В течение 3—5 минут играющие записывают слова, которые начинаются и кончаются на одну и ту же букву.
Например: казак, шалаш, поп, дед, астра, страус, философ, револьвер, акула, озеро, естествознание и т. д. Выигрывает тот, кто напишет большее количество слов.
Выбирается какое-либо слово. Играющие должны как можно быстрее написать по пять слов, начинающихся с букв выбранного слова.
Например: названо слово снег. Пятерки слов могут быть такие:
сон, совет, совесть, смех, скульптор;
нос, небо, надежда, награда, неделя;
еда, единица, единство, ель, енот;
город, горло, горизонт, глобус, газета.
Побеждает тот, кто справился с заданием быстрее других.
Ведущий раздает игрокам листки бумаги, на которых нужно составить и записать цепь из слов. Тему задает ведущий. Каждое слово — как бы отдельное звено цепи, а связываются они так: последние две буквы предыдущего слова должны служить началом другого слова.
Например, выбрана тема «Животные» (можно брать зверей, рыб, птиц, насекомых). Цепь слов такая: собака — кабан — антилопа — панда и т. д. Можно брать не две последние буквы, а три или одну. Названия животных или предметов должны быть в именительном падеже единственного числа и употребляться один раз, включая и родственные слова. Если кто-то написал волк, то слово волчица включать в цепь уже нельзя.
Выигрывает тот, кто за определенное время выстроит самую длинную цепочку.
Игра состоит из нескольких туров. Первый тур: первый участник пишет на листе бумаги какую- либо букву, затем игроки поочередно добавляют к ней справа и слева по одной букве, имея в виду определенное слово. Например: к, ок, окл, вокл, рвокл, рвокла, ервоклас (имеется в виду слово первоклассник).
В ходе второго тура листок пускается по кругу. Проигравшим очередной тур считается тот, кто вынужден закончить слово или не смог догадаться, какую букву следует добавить, чтобы в дальнейшем могло получиться слово.
Тот, кто проиграл тур, получает штрафную букву: при первом проигрыше — б, при втором — а и так далее, пока не получится слово балда.
Тот, кто в ходе игры получил слово балда, считается проигравшим и штрафуется, т. е. должен выполнить какое-либо задание — прочитать стихотворение, спеть песенку, выпить бутылку лимонада и т. д.
Ведущий называет имя существительное, состоящее из пяти букв. Играющие записывают это слово на листках бумаги, и начинается соревнование: написать в столбик слова таким образом, чтобы первая буква начального слова, скажем о, встречалась во всех следующих словах и перемещалась по извилистой линии, образуя зигзагообразную фигуру. Например:
отрыв
топор
крона
сокол
право
пижон
кросс
порка и т. д.
Побеждает тот, кто за условленное время выстроит самую длинную змейку. Можно не ограничивать игру временем, усложнив ее условие: победителем становится тот, кто первым составит столбик из 17 слов, через который первая буква начального слова пройдет змейкой с тремя поворотами. Например:
обруч
козел
скоба
сурок
плато
вагон
броня
кобра
отрез
борец
ссора
багор
право
набор
спорт
доска
оклад
Когда участники хорошо усвоят игру, научившись быстро справляться с заданием, можно еще больше усложнить задачу: писать слова не из пяти, а из шести букв. В этом случае столбик-змейку придется увеличить на четыре слова.
Придумывается длинное слово, например электричка, все участники игры должны записать его на бумаге. Задача играющих — написать как можно больше слов, состоящих из букв этого слова. Например: электричка — три, кит, лак, тир, чек, рак, лик, река, ларчик и т. д.
Побеждает тот, кто придумал больше всех слов за отведенное время.
Можно определять победителя иначе: все участники игры зачеркивают одинаковые, совпавшие слова. Побеждает тот, у кого окажется больше таких слов, которые не встречаются у других играющих.
Ведущий предлагает игрокам двух команд в течение определенного времени написать слова на одну из букв русского алфавита, например с: стул, стол, стекло, спички, стена, сиденье, сигареты, серьги, салфетка, страницы, сборник, скрепки, сорочка, сарафан, ситец, сукно, сафьян, сервант, сандалии, сатин, серебро и т. д. Когда ведущий объявит, что время истекло, все перестают писать.
Члены одной команды читают записанные слова, а их соперники вычеркивают у себя одинаковые, повторяющиеся слова. После этого у каждой из команд останутся только те слова, которых нет у противника. Их количество подсчитывается. Выигрывает та команда, у которой осталось больше слов.
Ведущий предлагает двум играющим (или двум командам с четным количеством участников) в течение 5 минут сочинить рассказ со словами, начинающимися на одну букву, например м:
«Машины мчались мимо метро. Мама медлила. Малолетний Миша мимоходом мял мамино манто. Милиционер махал маме:
— Милая Марья Михайловна!
— Мне мешают машины!» и т. д.
Победителем будет тот, в чьем рассказе после подсчета окажется больше слов.
Ведущий предлагает участникам игры за определенное время написать как можно больше слов, но таких, чтобы на третьем месте стояла, скажем, буква ш.
Например: мышь, грош, вошь, Маша, Миша, Саша, каша, кашалот, кашель, каштан, кашевар, кашне и т. д.
Выигрывает тот, кто за отведенное время придумает слов больше, чем другие участники.
Задание можно разнообразить, предложив придумать слова с другими буквами, стоящими на разных местах.
Например: с буквой к — на пятом месте, с а — на втором, с и — на четвертом и т. д.
Ведущий раздает играющим листки бумаги с нарисованными клетками (см. рисунок) и предлагает в течение 5 минут определить:
1) что за слово, в котором семь раз встречается буква о;
2) что за слово, в котором три раза встречается буква о;
3) что за слово, в котором три раза встречается буква а;
4) что за слово, в котором три раза встречается буква у.
Участники игры должны отгадать эти слова и проставить в свободные клетки недостающие буквы.
Уяснив смысл игры, каждый играющий может придумывать подобные задания и предлагать товарищам решить их.
1.
О |
|
О |
|
О |
|
О |
|
|
О |
|
О |
|
|
О |
|
|
|
Ответ: обороноспособность.
2.
|
О |
|
О |
|
О |
|
Ответ: поролон.
3.
А |
|
|
А |
|
А |
|
|
Ответ: акваланг.
4
|
У |
|
У |
|
|
У |
|
Ответ: фурункул.
Все играющие садятся за стол и берут по листку бумаги и карандаши. Ведущий зачитывает заготовленные заранее слова, все записывают их. Задача: переставить в каждом слове буквы так, чтобы получилось новое слово. При этом нельзя ни прибавлять, ни убавлять буквы, а слова должны быть существительными в именительном падеже единственного числа. Например: мать — тьма, луна — улан, ромашка — мошкара.
Выигрывают те участники, которые раньше правильно выполнят задание.
Вот примеры слов, из которых перестановкой букв можно получить другие слова:
лось — соль
баня — баян
араб — арба
брус — сруб
брак — краб
вино — овин
карп — парк
марш — шрам — шарм
ракета — карета
пола — опал
рост — сорт, трос, торс
руда — удар
стан — наст
урок — укор
адрес — среда
ангар — нагар
аорта — отара
аванс — саван
барка — барак
бокал — колба
бурак — бурка, рубка
выбор — обрыв
валик — вилка
влага — глава
волос — слово
газон — загон
гроза — розга
доска — садок
домра — морда
камыш — мышка
кайма — майка
колос — сокол
крыса — рысак
круча — ручка, чурка
кумач — чумак
кукла — кулак
лодка — оклад
лапша — шпала, палаш
лямка — мялка
маска — самка
марка — рамка
масло — смола
норка — крона
наказ — казна
насос — сосна
отрок — рокот
отпор — топор, ропот
обвал — вобла
просо — опрос
плеск — склеп
повар — право
рифма — фирма
роман — норма
скала — ласка
ситец — истец
совет — отвес, отсев
шакал — шкала
шарик — рикша
апломб — пломба
барсук — бурсак
барыня — рабыня
деталь — дельта
каприз — приказ
танк — кант
краска — каркас
клапан — планка
кольцо — цоколь
колесо — оселок
лопата — оплата
мостик — москит
монета — немота
плюшка — шлюпка
приток — портик, тропик
потеха — пехота
паркет — трепак
пальто — лапоть
пудель — дупель
старик — стирка
сектор — корсет
черпак — чепрак
серп — перс, репс
туша — ушат
рига — игра
урон — руно
урна — уран
капот — топка
канат — накат
капор — порка
канал — накал
клоун — колун, уклон, кулон
ласка — скала
короб — оброк
комар — корма
сукно — конус
стена — сенат
сетка — секта, тесак, аскет
такса — каста, таска
тавро — автор, товар
факир — фиакр
хвала — халва
водопад — подвода
верность — ревность
кочерга — кочегар
манишка — машинка
теплица — петлица
разница — зарница
рабство — барство
кобура — уборка
соринка — росинка
приказ — каприз
урок — укор
Ведущий предлагает играющим написать слова с одинаковыми буквами в начале и в конце слова. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего, чтобы получилась пирамида. Начинать надо с коротких слов из трех-четырех букв. Победителем будет тот, кто сумеет за отведенное время выстроить самую большую пирамиду.
Вот для примера некоторые пирамиды.
Ведущий называет какую-либо букву, например я. Задача участников — написать как можно больше слов, начинающихся на данную букву. Каждое слово должно быть на одну букву больше предыдущего, чтобы получились ступеньки. К примеру:
Я
Я К
Я М А
Я З Ы К
Я Г О Д А
Я Б Л О К О
Я Щ Е Р И Ц А
Выигрывает тот, кто «выстроит» как можно больше ступенек. Когда игра хорошо усвоена, ведущий может усложнить задачу, предложив участникам написать слова, начинающиеся на одну букву, а кончающиеся на одну и ту же другую букву. Например:
Г А Д
Г Р А Д
Г О Р О Д
Г Е П А Р Д
Г Е Р О Л Ь Д
Г У М А Н О И Д
Ведущий дает играющим листок бумаги. Первый участник должен написать какой-либо вопрос: кто? когда? что делал? что видел? где был? и т. д.
Затем листок передается следующему игроку. Тот пишет ответ на вопрос, заворачивает верхний край листка так, чтобы нельзя было прочесть написанное, задает свой вопрос и передает листок дальше.
Например, первый пишет: «Кто?» Второй отвечает: «Я и мой друг»; завернув край листка с вопросом и ответом, пишет: «Где?» Третий игрок отвечает: «У тебя на бороде»; завернув листок пишет: «Зачем?» Четвертый: «Чтобы делать гадости и пакости» также заворачивает листок и пишет: « Что делали? » Пятый: « Танцевали краковяк, пили лимонад и смеялись».
Когда листок обойдет всех по кругу, ведущий зачитывает вслух, какая веселая чепуха получилась.
В этой игре нет победителя. Ее цель — развлечь и развеселить игроков.
Ведущий предлагает участникам игры написать на листке сверху вниз по вертикали любое слово, в котором нет букв й, ь, ъ, ы. Затем, немного отступив, рядом записать это же слово, но снизу вверх. Получился своего рода лифт, кабина которого спускается вниз и поднимается вверх. Участникам остается только заполнить «промежутки» между «этажами», т. е. между буквами, но так, чтобы получилось слово. Например:
Л А
Е Т
Н Н
Т Е
А Л
А теперь заполняем:
лента
енот
неон
телеателье
аксакал
Еще пример:
А Р
В О
И Т
А А
Т И
О В
Р А
Получаем:
автор
ведро
институт
арка
телеги
обрыв
работа
Желательно придумывать слова (имена существительные в единственном или во множественном числе), исключая имена собственные и названия городов, а также учитывать, что новое слово должно состоять не менее, чем из четырех букв.
Побеждает тот, кто первым справится с заданием.
Все играющие садятся за стол и берут по листку бумаги с карандашом. За отведенное время участники должны записать как можно больше 3-буквенных слов на определенную букву.
Например: ведущий называет к: кот, кит, кий, кол, ком, кон, коп, кош, код, куб, кум, куш и т. д.
Выигрывает тот, кто напишет большее количество слов.
Ведущий вместе с участниками выбирает длину слов, которыми можно пользоваться в игре (например, слова из четырех букв), и сквозное слово той же длины (например, слово небо). За 5 минут нужно составить как можно больше квадратов из слов выбранной длины с условием, чтобы в первом столбце таких квадратов по вертикали читалось выбранное сквозное слово.
Например:
Н |
Е |
О |
Н |
Е |
Н |
О |
Т |
Б |
О |
Б |
Р |
О |
С |
Ё |
Л |
Победителем становится тот, кто составил таких квадратов больше всех.
Ведущий раздает игрокам листки, на которых написаны 10 — 15 пословиц, в каждой из них одно слово заменено точками. Сколько точек, столько букв в пропущенном слове. Задача игроков — вписать нужные слова. Например:
1. Чем . . . . . . в лес, тем больше дров.
2. Старый . . . . лучше новых двух.
3. Маленькое . . . . лучше большого безделья.
4. За двумя . . . . . . . погонишься, ни одного не поймаешь.
5. Слово не . . . . . . .: вылетит — не поймаешь.
6. Куй . . . . . ., пока горячо.
7. Не сиди сложа . . . . — не будет скуки.
8. Не спеши . . . . . ., торопись делом.
9. . . . . в мешке не утаишь.
10. В . . . . . . хорошо, а дома лучше.
11. Кошке . . . . . . ., а мышке слезки.
12. На мышку и . . . . . зверь.
13. Трус и . . . . . . . . посчитает за великана.
14. Труд кормит, а . . . . портит.
15. На . . . . . . . собака лает, а трусливого кусает.
Пропущены: дальше, друг, дело, зайцами, воробей, железо, руки, языком, шила, гостях, игрушки, кошка, таракана, лень, смелого.
Выигрывает тот, кто раньше и правильнее впишет слова.
Развивающие игры со словами для 1-2 класса
Стихи на внимание для детей 10 лет
Словесные игры для школьников среднего звена
Нет комментариев. Ваш будет первым!