Конспект устного журнала в начальных классах «Союз волшебных звуков, чувств и дум»
Автор: Мартынова Нина Николаевна, учитель начальных классов МОУ Запрудненской СОШ № 2, Московская область, Талдомский район, поселок Запрудня
Описание материала: Конспект устного журнала для детей младшего школьного возраста (7-9 лет) на тему искусства. Данный материал будет актуален для воспитателей старших групп, учителям начальных классов, как внеурочная деятельность. Данный материал был создан для расширения кругозора и развития познавательного интереса у детей.
Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Развитие», «Культурная», «Этическая».
Цель: формирование знаний об искусстве и его месте в жизни человека, изучение истории искусства.
Задачи: Сформировать у детей представление о разных видах искусства и их общности в культуре и жизни.
Вступительное слово учителя.
- Мир искусства прекрасен и удивителен.
Среди множества видов искусства есть три особых – пожалуй, их можно назвать главными это литература, музыка, изобразительное искусство. Слово, звук, изображение - без них невозможны все другие виды искусства - ни спектакль, ни фильм, ни концерт.
Большой мир искусства откроет вам свои тайны на страницах нашего устного журнала «Союз волшебных звуков, чувств и дум».
Итак, открываем первую страницу.
Приходит Художник.
Моё искусство самое древнее из трёх главных. Люди ещё не умели говорить, а изображение уже создавали. Вспомните, например, наскальные рисунки, найденные археологами.
Изобразительное искусство создают художники. Они изображают мир таким, каким его видим мы все, и таким, каким его видит один- единственный человек- сам художник. Изобразить можно всё: и видимый мир предметов, людей, животных, и невидимый мир чувств - радость и горе, правду и ложь, добро и зло.
Художников много, работают они по - разному, по- разному их называют. Кистями и красками работают живописцы.
Карандашом, углём, тушью, пастелью - графики.
Изображения в глине, пластилине, камне создают скульпторы.
- Есть художники, которые занимаются росписью глиняных игрушек, посуды, фигурок птиц, зверей и людей.
Сейчас я взмахну своей кисточкой, и вы превратитесь в таких художников.
СТРАНИЦА ПОЭТИЧЕСКАЯ.
Учитель:
Рождается внезапная строка,
За ней встаёт немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвёртая смеётся, набегая.
И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом,
И, право, никогда не сочиняю.
- Поэзия начинается с умения заново увидеть мир, не так, как его видели до тебя. А для этого надо быть человеком глубоко чувствующим и зорко видящим, свободно мыслящим и преданно любящим.
Входит муза.
Все литературные произведения, созданные с глубокой древности, можно разделить на две большие части: поэзию и прозу. Различить их просто.
Поэзия - это то, что написано стихами, а проза - всё остальное.
Тот, кто читал « Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова, знает, что в стихах главное- рифма.
«Рифма- это когда два слова оканчиваются одинаково»,- объяснял начинающему поэту Незнайке опытный поэт Цветик. Незнайка быстро усвоил урок, а какие стихи у него получилось - все помнят.
На самом деле сочинение стихов – дело совсем не простое.
Конечно, вы заметили, что в стихах есть своя мелодия, свой ритм, и создаётся он равномерным, как шум моря, чередованием ударных и безударных слогов. Строки будут аукаться, как эхо, повторяют друг друга, иногда чуть меняя звучание.
Людей, пишущих стихи, называют поэтами.
- Сейчас я взмахну пером, и вы превратитесь в поэтов.
СТРАНИЦА МУЗЫКАЛЬНАЯ «СЕМЬ ЗВОНКИХ НОТ».
Учитель:
- Мы живём в мире, наполненном множеством звуков. Мы слышим их на улице, в транспорте, на работе, дома. Множеством звуков встречает нас природа: шелестит листва деревьев на ветру, стрекочет кузнечик в траве, стучит дятел по стволу дерева.
Вслушайся, весь мир поёт –
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всём живёт!
Мир её волшебен!
Входит Скрипичный ключ и Нотка.
Скрипичный ключ:
- Музыка – это искусство звука. Своими особыми средствами она передаёт впечатления от окружающего нас мира. Она может вызвать у слушателей ощущение света и тьмы, дневного летнего зноя или ночной прохлады.
- Людей, создающих музыку, называют композиторами, а тех, кто доносит эти произведения до слушателей, - исполнителями.
Нотка:
- На первых порах музыка звучала только в исполнении человеческого голоса. Эту музыку называют вокальной.
Сначала люди пели « без сопровождения». Потом стали «помогать» себе хлопками в ладоши, притоптыванием. Вот и выходит, что древнейшим музыкальным инструментом был сам человек. И только позднее люди стали использовать куски дерева, плоские камни – они издавали гораздо более громкие и разнообразные звуки.
- Дальше – больше. Люди заметили, что музыкальный звук можно извлечь из тугой тетивы лука, из стебля тростника или трубчатой косточки
Скрипичный ключ:
Так кто же изобрёл, кто создал музыку?
А никто. Вернее – многие люди с глубокой древности и до наших дней по крупицам создавали и продолжают создавать всё новые музыкальные произведения, и новые музыкальные инструменты.
- Сейчас я возьму дирижерскую палочку и вы превратитесь в музыкантов.
Театральная страница.
- Изобразительное искусство, литература, музыка – каждое из этих видов искусства прекрасно и неповторимо. И все они вместе объединяются в театре.
- Читаю стих.с. 3
- Театральное произведение – спектакль – складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёров, художника и композитора.
- Театр – искусство коллективное,
спектакль – это творчество.
Входит Петрушка.
- Здравствуйте, ребята и взрослые.
- Меня зовут Петрушка. Я весёлый задира, главный актёр кукольного театра.
- А знаете, когда и где появился театр?
Он появился в Древней Греции много веков назад.
- А на Руси самым популярным был кукольный театр – балаган.
На ярмарке строили его посреди площади, украшали гирляндами, вывесками и разыгрывали представление.
- Я приглашаю вас. Давайте украсим нашу ярмарку и разыграем весёлое представление.
Сказка С. Михалкова «Как мужик корову продавал».
Мир искусства прекрасен и удивителен. А дорога туда начинается в твоей душе, в твоём сердце.
Учитесь раскрывать свою душу для красоты, учитесь смотреть на мир и видеть в нём неповторимое и удивительное.
Помните: не каждый, кто смотрит, умеет видеть прекрасное и удивительное.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии
Устный журнал в начальной школе, 2 класс
Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе
Игра счастливый случай для младших школьников
Всемирный День приветствий. Сценарий для 4 класса