Конкурсы

Игры в слова и со словами для школьников

Автор игр Шмаков Сталь Анатольевич

Игры со словами и в слова для детей школьного возраста

Владение словом - инструментом общения, мышления — неоценимое богатство. Каждое новое, осмысленное, запомненное слово как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Ребенок, в словарном запасе которого мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно. Замечено страшное явление современности - замена истинных слов сленгом, набором стертых канцеляризмов, вульгаризмов. Избыток бранных слов, грязная матерщина - показатель скудости человека, его ограниченности. Каждое слово имеет свою понятийную или смысловую основу. У каждого - свое звучание (ударение, интонационный смысл, музыка).

Детям абсолютно необходимы игры, специальные упражнения на слова, про слова, со словами.

Предлагаем небольшую программу таких игр.

Полслова за вами

Участники игры садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. За каждую ошибку или задержку игрок выбывает из игры.

Условия ее можно усложнить. Ведущий дает (говорит) половину слова каждому сидящему в круге ребенку. И каждый должен продолжить вторую половину. Не может - штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою половину слова, например, «теле...». Дети продолжают: телефон, телеграмма, телескоп, тележка, телеграф, телетайп и т.д.

Алфавит вокруг нас

Ведущий предлагает детям в алфавитном порядке написать в течение 5-10 минут названия окружающих их предметов и вещей, находящихся в комнате или помещении. Можно писать по нескольку предметов на одну букву. Главная трудность - отыскать предметы на все буквы алфавита. Победит тот, чей список будет самым длинным. К тому же дети должны обязательно показать, где расположен названный предмет.

Слово наоборот

Ведущий называет быстро слова. Дети должны в уме переставить буквы этого слова наоборот и тут же записать их на доске мелом или на листе бумаги фломастером «задом наперед». Например, ведущий говорит слово «пилот», ребенок пишет «толип». Саламандра - арднамалас. Верблюд - дюлбрев и т.д.

Можно начинать с коротеньких слов, заменяя их затем на более длинные.

Сначала - существительные, потом - глаголы

Ведущий зачитывает участникам состязания связный текст. Ребята внимательно слушают и запоминают сначала имена существительные отдельно глаголы, отдельно наречия и т. п. А затем стараются их пересказать Это не так-то просто.

Анаграммы и логарифмы

Анаграммы - загадки с перестановкой букв в слове для образования другого слова.

Логарифмы - загадка, в которой задуманное слово получает различное значение от выбрасывания или прибавления буквы.

1. Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои -

И целый лес ты мною свалишь.          (Липа - пила. )

 

2. Я - дерево в родной стране,

Найдешь в лесах меня ты всюду,

Но слоги переставь во мне -

И воду подавать я буду.            (Сосна - насос.)

 

3. По дороге, по пути

Весело скачу,

А с конца меня прочти –

Нож я наточу.             (Колесо - оселок.)

 

4. Вдоль по проволоке мчусь

Ночи я и дни,

А с конца меня прочтут —

Тигру я сродни.          (Ток - кот. )

 

5. Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь –

В кастрюлю я полезу.         (Шпала - лапша.)

 

6. Географию со мной

Изучают в школе дети,

Дай порядок букв иной –

И найдешь меня в буфете.        (Атлас - салат.)

 

7. Взлетев, горю звездой в ночи,

Но угасаю очень рано,

А переменишь «е» на «и» -

И я кустом зеленым стану.           (Ракета - ракита. )

 

8. Известное я блюдо.

Когда прибавишь <м»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.          (Уха - муха. )

 

9. Я крошу, снося с пути,

Все, что мне разрушить надо.

А с конца меня прочти –

Я морским волнам награда.     (Лом - мол. )

 

10. Задачу ты решишь свободно,

Я - небольшая часть лица,

Но если ты прочтешь меня с конца

Во мне увидеть можно, что угодно    (Нос - сон.)

 

11. Скрывается мой плод румяный

Тенистою листвою

А буквы переставь –

Я окажусь рекою.    (Слива - Висла.)

 

12. Мы резким голосом кричим

И ковыляем так комично,

Но вставь нам «л» - и зазвучим

Тогда довольно мелодично.    (Гуси - Гусли.)

Добавь словечко

Существуют готовые рифмованные загадки, в которых играющим необходимо отгадать только последнее слово, причем в рифму. В качестве примера называем несколько рифмованных загадок Ирины Ефимовой и Елены Григорьевой:

Едет он на двух колесах,

Не буксует на откосах.

И бензина в баке нет.

Это мой ...       (велосипед)

 

Когда порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвется звон,

И голос друга издалека

Тебе подарит ...              (телефон)

 

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела,

В пестрой юбке танцовщица,

Музыкальная ...          (юла)

 

Идет спокойно, не спеша –

Пусть видят все, как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит ...         (черепаха)

 

На столе передо мной

Закружился шар земной.

Арктика, экватор, полюс ...

Уместил всю Землю ...               (глобус)

 

Сто березовых солдат,

Взявшись за руки, стоят.

Днем и ночью,

Круглый год:

Охраняют огород.

Те солдаты с давних пор

Называются ...         (забор)

Младшие ребята любят рифмованные загадки. Так им * легче отгадывать, интереснее разгадку говорить хором. Давайте вместе сочиним для них такие загадки. Короткие, простые, веселые. Вот такого типа:

- Сам он весит десять тонн,

А зовут беднягу ... (слон)

 

- Нет лучше качелей, чем ветки лиан,

Для этих гимнасток-кривляк ... (обезьян)

Можно сочинить загадки про бегемота, крокодила, медведя, барана, петуха.

Предложите детям самим сочинить рифмованные загадки, они это смогут.

Рифмы - омонимы - каламбуры

Омонимы - это разные по смыслу, но одинаково звучащие и пишущиеся слова. Например, «рысь» - это бег и «рысь» - это животное. Каламбур - игра слов, шутка, основанная на комическом обыгрывании сходства равнозначных слов. Прочитайте детям стихотворные миниатюры известного переводчика Якова Козловского:

РАК И ГУСЬ

Раку гусь твердил одно;

- Ты ударь клешней одно

И на берег из реки

Вылезь, мудрость изреки!

Я послушать выйду, Рак...

Рак ответил: -Вы дурак!

 

РЕБРО АДАМА

Адам из глины создан был,

а д а м а -

Творенье Бога из ребра А д а м а.

Мир снова погрузился в с е р е б р о.

Свет лунный виден на горе и в п о л е.

Благословим Адама все р е б р о,

Коль речь заходит о прекрасном п о л е.

И предложите рискнуть самим сочинить хотя бы чуть похожие каламбуры.

Все скороговорки не переговорить, не перевыскоговорить (состязание)

Проведите соревнование на чемпиона класса, компании, отряда, семьи, используя русские скороговорки. Из соревнования выбывает тот, кто ошибся, к примеру, три раза. Скороговорки можно написать на отдельных листочках - экзаменационных билетах. Участники тянут билет, читают скороговорку, запоминают ее и повторяют вслух.

На дворе трава, на траве дрова.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать - зарапортовался.

Во поле-поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит.

Архип осип, Осип охрип.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой.

Щетинка - у чушки, чешуя - у щучки.

Собирала Маргарита маргаритки на горе,

Растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

Ходит кошка вокруг, мышка вдруг под рундук, мышка вдруг под сундук.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать.

Наш Полкан попал в капкан.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Милая Мила мылась мылом, намылилась, смыла - так мылась Мила.

Ушел косой козел с козой.

Нисколько не скользко, не скользко нисколько.

У пеньков опять пять опят.

От топота копыт пыль по полю летит.

Сшила Саша Сашке шапку.

Расскажу вам про покупки, про крупу да про подкрупки.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Шла Саша по шоссе и сосала сушки.

Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.,

Курьера курьер обгоняет в карьер.

Мокрая погода размокропогодилась.

Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.

Угольки поставили в уголки, в уголки поставили угольки.

Ткач ткет ткани на шапку Тане.

Три свиристели еле-еле свистели на ели.

Пекарь Петр пек пироги.

Около кола колокола колоколят.

Бобр добр до бобрят.

Все скороговорки не переговорить, не перевыскоговорить.

Неплохо, если ведущий попросит ребят объяснить значения слов, встречающихся в скороговорках, ведь скороговорка - история отечества, и многие слова той истории уже забыты или потеряли первичный смысл. Спросите детей: что означают, к примеру, такие слова: \ курьер, свиристель, лавировать, дуда, подкрупка, колпак, рундук, сундук, щетинка?

Веселые сочинители

Все дети - немножко поэты, немножко прозаики, немножко драматурги и режиссеры и т. п. Давайте попробуем предложить им разные творческие задания на сочинительство.

Газетная заметка

Из заголовков разных старых газет и журналов, их предварительно необходимо вырезать, дети должны составить короткий юмористический рассказ, уголовную хронику, официальную передовицу, фельетон, репортаж, интервью, очерк, объявление, рекламу и т. д. Для этого нужны бумага, клей, кисточка и чувство юмора. Вперед!

«Перевод»

Попросите ребят сделать «перевод» строки песни, стихотворения, рассказа на «другой язык». Сохранив смысл, необходимо заменить слова в строке на другие, сходные:

Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам.

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечом и пожаром.

 

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да говорят еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Можно использовать канцеляризмы, официозные слова из старых передовиц, старославянские или мертвые слова, применить слэнг.

Хорошо бы в завершение выступил учитель словесности или литератор и «прошелся» по «переводам», защищая «великий, могучий русский язык» бессмертной поэзии Пушкина и Лермонтова.

Мы любим кино

Можно попросить ребят составить детективный или веселый рассказ, воспользовавшись названиями кинофильмов. Главное, он должен быть коротким, интересным и «складным».

Из начала и конца

Предложите ребятам начало и конец историй, которые могут стать рассказом, сценарием фильма, пьеской, сказкой. Важно, чтобы первая и последняя строчки, предложенные автором, как бы не стыковались. В этом вся «загвоздка» задания. Например: «Шла собака по роялю. .. »; «Город был взят»; «Летели гуси высоко...»; «Шпион давал показания до утра»; «Кошка заболела вечером. . . »; «Эскадра уходила в ночь»; «У клоуна был рыжий парик...»; «Мину взорвали в песчаном карьере» и т. д.

Частушки

Пусть дети сочинят частушку так, чтобы в одном куплете соединились не очень совместимые слова: «тусовка - карбюратор»; «печенка - президиум»; «ремешок - авианосец»; «почтальон - колбаса»; «любовь - бульдозер» и др.

Существуют частушки, в которых рифмуются вторая и четвертая строки, а первая и третья могут не рифмоваться. Например:

Коля утром на уроке,

ой-ой-ой,

съел учебник вместе с булкой,

фу ты, грех какой.

В русском фольклоре много частушек с рефреном (повторяющаяся часть куплета). К примеру:

Мы в поход вчера ходили,

там из лужи напились.

В животе у нашей Лили

три лягушки завелись.

Рефрен:

Елочки-сосеночки зеленые, пахучие,

школьные припевочки веселые, колючие.

Пусть дети попробуют сочинить частушки по образцу вышеназванных.

Торжественная речь

Предложите ребятам сочинить речь, которую надо произнести на открытии фестиваля клоунов; на премьере нового фильма «Без пушки на Луну»; на открытии памятника Ивану-дурачку; на митинге, посвященном Всемирному дню змееловов; на празднике сборщиков вторсырья; на аукционе, где продаются зубные щетки. Речь должна быть краткой и желательно остроумной.

Невероятная история

Необходимо сочинить совершенно невероятную новогоднюю историю про свою школу, друзей и самого себя. Но с одним условием - она должна быть веселой. Кстати, история может быть первоапрельской, или про праздник 8 Марта, или про выпускной бал.

Пишем оду

Рискните предложить детям сочинить оду, восхваляющую какую-то известную личность или посвященную какому-то важному событию. К примеру, пусть дети посвятят свою оду пушкинскому Балде, или Остапу Бендеру, или бабе Бабарихе, или вареной колбасе, или эскимо на палочке. Можно написать оду и посвятить ее «Юморине» в городе Одессе, выставке кошек, «тяжелому понедельнику» или даже банному дню. Впрочем, надеемся, что повод для этого обязательно найдется.

Письмо Ваньки Жукова

Дети должны написать письмо от имени чеховского Ваньки Жукова, используя его выражения, из летнего лагеря; лагеря труда и отдыха; международного круиза на борту лайнера; из школы, где преподавание ведется на английском языке; из музыкальной школы и т.п.

Бестолковый словарь

Берете в обыкновенном словаре слово, которому нужно придумать остроумное значение. Пусть дети включат его в свой личный «бестолковый словарь» и прочитают его друзьям, сравнив свои «бестолковые» слова с другими забавными трактовками слов. Упражнения с такими словами развивают прекрасное чувство юмора.

Предлагаем вам слова для примера.

Сторож - митинг.

Бездарь - человек, которому в день рождения не сделали подарка.

Горизонт - пляжный зонтик.

Ублюдочная - столовая.

Вампир - официант.

Тягач - вороватый кладовщик.

Дерюга - зубной врач.

Соковыжималка - бабушка.

Забрало - милиционер.

Изверг - вулкан.

Селезенка - подруга селезня.

Химера - учительница по химии.

Лукоморье - неурожай лука.

Банкетка - любительница вечеринок.

Рыло - экскаватор. И т. п.

Словарь неологизмов (новых слов)

Пусть дети возьмут известные слова, чуть-чуть их изменив. Необходимо переставить буквы или вставить новые, чтобы получилось веселое слово с новым смыслом. Например: главарь семьи, положительный обзыв, убыткомбинат, рыководитель, дым культуры, зубастовка, мимоносец, блудильник, автомогильная дорога и т. п.

«Праздничные» призывы

Много лет перед праздниками в газетах публиковались призывы к людям, сухие идеологические выражения, как говорится, «ни уму, ни сердцу». Сегодня они объект для юмористов, значит и для ребят. Пусть школьники придумают к любому празднику, в том числе школьному, свои веселые или сатирические призывы вот такого типа:

Да здравствует первое, второе, третье, четвертое и тридцать первое мая!

Братский привет иноземным народам, борющимся за наше снабжение!

Дети разных народов СНГ, в эти грозные дни живите одной мечтой!

Трудящиеся Берега Слоновой Кости, грузите апельсины бочками, а мандарины ящиками!

Допотопные политики, после вас хоть потоп, топайте вперед и дальше!

Меняем букву, чтобы улыбнуться

В языке людей бытует много образных выражений. Необходимо изменить одну букву, можно слово, можно несколько слов, чтобы смысл стал иным, шутливым.

К примеру:

Не бреши против истины!

Побойся дога.

Свободно рэкетируемый рубль.

Скромность укрощает человека.

Бедность не порог.

Деньги на дочку.

Деньги не пухнут. И др.

Это творческая задачка посильна школьникам, ценящим и уважающим юмор.

По заявкам

Надо сочинить, вспомнить кинофильмы, которые будут демонстрироваться по заявкам: музыканта, нянечки, футболиста, бухгалтера, хирурга, охотника, коллекционера, двоечника, следователя и т.п.

Например, фильм по заявке врача - «Укол зонтиком», историка - «У истоков времени», змеелова - «Дело пестрых», учителя - «Горе от ума», директора школы - «Покаяние», милиционера - «Берегись автомобиля» и т. д.

Можно составить программу концерта по заявкам пожарника, парашютиста, рыбака и т. д. Например, по заявке лучшего сборщика вторсырья Васи Иванова будет исполнена ария «Люди гибнут за металл», по заявке классного руководителя песенка «Не сыпь мне соль на раны» и др.

Телеграммы

Телеграмма - самое лаконичное послание людей друг другу. Дети должны придумать тексты телеграмм известным людям страны: Юрию Никулину - директору независимого цирка; Михаилу Задорнову - писателю-сатирику; Геннадию Хазанову - артисту эстрады; Егору Гайдару - известному экономисту; редакции журнала «Мурзилка»; крокодилу Гене и старухе Шапокляк; персонально Чебурашке; Михаилу Боярскому - певцу и актеру. Ну и, скажем, психотерапевту Кашпировскому: «Смотрел вокзале телесеанс тчк мой поезд ушел зпт чемодан увели зпт прошу вывести состояния транса тчк Кошкин».

Телеграммы можно «посылать» и своим друзьям.

«Гороскоп»

А что, если составить гороскоп на крокодила Гену, Филю и Хрюшу, Карлсона и Буратино, Бабу Ягу и Дюймовочку. Ребята-авторы зачитают эти гороскопы своим друзьям.

Афонаризмы

Есть афоризмы, есть и афонаризмы. Их авторы переделывают известные выражения на свой лад, и они сразу приобретают другой смысл. Предложите школьникам попробовать себя в таком творчестве. Можно даже устроить соревнование.

Рожденный ползать легко и быстро продвигается.

Рыба ищет там, где чище.

Не в свою лужу не садись.

Майна - Виа.

Не выноси сыр из избы.

Кашей бессменный.

Не имей сто рублей, а имей в сто раз больше.

Объявления

Мы живем в эпоху индивидуальной рекламы и пестрых объявлений. Миллионы бумажек висят на столбах и заборах. Их авторы ищут емкие слова, которые должны дойти до сердца читателей.

Предложите учащимся придумать свои короткие объявления, бесспорно шуточные, о нижеследующем:

потере совести на трамвайной остановке;

продаже кактуса двухметровой величины;

обмене двух колорадских жуков на одного майского;

купле индивидуального бронеавтомобиля;

репетиторстве на дому по языкам Аляски и Командорских островов;

наборе на годичные курсы водителей самокатов и трехколесных велосипедов;

пропаже белой мышки Муськи;

открытии домашнего музея истории копченой колбасы. И т. д.

«Диссертация»

Это научное исследование в какой-то области и отрасли. Диссертацию защищают по научному докладу или реферату. Школьники должны защитить в течение 5 минут свои «диссертации» на такие примерно темы:

«Влияние звонка большой перемены на нервную возбудимость третьеклассника»;

«К вопросу о роли чеснока на повышение аппетита отстающего по тригонометрии»;

«Концепция истоков ревности Отелло к Дездемоне, в связи с ее удушением»;

«Баба Яга как образ светлой русской женщины, живущей в однокомнатной избушке на курьих ножках»;

«Идеологические взаимосвязи и противоречия Печкина и старухи Шапокляк» и т. п.

Одна строчка, но в рифму

Стихи пишут все, по крайней мере почти все. Предложите ребятам сочинить только одну строчку — вторую. А первая будет предложена заранее. Мы даем начало двустишия, которое надо закончить. Концовка может быть разной, главное, чтобы соблюдалась рифма. Итак, попробуем :

Дуракам закон не писан...

Имеется вариант второй строки. Подсказываем:

Дуракам закон не писан, -

сказал осел, встречаясь с лисом.

Предлагаем первые строчки веселых двустиший:

Шла корова по луне...

Килька плавала в томате...

Сверен суп из топора...

Стрекоза на шляпу села...

Оторвали хвост собаке...

Мы спросили попугая...

Коллективное приветствие

Еще совсем недавно существовала практика приветствий в адрес участников съездов, слетов, праздников и т. п. Дети, воины, учащиеся ПТУ входили стройными рядами в зал и читали свои приветственные тексты, обычно стихи. Пусть дети представят себе, что они солдаты, или молодые рабочие, или пионеры, или воспитанники детского садика. Пусть сочинят свое «торжественное приветствие» в адрес:

инопланетян с планеты Уран;

туземцев с острова Пасхи;

съезда оленеводов Чукотки;

участников конференции телепатов и экстрасенсов;

делового совещания кооператоров, делающих кнопки и скрепки, и др.

Конечно, следует придумать элементы общей формы, плакаты и другую атрибутику.

У нас всё можно

Уходит время старых табличек «запрещается», «нельзя», которые висели и стояли в наших городах и селах на клумбах, на столбах, на домах: «нельзя сорить», «нельзя курить», «нельзя входить», «нельзя влезать».

Необходимо сочинить свои современные таблички со словом «можно», например: «На уроках можно пересаживаться с места на место, удивляться и смеяться», «Можно не обижать младших и помогать старым», «Много есть мороженого можно, но осторожно».

Дни недели

У них традиционные названия. А что, если их переименовать по-новому, найти новые названия этих дней соответственно школьной жизни: «каникулярь» (январь), «игрюнь» (июнь), «дождень» (август) и т. п.

Смена названий и вывесок, улиц, скверов, парков, учреждений

Можно рискнуть заменить на свои, веселые названия всем или некоторым улицам, паркам, проспектам, заодно и учреждениям, расположенным в том районе, где живут дети. Существует же местная традиция все переиначивать по-своему. Сейчас вообще идет волна переименований. Включите в нее ребят. Названия, наверное, должны учитывать какие-то местные особенности и лукавые подходы. Пусть ребята проделают такую работу. Нарисуют свою карту микрорайона с новыми обозначениями и проведут по ней экскурсию для своих друзей. Им и карты в руки. К примеру: проспект Маркеса, проспект Мима, Дармоедовский аэропорт, Белоузский вокзал и т.п.

Досье на друзей

Все, конечно, смотрели фильм про Штирлица, Мюллера и других героев «Семнадцати мгновений весны». Значит, все помнят досье на стойких арийцев, «не замеченных в порочащих связях». Вот по этому «образцу» можно составить свои личные досье друг на друга, на друзей и знакомых. Досье должны быть короткими, остроумными, необидными и объективными.

Каков вопрос, таков ответ

Мы в жизни постоянно задаем друг другу вопросы, иногда серьезные, иногда курьезные. Вот на последние детям следует поучиться отвечать, и тоже с юмором.

Пусть поупражняются, у них это получится. Например:

- Где найти синюю птицу? - В любом продовольственном магазине полно синих кур и уток.

- Где конец света? - На четвертом этаже школы, там перегорели все лампочки.

- Правда ли, что у японцев отсутствует чувство юмора? - Правда! Это единственное, чего у них нет...

Понятно? А теперь пусть школьники рискнут ответить на наши не очень простые вопросы:

- Что нужно для того, чтобы стать миллионером?

- Что делать, чтобы не уснуть на уроке?

- Существует ли ключ к сердцу девушки?

- Что необходимо сделать, чтобы не сойти с ума?

- Как избавиться от лишнего веса, не ограничивая себя в еде?

- Что делать, когда одни строят козни, а другие воздушные замки?

- Как поступить, если одни тянут резину, другие - все, что плохо лежит?

- Что предпринять, если одни ученики работают с прохладцей, другие отдыхают до седьмого пота? И др.

Можно состязаться по командам: вопрос - ответ, ответ - вопрос.

Дайте совет

Он может быть новогодним, восьмомартовским, первоапрельским, но обязательно - необычным. Совет можно придумать для учителей, родителей, друзей по классу. Можно обратиться с советом к людям разных профессий, можно к историческим личностям, можно к персонажам сказок. А можно дать шуточные советы по телефонам «01», «02», «03», «07» и т. д. Например, «совет 01»: «Пожарные, при пожаре звоните по телефону 01 или лучше заходите. В ночь на Новый год не оставляйте себя без присмотра и не разрешайте себе играть с огнем. Прячьте от себя спички, продающиеся по талонам. Погорельцы».

Веселый тост

Тост - короткая застольная речь, здравица в честь кого-либо, чего-либо. Говоря тост, выступающий поднимает бокал с вином. Можно поднимать бокал с молоком, квасом, вишневым сиропом. Можно поднимать рог и даже вилку с пельменем. Главное, что и как сказать. Мы предлагаем ребятам начало тоста, пусть они придумают его окончание:

- Я поднимаю этот пельмень. . .

- Свою кружку с простоквашей я хочу поднять. . .

- В моем бокале обыкновенный кисель, но я хочу сказать необыкновенное слово ...

- Этот стакан с капустным рассолом я поднимаю. . .

- В моих руках стаканчик мороженого, и я поднимаю его на уровень губ, чтобы ...

- Чашу с соком кокосового ореха я поднимаю на уровень пальмы, потому что ...

- Я предлагаю выпить соленую морскую воду из этой раковины за здоровье.

Необычные анкеты

Мы живем в эпоху массовых опросов. Газеты и специальные службы, ученые и работники кино опрашивают людей, чтобы выяснить какие-то интересующие их вопросы. Придумайте с ребятами веселые анкеты для друзей и родных. Вопросы должны быть неожиданными и озорными. Например:

- В каком веке ты хотел(а) бы родиться и почему?

- Ты закрываешь глаза, когда целуешься? Да, нет, зачем?

- Если у тебя сильно чешется спина, что ты делаешь?

- Ты пьешь молоко из горлышка бутылки, из пакета, из стакана? Объясни - почему?

Вот в таком духе и придумывайте!

Кто есть кто, что есть что?

В такую забаву школьники играют давно. Надо взять известные названия книг, пьес, фильмов и подобрать к ним синонимы (одноименные слова, понятия, близкие по смыслу). К примеру:

«Герой нашего времени» - отличник.

«Горе от ума» - двойка за подсказку.

«Свой среди чужих, чужой среди своих» - перевод ученика за грехи в параллельный класс.

«Книга жалоб и предложений» - дневник.

«Хождение по мукам» - экзамены.

Предлагаем ребятам придумать синонимы к следующим наименованиям книг, сказок, фильмов: «Али-баба и сорок разбойников», «Колобок», «Много шума из ничего», «Капитанская дочка», «Война и мир», «Богатые тоже плачут», «Пираты XX века» и т. д.

Новые «кооперативы» и «биржи»

Их в настоящее время очень много, у них, как правило, звучные «иностранные» названия, не всегда соответствующие сути деятельности. Предложите ребятам придумать свои кооперативы, биржи, брокерские конторы. Найти для них названия, которые бы отражали суть деятельности, можно придумать и небольшие рекламы. Предлагаем следующие индивидуальные «учреждения»:

«Кооперативы» по установке и оборудованию собачьих будок; по продаже мыльных пузырей; по обмену некрасивых фамилий на красивые; по настройке нервной системы; по заточке коренных зубов; по окраске ушей и носов; по изготовлению электронных зубочисток; по ремонту якорных цепей для авианосцев; по обучению езде на верблюдах и др.

«Биржи» по трудоустройству в районах крайнего юга; по распространению лотерейных билетов внутреннего займа пищевых талонов; по переселению в зерноземные районы Сахары; по продаже партии уцененных подводных лодок и т. п.

«Брокерские конторы» — конторы по совершению посреднических сделок между учителями и двоечниками; между неандертальцами и питекантропами; между снежными людьми (йети) и колдунами; между муравьями и стрекозами; между анархистами и монархистами; между женоненавистниками и ревнивцами и т. д.

Рекомендуем посмотреть:

Игры со словами для детей 10-12 лет

Игры со словами для детей 10 лет

Интеллектуальные игры со словами для начальной школы

Развивающие игры со словами для 1-2 класса

Словесные игры для школьников среднего звена

Светлана Александровна Лоренген # 26 июня 2023 в 15:27 0
сколько оказывается много интересных игр со словами.спасибо за интересную и нужную подборку.в копилочку.
Светлана Анатольевна Терехова # 3 марта 2024 в 21:24 0
Очень интересно.