Использование пословиц и поговорок на уроках литературного чтения в начальной школе

Пословицы на уроках литературного чтения

На уроках литературного чтения учащиеся начальной школы не только овладевают навыком беглого чтения, но и учатся понимать прочитанное, разбираться в художественных особенностях литературных произведений, анализировать их. Кроме того, при знакомстве с народным творчеством и произведениями мастеров слова большое внимание уделяется эстетическому воспитанию и развитию культуры речи учащихся. Умелое использование пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают уроки чтения богаче по содержанию и интереснее по форме. Остановимся на характеристике отдельных видов работы с пословицами и поговорками на уроках чтения.

1. Одним из видов работы является подбор пословиц по темам.

Начиная с I класса на уроках чтения необходимо приучать детей самостоятельно подбирать пословицы по темам. Это делается при знакомстве с отдельными стихотворениями, рассказами, сказками, при изучении какой-либо темы, при обобщении или повторении изученного материала.

Например, в I классе тематический подбор пословиц можно провести на итоговом уроке, посвященном зиме.

Так, на итоговом уроке по теме «Зима» у учительницы Н.К. Коровкиной в 1 классе школы №50 учащиеся назвали пословицы и поговорки:

• Береги нос в большой мороз.

• Снегу много — хлеба много.

• В зимний холод всякий молод.

• Мороз не велик, да стоять не велит.

• Готовь летом сани, а зимой телегу.

• Спасибо, мороз, что снегу нанес.

Некоторые из приведенных пословиц учащиеся записали и выучили в классе на предыдущих уроках, но некоторые были названы впервые. Заметим, что учащиеся не только приводили пословицы о зиме, но и раскрывали их смысл.

Во II классе тематический подбор пословиц хорошо организовать к 8 Марта. Ученики вспоминают известные им и подбирают новые пословицы о маме. Можно сделать красочный стенд с ярко оформленными пословицами и фотографиями мам.

Во II классе учащиеся читают ряд произведений о домашних и диких животных, которым посвящено много образных и метких пословиц. Собирая такие пословицы, учащиеся узнают много интересного о жизни животных.

Подбор пословиц по темам в III классе следует проводить при изучении тем «Времена года», «Дружба», «Труд».

В IV классе можно подобрать пословицы на исторические темы: «Из прошлого нашей Родины», «Великая Отечественная война».

Перед знакомством с материалом по каждой теме ученикам дается задание подобрать пословицы и поговорки по заданной теме. Если такие пословицы уже были записаны учащимися в альбомы, то ученики дома находят их и делают закладки, а новые пословицы записывают в альбом.

Выполняя такое задание, учащиеся, особенно вначале, часто допускают ошибки, так как они не всегда понимают переносный смысл пословиц, поэтому приводят пословицы в отдельных случаях, только косвенно связанные с нужной темой, а иногда не имеющие к ней никакого отношения. Чтобы научить детей правильно отбирать пословицы, объединенные одной темой, следует использовать тематические группы пословиц, которые есть в учебниках. Учащиеся, знакомясь с этими пословицами, должны не только понять смысл, заключенный в каждой из них, но и осознать то, что их объединяет.

Учительница П.К. Данилова выбрала для этого прекрасные пословицы:

• Для Родины своей и сил и жизни не жалей.

• Человек без Родины, что соловей без песни.

• В России французам было холодно, но немцам жарко.

• Как на Родине проживешь, так и прослывешь.

Умело организованный анализ смысла пословиц подводит учащихся к пониманию их обобщающего характера. Сошлемся на опыт работы с пословицами учительницы П.К. Даниловой. Когда задание подобрать пословицы по определенной теме было дано ею впервые, то ученики на уроке называли и такие пословицы, которые с данной темой были связаны только косвенно. Так, на уроке по теме «Зима» учащиеся привели наряду с другими и пословицы:

• Мороз да метели под февраль налетели.

• Любишь кататься — люби и саночки возить.

• Слово, идущее от сердца, согревает три зимы подряд.

Эти пословицы были записаны на доске. Учитель обратил внимание учащихся вначале на первую пословицу и попросил раскрыть ее смысл. Такое задание не вызвало особых затруднений. Учащиеся легко определили, что эта пословица о погоде в феврале — самом лютом, холодном зимнем месяце. Коллективно сделали вывод, что данная пословица имеет прямое отношение к зиме.

Затем П.К. Данилова подвела учащихся к пониманию обобщенного смысла двух других пословиц. Объяснение строилось на конкретном примере. Учительница задала ученикам вопрос: «Какую из трех написанных на доске пословиц нужно напомнить тому из детей, кто игрушки за собой убирать не хочет?». Ученики дали правильный ответ: «Любишь кататься — люби и саночки возить». Далее учащиеся привели аналогичные примеры, самостоятельно придуманные, и сделали вывод о том, что эта пословица относится не только к катанию зимой на санках, а имеет более глубокий смысл. В таком плане раскрыли обобщенный смысл и третьей пословицы.

Прочитав следующие пословицы, дети определяют их общую тематику, подбирают свои пословицы по данной теме:

• Где смелость, там и победа.

• На смелого собака только лает, а труса кусает.

• После драки много храбрых.

• Храбер трус за печкою.

• На трусливого все собаки лают.

• Трус и тени своей боится.

Полезно познакомить учащегося со следующими пословицами на экологическую тему:

• Рощи да леса — всему краю краса.

• Растение — земли украшение.

• Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.

• Больше леса — больше снега, больше снега — больше хлеба.

• Сажай лес в поле — будет хлеба боле.

• Зеленая ограда — нивам отрада.

• Дерево водой живет, дерево и воду бережет.

• Леса от ветра защищают, урожаю помогают.

Большое воспитательное значение имеют пословицы и поговорки о здоровье:

• Здоровье дороже богатства.

• Здоровье сгубишь, новое не купишь.

• Захворать — один день, а поправляться — семь недель.

• Хворь не сорочка — с плеч не скинешь.

При изучении произведений по теме «Времена года» можно дать учащимся следующее задание: записать свои наблюдения о явлениях природы в разное время года и подобрать подходящие пословицы. Например:

• Весна да осень — на дню погод восемь.

• Весна красна цветами, а осень плодами.

• Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

• Весной дождь парит, осенью — мочит.

• В сентябре земля наряжается в зеленя.

• Холоден сентябрь, да сыт.

• Октябрь землю покроет — где листком, где снежком.

• Ноябрь без топора мосты наводит, декабрь без гвоздя загвазживает.

Не обязательно все пословицы, которые приводят учащиеся, разбирать на уроке. Вполне достаточно выделить одну-две пословицы и раскрыть их смысл.

Таким образом, подбор пословиц по темам учит группировать пословицы, близкие по значению или относящиеся к одной теме, глубже понимать смысл пословиц, их обобщающее значение.

2. Другим видом работы является подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая бы раскрывала содержание данного произведения.

Изменения в жизни людей влекут за собой закономерные изменения языка. Одни слова исчезают из нашего активного словаря, и мы, встречая их в сказках или пословицах, обращаемся к толковому словарю,

чтобы выяснить их значение. Но существуют слова, которые есть в нашей повседневной речи, но изменили свое значение (или одно из своих значений). Например, ученикам, да и многим взрослым людям кажется очень жестокой пословица: «У семи нянек дитя без глаза». А ведь слово «глаз» раньше имело не только значение — «орган зрения», но и «пригляд», «присмотр». Значит, понимать эту пословицу следует так: «У семи нянек дитя без присмотра». На подобные случаи надо обращать внимание, чтобы избежать неверного толкования пословиц.

Прежде чем проводить такой вид работы, следует ознакомить детей с рассказом, басней или сказкой, у которых заглавием является пословица. Учитель читает учащимся рассказы, озаглавленные пословицей, например: «Дело мастера боится» Л.Ф. Воронковой; «Нашла коса на камень» И.З. Сурикова, русскую народную сказку «У страха глаза велики».

Затем учитель обращает внимание учащихся на то, что меткие и образные пословицы, созданные народом, иногда служат заглавием того или иного произведения. Учащиеся анализируют заглавие-пословицу, доказывают ее органическую связь с содержанием произведения. После этого учитель предлагает учащимся подобрать к изучаемому рассказу или стихотворению пословицу, которая также может быть его заглавием.

Анализ пословиц-заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения.

3. Особым видом работы с пословицами является нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения.

Используя материал изучаемых художественных произведений в III—IV классах, учитель должен показать ученикам, что «пословица недаром молвится», что писатель, включая народные изречения в авторский текст или речь героев, придает языку своих произведений особую меткость, образность, народность. Это выясняется при анализе пословиц, встречающихся в речи бабушки из рассказа A.M. Горького «В лесу» (Есть терпение, будет и умение), в речи Руслана из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (Хоть лоб широк, да мозгу мало), в речи дедушки из поэмы Н.А. Некрасова «Саша» (Воля и труд человека дивные дивы творят), в авторской речи А. Серафимовича в рассказе «Три друга» (Голод не тетка) и И.А. Крылова в басне «Любопытный» (Куда на выдумки природа таровата!).

Здесь важно обратить внимание детей на взаимопроникновение фольклора и авторской литературы. Так, находя в произведениях тех или иных авторов русские народные пословицы и поговорки, следует провести и обратную работу — познакомить детей с теми изречениями, которые были созданы авторами, а стали крылатыми выражениями, частью народной мудрости.

Особенно богатый материал для таких наблюдений дают басни И.А. Крылова. Недостаточно, на наш взгляд, только найти в тексте выражения, которые стали пословицами и поговорками. Учащимся III класса вполне доступно раскрыть глубокий смысл этих изречений, понять их назначение в басне и объяснить, почему они вошли в богатейший фонд народной фразеологии.

4. Использование пословиц при работе над сочинением.

В данном случае следует различать два вида работы: во-первых, сочинение по пословице; во-вторых, включение пословиц в сочинение. Остановимся на каждом виде работы в отдельности.

Сочинение по пословице бывает устным и письменным. Устно рассказ по пословице составляется или сразу на уроке без особой подготовки учащихся, или после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа. Если дети имеют специальные тетради с пословицами, к которым они подбирают соответствующие картинки, то их следует использовать при обучении составлению устного рассказа по пословице.

Сам вид работы, т. е. сочинение по картинке, не является новым, в начальной школе этому уделяется большое внимание. Однако сочинение по картинке с пословицей несколько усложняет этот вид работы.

Пословица, которая в таком случае служит заглавием, делает рассказ целенаправленным; различные картинки, подобранные учащимися к одной и той же пословице, позволяют по-разному раскрыть ее содержание, предоставляется большая свобода воображению детей.

Методика проведения уроков по составлению устных рассказов по пословице должна быть разнообразной и постепенно усложняться. Так, вначале дети учатся строить рассказ по картинкам, которые они подобрали к пословице. Причем следует сразу же приучать их не только описывать сюжет картины, но и раскрывать общее в содержании пословицы и картины. Затем рассказ составляется также по картинке, но уже по воображаемой. Учащиеся, записав новую пословицу и разобрав ее смысл, рассказывают, какую картинку можно подобрать или нарисовать к этой пословице.

Особым видом работы является сочинение с включением пословиц. Здесь требуется большая предварительная подготовка. Разберем на конкретном примере. В III классе планируется сочинение по теме «Зима» с включением соответствующих пословиц. Учитель дает задание детям подобрать пословицы о зиме. Читая рассказы и стихотворения о зиме на уроках чтения, учащиеся приводят найденные ими пословицы, раскрывают их содержание, обращают внимание на меткость и образность пословиц. Затем учитель сообщает, что учащиеся будут писать в классе сочинение, в котором они должны использовать известные им пословицы о зиме. Всем классом составляется план. По плану сочиняют коллективно примерный рассказ, включая отдельные пословицы. На следующем уроке ученики пишут сочинение.

Приведем для примера сочинение ученицы III класса школы № 50 Люды Д. (учительница Т.И. Жижченко).

ЗИМА

Декабрь год кончает, зиму начинает. Кончилось осеннее ненастье. Наступила холодная, вьюжная зима. Сильные морозы сковали пруды, речки, озера. Деревья стоят в белых шапках. Солнце встает поздно и не греет. Воздух чистый и свежий.

Деревья стоят голые. Только сосны и ели зеленеют в лесу. На выдумку природа таровата. Тихо в лесу. Медведь в берлоге лапу сосет. Белка в дупле орешки грызет. Заяц под елкой сидит. Только голодные волки бродят по лесу, ищут пищу.

Много снегу на дворе. Спасибо, мороз, что снегу нанес. Ребята вышли на улицу играть. Мороз не велик, да стоять не велит. Малыши катаются с горки на санках, лепят бабу. Школьники катаются на коньках и на лыжах.

Старики смотрят в окно и говорят. «Снегу много — хлеба много». Хорошо зимой!

Рекомендуем следующие темы, при написании которых используются пословицы и поговорки:

Для III класса:

• «Наша школа» (пословицы о школе, книге, учении);

• «Моя мама» (пословицы о маме);

• «Школьная мастерская» (пословицы о труде);

• «Уборка урожая» (пословицы об уборке урожая).

Для IV класса:

• «Времена года» (пословицы о лете, зиме, осени, весне, о календарных месяцах);

• «Москва — столица» (пословицы о Москве);

• «Наша Родина» (пословицы о Родине);

• «Мои друзья» (пословицы о дружбе).

Работа над сочинением, в котором используются пословицы, учит детей вводить их в свою речь. Однако, чтобы добиться в этом известного успеха, одного названного вида работы недостаточно. Следует использовать материал и задания, которые имеются в учебнике.

Так, в I—IV классах на уроках чтения учащиеся составляют близкий к тексту или вольный пересказ прочитанного. Такую работу в отдельных случаях следует усложнить, предложив учащимся при передаче содержания произведения применить пословицу, которую приводит учитель или подбирают сами ученики. Например, во II классе при изложении содержания рассказа «Хитрая рыба» учащиеся используют пословицу Дело мастера боится, пересказывая «Зиму вьюжную», они включают пословицу Вьюги да метели под февраль налетели.

Учить использовать пословицы в своей речи следует при опросе или беседе на ту или иную тему. Так, беседуя о зиме, учитель спрашивает, в каком месяце она начинается, и предлагает на этот вопрос ответить пословицей {Декабрь год кончает, зиму начинает).

Приведем другой пример. В IV классе анализируются образы Жилина и Костылина из произведения Л. Толстого «Кавказский пленник». После того как учащиеся расскажут, за что им полюбился Жилин и какие черты характера Костылина им не нравятся, учитель предлагает привести известную детям пословицу, метко характеризующую Костылина: Друг до поры — тот же недруг.

Если такая работа проводится систематически, то дети постепенно сами начинают вводить в свою речь пословицы и поговорки. Например, на уроке П.К. Даниловой, которая много внимания уделяет народным

изречениям, на вопрос: «Как чувствуют себя люди зимой, особенно в ясный, морозный день?» — один из учеников ответил пословицей В зимний холод всякий молод.

5. Особым видом работы является сочинение пословиц или поговорок.

Учащимся III—IV классов такое занятие вполне доступно и весьма полезно. Сочиняя пословицы, они учатся кратко, сжато выражать свои мысли. Кроме того, эта работа имеет и практическое значение. Удачно созданные изречения следует использовать в школьной или классной газете. Так, в IV классе школы №49 у П.К. Даниловой учащиеся, оформляя классную газету, нарисовали карикатуру на одного школьника, который любил ябедничать. К рисунку подписали сочиненные учениками пословицы: Ябеда любит место под ухом; Ябеду хлебом не корми, а только подставь ухо.

Рассмотрев виды работы с пословицами на уроках литературного чтения в начальной школе, следует особое внимание уделить работе над словом, так как в начальный период обучения учащихся наиболее интенсивно развивается и обогащается их словарь. Пословицы для словарной работы дают богатейший материал. Созданные в течение веков, они сохраняют слова, вышедшие в наше время из употребления или имеющие ограниченное распространение. Если учитель не обратит внимания на такие слова, не разъяснит их значения, то учащееся неправильно поймут или совершенно не поймут смысла пословицы. Приведем для иллюстрации показательный в этом отношении случай.

В одной из школ на уроке русского языка учащиеся списывали предложения, вставляя пропущенные буквы. Среди примеров встретилась пословица Сей в ненаст-е, а убирай в в-дро. Учащиеся дописали нужные буквы, почти не сделав ошибок, но прочли и поняли смысл этой пословицы не все правильно, так как незнакомое слово вёдро они осмыслили как ведро. Одна из учениц объяснила эту пословицу так: «Сеять нужно, когда дождь идет, когда ненастье, чтобы зерна от воды скорее набухали. А урожай убирали в старое время, когда машин не было, вёдрами».

Слова, встречающиеся в пословицах и непонятные учащимся, следует разъяснять. В данном случае хорошо использовать другие пословицы, содержащие нужное слово. Например, в сборнике В.И. Даля «Пословицы русского народа» со словом вёдро встречаются пословицы о лентяях, лодырях: В дождь избы не кроют, а в вёдро и сама не капает; о неразумно поступающих людях: По ненастью лыко драли, по вёдру лапти плели; о погоде: Не всё ненастье, будет и вёдро.

Незнание учащимися значения слов приводит иногда к модернизации пословицы, новому ее осмыслению и соответственно к замене непонятных слов известными, понятными.

Например, одна из учениц IV класса старую пословицу Назвался груздем — полезай в кузов записала так: «Назвался грузом — полезай в кузов». Она, как видим, заменила неизвестное ей слово груздь хорошо знакомым груз, неверно осмыслив и слово кузов. Заметим, что при объяснении последнего слова следует привести пословицу Собирай по ягодке, наберешь кузовок.

Учащиеся начальной школы иногда неправильно понимают самые, казалось бы, обычные слова. Так, в пословице слово топорище (Тонул — топор сулил, вытащили — топорище жаль) учащиеся понимают как большой топор, а околицей (Пень — не околица, глупая речь — не пословица) они называют крыльцо. Это обязывает учителей начальной школы особенно тщательно отбирать словарный материал для пояснения и обязательно пояснять учащимся не только смысл всей пословицы, но и значение отдельных слов.

В начальной школе при работе над словарем следует обращать внимание на народное словотворчество. Известно, что дети сами любят создавать новые слова, поэтому они особенно легко и живо воспринимают необычные слова, встречающиеся в пословицах. Задача учителя разъяснить ученикам, что в таких словах заключается особая смысловая емкость, образность, что они делают пословицу или поговорку красочной и выразительной. В качестве примера приведем следующие пословицы и поговорки:

• Лето — припасиха, а зима — подбериха.

• Знайка бежит, а незнайка лежит.

• И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Наконец, работа над пословицами и на уроках чтения должна быть увязана с работой над орфограммами. Из приведенных учителем или учениками пословиц всегда следует отбирать лучшие и записывать, объясняя написание отдельных слов. Например, в IV классе у П.К. Даниловой на одном из уроков чтения учащиеся записали такие пословицы о зиме и объяснили правописание подчеркнутых орфограмм:

• Мороз не велик, да стоять не велит.

• В зимний холод всякий молод.

• Что летом родится — зимой пригодится.

В IV классе в конце учебного года (примерно в середине мая) проводится урок, на котором подводят итоги изучения пословиц и поговорок. К этому уроку учащиеся должны подготовить выставку своих работ с пословицами. На выставке помещаются плакат с пословицами о пословицах, красочные монтажи-плакаты с пословицами об армии, о героях, об учебе, календари погоды с пословицами, классные и лучшие индивидуальные альбомы пословиц. Хорошо организовать выставку печатных сборников пословиц и поговорок, которые имеются в школьной библиотеке и у учащихся. Учащиеся, хорошо владеющие компьютером, могут представить тематические подборки пословиц в электронном виде или в виде презентации.

Отдельным ученикам дается задание подготовить небольшие сообщения о русских пословицах, об исторических пословицах или на какую-либо другую тему, связанную с пословицами. Эти сообщения учащиеся готовят под руководством учителя или с помощью родителей. Все школьники, кроме того, повторяют пословицы и поговорки, которые им известны.

* * *

Приведем несколько сокращенную запись итогового урока, который давала учительница П.К. Данилова в IV классе школы № 49 г. Ростова-на-Дону.

Учитель: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — так говорил о русских пословицах А.С. Пушкин. Действительно, пословицы — это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы в речи, мы делаем ее образной, красочной, выразительной. Вот почему мы с вами на уроках русского языка, литературного чтения, истории, окружающего мира знакомились с пословицами, запоминали их. У каждого из вас есть альбом, в который вы записали очень много различных пословиц и поговорок. Сегодня мы проведем итоговый урок по изучению пословиц, посмотрим, что нам дало их изучение, как мы знаем пословицы.

Ваши одноклассники подготовили небольшие выступления о пословицах. Предоставим им слово. Люда М. расскажет нам о пословицах, их значении.

Люда М.: Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Пословица — это короткое изречение, заключающее в себе какое-нибудь поучение. В пословицах отражаются многовековые наблюдения, трудовой опыт народа.

Свое глубокое уважение к пословицам народ выразил такими словами (читает плакат):

• Пословица — всем делам помощница.

• Пословица не даром молвится.

• Красна речь пословицей.

• Глупая речь не пословица.

• Без пословицы не проживешь.

Учитель: Ребята, а кто еще знает пословицы, в которых говорится о пословицах и поговорках?

Вова М.: Поговорка — цветочек, пословица—ягодка.

Нина П.:

• Старая пословица век не сломится.

• Пословица не на ветер молвится.

Люда М.: Пословицы многому учат нас. Они говорят, как надо относиться к отечеству, как жить, как обходиться с людьми. Пословица возвеличивает труд, порицает лень, высмеивает жадность, учит верить в добро, справедливость, уважать знание и книгу.

Пословицы живут очень долго, они не стареют. Без дела жить — только небо коптить; Красна птица пером, а человек умом — эти пословицы были созданы очень давно, но они живут и сейчас.

Пословиц очень много. В.И. Даль, современник Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки. Вот сборник пословиц русского народа, составленный Далем (показывает сборник). Большое значение пословицам придавали наши писатели: И.А. Крылов, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, А.М. Горький.

Мы тоже очень любим пословицы за их меткость, красочность, выразительность.

Учитель: У русского народа, как и у других народов, много исторических пословиц. С некоторыми мы познакомились на уроках истории, некоторые вы выписали себе в альбомы. Об исторических пословицах расскажет Игорь П.

Игорь П.: Пословицы возникают в определенную историческую эпоху и отмечают все то новое, что вносит жизнь. Тяжело жилось крестьянам в царской России. Работали от зари до зари, а все, что добывалось тяжелым трудом, отбирали чиновники, помещики, попы. Вот и сложилась пословица Один с сошкой, а семеро с ложкой.

На много лет закабаляла людей военная служба. Служили во время крепостного права 25 лет. Пословицы говорят об этом тяжелом времени: Солдатская голова что в поле трава.

О войнах, когда русский народ защитил свою страну, сложены пословицы:

• Русский не шутит ни с калачом, ни с мечом.

• Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.

Учитель: Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Ученики раскрывают содержание.

Учитель: Много интересных пословиц создано и другими народами. Кто из вас знаком с пословицами и поговорками зарубежных стран?

Мальвина Б.: Мне нравятся китайские пословицы, особенно о значении речи и слова.

• Говори лишь о том, что знаешь.

• Язык что топор — разит насмерть.

• Много ешь — аппетит пропадет, много болтаешь — доверие потеряешь.

Гриша С.: А я знаю пословицы о трудолюбии, мастерстве:

• В молодости не научишься работать — в старости останешься с пустыми руками.

• Была бы твердая воля — и гора превратится в поле.

• Лентяю во время еды жарко, во время работы холодно.

Лара Л.: Еще есть о знании и невежестве:

• Поздно поднялся — день потерял.

• В молодости не учился — потерял жизнь.

• Учиться — все равно, что грести против течения: только перестанешь и тебя гонит назад.

• Незнайка и верблюда примет за горбатую лошадь.

Лара Л.: В зарубежных пословицах отражаются особенности жизни и быта народа, их создавшего. Например, китайцы молодые побеги бамбука употребляют в пищу, а из взрослых растений строят дома, делают мебель. Об этом есть пословицы.

Лена П.:

• Когда ешь побеги бамбука — вспомни человека> который выращивает их.

• Из одного бамбука дом не построишь.

Лара Л.: На Востоке одним из основных продуктов питания является рис. На его выращивание китайцы тратят много труда и сил.

Леонид Л.:

• Каждое зернышко риса омыто каплей пота.

• Рисовая каша вкусна, да работа в поле трудна.

Учитель: Замечательны китайские пословицы. Но не менее интересны и поучительны пословицы, созданные другими народами. Кто знает, ребята, пословицы других народов?

Учащиеся приводят пословицы различных народов.

Учитель: Все вы охотно и с большим интересом собирали, выписывали, заучивали пословицы. Лучшие альбомы с пословицами представлены на нашей выставке. (Показывает несколько альбомов, кратко характеризуя их.)

Кто из вас расскажет, как вы собирали пословицы, какие вам особенно понравились, когда вы их вспоминали и использовали в своей речи?

Учитель вызывает двух учеников, которые отвечают на поставленные вопросы.

Учитель: Теперь, ребята, проведем интересную игру. Она называется «У кого вторая часть пословицы?». Я раздам несколько карточек. На каждой написана вторая часть пословицы. Я буду читать первую часть пословицы, а у кого вторая часть, тот нам ее закончит. Будьте внимательны.

При игре были использованы пословицы:

• Труд при ученье скучен, да плод от учения вкусен.

• Работай боле, тебя и помнить будут доле.

• Лес сечь — не жалеть плеч.

• Любишь кататься — люби и саночки возить.

• Друг до поры — тот же недруг.

• Лучше горькая правда друга, чем лесть врага.

• Работай до поту, так и поешь в охоту.

• Без дела жить — только небо коптить.

• Кто за все берется — тому ничего не дается.

• Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.

Учитель: Теперь проверим, как вы знаете пословицы. Кто скажет, при изучении каких тем мы использовали пословицы?

Люда Г.: Мы приводили пословицы, когда говорили о Родине, о зиме, о весне.

Учитель: Правильно. Кто назовет пословицы о Родине?

Учащиеся приводят много пословиц о Родине, затем называют пословицы о весне, о зиме. По указанию учителя учащиеся раскрывают смысл отдельных пословиц.

Учитель: Кто из вас еще хочет привести пословицы на какую-нибудь тему?

Нина П.: Я хочу привести пословицу о труде: Упорство и труд вместе живут.

Люда О.: Я знаю эту пословицу по-другому: Упорство и труд все перетрут.

Лена С.: Есть еще пословица: Упорство и труд дивные всходы дают.

Женя Б.: Я хочу назвать пословицы о дружбе:

• Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

• Плохой друг подобен тени: только его и видишь в светлый день.

Учитель: Как ты понимаешь эту пословицу?

Ученик объясняет.

Валя Г.: А мне нравится пословица Готовь летом телегу, а зимой сани.

Игорь П.: Валя не так сказала: Готовь летом сани, а зимой телегу.

Учитель. Молодцы. Пословиц вы знаете много, понимаете их смысл. У нас даже времени не хватает, чтобы выслушать всех желающих привести интересную пословицу. А сейчас опять поиграем. Я буду называть вторую часть пословицы, а вы отгадывайте первую часть.

При игре были использованы пословицы:

• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

• Труд кормит, а лень портит.

• С кем поведешься, от того и наберешься.

• Кончил дело — гуляй смело.

• Как аукнется, так и откликнется.

• Все хорошо, что хорошо кончается.

• Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.

• Взялся за гуж — не говори, что не дюж.

• Старый друг лучше новых двух.

• Семь раз примерь, один раз отрежь.

• Если по-русски скроен, и один в поле воин.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

• Ученье — свет, а неученье — тьма.

• Ростом мал, да удал.

Учитель: Теперь кто-нибудь из вас назовет первую часть пословицы, а все будут отгадывать вторую часть.

Ученики приводят пословицы:

• Сначала аз да буки, потом науки.

• Хоть у совести нет зубов — она может загрызть насмерть.

• На Руси не все караси, есть и ерши.

Учитель подводит итог.

Рекомендуем посмотреть:

Использование пословиц на уроках русского языка в начальной школе

Пословицы и поговорки о смелости, трусости

Английские пословицы с переводом на русский

Пословицы и поговорки про учение

Организация работы с пословицами и поговорками в начальной школе

Татьяна Васильевна Кононенко # 11 декабря 2014 в 00:05 +1
В первую очередь пословицы развивают речь и обогащают словарь учеников. Такой богатый материал легко использовать в своей работе. Он систематизирован и соответствует возрасту детей. Спасибо!
Маргарита Александровна Разумова # 19 марта 2015 в 10:05 +1
В современном мире мы не так часто обращаемся к своим истокам. А сколько мудрости содержится даже в таких простых, на первый взгляд, произведениях русского творчества, как пословицы и поговорки! Они не только способствуют развитию образности речи, но и помогают в воспитании детей. Обязательно использую данный материал в своей работе! Спасибо автору!
Наталия Тимофеевна Колесникова # 1 июля 2015 в 16:42 +1
При изучении пословиц и поговорок учащиеся понимают, что в человеке всегда ценились и ценятся патриотизм и трудолюбие, доброта и ум, храбрость и достоинство, сила чувств, а негативные черты характера вызывали неприятие, осуждались. Часто использую в своей работе материал устного народного творчества. Спасибо за идеи!
Светлана Валерьевна Фомина # 5 августа 2015 в 13:18 +1
У Вас такой богатый материал. Спасибо! Вы знаете, мы в школе стараемся подбирать пословицу или поговорку к каждому учебному дню, и на каждом уроке 2-3 минутки уделяем внимание пословице или поговорке "учебного дня".
Евгения Михайловна Фирсова # 20 августа 2015 в 12:34 +1
Отличный материал: есть и теория, и практика. На литературном чтении необходимо обращаться к фольклору, а пословицы обогащены общечеловеческими ценностями, они их транслируют. Детям обязательно нужно объяснять суть пословиц, нужно спрашивать, как они понимают их.
Наталья Петровна Артамонова # 3 ноября 2015 в 20:50 +1
Спасибо за материал! Очень пригодится в работе.