Цель: развиваем логическое мышление, расширяем словарный запас
Описание игры. Детям предлагается логически правильно достроить фразы. Возможны варианты ответов.
Материал для игры
❀ ... темно, а утром ... (вечером; светло);
❀ ... не люблю, а конфеты ... (суп; обожаю);
❀ ... плавает, а птица ... (рыба; летает);
❀ ... пластмассовая, а ножницы... (линейка; металлические);
❀ ... на заводе производят, а в магазине... (кастрюли; продают);
❀ ... управляет машинист, а самолетом ... (поездом; пилот);
❀ ... зеленая, а небо ... (трава; голубое);
❀ ... кислый, а мороженое ... (лимон; сладкое);
❀ ... — дерево, а сирень — ... (клен; кустарник);
❀ ... поет, а ворона ... (соловей; каркает);
❀ ... перья, а у рыбы ... (у птицы; чешуя);
❀ ... рот открывают, а когда замолкают — ... (когда говорят; закрывают);
❀ ... помогает, а невнимательность ... (внимательность; мешает);
❀ ... летит по небу, а парусник плывет ... (вертолет; по воде);
❀ ... мы переходим улицу, а когда горит красный свет светофора, — ... (когда горит зеленый свет светофора; стоим);
❀ — посуда, а хлеб и молоко — ... (кастрюли и сковородки; продукты);
❀ ... добрая, а Баба Яга ... (Снегурочка; злая);
❀ ... руки, а у собаки — ... (у человека; лапы);
❀ ... цыплята, а у утки — ... (у курицы; утята);
❀ ... есть спинка, а у табурета ... (у стула; нет);
❀ ... — школьная принадлежность, а парта — ... (пенал; мебель);
❀ ... сладкое, а горчица ... (варенье; горькая);
❀ ... — зверь, а бабочка — ... (медведь; насекомое);
❀ ... плавает, а змея ... (утка; ползает);
❀ ... пожарные, а людей стригут ... (пожар тушат; парикмахеры);
❀ ... — домашнее животное, а олень — ... (кошка; дикое);
❀ ... — хищное животное, а заяц — ... (волк; травоядное);
❀ ... летает, а страус... (воробей; бегает);
❀ ... ведет дневной образ жизни, а сова — ... (цапля; ночной);
❀ ... листья, а у елки ... (у осины; хвоя);
❀ ... — полевой цветок, а роза ... (василек; садовый);
❀ ... козленок, а у коровы — ... (у козы; теленок);
❀ ... работают на земле, а водолазы ... (трактористы; под водой);
❀ ... светлая кора, а у дуба ... (у березы; темная);
❀ ... — овощ, а яблоко — ... (огурец; фрукт);
❀ ... — обувь, а шапка — ... (туфли; головной убор).
Цель: Развиваем логическое мышление
Описание. Учитель называет первую пару слов. Она является образцом для создания второй пары, которая строится по тому же принципу.
Материал для игры
✓ ГРУША — ФРУКТ,
РЕДИС — ? (Овощ)
✓ ДОБРОТА — ЗЛОБА,
АККУРАТНОСТЬ — ? (Неряшливость)
✓ ЛИСА — НОРА,
ЧЕЛОВЕК — ? (Дом)
✓ САБЛЯ — НОЖНЫ,
АВТОМОБИЛЬ — ? (Гараж)
✓ ПОРТНИХА — ШВЕЙНАЯ МАШИНА,
ПОВАР — ? (Плита)
✓ ВОЛГА — РЕКА,
БАЙКАЛ — ? (Озеро)
✓ ПРЕКРАСНЫЙ — ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ,
ПРАВДИВЫЙ — ? (Честный)
✓ МЯГКИЙ — ТВЕРДЫЙ,
СИЛЬНЫЙ — ? (Слабый)
✓ КОМПОЗИТОР — МУЗЫКА,
ХУДОЖНИК — ? (Картина)
✓ КАРПОВ — ШАХМАТИСТ,
К. УШИНСКИЙ — ? (Писатель)
✓ АПЕЛЬСИН — ОРАНЖЕВЫЙ,
ПОМИДОР — ? (Красный)
✓ КИТ — ОКЕАН,
ПЕСКАРЬ — ? (Река)
✓ СВЕТЛЫЙ — ТЕМНЫЙ,
СИЛЬНЫЙ — ? (Слабый)
✓ БОЛЬ — СТРАДАНИЯ,
УДАЧА — ? (Радость, удовлетворение)
✓ САМОЛЕТ — НЕБО,
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА — ? (Вода)
✓ ДОМ — ПОЛ,
СКОВОРОДА — ? (Дно)
✓ КАПУСТА — ЩИ,
СВЕКЛА — ? (Свекольник, борщ)
✓ СМЕЛЫЙ — ОТВАЖНЫЙ,
ПРАВДИВЫЙ — ? (Честный)
✓ КЛЕН — ДЕРЕВО,
ШИПОВНИК — ? (Кустарник)
✓ ЛЕВ — ЛЬВЕНОК,
ТИГР — ? (Тигренок)
✓ кролик — КРОЛЬЧАТИНА,
ЗАЯЦ — ? (Зайчатина)
✓ МАТРОСКИН — ХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ,
ЗОЛУШКА — ? (Трудолюбие)
✓ СМОЛЕНСК — ДНЕПР,
МОСКВА — ? (Москва-река)
✓ ПАРИКМАХЕР — НОЖНИЦЫ,
ДВОРНИК — ? (Метла)
✓ ЗИМА — ХОЛОД,
ЛЕТО — ? (Тепло, жара)
✓ ДЕНЬ — СОЛНЦЕ,
НОЧЬ — ? (Луна, месяц)
✓ ПИРОГ — ТЕСТО,
ВАЗА — ? (Глина, стекло, пластмасса)
✓ АВТОМОБИЛЬ — БЕНЗИН,
ТРОЛЛЕЙБУС — ? (Электричество)
✓ КОЗА — МОЛОКО,
ПЧЕЛА — ? (Мед)
✓ ХОККЕЙ — КЛЮШКА,
ФУТБОЛ — ? (Мяч)
✓ РЫБАК — УДОЧКА,
ОХОТНИК — ? (Ружье)
Цель: развиваем логическое мышление
Описание. Учитель предлагает решить задачу, используя на доске схему. При этом следует договориться, что стрелка всегда будет указывать на предмет, который больше, выше, сильнее и т. д.
Материал для игры
Вариант 1
✓ Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый младший и кто самый старший?
✓ Игорь отжимается лучше Вовы, а Вова лучше Сергея. Кто отжимается лучше всех?
✓ Сережа выше Наташи, а Наташа выше Оли. Кто самый высокий и самый низкий?
✓ Ира в этом месяце дежурила по классу меньше, чем Катя, а Катя меньше, чем Марина. Кто дежурил больше всех?
✓ Чебурашка ниже старухи Шапокляк, а старуха Шапокляк ниже крокодила Гены. Кто самый высокий?
✓ В литературных произведениях Буратино напроказничал меньше, чем Карлсон, а Карлсон меньше, чем Незнайка. Кто напроказничал больше всех?
Вариант 2
✓ Оля читает быстрее Маши, но медленнее Лены. Кто читает быстрее всех и кто медленнее всех?
✓ Ваня худее Миши, но полнее Андрея. Кто самый полный и кто самый худой?
✓ Яна занимается теннисом дольше, чем Света, но меньше, чем Вика. Кто занимается теннисом дольше всех?
✓ Маша решает примеры быстрее Лены, но медленнее Наташи. Кто решает примеры быстрее всех?
✓ Ира поет громче Ани, но тише Оли. Кто поет громче всех?
✓ У Нади наклеек меньше, чем у Алены, но больше, чем у Тани. У кого наклеек больше всех?
Вариант 3
✓ Лера старше Вали, но моложе Нины. Кто старше всех?
✓ Праздник 23 февраля приходит позже, чем Новый год, но раньше, чем 8 Марта. Какой праздник приходит позже всех?
✓ Добрыня Никитич сильнее Алеши Поповича, но слабее Ильи Муромца. Кто самый сильный?
✓ В ноябре дней меньше, чем в декабре, но больше, чем в феврале. В каком месяце самое большое количество дней?
✓ Аня любит математику больше, чем чтение, но меньше, чем «окружающий мир». Какой предмет любит Аня больше всех?
✓ Скорость автомобиля «Жигули» выше скорости автомобиля «Запорожец», но ниже, чем скорость автомобиля «Тойота». Какой автомобиль самый быстрый?
✓ Детский журнал «Шапокляк» толще, чем «Умняша», но тоньше, чем «Костер». Какой журнал самый толстый?
✓ Пенал дешевле циркуля, но дороже линейки. Что дешевле всех предметов?
Цель: Развиваем логическое мышление
Описание. Учитель демонстрирует таблицу. Задача учащихся — найти закономерность в расположении предметов и указать лишнее. Вариантов ответов может быть несколько.
Примечание. Возможны также варианты ответов, отличные от данных.
Материал для игры
Таблица 1
Ответ: а) 2, т. к. бусы отличаются от других своим размером; б) 4, т. к. темная бусинка — четвертая по счету, в то время как остальные занимают третью позицию; в) 5, т. к. количество бусинок больше, чем в других вариантах.
Таблица 2
Ответ: а) 1, т. к. количество звезд меньше, чем в других вариантах; б) 3, т. к. звезды отличаются по цвету; в) 4, т. к. звезды отличаются по форме.
Таблица 3
Ответы: а) щука, т.к. это хищная рыба; б) ерши, т.к. их количество, в отличие от остальных вариантов, равно двум.
Таблица 4
Ответ: телевизор, т.к. он не имеет шарообразной формы.
Таблица 5
Ответ: а) осы, т.к. это насекомые; б) сосны, т.к. их количество равно трем.
Таблица 6
Ответ: трамвай, т.к. в отличие от остальных он работает не на бензине, а на электричестве.
Таблица 7
Ответы: а) яблоко, т.к. это фрукт; б) лук, т.к. его количество равно двум.
Таблица 8
Ответы: а) лиса, т.к. она в отличие от других вариантов в единственном числе; б) козы, т.к. это домашние животные; в) рыбы, т.к. живут в воде.
Таблица 9
Ответы: а) звезда, т.к. не имеет шарообразной формы; б) вишенки, т.к. их количество равно двум.
Таблица 10
Ответы: а) 3, т.к. одежда отличается по цвету;
б) 4, т.к. отличается размером головного убора;
в) 5, т.к. головной убор отличается по цвету.
Цель: развиваем логическое мышление
Описание. Учащимся предлагается на таблице найти закономерность, назвать ее и (если требуется) продолжить.
Материал для игры
Таблица 1
Закономерность заключается в том, что количество букв слова соответствует количеству углов фигуры.
Таблица 2
Закономерность заключается в том, что всех рисунков должно быть по три.
Таблица 3
Закономерность заключается в том, что круги с квадратами разного цвета расположены столбцом. В таком же порядке расположены круги с кружками внутри и круги с ромбами внутри. При этом на каждой строке и в каждом столбце цвет внутренних фигур разный.
Таблица 4
в том, что больших (разного цвета) и маленьких букв Б, В, Г должно быть по три.
Таблица 5
Ответ. Закономерность заключается в том, что под изображением животного стоит цифра 1, под изображением растения — цифра 2.
Таблица 6
Ответ: 3, 1. Закономерность заключается в том, что цифра слева обозначает количество зверюшек, повернутых вправо, а цифра справа обозначает количество зверюшек, повернутых влево.
Таблица 7
Ответ. 6, 9. Закономерность заключается в том, что цифра слева обозначает количество рисунков, а цифра справа — общее количество предметов на этих рисунках.
Таблица 8
Ответ: 1, 5. Закономерность заключается в том, что цифра слева обозначает количество домашних животных, а цифра справа — количество диких.
Таблица 9
Ответ: 2, 2. Закономерность заключается в том, что цифра слева обозначает количество домашних птиц, а цифра справа — количество диких.
Таблица 10
Ответ: 4, 2. Закономерность заключается в том, что цифра слева обозначает количество картинок, на которых изображены два предмета, а цифра справа — количество картинок, на которых изображен один предмет.
Таблица 11
Ответ. Закономерность заключается в том, что под изображением птиц помещена цифра 6, а под изображением транспортных средств — цифра 5.
Цель: Развиваем мышление
Описание. Каждый учащийся получает карточку с изображением различных предметов.
Задача: выписать сначала номера предметов, которые созданы природой, затем номера предметов, созданных человеком.
Материал для игры
Вариант 1
Ответы: а) 1, 5, 7, 9; б) 2, 3, 4, 6, 8.
Вариант 2
Ответы: а) 1,5, 6; б) 2, 3, 4, 7, 8, 9.
Вариант 3
Ответы: а) 1,3, 5, 6, 7, 8, 9; б) 2, 4.
Вариант 4
Ответы: а) 2, 6, 7, 8; б) 1, 3, 4, 5, 9.
Цель: Развиваем мышление
Описание. Учитель предлагает послушать истории, придуманные их ровесниками, и из трех предложенных пословиц выбрать одну, выражающую основную мысль текста.
Материал для игры
История 1. «Собака»
Я долго уговаривал родителей купить мне собаку. Они упорно не соглашались, говорили, что это большая ответственность, но я все же их уговорил. Я обещал, что только сам всегда буду выгуливать ее. Когда в доме появилась собака, моей радости не было конца. Я сам выгуливал ее, и мне это доставляло большое удовольствие. Я частенько старался угостить ее чем-нибудь вкусненьким. Помогал папе купать моего четвероногого друга, а маме — расчесывать его густую шерсть.
Но так длилось не более двух месяцев. Вскоре у меня появились новые увлечения, и маме приходилось заставлять меня выгуливать собаку. Все реже и реже я стал выполнять свои обязанности по уходу за собакой, и тогда, чтобы не мучить животное, родители были вынуждены отправить его в деревню к бабушке.
Прошло время, и я вдруг затосковал по моей собаке, стал плакать и просить родителей вернуть ее обратно. Но они категорически отказались. И тогда папа грустно сказал: «...».
Пословицы
❀ Без друга в жизни туго.
❀ Что имеем — не храним, потеряем — плачем. +
❀ Как аукнется, так и откликнется.
История 2. «Про Олю»
Моя знакомая Оля — капризная, ленивая девочка. Ничего не хочет делать: не застилает постель, не моет посуду, не помогает маме, да и учебой себя не утруждает. Целыми днями валяется на диване, листает модные журналы и мечтает стать «звездой».
Однажды Оля пришла ко мне в гости. Она стала рассказывать о себе, о том, как она проводит время. Я спросила:
— Оля, а кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
— Хочу стать знаменитой. Актрисой, например.
— А что ты для этого делаешь?
— Читаю журналы о светской жизни и мечтаю.
— По-моему, этого мало. Ведь недаром говорится: ... .
Пословицы
❀ Береги платье снову, а честь смолоду.
❀ Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.
❀ Под лежачий камень вода не течет. +
История 3. «О труде»
Два мужика посеяли весной огород. Один мужик поливал, окучивал, пропалывал, а другой на печке сидел да в окно глядел.
Наступила осень — пора урожай собирать. Приходит каждый на свой огород. У того мужика, что на печке сидел, сорняки по колено выросли, а у другого мужика, что трудился не покладая рук, знатный урожай поспел.
Вот так-то. Как известно, «...».
Пословицы
❀ Труд человека кормит, а лень портит.
❀ Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. +
❀ Кто не работает, тот не ест.
История 4. «Часы»
Один мой знакомый — Вася — взялся перевести стрелки на больших настенных часах, потому что вся страна переходила с летнего на зимнее время. Но родителям о своей затее ничего не сказал. И вот, стоя на стуле, он стал откручивать болтики, державшие стекло. И вдруг стекло выскользнуло у него из рук, ударило Васю по голове и разбилось. Вася свалился со стула и потерял сознание.
Я как раз в это время шел к Васе домой. Только очутился у двери, как услышал страшный грохот. Я позвонил в дверь несколько раз, но мне никто не
открыл. Стало ясно: что-то случилось. Я кинулся к соседям и от них позвонил спасателям.
Служба спасения выломала замок в двери и пришла на помощь моему незадачливому приятелю.
Когда пришли с работы Васины родители и узнали обо всем, то они, конечно, не стали ругать Васю за разбитое стекло и испорченный замок — он ведь и так пострадал. Но мама все же сказала: «Пусть это будет тебе уроком. «...».
Пословицы
❀ Не зная броду, не суйся в воду. +
❀ Ученье — свет, а неученье — тьма.
❀ Век живи, век учись.
История 5. «Хвастун»
Однажды дети пошли за грибами в лес. Вова сказал, что он — мастер по сбору грибов и наберет больше всех.
В лесу было солнечно и тепло. Дети разбрелись в поисках подосиновиков, подберезовиков и моховиков. Вова же в гордом одиночестве удалился в самую глубь леса. Он думал, что там будет много грибов. Но ему не повезло — там он почти ничего не нашел.
Когда дети вышли из леса, то оказалось, что у всех полные корзинки, а у Вовы лишь на дне лежало несколько грибочков. Мальчику стало стыдно за свое хвастовство. А дети ему сказали: « ......
Вот так-то!
Пословицы
❀ Правда глаза колет.
❀ Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. +
❀ Всякое дело мастера боится.
История 6. «Тошка и Шарик»
Привет! Меня зовут Пушистик. Я расскажу вам такую историю. Однажды мои друзья собаки Тошка и Шарик остались во дворе одни. Хозяин ушел и приказал им стеречь дом. Но Шарик и Тошка заигрались и забыли про то, что им хозяин наказывал. Незаметно в дом пробрался вор. Хозяин пришел, а дом ограблен. Тошке и Шарику здорово досталось! И поделом: «...».
Пословицы
❀ Делу время, потехе час. +
❀ Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
❀ Новая метла по-новому метет.
История 7. «Домик из косточек»
Далеко за горами, за лесами был городок драконов. Они строили дома из косточек. Одна маленькая девочка-дракончик — звали ее Жужжу — мечтала построить просторный дом, но у нее это никак не выходило, потому что не было опыта. С горем пополам она все же построила дом. Но пролетала мимо бабочка, села на него — и дом развалился. Жужжу долго и неутешно плакала.
Услышав о случившемся, на помощь к Жужжу поспешила ее двоюродная сестра Ракелл. Ракелл была старше Жужжу и уже не раз принимала участие в строительстве домов из косточек для своих родственников и друзей. Ракелл предложила Жужжу свою помощь, и работа закипела! Вскоре появился прелестный дом из косточек. Девочки были счастливы. Взявшись за руки, они произнесли: «...».
Пословицы
❀ Один ум хорошо, а два лучше. +
❀ Без хозяина дом — сирота.
❀ Каждая курица свой насест хвалит.
История 8. «Мы едем на природу!»
Мы с друзьями поехали на природу. Выбрали отличное место, где протекала речка, и стали разжигать костер, чтобы приготовить наше любимое лакомство — печеную картошку. Как всегда после подкрепления планировалась рыбалка. Каждый захватил с собой из дома все необходимое для пикника и рыбалки. Но была среди нас девочка Лена, которая впервые поехала с нами и не знала, что нужно взять. Мы заметили, что Лена отошла в сторонку и чувствовала себя неуютно. Не сговариваясь, каждый из нас дал Лене кто что мог: кто удочку, кто наживку, кто поделился продуктами.
Мы здорово отдохнули. Но больше всех поездка понравилась Лене. На прощание она сказала: «Спасибо вам, ребята. Правду говорят: «...».
Пословицы
❀ Вместе тесно, а врозь скучно.
❀ В гостях хорошо, а дома лучше.
❀ Не имей сто рублей, а имей сто друзей. +
История 9. «Друзья»
Жили два друга — заяц и ежик. Но однажды они поссорились. Заяц обиделся и ушел в лес. А ежик пошел потихоньку за ним, прячась за кустами, потому что волновался за друга. Вдруг из-за дерева выскочил волк. И плохо пришлось бы обиженному зайцу, если бы не еж. Тот схватил палку, смело бросился на волка и, защищаясь своими колючками, заставил хищника обратиться в бегство.
Конечно же, заяц и еж помирились и больше никогда не ссорились, ведь они настоящие друзья. И тут заяц вспомнил пословицу: «...».
Пословицы
❀ Друзья познаются в беде. +
❀ Один за всех и все за одного.
❀ Худой мир лучше доброй ссоры.
История 10. «В гостях»
Жили два друга. Звали их Артем и Дима. Артем жил в деревне, а Дима в городе. Обычно летом они вместе отдыхали в лагере, а в остальное время переписывались по электронной почте. Однажды Дима отпросился у мамы съездить в августе к Артему в деревню недели на три. Мама не возражала.
Дима приехал в деревню с радостью. Мальчики помогали взрослым работать в саду, грести сено на лугу. Ходили вместе за грибами, за ягодами, на рыбалку.
Трех недель еще не прошло, а Дима уже засобирался домой, потому что заскучал по маме, по дому, по друзьям. Прощаясь с Артемом и его родителями, он сказал: «Мне было очень хорошо у вас, большое вам спасибо за все. Но «...».
Пословицы
❀ Не красна изба углами, а красна пирогами.
❀ В гостях хорошо, а дома лучше. +
❀ При солнышке тепло, при матери добро.
Цель: Развиваем мышление
Описание. Учитель демонстрирует таблицу. Задание: установить какую-либо связь между предметами. Возможны различные варианты ответов.
Материал для игры
Таблица 1
Ответы.
1 — 13. Говорят, детей приносит аист.
2 — 12. Кукла и медвежонок — игрушки.
3 — 11. В ранец кладут тетрадь.
4 — 16. С помощью кисточек рисуют красками.
5 — 9. Пилой можно спилить елочку.
6 — 14. Канат толще нитки.
7 — 10. Ягоды — лакомство для птиц.
8 — 15. Грибы ежи накалывают на свои иголки.
Таблица 2
Ответы.
1 — 8. С дерева упал лист.
2 — 13. Кот должен ловить мышей.
3 — 11. Корабль плавает по воде.
4 — 7. Морковку любит зайчик.
5—15. Куры поедают жуков.
6 — 12. Красками рисуют в альбоме.
9 — 14. Насосом накачивают шину.
10 — 16. Длину ленты измеряют линейкой.
Таблица 3
Ответы.
1 — 3. Из шерсти овцы можно связать шапочку.
2 — 14. В альбоме выполнены рисунки карандашом.
4 —16. С книжной полки сняли книгу.
5 — 11. На елке растут шишки.
6 — 13. Белка любит орешки.
7 — 15. Платье и пальто — это одежда.
8 — 12. По морю плывет корабль.
9 — 10. Теленок — детеныш коровы.
Логические задачи по сказкам с ответами
Логические задачи на развитие внимания и мышления у детей начальной школы
Занимательные задачи по математике с ответами, 2-4 класс
Логические головоломки для детей 7-10 лет
Загадки на сообразительность для школьников 5-8 классов с ответами
Нет комментариев. Ваш будет первым!