Конспект развивающего занятия для младших школьников «Пускаем пузыри»
Цель: развитие внимания, памяти, мышления, артистических способностей, воображения.
Оборудование: распечатки заданий № 2 и № 3 для каждой пары учащихся; тетрадь в клетку, цветные карандаши; рисунок Чебурашки.
Учитель. Сегодня на занятии мы будем пускать пузыри. Нет, не настоящие, а выдуманные. И не потехи ради, а для пользы дела. Всем известно, что пускать пузыри — почти то же самое, что бить баклуши, то есть лодырничать. Но мы докажем, что, пуская пузыри, тоже можно кое-чему научиться.
Вспомнить, как это делается, нам поможет стихотворение Самуила Маршака.
Воды обыкновенной
В стаканчик набери.
Пускать из мыльной пены
Мы будем пузыри.
Соломинку простую
Сейчас возьму я в рот,
Воды в нее втяну я,
Потом слегка подую
В соломинку — и вот,
Сияя гладкой пленкой,
Растягиваясь вширь,
Выходит нежный, тонкий,
Раскрашенный пузырь.
А теперь возьмите красней карандаш, нарисуйте получившийся пузырь. При этом не забудьте его «очеловечить», то есть дорисовать глазки, ротик, носик... Постарайтесь сделать так, чтобы пузырь получился веселым. Что для этого необходимо?
Ответы детей.
От лица веселого красного пузыря предлагаю вам такое же веселое задание — № 1.
ЗАГАДКИ ОТ БАБЫ ЯГИ
В ступе летаю,
Детей похищаю.
В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зовут меня...
(Не Василиса Премудрая, а Баба Яга.)
В дремучем лесу, на болоте
Вы ее непременно найдете.
Не рыбка она, не лягушка,
Моя дорогая подружка.
Стройная фигурка,
Зовут ее...
(Не Снегурка, а Кикимора.)
Есть еще в лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос.
Может быть пуглив, как зайка,
А зовут его... (Не Незнайка, а Леший.)
Внутри его водица,
С ним не хотят водиться,
А все его подружки –
Пиявки да лягушки!
Водорослями зарос
Добрый дедушка... (Не Мороз, а Водяной.)
Он живет в глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает
И в округе всех пугает.
Это что за старичок?
Ну, конечно...
(Не Пятачок, а Кащей Бессмертный.)
(И. Никитина)
Потренируем память. Запишите в тетрадь все отгадки в том же порядке, в котором они прозвучали. (Самостоятельная работа. Проверка.)
Ответ. БАБА ЯГА, КИКИМОРА, ЛЕШИЙ, ВОДЯНОЙ, КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ.
Выпускаем следующий пузырь. Пусть он будет желтого цвета. Нарисуйте его в тетради, придав «лицу» пузыря серьезное выражение. Как это можно сделать? (Ответы детей.)
От серьезного пузыря — серьезное задание №2.
ДОПИСАТЬ НЕДОСТАЮЩЕЕ СЛОВО
Дети получают распечатки задания. Работа в парах. Проверка.
• Василиса Премудрая
Золотой петушок
А. Пушкин
Стальное колечко
К. Паустовский
Дядя Степа
Дюймовочка
Слон Моська
Иван-царевич
Мертвая царевна
Королевич Елисей
Баба Яга
Ступа
Старик Хоттабыч
Ковер-самолет
Айболит
Бармалей
Щелкунчик
Мышиный Король
Иван
Конек-горбунок
Кот в сапогах
Хитрость
Гадкий утенок
Дания
Емеля
Щука
Золушка
Трудолюбие
Следующий пузырь, выпущенный нами, будет иметь зеленый цвет и грустное выражение лица. Нарисуйте его, пожалуйста.
Предлагаю вам задание от грустного пузыря, которое поможет всех грустящих развеселить. Задание № 3:
ИНСЦЕНИРОВКА ВЕСЕЛЫХ ДИАЛОГОВ
(По книге К. И. Чуковского «От двух до пяти»)
Дети получают распечатки диалогов (по одному на пару учащихся), репетируют, затем выступают перед классом.
Мама. Как ты смеешь драться!
Сын. Ах, мамочка, что же мне делать, если драка так и лезет из меня!
Мальчик. Няня, что это за рай такой?
Няня. А это где яблоки, груши, апельсины, черешни...
Мальчик. Понимаю: рай — это компот.
Мама. Вот выпадет снег, ударят морозы...
Девочка. А я тогда не выйду на улицу.
Мама. Почему?
Девочка. А чтоб меня морозы не ударили.
Дядя. Наденька, скажи слово «рыба».
Надя. Окунь.
Девочка. Мама, крапива кусается?
Мама. Да.
Девочка. А как она лает?
Валерик. Мама, ты была девочкой?
Мама. Была.
Валерик. В школу ходила?
Мама. Ходила.
Валерик. А с кем я дома оставался?
Папа. Что это ты шепчешь собаке?
Сын. Я ей говорю: народи мне щеночков. А она мне отвечает: родю, родю с удовольствием.
Внук. Бабушка, что с тобой?
Бабушка. Ох, милый, болею.
Внук. За кого? За «Спартак» или за «Динамо»?
Мы выпустили уже три пузыря. Что напоминают вам их цвета? (Светофор) Давайте вспомним элементарные правила для пешеходов. Послушайте стихотворение.
ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ
Объяснить надо запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая — для транспорта,
Для тебя — тротуар!
Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе «переход»!
На светофоре — красный свет!
Опасен путь — дороги нет!
А если желтый свет горит,
Он «приготовься» говорит.
Зеленый вспыхнул впереди —
Свободен путь, переходи.
Где улицу надо тебе перейти,
О правиле помни простом:
С вниманьем налево сперва погляди,
Направо взгляни потом!
Глупо думать: «Как-нибудь
Проскочу трамвайный путь!».
Никогда не забывай,
Что быстрей тебя трамвай!
(В. Тимофеев)
Повторите правила, о которых говорится в стихотворении.
Ответы детей.
Продолжаем пускать пузыри. Нарисуйте коричневый пузырь, не «очеловечивая» его. А теперь пофантазируйте. Какие сказочные герои коричневого цвета могли бы получиться из вашего пузыря?
Ответы детей.
ЗАДАНИЕ № 4: РИСУНОК ЧЕБУРАШКИ.
Учитель демонстрирует рисунок с изображением Чебурашки.
А вот и один из названных героев. Посмотрите на него очень внимательно, постарайтесь запомнить каждую деталь. (Время демонстрации — 30 сек.)
Рисунок убирается.
Нарисуйте в тетради Чебурашку как можно точнее.
Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
Пускание пузырей — не всегда пустое занятие, не правда ли? Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное занятие в 1 классе. Лекарственные растения
Задания «Соедини по точкам и раскрась», 1 класс
Конспект развивающего занятия для младших школьников
Развивающее занятие для детей 7-8 лет
Спортивная эстафета для учащихся начальных классов