Конкурсы

Математические игры на сложение и вычитание в пределах 20

Игры по математике для детей 8-9 лет

Эти игровые задания предназначены для повторения нумерации чисел в пределах 20, приемов сложения и вычитания в пределах 10, для изучения сложения и вычитания в пределах 20.

Так, в игре «Цепочка» дети повторяют образование двузначных чисел из десятка и единиц на основе знания десятичного состава числа.

«Игра на внимание» предназначена для воспроизведения последовательности чисел в прямом и обратном направлении, начиная с любого заданного числа.

В последующих играх «Каких чисел недостает?» и «Чудесный квадрат» ученики повторяют основное свойство натурального ряда чисел: прибавив к данному числу 1, получают число, следующее за ним при счете, а вычтя 1, получают число, которое стоит перед ним. В этих играх ученики также определяют место каждого числа в ряду чисел.

Повторению десятичного состава чисел второго десятка служит игра «Какая монета в другой руке?», с помощью которой дети из двузначного числа вычленяют десяток и единицы.

После повторения нумерации чисел в пределах 20 ученики воспроизводят вычислительные приемы в пределах 10.

С целью формирования вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10 можно использовать «Игру в путешествие».

Для углубления знаний учащихся о форме предметов используется игра «Танграм». Она развивает воображение детей, их конструкторские способности.

Программой предусмотрено знакомство с приемом сложения и вычитания однозначных чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

Главная трудность сложения и вычитания чисел с переходом через десяток состоит в представлении второго числа в виде суммы двух удобных слагаемых, одно из которых дополняет первое слагаемое до 10. Например, при сложении чисел 7 и 5 второе слагаемое 5 необходимо представить в виде суммы чисел 3 и 2 и затем прибавить к 7 сначала 3, а потом 2.

Для осознания вычислительного приема сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток целесообразно использовать игру «Составим поезд». Учащиеся, выполняя роль вагонов, наглядно иллюстрируют развернутый прием сложения и вычитания в пределах 20.

Для закрепления изученного приема предназначены игры «Украсим елочку шарами» и «Забей гол в числовые ворота». В них ученики заменяют второе слагаемое суммой удобных слагаемых с использованием средств наглядности и без нее, но в развернутой записи. Для сознательного усвоения приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток игру «Украсим елочку шарами» целесообразно проводить по игровым карточкам, предназначенным для каждого ученика, что позволит любому из них выполнять практические действия, помогающие осознать данный вычислительный прием.

В последующих играх по теме ученики выполняют действия в уме и проводят вычисления. Приведем примеры игр, используемых для повторения этого раздела математики.

1. Цепочка

Дидактическая цель. Повторение устной нумерации в пределах 20.

Средства обучения. Карточки, иллюстрирующие числа в пределах 20.

Содержание игры. Учитель выставляет для каждого ряда (команды) на подставку доски карточки, иллюстрирующие числа, вида:

Учащиеся каждого ряда (команды) считают единицы каждого разряда и по цепочке называют проиллюстрированные числа (сначала ученик 1-й команды, потом — 2-й, затем — 3-й). Потом учитель ставит другие карточки, иллюстрирующие числа второго десятка, ученики но цепочке называют их. Игра продолжается аналогично.

Выигрывает команда, которая не допускает ошибок в образовании двузначных чисел. Для подведения итога игры учитель отмечает в таблице звездочками правильные ответы учащихся.

1-я команда

2-я команда

3-я команда

★ ★ ★ ★ ★

★ ★ ★ ★

★ ★ ★

Учащиеся делают вывод о том, какая команда победила в игре.

2. Игра на внимание

Дидактическая цель. Закрепление навыков счета от 1 до 20 и от 20 до 1.

Средства обучения. Карточки, на которых с помощью рисунков обозначены числа первого десятка.

Содержание игры.

I вариант.

Учитель поочередно прикрепляет карточки к магнитной доске и предлагает сосчитать число рисунков. Затем он бросает мяч одному из учеников и делает движение рукой слева направо. Ученик, получив мяч, называет проиллюстрированное число и ведет счет от него до 20; если учитель показал рукой справа налево, ученик ведет счет от 20 до указанного числа. По хлопку учителя счет останавливается. Затем учитель выставляет другую карточку, по которой проводится аналогичная работа.

II вариант

Учитель называет число и бросает мяч, ученик называет следующее число или предыдущее (по указанию учителя).

3. Каких чисел недостает?

Содержание игры. Учитель произносит два числа, а ученики должны назвать числа, которые находятся между ними. Например, учитель говорит: «14, 17». Ученики называют (показывают на карточках) поочередно недостающие числа. В итоге игры дети проговаривают основное свойство натурального ряда чисел.

4. Чудесный квадрат

Содержание игры. В клетках квадрата написаны числа от 1 до 16 вразбивку. Учитель предлагает детям задумать любое из написанных чисел. Затем он молча показывает на числа указкой, учащиеся к своему задуманному числу при каждом показе прибавляют единицу.

Получив после прибавления по единице несколько раз числе 20, они говорят: «Стоп!» В этот момент указка остановится на задуманном числе.

Учитель (или подготовленный ученик) первые три числа показывает наугад. Четвертым он должен показать число 16, пятым —

15, шестым — 14 и т. д. В этом случае ученик, задумавший числе 16, прибавляет по единице 4 раза (учитель указал 3 раза на другие числа, а четвертым показал число 16, 16 да 4 — 20; ученик, задумавший число 15, прибавляет 5 раз по единице; задумавший число 14 — 6 раз по единице и т. д.). В момент, когда учитель покажет на задуманное число каждого ученика, у него получится число 20, и он говорит: «Стоп!»

5. Игра в путешествие

Дидактическая цель. Закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 10.

Средства обучения. Рисунок машины с путешественником и шофером.

Содержание игры. На магнитной доске прикрепляется рисунок машины. К доске вызываются два ученика. Один выполняет роль шофера, другой — путешественника. Они путешествуют по городам, номера которых зашифрованы примерами. (На магнитной доске на некотором расстоянии друг от друга записаны примеры на сложение и вычитание в пределах 10.) Путешественник вразбивку называет номера городов, а шофер везет его от города к городу (поочередно перемещает рисунок машины от одного примера к другому). Все ученики выполняют роль контролеров — показывают зеленый круг, если маршрут выбран правильно, в противном случае показывают красный круг. Если путешественник ошибается, его заменяет другой. Примеры меняются. К доске вызывается следующая пара учеников. Игра проводится аналогично. Все допущенные ошибки анализируются в конце игры.

6. Танграм

Дидактическая цель. Развитие воображения детей, их конструкторских способностей.

Средства обучения. Рисунки, составленные из геометрических фигур, полученных при делении квадрата на части.

Содержание игры. Танграм — это старинная игра. Для подготовки к игре учитель предлагает детям вырезать квадрат и разрезать его по линиям так, как показано на рисунке. Все линии разреза можно построить перегибанием листа бумаги. Каждая часть нумеруется и вырезается. Учитель прикрепляет к магнитной доске расчерченный квадрат и один из многочисленных рисунков, который можно из него составить.

Он предлагает ученикам составить такой же рисунок из геометрических фигур. До проведения игры он объясняет ее правила:

1. Детали игры не должны даже частично прикрывать друг друга.

2. В состав каждого рисунка должны входить все семь частей квадрата.

Некоторые рисунки (по одному на уроке) ученики составляют по образцу, другие — по представлению. Для контроля учитель вывешивает составляемый детьми рисунок на магнитной доске.

7. Составим поезд

Дидактическая цель. Ознакомление с приемом сложения однозначных чисел с переходом через десяток и с соответствующим приемом вычитания.

Содержание игры. Учитель вызывает к доске 8 мальчиков. Они, держась друг за друга, образуют поезд, состоящий из 8 вагонов (учеников). Учитель предлагает ученикам прицепить еще 6 вагонов к 8. Учащиеся под руководством учителя сначала дополняют 8 вагонов до 10: прицепляют 2 вагона (девочки), а затем еще 4 вагона (мальчики). Поезд начинает двигаться. Учащиеся звуками имитируют движение поезда. Затем поезд останавливается. Все остальные учащиеся по вопросам учителя анализируют состав поезда.

Учитель на доске записывает пример и задает вопросы:

— Сколько всего вагонов прицепили к 8 вагонам? (6.)

— Сколько вагонов прицепили сначала, чтобы дополнить состав поезда до 10? (2.)

— Сколько вагонов осталось прицепить? (4.)

Учитель записывает:

— Сколько всего вагонов в составе поезда? (14.)

Аналогично иллюстрируется прием вычитания: сначала отцепляют 4 вагона (мальчики), затем 2 вагона (девочки). Учитель записывает прием вычитания на доске:

8. Украсим елочку шарами

Дидактическая цель. Закрепление приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Средства обучения. Рисунки елочек и домиков, карточки с примерами.

Содержание игры. Детям предлагается нарисовать на верхнем ярусе елочки число шаров, равное первому слагаемому. На втором и третьем ярусах им нужно нарисовать такое число, которое равно второму слагаемому. При этом число шаров на втором ярусе должно дополнить число шаров на первом ярусе до 10. На третьем ярусе нужно нарисовать остальные шары.

Ученикам выдается 4 варианта карточек, каждый из них решает свой пример, потом способы решения примеров анализируются всеми учениками.

Украсив елочку, ученики решают записанный под ней пример. Аналогично дети украшают треугольниками домик в соответствии с записанными под рисунками примерами и решают их.

9. Математическая эстафета

Дидактическая цель. Закрепление приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Средства обучения. Карточки с числами, карточки со знаками действий.

Содержание игры. Класс разбивается на 3 команды (ряда). Для каждой команды учитель пишет свой столбик примеров на доске:

1-я команда              2-я команда                   3-я команда

7 + 5                            8 + 4                                  7 + 7

8 + 6                            6 + 7                                   8 + 7

Учитель выдает ученикам каждого ряда карточки с числами, обозначающими первое слагаемое, карточки с числами, обозначающими состав чисел второго слагаемого в каждом примере, и карточки со знаками действий. Он поочередно показывает на примеры в каждом варианте. Например, он предлагает ученикам 1-й команды пример: 7 + 5.

К доске выходит первый ученик с числом 7 на карточке, второй — со знаком « + », третий — с числом 3 на карточке, дополняющим число 7 до 10, четвертый — со знаком « + » на карточке и пятый — с числом 2 на карточке. Таким образом, третий и пятый ученики показывают на карточках состав второго слагаемого. Все остальные ученики 1-го ряда по хлопку учителя называют хором полученную сумму. Если пример решен верно, учитель в колонке на доске рисует в 1-м ряду звездочку. Если допускаются ошибки, то их исправляют ученики той же команды. Ученики всего класса показывают зеленый круг, подтверждая ответ, и красный, если с ответом не соглашаются. Затем учитель показывает поочередно на первые примеры 2-й и 3-й команд. Игра проводится аналогично. Определяется команда победителей.

10. Забей гол в числовые ворота

Дидактическая цель. Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 20.

Средства обучения. Рисунок числовых ворот на доске.

Содержание игры. Учитель заранее рисует на доске мячи и числовые ворота. Над рисунками мячей он записывает примеры. Направление удара мяча зашифровано примером. Способ решения каждого примера можно отыскать на числовых воротах. Ученики должны правильно загнать мяч в числовые ворота, показать направление его движения, соединить линией пример с той парой числовых ворот, на которых записан прием решения примера, а затем с третьими числовыми воротами, где записан ответ примера.

Учащиеся поочередно выходят к доске и загоняют мяч в числовые ворота (соединяют пример с парой чисел, в которых представлен состав второго слагаемого, одно из которых дополняет первое слагаемое до 10), а затем ведут линию к ответу примера, записанному на третьих числовых воротах.

Эту игру можно провести и по игровым карточкам для активизации самостоятельной деятельности учащихся.

Приведем примеры игровых карточек для повторения сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

11. Угадай число

Дидактическая цель. Закрепление приемов сложения однозначных чисел без перехода и с переходом через разряд. Средства обучения. Таблица на доске.

Содержание игры. На доске вычерчивается так называемая волшебная таблица.

1-й столбик

2-й столбик

3-й столбик

4-й столбик

1

3

5

7

9

11

13

15

2

3

6

7

10

11

14

15

4

5

6

7

12

13

14

15

8

9

10

11

12

13

14

15

«С помощью этой волшебной таблицы, — говорит учитель, — я могу узнать, сколько лет вашему брату, сестре, товарищу. Вы мне только скажите, в каких столбиках встречается число задуманных вами лет». «Мое число находится в первом, втором и четвертом столбиках», — сказала Марина. «О ком ты подумала?» — «О брате». — «Твоему брату 11 лет», — ответил учитель. Как учитель отгадал возраст брата Марины?

Чтобы отгадать задуманное число лет, надо сложить числа первой строки (1 + 2 + 8 = 11) названных столбиков таблицы (1,2, 4-й). Так поступают и в других случаях, то есть складывают числа первой строки названных столбиков таблицы.

После объяснения учителя к доске поочередно вызываются несколько учеников, и теперь они узнают загаданное число лет.

12. Определи маршрут самолета

Дидактическая цель. Закрепление приемов сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Средства обучения. Рисунки самолетов.

Содержание игры. Учитель вызывает к доске трех учеников (летчиков) из каждого ряда (команды). Они ведут свои самолеты по намеченному курсу, зашифрованному примерами, к которым даются три ответа, один из них — правильный, другие — неверные. Летчики должны определить маршрут, показать стрелкой правильный путь, решая примеры снизу вверх таким образом:

Каждая команда помогает своему летчику выбрать направление движения самолета, если он ошибается. В конце игры называются лучшими летчиками те ученики, которые сумели правильно провести самолет по намеченному курсу.

Примечание. Ответы следует записать на некотором расстоянии от примера, чтобы был виден путь каждого самолета.

Эта игра может быть использована для соответствующих случаев вычитания.

13. Математический телефон

Дидактическая цель. Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток.

Средства обучения. Телефонные трубки, сделанные из картона и бумаги, и провод.

Содержание игры. Обычно по телефону разговаривают двое: один спрашивает, другой отвечает, и наоборот. Учитель вызывает для разговора двух учеников. Они будут вести математический разговор: один будет задавать примеры на сложение однозначных чисел, другой — решать примеры и называть ответ. Затем они поменяются ролями.

В дальнейшем эту игру можно провести со всем классом.

14. Путешествие по городам

Дидактическая цель. Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток.

Средства обучения. Рисунок самолета.

Содержание игры. Учитель до урока чертит на доске схему городов и зашифровывает их номера с помощью примеров. Ученики должны определить направление движения самолета от меньшего номера к большему и показать путь от города к городу стрелкой. Все ученики самостоятельно решают примеры, а затем по вызову учителя поочередно выходят к доске и показывают движение самолета. Схема путешествия приведена ниже.

Эту игру можно дополнительно провести на внеклассных занятиях. Путешественники (ученики) заранее готовят маленькие рассказы о городах, в которых они увидели много интересного.

15. Кто быстрее пробежит через свои ворота?

Дидактическая цель. Закрепление приемов сложения и вычитания.

Средства обучения. Карточки с примерами. Содержание игры. На доске вычерчивается забор с нумерованными воротами.

Соревнование проводится по командам. Каждому ученику выдается карточка с примерами. Ученики поочередно выходят к доске. Каждый из детей должен правильно решить пример и пройти через свои ворота (нужно разместить пример левее тех ворот, номер которых совпадает с ответом примера). За каждый решенный пример присуждается очко. Если кто-то из детей решает пример неверно, то вызываются ученики из других команд, и при правильном решении очко присуждается им. Все очки обозначаются звездочками в трех колонках на доске. В конце игры подводятся итоги соревнования и анализируются ошибки. К анализу ошибок привлекаются все ученики.

16. Десантники

Дидактическая цель. Закрепление приемов сложения и вычитания однозначных чисел в пределах 20.

Средства обучения. Рисунки парашютистов.

Содержание игры. Учитель прикрепляет к магнитной доске рисунки парашютистов, под ними пишет примеры на сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20 и сообщает детям: «Десантники получили приказ — каждый должен приземлиться в заданном пункте. Направление движения парашютиста зашифровано примером. Догадайтесь, куда приземлится каждый десантник (соедините пример с ответом)».

Учитель поочередно вызывает учеников, они показывают стрелкой движение каждого десантника. Все другие ученики выполняют роль командиров, которые наблюдают за десантниками и помогают им по ходу игры.

17. Внимание, вам почта!

Дидактическая цель. Закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 20 и навыков решения задач.

Средства обучения. Карточки с цифрами и примерами.

Содержание игры. Учитель выдает ученикам карточки с цифрами. Почтальон (один из учеников) объявляет: «Внимание, внимание! Поступила срочная математическая телеграмма для Иванова Коли. Прошу его зайти на почту (к столу учителя) за получением корреспонденции».

Ученик, получивший математическую телеграмму, зачитывает ее и отвечает. (В телеграмме может быть задача или пример.) Далее почтальон объявляет, что получена срочная телеграмма для Мишиной Оли и т. д. Игра проводится аналогично. Все ученики контролируют, правильно ли дан ответ на телеграмму.

18. Цепочка

Дидактическая цель. Закрепление приемов сложения чисел в пределах 20.

Средства обучения. Разрезные карточки с цифрами от 1 до 9.

Содержание игры. Учитель раздает карточки, вызывает к доске одного ученика с любой карточкой и объясняет правило игры: к доске будут выходить поочередно ученики с карточками таких цифр, которые будут дополнять первое число и полученные после числа до названной учителем суммы (20). Все ученики, не получившие карточек, выполняют роль контролеров. Они по сигналу учителя (взмаху руки) будут делать хлопок, если задание выполнено верно, в противном случае будут показывать красный круг.

Например, учитель вызывает ученика с цифрой 3 и говорит: «Дополните до 8». К доске идет ученик с цифрой 5. Контролеры делают хлопок. «Дополните до 16». Выходит ученик с цифрой 8. И наконец, учитель предлагает дополнить полученную сумму до 20. Выходит ученик с цифрой 4. Контролеры хлопают. Получилась цепочка из чисел, составляющих в сумме число 20: 3+5+8+4= 20.

19. Кому подается мяч?

I вариант

Дидактическая цель. Закрепление приемов сложения однозначных чисел с переходом через десяток и соответствующих приемов вычитания.

Средства обучения. Рисунок.

Содержание игры. Учитель сообщает детям, что в школе проходит чемпионат по математическому футболу (закрепляет рисунок на доске). Сформированы две команды по 5 человек. Каждый игрок (кроме вратарей) получил свой номер от 11 до 20.

Учитель выясняет желание учащихся помочь игрокам и рассказывает правила и содержание игры. Класс делится на команды. Сначала играет 1-я команда. Остальные выполняют роль судей. (Показывают зеленый круг, если футболисты играют верно; в противном случае показывают красный круг.) Ученики играют по такому правилу: направление удара мяча зашифровано примером. Решив пример правильно, дети узнают, кому из игроков подается мяч. Последний из них забивает мяч в ворота.

— Внимание, игра началась! — говорит учитель.

— Какому футболисту подал мяч одиннадцатый номер? (Тринадцатому номеру.)

— Как вы узнали? (20 -7=13)

— Кому подает мяч тринадцатый номер? (Восемнадцатому.)

— Как вы узнали? (9 + 9 = 18) И т. д.

— Кто забил мяч в ворота? (Двенадцатый номер.)

Затем учитель записывает другие заранее подготовленные примеры. Играет 2-я команда, остальные ученики выполняют роль судей, 3-я команда играет аналогично. После окончания соревнования подводятся итоги. Выигрывает команда, которая не допустила ни одной или допустила меньшее число ошибок.

20. Кому подается мяч?

II вариант

Дидактическая цель. Обучение составлению примеров на сложение и вычитание.

Средства обучения. Рисунок.

Содержание игры. На доске закрепляется рисунок. Под одним из футболистов, подавшим мяч первым, записан пример, под другим — только два числа.

Определив, что одиннадцатый номер подает мяч тринадцатому, ученики поочередно выходят к доске. Они должны догадаться, кому подает мяч каждый следующий футболист. Ученики ставят в примерах знаки « + », «-» между числами, ориентируясь на номера футболистов, еще не подававших мяч. Например, под тринадцатым номером записаны два числа: 20 и 8. Ученик ставит между числами знак «—», так как среди игроков он видит номер двенадцатый, и ведет линию к этому игроку. Следующий вызванный ученик сопоставляет пару чисел, записанных под этим футболистом, с номерами других футболистов, ставит знак «-» и ведет линию к пятнадцатому номеру и т. д.

В соревновании участвуют все команды. Учитель на доске звездочками отмечает дружную работу команд. Побеждает та из них, которая работала активно и не допустила ошибок.

21. Угадайка

Дидактическая цель. Формирование вычислительных навыков.

Содержание игры.

1. Я задумала два числа, записанных на круге, сложила их, получила 20. Какие числа я задумала? Соедините их отрезками.

2. Я задумала три числа, записанных на круге, сложила их, получила 20. Какие числа я задумала? Соедините их отрезками.

3. Из числа 20 я вычла одно число, которое стоит в круге, получила 12. Какое число я вычла? И т. д.

22. Цифровая акробатика

Дидактическая цель. Формирование вычислительных навыков.

Средства обучения. Набор цифр на карточках.

Содержание игры. Учитель размещает карточки с цифрами на наборном полотне и сообщает детям правила игры. Ученики поочередно выходят к магнитной доске и располагают одну карточку с цифрой над другой, строя пирамиду цифр таким образом, чтобы в результате сумма чисел была равна 20. Все ученики класса по знаку учителя хором называют каждый раз промежуточную сумму строящейся пирамиды цифр.

После коллективной работы каждый ученик составляет свою пирамиду цифр с ответом 20. Здесь возможны разнообразные варианты набора чисел, при сложении которых получается число 20. Эти варианты пирамид учитель проверяет у трех-четырех учеников. У большинства учащихся они совпадают.

Рекомендуем посмотреть:

Кроссворды по математике, 2 класс с ответами и вопросами

Математические задания на смекалку, 2 класс

Задачи-шутки по математике с ответами, 3-4 класс

Математические игры «Умножение и деление», 2 класс

Занимательные задачи со сказочным сюжетом с ответами, 3-4 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!