Цели и задачи:
• развитие интереса к литературе, устному народному творчеству;
• в игровой форме формирование сплоченного детского коллектива.
Для классного часа учителю необходимо подобрать несколько иллюстрированных книг с баснями Крылова или иллюстраций к его басням. Кроме того, желательно подготовить сценку по любой басне Крылова.
Учитель: Ребята! Вы все, конечно, читали басни Ивана Андреевича Крылова. А знаете ли вы, что родился он в Москве, а детские годы его прошли на Урале и в Твери. Из-за тяжелого материального положения И.А. Крылов вынужден был работать с 14 лет. Он написал около 200 басен. Кто из вас может мне их назвать? («Ворона и лисица», «Квартет», «Кот и повар», «Лебедь, рак и щука», «Лиса и виноград» и т.д.)
Басни И.А. Крылова известны во всем мире, они переведены на сотни языков. А в чем секрет его басен? (Размышления ребят) Правильно, именно в том, что под видом животных и птиц Крылов высмеивает человеческие недостатки и вредные привычки. Уникальность каждой басни Крылова в том, что в ней заложены глубокий смысл и наставление или предостережение другим людям. Вот, например, басня «Орел и Пчела»:
Счастлив, кто на стезе трудится знаменитой:
Ему и то уж силы придает,
Что подвигов его свидетель целый свет.
Но сколь и тот почтен, кто, в низости сокрытый,
За все труды, за весь потерянный покой
Ни славою, ни почестьми не льстится
И мыслью оживлен одной:
Что к пользе общей он трудится.
Или вот другие строчки из басни «Ворона и Лисица»:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Просто и ясно учит нас Крылов строчками из басни «Синица»:
Примолвить к речи здесь годится,
Но ничьего не трогая лица,
Что делом, не сведя конца,
Не надобно хвалиться.
А кто из вас может сказать, что такое басня, чем она отличается от стихотворения? (Басня, как правило, в стихах и носит нравоучительный характер. В баснях обычно действующими лицами выступают животные, растения, вещи. Вначале или конце басни обязательно мораль)
Вы все знаете, что благодаря яркости, образности литературного языка, многие фразы из произведений Ивана Андреевича Крылова стали крылатыми, узнаваемыми, употребляемыми в повседневной речи. Назовите крылатые выражения из басен Крылова? («А Васька слушает да ест», «Слона-то я и не приметил!», «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»)
А сейчас начинаем конкурс на лучшего знатока басен Крылова. Попробуйте продолжить отрывок из басни:
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг... (сырный дух Лису остановил)
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
Сказал... (и в темный лес Ягненка уволок)
Мартышка тут с досады и печали
О камень... (так хватила их,
что только брызги засверкали)
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза... (уж не поет)
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши слона... (ну на него метаться)
Однажды Лебедь, Рак и Щука...
(Везти с поклажей воз взялись...)
А теперь я предлагаю желающим проинсценировать фрагмент любой басни Крылова.
Игра-эстафета «Змея»
Змея не имеет ног, она не может ходить или бегать. Змея грациозно, бесшумно и очень быстро ползает. Она изгибается всем телом, плавно огибает все препятствия на своем пути.
Для этой эстафеты потребуются несколько стульев. Их нужно установить на линии движения. Команда выстраивается в колонну друг за другом, все кладут руки на плечи впередистоящих и дружно приседают на корточки. Задача команды — преодолеть расстояние до поворотной отметки и обратно, огибая при этом все препятствия и не задевая их. Важно не расцепиться во время пути и не встать в полный рост — иначе получится «разорванная змея».
Вы немного поиграли, отдохнули. А теперь я предлагаю вам более серьезную викторину «Из какой басни эта мораль?» Я буду зачитывать вам известные нравоучения или умозаключения, которые вам нужно запомнить на всю жизнь. Ваша задача — отгадать, из какой басни эти строчки. Готовы?
Посмотришь на дельца иного:
Хлопочет, мечется, ему дивятся все.
Он, кажется, из кожи рвется,
Да только все вперед не подается,
Как Белка в колесе. («Белка»)
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит. («Мартышка и очки»)
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться. («Ларчик»)
У всякого талант есть свой;
Но часто, на успех прельщался чужой,
Хватается за то иной,
В чем он совсем не годен.
А мой совет такой:
Берись за то, к чему ты сроден,
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. («Скворец»)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Рак и Щука»)
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад,
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней;
Он лучше дело все погубит
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета. («Щука и Кот»)
Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо;
Все взапуски его ценят;
И если он у нас не виноват,
Так это чудо! («Крестьянин и работник»)
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже. («Обоз»)
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить. («Кот и Повар»)
Бессильному не смейся
И слабого обидеть не моги!
Мстят сильно иногда бессильные враги.
Так слишком на свою ты силу не надейся! («Лев и Комар»)
Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами. («Мышь и Крыса»)
Невежда также в ослепленье
Бранит науку и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»)
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку. («Кукушка и Петух»)
Учитель: Молодцы, ребята! Вы почти полностью справились с этим сложным заданием. А теперь я хочу предложить вам конкурс «Объясни выражение». Будьте внимательными и активными!
В баснях И.А. Крылова много крылатых фраз. Объясните их толкование:
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»)
У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягненок»)
Когда в товарищах согласья нет
На лад их дело не пойдет. («Лебедь, рак и щука»)
После рассуждений ребят учитель делает вывод, что басни И.А. Крылова учат нас бороться со своими вредными привычками и плохими чертами характера. По окончании классного часа учитель поощряет наиболее отличившихся ребят и благодарит всех за участие в конкурсно-игровой программе.
Интеллектуальная викторина с ответами для 4-5 класса
Викторина «Самый – самый» с ответами для младших школьников
Викторина с ответами «Творчество Успенского», 4 класс
Игра Счастливый случай, 4 класс
Игра викторина по русскому языку «Счастливый случай», 4 класс
Гульнара # 20 февраля 2019 в 08:56 0 |
Спасибо за интересный материал. |