Игры со словами для детей 10 лет

Игры с буквами и словами для школьников

На одну и ту же букву

В течение 3—5 минут играющие записывают слова, которые начинаются и кончаются на одну и ту же букву.

Например: казак, шалаш, поп, дед, астра, страус, философ, револьвер, акула, озеро, естествознание и т. д. Выигрывает тот, кто напишет большее количество слов.

Пятерки слов

Выбирается какое-либо слово. Играющие должны как можно быстрее написать по пять слов, начинающихся с букв выбранного слова.

Например: названо слово снег. Пятерки слов могут быть такие:

сон, совет, совесть, смех, скульптор;

нос, небо, надежда, награда, неделя;

еда, единица, единство, ель, енот;

город, горло, горизонт, глобус, газета.

Побеждает тот, кто справился с заданием быстрее других.

Цепь слов

Ведущий раздает игрокам листки бумаги, на которых нужно составить и записать цепь из слов. Тему задает ведущий. Каждое слово — как бы отдельное звено цепи, а связываются они так: последние две буквы предыдущего слова должны служить началом другого слова.

Например, выбрана тема «Животные» (можно брать зверей, рыб, птиц, насекомых). Цепь слов такая: собака — кабан — антилопа — панда и т. д. Можно брать не две последние буквы, а три или одну. Названия животных или предметов должны быть в именительном падеже единственного числа и употребляться один раз, включая и родственные слова. Если кто-то написал волк, то слово волчица включать в цепь уже нельзя.

Выигрывает тот, кто за определенное время выстроит самую длинную цепочку.

Балда

Игра состоит из нескольких туров. Первый тур: первый участник пишет на листе бумаги какую- либо букву, затем игроки поочередно добавляют к ней справа и слева по одной букве, имея в виду определенное слово. Например: к, ок, окл, вокл, рвокл, рвокла, ервоклас (имеется в виду слово первоклассник).

В ходе второго тура листок пускается по кругу. Проигравшим очередной тур считается тот, кто вынужден закончить слово или не смог догадаться, какую букву следует добавить, чтобы в дальнейшем могло получиться слово.

Тот, кто проиграл тур, получает штрафную букву: при первом проигрыше — б, при втором — а и так далее, пока не получится слово балда.

Тот, кто в ходе игры получил слово балда, считается проигравшим и штрафуется, т. е. должен выполнить какое-либо задание — прочитать стихотворение, спеть песенку, выпить бутылку лимонада и т. д.

Змейка

Ведущий называет имя существительное, состоящее из пяти букв. Играющие записывают это слово на листках бумаги, и начинается соревнование: написать в столбик слова таким образом, чтобы первая буква начального слова, скажем о, встречалась во всех следующих словах и перемещалась по извилистой линии, образуя зигзагообразную фигуру. Например:

отрыв

топор

крона

сокол

право

пижон

кросс

порка и т. д.

Побеждает тот, кто за условленное время выстроит самую длинную змейку. Можно не ограничивать игру временем, усложнив ее условие: победителем становится тот, кто первым составит столбик из 17 слов, через который первая буква начального слова пройдет змейкой с тремя поворотами. Например:

обруч

козел

скоба

сурок

плато

вагон

броня

кобра

отрез

борец

ссора

багор

право

набор

спорт

доска

оклад

Когда участники хорошо усвоят игру, научившись быстро справляться с заданием, можно еще больше усложнить задачу: писать слова не из пяти, а из шести букв. В этом случае столбик-змейку придется увеличить на четыре слова.

Составление слов

Придумывается длинное слово, например электричка, все участники игры должны записать его на бумаге. Задача играющих — написать как можно больше слов, состоящих из букв этого слова. Например: электричка — три, кит, лак, тир, чек, рак, лик, река, ларчик и т. д.

Побеждает тот, кто придумал больше всех слов за отведенное время.

Можно определять победителя иначе: все участники игры зачеркивают одинаковые, совпавшие слова. Побеждает тот, у кого окажется больше таких слов, которые не встречаются у других играющих.

Вычеркни слово

Ведущий предлагает игрокам двух команд в течение определенного времени написать слова на одну из букв русского алфавита, например с: стул, стол, стекло, спички, стена, сиденье, сигареты, серьги, салфетка, страницы, сборник, скрепки, сорочка, сарафан, ситец, сукно, сафьян, сервант, сандалии, сатин, серебро и т. д. Когда ведущий объявит, что время истекло, все перестают писать.

Члены одной команды читают записанные слова, а их соперники вычеркивают у себя одинаковые, повторяющиеся слова. После этого у каждой из команд останутся только те слова, которых нет у противника. Их количество подсчитывается. Выигрывает та команда, у которой осталось больше слов.

Рассказ на одну букву

Ведущий предлагает двум играющим (или двум командам с четным количеством участников) в течение 5 минут сочинить рассказ со словами, начинающимися на одну букву, например м:

«Машины мчались мимо метро. Мама медлила. Малолетний Миша мимоходом мял мамино манто. Милиционер махал маме:

— Милая Марья Михайловна!

— Мне мешают машины!» и т. д.

Победителем будет тот, в чьем рассказе после подсчета окажется больше слов.

Место буквы

Ведущий предлагает участникам игры за определенное время написать как можно больше слов, но таких, чтобы на третьем месте стояла, скажем, буква ш.

Например: мышь, грош, вошь, Маша, Миша, Саша, каша, кашалот, кашель, каштан, кашевар, кашне и т. д.

Выигрывает тот, кто за отведенное время придумает слов больше, чем другие участники.

Задание можно разнообразить, предложив придумать слова с другими буквами, стоящими на разных местах.

Например: с буквой к — на пятом месте, с а — на втором, с и — на четвертом и т. д.

Какие это слова?

Ведущий раздает играющим листки бумаги с нарисованными клетками (см. рисунок) и предлагает в течение 5 минут определить:

1) что за слово, в котором семь раз встречается буква о;

2) что за слово, в котором три раза встречается буква о;

3) что за слово, в котором три раза встречается буква а;

4) что за слово, в котором три раза встречается буква у.

Участники игры должны отгадать эти слова и проставить в свободные клетки недостающие буквы.

Уяснив смысл игры, каждый играющий может придумывать подобные задания и предлагать товарищам решить их.

1.

О

  

О

   

О

   

О

   

   

О

   

О

   

    

О

   

    

   

Ответ: обороноспособность.

2.

   

О

   

О

   

О

 

Ответ: поролон.

3.

А

    

   

А

   

А

    

    

Ответ: акваланг.

4

   

У

     

У

    

    

У

    

Ответ: фурункул.

Перестановка букв

Все играющие садятся за стол и берут по листку бумаги и карандаши. Ведущий зачитывает заготовленные заранее слова, все записывают их. Задача: переставить в каждом слове буквы так, чтобы получилось новое слово. При этом нельзя ни прибавлять, ни убавлять буквы, а слова должны быть существительными в именительном падеже единственного числа. Например: мать — тьма, луна — улан, ромашка — мошкара.

Выигрывают те участники, которые раньше правильно выполнят задание.

Вот примеры слов, из которых перестановкой букв можно получить другие слова:

лось — соль

баня — баян

араб — арба

брус — сруб

брак — краб

вино — овин

карп — парк

марш — шрам — шарм

ракета — карета

пола — опал

рост — сорт, трос, торс

руда — удар

стан — наст

урок — укор

адрес — среда

ангар — нагар

аорта — отара

аванс — саван

барка — барак

бокал — колба

бурак — бурка, рубка

выбор — обрыв

валик — вилка

влага — глава

волос — слово

газон — загон

гроза — розга

доска — садок

домра — морда

камыш — мышка

кайма — майка

колос — сокол

крыса — рысак

круча — ручка, чурка

кумач — чумак

кукла — кулак

лодка — оклад

лапша — шпала, палаш

лямка — мялка

маска — самка

марка — рамка

масло — смола

норка — крона

наказ — казна

насос — сосна

отрок — рокот

отпор — топор, ропот

обвал — вобла

просо — опрос

плеск — склеп

повар — право

рифма — фирма

роман — норма

скала — ласка

ситец — истец

совет — отвес, отсев

шакал — шкала

шарик — рикша

апломб — пломба

барсук — бурсак

барыня — рабыня

деталь — дельта

каприз — приказ

танк — кант

краска — каркас

клапан — планка

кольцо — цоколь

колесо — оселок

лопата — оплата

мостик — москит

монета — немота

плюшка — шлюпка

приток — портик, тропик

потеха — пехота

паркет — трепак

пальто — лапоть

пудель — дупель

старик — стирка

сектор — корсет

черпак — чепрак

серп — перс, репс

туша — ушат

рига — игра

урон — руно

урна — уран

капот — топка

канат — накат

капор — порка

канал — накал

клоун — колун, уклон, кулон

ласка — скала

короб — оброк

комар — корма

сукно — конус

стена — сенат

сетка — секта, тесак, аскет

такса — каста, таска

тавро — автор, товар

факир — фиакр

хвала — халва

водопад — подвода

верность — ревность

кочерга — кочегар

манишка — машинка

теплица — петлица

разница — зарница

рабство — барство

кобура — уборка

соринка — росинка

приказ — каприз

урок — укор

Пирамида

Ведущий предлагает играющим написать слова с одинаковыми буквами в начале и в конце слова. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего, чтобы получилась пирамида. Начинать надо с коротких слов из трех-четырех букв. Победителем будет тот, кто сумеет за отведенное время выстроить самую большую пирамиду.

Вот для примера некоторые пирамиды.

Ступеньки

Ведущий называет какую-либо букву, например я. Задача участников — написать как можно больше слов, начинающихся на данную букву. Каждое слово должно быть на одну букву больше предыдущего, чтобы получились ступеньки. К примеру:

Я

Я К

Я М А

Я З Ы К

Я Г О Д А

Я Б Л О К О

Я Щ Е Р И Ц А

Выигрывает тот, кто «выстроит» как можно больше ступенек. Когда игра хорошо усвоена, ведущий может усложнить задачу, предложив участникам написать слова, начинающиеся на одну букву, а кончающиеся на одну и ту же другую букву. Например:

Г А Д

Г Р А Д

Г О Р О Д

Г Е П А Р Д

Г Е Р О Л Ь Д

Г У М А Н О И Д

Веселая чепуха

Ведущий дает играющим листок бумаги. Первый участник должен написать какой-либо вопрос: кто? когда? что делал? что видел? где был? и т. д.

Затем листок передается следующему игроку. Тот пишет ответ на вопрос, заворачивает верхний край листка так, чтобы нельзя было прочесть написанное, задает свой вопрос и передает листок дальше.

Например, первый пишет: «Кто?» Второй отвечает: «Я и мой друг»; завернув край листка с вопросом и ответом, пишет: «Где?» Третий игрок отвечает: «У тебя на бороде»; завернув листок пишет: «Зачем?» Четвертый: «Чтобы делать гадости и пакости» также заворачивает листок и пишет: « Что делали? » Пятый: « Танцевали краковяк, пили лимонад и смеялись».

Когда листок обойдет всех по кругу, ведущий зачитывает вслух, какая веселая чепуха получилась.

В этой игре нет победителя. Ее цель — развлечь и развеселить игроков.

Лифт

Ведущий предлагает участникам игры написать на листке сверху вниз по вертикали любое слово, в котором нет букв й, ь, ъ, ы. Затем, немного отступив, рядом записать это же слово, но снизу вверх. Получился своего рода лифт, кабина которого спускается вниз и поднимается вверх. Участникам остается только заполнить «промежутки» между «этажами», т. е. между буквами, но так, чтобы получилось слово. Например:

Л А

Е Т

Н Н

Т Е

А Л

А теперь заполняем:

лента

енот

неон

телеателье

аксакал

Еще пример:

А Р

В О

И Т

А А

Т И

О В

Р А

Получаем:

автор

ведро

институт

арка

телеги

обрыв

работа

Желательно придумывать слова (имена существительные в единственном или во множественном числе), исключая имена собственные и названия городов, а также учитывать, что новое слово должно состоять не менее, чем из четырех букв.

Побеждает тот, кто первым справится с заданием.

Короткие слова

Все играющие садятся за стол и берут по листку бумаги с карандашом. За отведенное время участники должны записать как можно больше 3-буквенных слов на определенную букву.

Например: ведущий называет к: кот, кит, кий, кол, ком, кон, коп, кош, код, куб, кум, куш и т. д.

Выигрывает тот, кто напишет большее количество слов.

Квадраты слов

Ведущий вместе с участниками выбирает длину слов, которыми можно пользоваться в игре (например, слова из четырех букв), и сквозное слово той же длины (например, слово небо). За 5 минут нужно составить как можно больше квадратов из слов выбранной длины с условием, чтобы в первом столбце таких квадратов по вертикали читалось выбранное сквозное слово.

Например:

Н

Е

О

Н

Е

Н

О

Т

Б

О

Б

Р

О

С

Ё

Л

Победителем становится тот, кто составил таких квадратов больше всех.

Пропущенные слова

Ведущий раздает игрокам листки, на которых написаны 10 — 15 пословиц, в каждой из них одно слово заменено точками. Сколько точек, столько букв в пропущенном слове. Задача игроков — вписать нужные слова. Например:

1. Чем . . . . . . в лес, тем больше дров.

2. Старый . . . . лучше новых двух.

3. Маленькое . . . . лучше большого безделья.

4. За двумя . . . . . . . погонишься, ни одного не поймаешь.

5. Слово не . . . . . . .: вылетит — не поймаешь.

6. Куй . . . . . .,  пока горячо.

7. Не сиди сложа . . . . — не будет скуки.

8. Не спеши . . . . . ., торопись делом.

9. . . . . в мешке не утаишь.

10. В . . . . . . хорошо, а дома лучше.

11. Кошке . . . . . . ., а мышке слезки.

12. На мышку и . . . . . зверь.

13. Трус и . . . . . . . . посчитает за великана.

14. Труд кормит, а . . . . портит.

15. На . . . . . . . собака лает, а трусливого кусает.

Пропущены: дальше, друг, дело, зайцами, воробей, железо, руки, языком, шила, гостях, игрушки, кошка, таракана, лень, смелого.

Выигрывает тот, кто раньше и правильнее впишет слова.

Рекомендуем посмотреть:

Развивающие игры со словами для 1-2 класса

Стихи на внимание для детей 10 лет

Словесные игры для школьников среднего звена

Игры в слова и со словами для школьников

Логические задания со словами для 1-2 класса с ответами

Нет комментариев. Ваш будет первым!