Конкурсы

Интеллектуальные игры со словами для начальной школы

Игровая программа «Страна Словословия» для школьников

Расширение словарного запаса, развитие логического мышления, тренировка памяти и внимания, организация досуга — вот лишь малая часть тех достоинств, которые несут в себе предложенные ниже задания. Безусловно, они станут украшением любой вечеринки и обогатят детский интеллект.

Условия: листочки и ручки для игроков, мяч; количество участников — не менее четырех человек

Выбирается ведущий из числа игроков. Он загадывает любое слово — имя существительное нарицательное единственного числа. Для убедительности это слово лучше записать на листочке: потом можно будет проверить правильность отгадок. Игроки по очереди задают ведущему наводящие вопросы: «Это одушевленный предмет?», «Это едят?», «Это есть в этой комнате?», «Это твердое?», «Это предмет одежды?» и др. Ведущий отвечает на вопросы игроков только словами «да» или «нет». Ничего другого он говорить не должен. Тот, кто первым отгадает слово, выиграл. Этот участник игры становится следующим ведущим.

Лучше всего задумывать трудно отгадываемые слова (бахрома, электричество и др.).

Варианты игры.

1. Берется любая книга. Один из игроков с закрытыми глазами указывает карандашом в любую точку открытой страницы. Та буква, в которую он попадет, и берется за основу в игре. Далее игроки должны по очереди без раздумий называть слова - имена существительные нарицательные единственного числа, начинающиеся с этой буквы. Первый, кто задумается более чем на 3 секунды, проиграл.

2. Ведущий (кто-то из взрослых) предлагает игрокам длинное слово (электрификация, дезинфекция, металлургия и т. п.) и дает время на раздумывание (1-3 минуты — в зависимости от возраста игроков). Задача каждого игрока - составить из имеющихся в этом длинном слове букв как можно больше своих слов. Побеждает автор наибольшего количества слов. В отдельной номинации поощряется автор слова, состоящего из наибольшего количества букв.

Исходное слово лучше написать на плакате или доске крупными буквами, так чтобы всем игрокам хорошо был виден «материал для работы».

3. Ведущий называет любое слово — имя существительное нарицательное единственного числа. Задача первого игрока: назвать слово, которое начинается с буквы, на которую названное ведущим слово заканчивается. Второго: назвать слово, начинающееся с буквы, которой названное первым игроком слово заканчивается, и т. д. Если слово заканчивается на буквы ы, ь, ъ, й, то за основу берется предпоследняя буква.

4. Каждый игрок рисует таблицу. «Шапочка» таблицы у всех игроков одинаковая: женское, мужское имя; название водоема, страны, города, растения, животного, телепередачи, мульт- или кинофильма; фамилия актера, певца, или телеведущего. Берется любая книга. Один из игроков с закрытыми глазами указывает карандашом в любую точку открытой страницы. Та буква, в которую он попадет, берется за основу в игре. Далее игроки должны одновременно начать заполнять предложенную таблицу. Кто первый заполнит строчку, говорит «стоп», и начинается подсчет очков.

Если игрок придумал слово, которого нет ни у одного из других участников игры, то он ставит себе 10 баллов. Все те, у кого слова в каком-то столбце совпали, получают по 5 баллов (например, двое написали волк в графе «Название животного»). Если какую-то графу игрок не успел или не сумел заполнить, он ставит в ней прочерк и получает 0 баллов. Если какую-то графу заполнил только один игрок, а остальные не смогли, то этот игрок получает 20 баллов. Подсчитывается сумма баллов. Далее вышеуказанным способом выбирается следующая буква, и игра продолжается. Всего семь раз. Побеждает набравший наибольшее количество очков по итогам всей игры. Ему можно присвоить титул «Эрудит».

5. Игрокам необходимо написать за 10 минут двадцать слов (имен существительных нарицательных), в которых, помимо согласных, будет только буква А, причем не одна (стакан. папка, дача, карандаш и т. п.). Когда время истекает, подсчитывается не количество слов, а количество букв А во всех этих словах. Поэтому игроки должны постараться придумать не только односложные слова, но и более длинные.

6. Ведущий должен заранее придумать слова на определенную тему (растения, животные, города, зима, день рождения и т. д.) и перепутать, перемешать буквы в каждом из этих слов. Например, вместо ромашка будет написано слово шкамаор. Каждому игроку вручается список запутанных слов и тем, к которым они относятся. Дается задание за определенное время «распутать» слова и написать их правильно. Игрок, который распутает наибольшее количество слов, становится победителем.

7. Ведущий задумывает букву. Задача остальных - ее отгадать. Пытаясь сделать это, игроки по очереди называют какие-либо слова и спрашивают у ведущего, нет ли загаданной буквы в этом слове. Ведущий имеет право отвечать только «да» или «нет». Убедившись, что в названном соседом слове есть загаданная ведущим буква, следующий игрок называет такое слово, которое поможет ему исключить определенное количество «лишних» букв. Следующий игрок придерживается той же стратегии. Побеждает тот, кому посчастливится отгадать букву.

Например, ведущий загадал букву В. Игрок называет слово вишня. Получает подтверждение о наличии в нем нужной буквы. Начинает подбор слов:

— Игла, — задуманной буквы в этом слове нет.

— Шаль, — задуманной буквы в этом слове нет.

— Наперсток, — задуманной буквы в этом слове нет

— Яблоко — задуманной буквы в этом слове нет.

Значит, это буква В. Это лишь один из вариантов размышления, но их существует множество.

Если игрок назвал слово ошибочно, он выбывает из игры.

8. Ведущий произносит: «Я пойду на московский рынок продавать ...». Игроки поочередно начинают называть предметы на каждую из букв слова московский.

Например, молоко, орехи, сыр, колбасу и т. д. Повторять одни и те же слова нельзя. Отвечать нужно не задумываясь.

Когда все буквы будут разыграны, слово московский разбирается в обратном порядке, с конечно буквы.

Тот, кто задумается или не знает слова, выбывает. Игра продолжается, пока у всех игроков словарный запас на эту тему не иссякнет.

9. Игроки выстраиваются перед ведущим в одну линию, и он начинает поочередно бросать каждому из них мяч. При этом ведущий называет слова — имена существительные нарицательные (слива, дыня, овощ, стол, картина, рука, деньги, женщина, мужчина, книга, ребенок, роза, аромат, душа, сердце, радуга, приз, дыра, работа, ноябрь, телевизор, песок, автомобиль, друг, чеснок, небо, цвет, победа, пузо и пр.). Игроки должны ловить мяч и, быстро образовывая от названных ведущим существительных прилагательные, возвращать мяч обратно. Например: слива — сливовый, небо — небесный и т. д. Тянуть время нельзя. Если игрок задумывается более чем на 3 секунды или называет неправильное слово, он выбывает из игры.

10. Каждому игроку или команде предлагается один и тот же текст. Задача: за отведенное время вычеркнуть в этом тексте какую-либо одну или две буквы. Например, И. При подведении итогов подсчитывается общее количество найденных заданных букв, а также называется число пропущенных. Побеждает тот, кто был наиболее внимателен.

11. Каждый игрок получает по листу бумаги, на котором написано одно общее для всех слово. Слово записывается столбиком, буква под буквой. Чем оно длиннее, тем лучше (например, электрификация). Задача игроков — напротив каждой буквы указанного слова написать слово существительное (нарицательное), начинающееся на эту букву. В нем должно быть не менее четырех букв. Игра начинается по сигналу ведущего.

Как только кто-то из играющих закончит, он кричит «Стоп!». Все кладут ручки. Этот игрок зачитывает свои слова. Остальные вычеркивают у себя те из них, которые он назвал, то есть которые совпали с его словами. Читающий в этом случае тоже вычеркивает слово. Победителем объявляется тот, у кого в финале останется наибольшее количество слов.

12. Ведущий объявляет какую-либо букву. Задание игрокам: написать как можно больше слов, в которых эта буква была бы третьей (пятой, седьмой... по счету). Желательно, чтобы буква была не первой и не последней, — это усложняет задание. Кто больше придумает слов, тот и победил.

Можно предложить подобрать слова так, чтобы в первом из них эта буква была первой, во втором — второй и т. д.

Рекомендуем посмотреть:

Словесные игры для школьников среднего звена

Игра Счастливый случай, 4 класс

Игры со словами для детей 10-12 лет

Игра «Поле чудес» в 4 классе. Изобретения

Игры в слова и со словами для школьников

Нет комментариев. Ваш будет первым!