- игры – состязания;
- игры – конкурсы;
- игры – путешествия;
- литературные игры;
- КТД;
- игры – споры, дискуссии.
Подробные разработки познавательных игр для младших школьников можно посмотреть здесь
Для всех этих игр характерны элементы состязательности, соревновательности. Состязанием (конкурсом) может быть вся игра, а могут быть и ее отдельные элементы, этапы, фрагменты. Проводя данные игры, следует иметь в виду, что задания, вопросы командам должны быть примерно одинаковыми по степени сложности и по содержанию.
Непременно следует продумать систему оценок — как отмечать правильные, частично правильные, неправильные ответы, дополнения. Это надо сразу оговорить с детьми и четко договориться о том, что и как оценивается. Дети не любят и обижаются, когда оценка несправедлива. Кроме того, надо позаботиться и о том, чтобы все результаты были хорошо видны всем играющим. Причем это не обязательно только цифры, показывающие количество заработанных баллов, очков. Вместо них подойдут любые предметы: листья различных деревьев или различной окраски (Осенняя сказка), ягоды рябины и желуди (На лесной полянке), геометрические фигуры (Клуб веселых математиков), лепестки цветов, которые наклеиваются на листы бумаги, и в результате у каждой команды получаются цветы (Путешествие с домашними растениями) и др. Особенно радуются таким знакам шестилетки.
Не стоит забывать и о том, что это игра, а не урок, и поэтому на ней возможен и шум, и смех, и движение, а иначе какая же это игра. Не нужно требовать от детей идеального порядка и дисциплины. Ценность игр-состязаний как раз и состоит в том, что дети все вместе, в составе команд, думают, обсуждают вопрос, готовят ответ. Младших школьников этому надо учить. Наблюдения показывают, что они, как правило, не умеют работать в группе, стараются отвечать или задавать вопросы индивидуально. Если на это не обращать внимания, не учить детей совместной умственной работе, в познавательных играх примут участие только самые сообразительные, эрудированные дети, а другим станет неинтересно, и в силу этого игра не будет иметь того воспитательного влияния, на которое рассчитывал педагог.
Как и чем награждать победителей? Современные дети видят по телевизору различные познавательно-развлекательные передачи, где победители получают роскошные подарки. Естественно, в школе таких подарков не будет, да это и необязательно, и даже нежелательно. Цель игры — пробудить интерес к познанию, к книге. Поэтому буквально с первых игр нужно учить детей радоваться тому, что придумали хороший вопрос, нашли правильный ответ, что оказались самыми сообразительными и смекалистыми. Должен радовать сам факт победы, а не материальное вознаграждение.
Однако нельзя и совсем не поощрять победителей. И здесь нужно проявить выдумку. Чтобы награда ценилась, она должна быть неожиданной и оригинальной. В качестве награды можно использовать самодельные книжки, игрушки, сувениры, медали, ордена, памятные знаки. Так, С. Шмаков предлагает вручать шуточные награды:
— самому большому фантазеру за участие в конкурсе «Барон Мюнхгаузен» вручается орден Золотого вруна — 1 место, Серебряного вруна — 2 место и сюрприз — 3 место (сюрприз — это торт «Сюрприз»);
— победителям конкурса «Приставь нос» можно вручить «Золотой нос», «Серебряный нос» и сюрприз за третье место;
— за победы в веселых эстафетах — ордена: «Золотая улыбка», «Серебряная улыбка» и «Улыбочка».
Задачи игры: расширять кругозор детей в определенной области знаний, стимулировать появление вопросов, учить работать в микроколлективе.
Турнир-викторина — это состязание двух или нескольких команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы по одной теме для других. В командах могут быть дети разных возрастов (например, в малокомплектной школе лучше делать смешанные команды).
Турнир-викторина сочетает в себе особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины (дети ищут и задают вопросы, занимательные задания, познавательные задачи).
Турнир-викторина может проводиться по-разному. И. П. Иванов предлагает такие способы:
Цепочка (или «по кругу»): первая команда все свои вопросы задает второй, вторая — третьей и т. д. Последняя команда задает вопросы первой. Этот способ хорош тогда, когда вопросы задаются на одну тему и они примерно одинаковые по степени сложности, а также по тому, какой деятельности требуют: репродуктивной (вспомнить, назвать...) или творческой (сообразить, придумать, поразмыслить...). Если же одна команда придумала вопросы, требующие смекалки, выхода за пределы знаний детей данного возраста, а другая — простые, рассчитанные на припоминание уже известного, то отвечающие будут поставлены в разные условия. В таком случае лучше использовать способ — атака веером.
Атака веером: каждая команда по очереди задает по 1—2 вопроса всем остальным командам. Значит, число вопросов должно быть таким, чтобы всем остальным командам досталось их поровну. Этот способ удобен тем, что команды оказываются в равных условиях, и уже неважно, если одна из них придумает сложные вопросы, а другая — попроще.
Оборона веером: каждой команде поочередно задают по 1—2 вопроса все остальные команды.
Перекрестный поединок проводится между двумя командами, которые готовят по несколько вопросов и задают их поочередно друг другу. Данный способ можно использовать тогда, когда в классе немного детей, например в малокомплектной школе. В большом по численности классе такой способ лучше не использовать, так как у команд не будет возможности посовещаться, вместе подумать над вопросами. В таком случае отвечать будут единицы.
В начальных классах турнир-викторину можно проводить по таким темам: «Времена года», «Моя страна», «Домашние растения», «Мир растений», «Организм человека», «Народные приметы», «Овощи и фрукты», «Музыка и музыканты», «Сказки», «Культура поведения», «Дорога и транспорт», «Детские писатели», «Домашние животные», «Профессии», «Занимательная математика» и др.
Планируя игру, дети делятся на команды, придумывают названия, выбирают капитанов, договариваются о теме и количестве вопросов. Капитаны входят в совет игры, который выслушивает предложения команд и выбирает самую удачную тему. Затем идет подготовка к игре: команды придумывают вопросы. Мы советуем посмотреть в библиотеке книги, энциклопедии, обратиться к Интернету. К поиску интересных вопросов подключаются старшие ребята, родители. Учителю лучше быть в курсе дела, поскольку, как показал опыт, дети могут найти такие сложные вопросы, на которые даже взрослые не могут ответить. Совет учителя поможет избежать многих неприятных моментов и обид.
Проводит игру педагог или кто-либо из старших ребят, но ему надо помочь во время непредвиденных ситуаций. Совет дела входит в жюри. На доске или специальных табло (их можно сделать из обыкновенных тетрадей, разрезанных пополам, но не до конца, на половинках написать цифры от О до 9) жюри будет записывать или показывать количество очков каждой команды. ,
Жюри может за полный, правильный ответ начислять два очка, за неполный и дополнение — по одному очку.
Во время игры следует строго придерживаться правила: после того как задан вопрос, никто не должен «выскакивать» с ответом, а вся команда тихонько совещается. На обдумывание дается одинаковое время всем командам. Если команда, которой задан вопрос, не может ответить, то можно обратиться к другим командам. Если никто не может дать ответ, отвечает команда, задавшая вопрос.
Учителю следует иметь в виду, что в игре главное — не соревнование «кто больше?», а знания, умение команд дружно и слаженно работать. Поэтому основное внимание — на качество вопросов, полные ответы, совместный поиск истины. Если нужно, дополните ответ, подскажите, что еще можно почитать по этому вопросу, расскажите что-то интересное на данную тему.
Во время обсуждения отметьте самые интересные вопросы, ребят, которые проявили активность как в поиске вопросов, так и в ответах. Особо подчеркните дружную работу отдельных микро-коллективов, где дети не пытались отвечать в одиночку, а вместе искали ответы. Можно также сказать, что активнее работали те ребята, которые много читают, многим интересуются. Это поднимет их статус, подтолкнет пассивных быть активнее в других играх.
«Разнобой» — это разновидность турнира-викторины. В этой игре каждая команда задает вопросы друг другу по своей теме. «Разнобой» — это обмен знаниями из различных областей. Проводится игра по двум вариантам.
Первый вариант — это турнир-викторина, описанная выше, вопросы задаются по разным темам. Способы проведения — атака веером, оборона веером и перекрестный поединок. Способ «по кругу» здесь не вписывается, так как желательно, чтобы дети состязались в разных отраслях знаний.
Второй вариант игры проводится иначе. Каждая команда выступает организатором одного из туров состязания и участницей остальных туров. Каждый тур проводится по определенной теме. Например, по теме «Мир природы» одна команда проводит свой тур о животных, вторая — о птицах, третья — о насекомых, четвертая — о рыбах, пятая — о растениях. Команда-организатор своего тура оценивает работу участников, подводит итоги. В конце игры подводятся итоги всех проведенных туров.
Вот, к примеру, как прошел «Разнобой» в третьем классе.
Дети образовали 5 команд по 5 — 6 человек. В процессе планирования была выбрана тема «Животные и растения леса» (в это время в классе как раз читали книги на эту тему). Команды выбрали следующие темы: «Животные», «Птицы», «Растения», «Насекомые», «Грибы». Мы ориентировали ребят на поиски вопросов, требующих сообразительности, особенно вопросов типа «почему?». Порекомендовали книги, поговорили со школьным библиотекарем, чтобы она подыскала детям книги научно-познавательного характера. Решено было проводить «Разнобой» по второму варианту, где каждая команда выступает организатором своего тура. Команды должны были не только подготовить вопросы, но и найти наглядный материал, а также указать книги, энциклопедии, которые содержат необходимую информацию.
Во время проведения игры каждая команда наглядно оформила свой тур картинками с изображением животных, растений, насекомых. Столы в классе разместили так, чтобы команды могли сесть вокруг стола и имели возможность совещаться, обсуждать вопросы и ответы. Ведущая тур команда — у доски.
Начала команда, подготовившая вопросы о животных. Она задает по одному вопросу другим командам, фиксируя ответы, подсчитывая очки (система та же, что и в турнире-викторине: за правильный ответ — 2 очка и т. д.):
— В лесу мы увидели чудо: на дереве выросли грибы. Вернее, не выросли, а кто-то их посадил. Кто же это сделал и зачем? (Белка)
— Почему ежик не убегает от приближающегося человека или животного? (Ежи плохо видят, больше надеются на свой нюх.)
— Почему опытные огородники часто приносят на огород жаб и выпускают их? (Жабы уничтожают вредных насекомых, выбрасывая свой клейкий язык и хватая насекомых.)
— Почему медвежата рождаются такими маленькими, что свободно умещаются на ладони взрослого человека? (Медведица зимой ничего не ест и живет за счет жира, скопленного летом и осенью. Большому медвежонку такого количества молока не хватило бы, вот он и рождается таким маленьким.)
Выслушав ответы, ведущие тура дополняют, уточняют их. Например, дети ответили, что ежик не убегает от животных потому, что у него короткие ноги и сам он очень неуклюжий, даже если бы он попытался убежать, ничего бы не вышло. Организаторы похвалили за хороший ответ и добавили, что есть еще одна причина: ежи плохо видят, больше надеются на свой нюх, но, когда ветер дует в противоположную от ежа сторону, он не чувствует запаха приближающегося животного. Поэтому у него свой способ защиты — иголки. Дополнили ребята-ведущие и ответ о жабах, посоветовав прочитать прекрасную книжку «Серая звездочка» Бориса Заход ера.
В первом туре победила команда «Птицы». Второй тур, посвященный растениям леса, проводит команда «Растения»:
— Как расселяются в лесу анютины глазки? Кто наблюдал, как это растение рассеивает свои семена? (Высыхая, стенки плодиков выгибаются и выбрасывают семена одно за другим.)
— Почему для привлечения птиц в сад в нем сажают кусты боярышника? (Ветки боярышника усеяны острыми шипами-колючками. Защищая себя, растение защищает и тех, кто прячется в его ветвях.)
— В лес пришли аптекарь, кожевенник и пчеловод. Какое растение их интересует? Почему? Назовите разновидности этого дерева. (Это ива. Из ее коры делают лекарство, добывают дубильные вещества для обработки кожи, а цветы ивы богаты нектаром, необходимым пчелам. Ива, краснотал, ракита, плакучая ива и др.)
— Почему иван-чай, или кипрей, первым появляется на местах лесных пожаров — гарях? Что привлекает это растение? (Земля на гарях черная, поэтому она сильно нагревается солнцем, а кипрей любит тепло, жара ему нравится.)
Этот тур оказался самым сложным. Полностью не смогли ответить на вопросы об анютиных глазках, кипрее, иве. Это свидетельство того, что дети мало бывают в лесу, а если и бывают, не наблюдают жизнь леса, не замечают в нем то, что заметно внимательному и заинтересованному человеку. Дополняя ответы детей, организаторы рассказали историю о том, как к нам попала ива.
«Однажды, лет 200 назад, из Китая привезли плетеную корзинку с фруктами. Фрукты съели, а корзинку выбросили. И вот на том месте, куда бросили корзинку, появилось необычное дерево, которое прозвали плакучей ивой: ветки, из которых была сплетена корзина, проросли... За несколько десятилетий ива расселилась по всей стране. И теперь у реки или озера всегда можно встретить плакучую иву или ее разновидности: вербу, краснотал, чернотал, белую иву, ракиту».
Следующий тур — «Птицы».
— Как дятел держится на дереве? Нарисуйте. (Два цепких пальца вверху и два — внизу.)
— Какую из самых красивых лесных птиц зовут и лесной флейтой и лесной кошкой? (Иволгу, она издает такие звуки.)
— Назовите малютку птичку с волчьим аппетитом. (Королек — самая маленькая птица наших лесов. За день съедает столько же пищи, сколько весит сама.)
— Где устраивает гнездо малиновка? Какое еще имя у нее есть? (На земле, ее трудно увидеть на фоне прошлогодней травы и прелых листьев. Второе имя — зарянка, поет нежным, серебристым голосом на вечерней и утренней заре.)
Чтобы облегчить командам поиски ответов, ведущие показывают картинки с изображением дятла, королька, малиновки, иволги. Всех особенно заинтересовал рассказ об иволге. И снова совет детям — больше наблюдать, слушать, вглядываться в жизнь леса, проникая в его тайны.
Турнир продолжается. На этот раз вопросы о насекомых:
— Сколько тли за день может съесть божья коровка? (До 200 тлей.)
— Почему бабочка-крапивница так называется и почему весной она появляется так рано? (Гусеницы бабочки живут на крапиве. Бабочка из куколки появляется не весной, как все, а осенью, поэтому она вылетает первой, как только пригреет солнышко.)
— Как спасается кузнечик, если его схватить за ногу? (Нога отваливается, как у ящерицы хвост.)
— Как по жуку-навознику узнать, какая будет завтра погода? (Если жук летает — наутро будет ведро, но если жука не видно — назавтра пойдет дождь.)
Не получив ответа на свои вопросы, команда не спешит отвечать на них, а показывает книгу Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», в которой можно найти все ответы. Мы считаем, что это правильно: во-первых, внимательный учитель сразу увидит, кого заинтересовала игра и ее содержание, а во-вторых, некоторая недосказанность только на пользу, она активизирует дальнейшую познавательную деятельность, стимулирует полезное деловое общение. Уже на следующий день мы наблюдали, как дети, нашедшие ответы, делились своими знаниями.
Последний тур — вопросы о грибах.
— Как правильно собирать грибы и почему именно так? (Срезать под самый корень, чтобы не повредить грибницу.)
— Как размножается гриб-дождевик? (Когда гриб высохнет, он лопается, и споры разносятся во все стороны.)
— Почему первые весенние грибы названы сморчками? (За внешний вид.)
— У каких грибов шляпки разного цвета, но все они носят одно имя? (Сыроежки)
Здесь команды оказались на высоте, затруднение вызвал только вопрос о размножении дождевиков. Но когда детям напомнили, во что они потом превращаются («баня», «дедушкин табак»), они сразу сообразили, вспомнив, как сами пылили ими.
В конце игры ведущие подводят итоги всех туров, а команды обсуждают игру:
— Нам игра понравилась. Интересные вопросы, мы узнали новое об иволге, например. Мы считаем, что вопросы о растениях можно было подобрать попроще. Некоторые выкрикивали ответы.
— Мы считаем, что игра очень интересная. Все хорошо подготовились, все старались отвечать. Надо было принести больше картинок. Плохо, что мы не победили.
— Наша команда отвечала за растения (все смеются), ну, за вопросы о растениях. Мы считаем, что вопросы были нетрудные, просто надо книжки читать (опять смех и добавление: «научные»). Вот Сережа на все почти вопросы отвечал. Знаете, сколько книг у него дома? Мы предлагаем в следующий раз провести игру только о растениях. Чтобы больше о них узнать.
— А нам все понравилось. Очень хорошо, что команды проводили часть игры. Никому не обидно. Только мы советуем не читать вопросы по бумажке, а то Витя их так читал, что ничего непонятно.
— Хорошие вопросы, но некоторые трудные, никто не ответил. Не понравилось, что иногда было шумно, в конце уже просто выкрикивали ответы, кто что. Надо меньше вопросов. Некоторые сразу говорили, не советовались с командой.
Суммируя все оценки, можно сказать, что дети довольно объективно оценивают проведенную игру, отмечая и то, что она многому учит, и то, что не получилось во время игры.
Задачи игры: развитие сообразительности, быстроты мышления, умения работать в составе небольшой группы.
Игра представляет собой состязание в быстроте мышления, сообразительности. Само название брэйн-ринга (англ, брэйн — мозг, рассудок) говорит о том, что игроки собираются на площадке (ринге) для состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти правильный ответ.
Для проведения игры выбирается совет дела, возглавляемый учителем. Совет объявляет конкурс вопросов. Они должны быть краткими, понятными, не требующими длительного обсуждения. Дети ищут вопросы в книгах, спрашивают у родителей, советуются с учителем, даже с руководителями кружков и секций. Совет игры отбирает самые интересные вопросы, записывает их на карточки.
Образовано 4 команды: одна отвечает за оформление (бумага, ручки, гонг с молоточком), другая готовит класс к игре. Третья команда готовит песочные часы, карточки с названиями команд, табло. Четвертая — призы победителям.
Через три дня подготовка заканчивается и наступает день игры. В середине класса сделана площадка, по периметру которой стоят стулья для команд, не участвующих в данный момент в игре, в центре площадки — два стола (парты сдвинуты вместе, образуя большой квадрат, за которым сидят 5 человек). Руководит игрой совет дела, члены совета помогают ведущему — учителю: следят за временем, готовят вопросы, фиксируют счет, бьют в гонг.
На ринг вызываются две команды. Остальные — зрители и болельщики. Звучит гонг, и ведущий задает первый вопрос (разыгрывается одно очко):
— Вы знаете, что существуют животные-хищники: тигры, львы, рыси... А есть ли растения-хищники?
Команды совещаются. Ответ готов: это росянка, одно из растений. Первая команда быстрее сообразила. Ей и дается одно очко. Ведущий дополняет, что на земном шаре существует около 500 растений-хищников, что их называют насекомоядными, и советует почитать книгу В. Д. Александрова «Растения-хищники».
Снова звучит гонг. Разыгрывается одно очко.
— Почему всякое чудесное творение рук человеческих, поражающее своей красотой, называют восьмым чудом света?
Проходит минута, но ни одна команда не может ответить. Тогда ведущий рассказывает о семи чудесах света, известных с древности, показывает их изображения в энциклопедии, изданной для младших школьников, «Что такое? Кто такой?».
Теперь уже разыгрываются два очка:
— Часто мы слышим выражение: «сказка становится былью», т. е. то, что было в сказке, перешло в жизнь. Назовите, что из сказки перешло в жизнь?
Дети вспоминают сказки и быстро находят ответ, называя и самолет, и вертолет, и оживление человека с помощью медицинских приборов, и телевизор (его прообраз — золотое блюдечко с наливным яблочком), и другие сказочные предметы. Счет становится 2:1. Болельщики проявляют все большее нетерпение.
Ведущий задает вопрос, который для обеих команд может быть последним:
— Когда очень жарко, слоны, набрав хоботом воду, поливают себя сверху и снизу, как из шланга, и еще песочком присыпают. Зачем они это делают?
Дети правильно находят причину: слон использует песок как полотенце. Но ответ неполный, хотя он и засчитывается команде. Ведущий дополняет, что песок защищает слона от клещей, чтобы они не впивались в кожу. Кто-то из болельщиков делает еще одно дополнение: раньше, чтобы промокнуть чернила, тоже использовался песок. Таким образом, счет становится 3:1 в пользу второй команды, а первая покидает ринг. Ее место занимает третья команда.
Начинается второй раунд, и так до тех пор, пока в игре не примут участие все команды. В конце игры выявляется команда-лидер, ее все поздравляют. Именно эта команда начнет игру в следующий раз.
Обсуждая игру, учитель подчеркивает, что интересной она стала благодаря умным вопросам, найденным детьми, а также слаженной работе команд, которые сражались как настоящие знатоки.
Очень важно, чтобы дети увидели те книги, которые были использованы во время подготовки к игре. Пусть они откроют для себя новые отрасли знаний, немного иначе посмотрят друг на друга, восхитятся знаниями, умом, сообразительностью своих товарищей.
При обсуждении нужно отметить не только тех, кто хорошо отвечал на вопросы, кто много знает, но и тех, кто подобрал вопросы, кто потрудился, ища в книгах научно-познавательный материал.
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4, 5 класс. Конкурс эрудит
Конкурсная программа для младших школьников
Сценарий конкурсной и игровой программы для младших школьников
Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе по теме: Сказки
Конспект внеклассного мероприятия в начальной школе «Праздник чая»
Нет комментариев. Ваш будет первым!