мы прибыли на станцию...
Дети хором называют.
5. Станция «Экологическая».
Учитель. На нашей планете много больных мест.
Это получилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций, атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух. Отходы заводов сливаются в реки.
Учитель. Как же мы с вами можем помочь нашей планете?
Дети:
1. Учись понимать природу, стань ее другом и защитником.
2. Радуйся красоте природы, не вреди ей.
3. На природе веди себя тихо: смотри, слушай и не шуми.
4. Будь другом всех живых существ, не убивай, не мучай животных.
5. Охраняй чистоту вод.
6. Следи за чистотой природы. Не оставляй после себя следов пребывания в ней.
Учитель. Сейчас нарисуем все вместе плакат, какой вы хотите видеть НАШУ ЗЕМЛЮ.
IV. Итог занятия.
Учитель. Наше путешествие закончилось.
Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В степях, лесах, горах живут разные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4, 5 класс. Конкурс эрудит
Конспект внеклассного мероприятия в начальной школе «Праздник чая»
Сценарий конкурсной и игровой программы для младших школьников
Конкурсная программа для младших школьников
Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе по теме: Сказки
Нет комментариев. Ваш будет первым!