Конкурсы

Организация работы с пословицами и поговорками в начальной школе

Как организовать работу с пословицами и поговорками на уроках в начальной школе

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию». В книге «Родное слово», предназначенной для учащихся начальных классов, К.Д. Ушинский поместил около 300 пословиц и поговорок и несколько рассказов, раскрывающих смысл отдельных из них. Л.H. Толстой также написал для изучающих грамоту несколько рассказов по пословицам. Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделить пословицам.

В I—IV классах работа не сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и применять их в своей речи в соответствии с речевой ситуацией.

Учащимся начальной школы можно предложить зевести специальные тетради или альбомы, в которые они могли бы выписывать пословицы и поговорки.

Основными источниками, откуда учащиеся берут пословицы и поговорки, должны быть «Букварь», учебники русского языка и литературного чтения, а также детская художественная литература и интернет-ресурсы. Кроме того, ученики могут использовать специальные сборники: «Русские пословицы, поговорки, изречения», «Русские пословицы и поговорки»: учебный словарь, «Пословицы и поговорки народов Востока» и др.

Учащимся начальной школы можно рекомендовать записывать пословицы со слов дедушек, бабушек, родителей, так как такая работа способствует усилению внутрисемейных связей. В данном случае ученики должны дать проверить записанное учителю и только после исправления переписать пословицы или поговорки в альбом, дабы избежать орфографических ошибок.

Некоторые преподаватели обращают внимание учащихся на пословицы и поговорки, напечатанные в детских периодических изданиях: газетах и журналах.

Интереснее и разнообразнее становится эта работа, если ученикам предложить искать не только русские народные пословицы и поговорки, но и включать в поиск зарубежные крылатые выражения. Их можно объединять по темам, сравнивать, учиться находить аналоги в разных языках. Так, к русской пословице «На безрыбье и рак — рыба» можно подобрать аналог из итальянского языка: «Там, где нет апельсиновых деревьев, и свекла сойдет за апельсин».

Кроме интереса к самому исследованию пословиц, такая работа помогает знакомить учащихся с национальными особенностями разных народов, воспитывать детей в духе межнациональной терпимости и толерантности.

С большим удовольствием ребята украшают такие тетради и альбомы: делают рамки и красивые заголовки, подбирают и сами рисуют иллюстрации к отдельным пословицам и тематическим группам.

Имея навыки работы на компьютере, дети могут вести такую работу и в электронном виде.

Чем разнообразнее художественное оформление альбома с пословицами и поговорками, тем интереснее эта работа для учеников.

Тетради и альбомы могут быть как индивидуальными, так и коллективными, когда работа выполняется в одном альбоме детьми по очереди или группами.

Опыт показывает, что работу с пословицами следует начинать уже в I классе. Лучше всего это сделать, когда ученики изучат алфавит, т. е. овладеют письмом. Так, знакомя учащихся с буквой н, учитель обращает их внимание на поговорку Береги нос в большой мороз и предлагает найти слово с буквой, написание которой они только что усвоили. Ученики читают поговорку, раскрывают ее смысл, находят слово с нужной буквой. После этого учитель предлагает ученикам завести тетради, в которые они будут записывать пословицы и поговорки, и дает задание: к следующему дню на первой странице этой тетради приклеить открытку или картинку с изображением зимы. Можно предложить желающим ученикам самим нарисовать, как дети делают снежную бабу, катаются с горы.

На следующий день на уроке русского языка учащиеся вспоминают поговорку, которую накануне заучили. Учитель спрашивает, какие еще пословицы и поговорки о зиме они знают. Если никто не знает, то учитель сам приводит поговорку Мороз не велик, да стоять не велит, в которой также есть буква ь. Обе поговорки учащиеся записывают в свои тетради под рисунком.

Так работа продолжается и дальше. Встретив пословицу в книге для чтения или в учебнике русского языка, учащиеся рассказывают, как они понимают ее смысл, разбирают и объясняют написание отдельных слов. Дома пословицу записывают в тетрадь, подобрав соответствующую картинку или сделав рисунок.

В современных учебниках, конечно, есть пословицы и поговорки, но учителям нужно и самим подбирать пословицы для уроков русского языка и литературного чтения. Для этого учитель должен прежде всего выбрать пословицы, которые были бы понятны первоклассникам по своему содержанию, определить, на каком уроке русского языка или чтения, при изучении какой темы может быть использована та или другая пословица. Придумывая урок, следует логически увязать пословицу или поговорку с материалом урока.

А вот как можно построить работу с пословицами при усвоении темы «Безударные гласные в корне слова».

Учительница Н.К. Коровкина (школа № 50 г. Ро- стова-на-Дону) на уроке русского языка начала повторение гласных букв с работы над пословицами. Под картиной, изображающей Москву, был повешен плакат с пословицами:

• Москва — всем городам мать.

• Кто в Москве не бывал — красоты не видал.

В этих пословицах учащиеся нашли и назвали слова, включающие безударные гласные, проверяемые уда

рением (красоты, видал) и непроверяемые написания, т. е. словарные слова (Москва, городам).

В I классе на уроках чтения и на уроках русского языка могут быть использованы пословицы: О Родине:

• Нет краше Родины нашей.

• Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

О труде, трудолюбии, лени:

• В труде рождаются герои.

• Умение везде найдет применение.

• Люби дело — мастером будешь.

•  Кто на все руки, у того нет скуки.

• Порядок бережет время.

• Кончил дело — гуляй смело.

• Делано наспех и сделано на смех.

Об учебе, книге:

• Ученому везде дорога.

•  Ученье — лучшее богатство.

• Грамоте учиться всегда пригодится.

• Испокон века книга растит человека.

Вот, например, какие пословицы и поговорки были записаны учениками I класса школы № 49 (г. Ростов- на-Дону) (учительница П.К. Данилова):

• Береги нос в большой мороз.

• Ученье — свет, а неученье — тьма.

• Снегу много — хлеба много.

• При солнышке тепло — при матери добро.

• Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

• В марте курочка под порожком водицы напьется.

• Март с водой, апрель с травой.

• В апреле земля преет.

• Труд кормит, а лень портит.

• Нет краше Родины нашей.

• Ученье — путь к уменью.

Работа с пословицами продолжается и во II классе. Учащиеся также заводят тетради, в которые они выписывают пословицы и поговорки. Например:

• Жить — Родине служить.

• Сам погибай, а товарища выручай.

• Делу время, а потехе час.

• В чужом месте, что в лесу.

• Всякая дорога вдвоем веселей.

• Нет друга — ищи, а нашел — береги.

• Не спеши языком, торопись делом.

• Смелый там найдет, где робкий потеряет.

• Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом.

• Март с водой, апрель с травой.

• Май холодный — год плодородный.

• Июль — пора сенокоса.

• Весна красна цветами, осень — хлебами, а зима — снегами.

Важно только, чтобы сам учитель хорошо знал пословицы и поговорки, умел строить лексическую и грамматическую работу с ними, умело использовал их в своей речи.

В III—IV классах, продолжая работу с пословицами, можно предложить учащимся завести так называемые тематические альбомы. В них пословицы распределяются по темам, которые заранее намечаются учителем. Количество тем определяется учителем и самими детьми.

Начинать работу с тематическим альбомом следует с беседы на тему, по которой учащиеся должны найти и записать пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные ученикам пословицы. Затем названная учителем тема записывается на первой странице альбома. Учащимся дается задание: подобрать несколько пословиц по этой теме. Опыт показывает, что учащиеся легко справляются с заданием и собирают богатый и разнообразный материал, который в дальнейшем учитель может использовать как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. Найденные учениками пословицы читаются на одном из уроков. Лучшие пословицы записываются в альбомы.

Затем дается новая тема.

Время от времени, учитывая содержание литературных произведений, с которыми учащиеся знакомятся в классе или дома, а также характер изучаемого материала по русскому языку, учитель возвращается к уже записанным темам и предлагает ученикам дописать к уже имеющимся новые пословицы.

В IV классе, если учащиеся хорошо справляются с классификацией пословиц по темам, можно сразу назвать все предполагаемые темы. В таком случае учащиеся, найдя пословицы, должны сами определить, к каким из тем они относятся в каждом отдельном случае.

В качестве примера можно рекомендовать следующие темы для альбома с пословицами:

III класс —

1) времена года;

2) явления природы (снег, дождь, мороз, ветер и др.);

3) домашние и дикие животные;

4) книга, письмо;

5) труд;

6) о матери, об отце.

IV класс —

1) Родина, Москва;

2) дружба;

3) речь, слово;

4) знание, невежество;

5) смелость, трусость;

6) о сельском хозяйстве;

7) о пословицах, поговорках.

Приведем для примера тематический альбом ученицы IV класса школы № 49 (г. Ростов-на-Дону) Люды М.

На первой странице альбома она поместила пословицы о пословице:

• Пословица всем делам помощница.

• Пословица недаром молвится.

• Без пословицы не проживешь.

• Старая пословица не сломится.

• Глупая речь не пословица.

На следующей странице ее альбома приклеена открытка, на которой изображена Москва и записаны пословицы о Родине:

• Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

• Родина-мать дороже своей жизни.

На новой странице альбома картинка — ученики идут в школу. Здесь находим пословицы об учебе, о книге:

• Не красна книга письмом, красна умом.

• Неграмотный — тот же слепой.

• От учения человек с пути не сбивается.

• Не пренебрегай учением с молоду.

• Утром не встал — потерял день, в детстве не учился — потерял жизнь.

Пословицы:

• У неряхи да непряхи нет и путной рубахи.

• Делано наспех и сделано на смех — иллюстрируются открыткой, на которой изображена растрепанная, неряшливо одетая девочка. У ее ног валяются порванная книга, столовая ложка и мячик.

На другой странице альбома — иллюстрация: прислонившись к белоствольной березке, на берегу реки сидят два мальчика. Сзади их верный друг — собака. К этой картинке подобраны пословицы:

• Помогайте друг другу, как крылья одного орла.

• Товарищ — это светоч сердца, опора в беде, врач во время болезни.

• Единственный способ иметь друга — это быть другом.

Подобраны разнообразные пословицы о труде:

• Не учись безделью, а учись рукоделью.

• Без труда нет отдыха.

• Дело мастера боится.

• Не спеши языком, торопись делом.

• Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

• С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.

Работа над альбомом с пословицами очень нравится учащимся. Она не только приучает собирать народные изречения, но и способствует их запоминанию. Подбор иллюстративного материала заставляет учащихся вдумываться в смысл пословиц и иногда по-своему, оригинально раскрывать их содержание. Например, ученица IV класса Люба Ю. смысл пословицы Лебедей сзывают голоса, а людей соединяют мысли и руки раскрыла двумя картинками — на одной изображен лебедь, который вот-вот взлетит в небо и присоединится к летящей на юг стае лебедей, на другой — крестьяне на сенокосе.

Другой ученик к пословице От маленькой искры большой пожар бывает подобрал открытку — иллюстрацию к детской сказке «Загорелся кошкин дом». Но в данном случае надо обращать внимание детей на переносный смысл этой пословицы.

Художественное оформление альбомов: подбор красочных открыток, рисунки учеников, различные заставки, цветные рамочки — все это способствует эстетическому воспитанию учащихся. С альбомами, в которых собраны пословицы и поговорки, может быть организована разнообразная и интересная внеклассная работа. Но в основном они используются на уроках чтения и русского языка.

Такой вид работы, как проектная деятельность, чрезвычайно популярен и востребован в современной школе. А каждый проект должет иметь логическое завершение, включающее представление учащимися результатов своей деятельности. Это может быть и выставка тетрадей и альбомов, и оформление стендов и стенгазет, и выступление на школьной научно-практической конференции.

Здесь стоит упомянуть, что многие современные дети хорошо владеют компьютером, умеют пользоваться интернет-ресурсами и создавать компьютерные презентации. В таком случае, описанная выше работа может вестись в электронном виде, а результатом станет презентация для одноклассников.

Проектная деятельность очень важна для современных школьников, так как позволяет им проявить самостоятельность и собственную индивидуальность, а разнообразие результатов сделает работу еще интереснее.

Рекомендуем посмотреть:

Пословицы и поговорки о смелости, трусости

Использование пословиц на уроках русского языка в начальной школе

Английские пословицы с переводом на русский

Пословицы и поговорки про учение

Использование пословиц и поговорок на уроках литературного чтения в начальной школе

Алена Юрьевна Никитина # 3 марта 2015 в 10:01 0
Спасибо, хороший материал.
Юлия Михайловна Шныпко # 26 апреля 2015 в 14:43 0
Алена Юрьевна, спасибо огромное за материал! Очень актуально и современно. Проектная деятельность в данное время интересна всем, замечательные идеи в цене. Ваше описание довольно подробное. А та как 2015 год - год литературы, то вы попали в точку. Обязательно возьму на заметку . smile
Ольга Ивановна Веселова # 6 июня 2015 в 19:17 0
Дети очень мало сейчас знают пословиц и поговорок.Спасибо за идею использовать пословицы,как тему проекта. Интересная и разносторонняя работа может получится.Записные книжки для пословиц - это замечательно. Мне очень понравилось.
Паринова Евгения Викторовна # 26 октября 2015 в 09:55 0
Отличный материал. Особенно понравилась идея с тематическими альбомами.