1. Методические рекомендации к занятию.
2. Пояснительная записка.
3. Ход занятия.
4. Список литературы для педагога.
5. Список литературы для детей.
6. Приложение.
1. Методические рекомендации.
В наше трудное время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть для государства приоритетными. Перестали. Но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.
Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым - одна из задач всей воспитательной работы. Не всегда ребенок может полностью раскрыться на уроках. Именно «раскрыть» его - еще одна из задач педагога. Для решения этой проблемы каждый воспитатель выбирает наиболее интересные и эффективные, по его мнению, приемы и методы работы.
Одним из этих направлений можно считать создание театра для раскрытия и развития творческого ребенка.
Задачи театральной студии:
1. Формирование у воспитанников отношений «общей заботы», взаимопомощи и взаимопонимания.Выявление у детей организаторских и творческих способностей через чередование поручений в театре (дежурные, помощники режиссера, оформители, декораторы и так далее).
2. Развитие творческих способностей учащихся (артистических, литературных, музыкальных, начально-технических и так далее).
3. Эстетическое воспитание, привитие учащимся любви к прекрасному через приобщение их к театральному искусству, техническому мастерству.
4. Организация свободного времени школьников.
5. Сплочение детского коллектива через организацию коллективного дела.
Итак, в начале выбирается произведение, которое будет ставиться на сцене. Если дети младшего школьного возраста, то лучше организовать кукольный театр. Так как именно в этом возрасте развивается моторика у детей. При этом выборе необходимо изготовить куклы.
Всем актерам с самого начала работы над будущим спектаклем следует уяснить одно: режиссер - главный руководитель своей постановки, поэтому с ним не принято спорить. Актеры на роли назначаются (или снимаются с них) по воле режиссера - эти вопросы не обсуждаются и не становятся предметами личных обид и тем более темой для жалоб кому-либо.
А еще режиссер во избежание форс-мажора, когда вдруг оказывается, что некому вдруг играть задуманные роли (например, когда возникает эпидемия гриппа, и основные исполнители вдруг заболевают), еще при первых же встречах должен подумать о возможных дублерах.
Итак, подходящая пьеса найдена. Но тут-то начинается самое интересное и трудное. Ведь прежде чем получится настоящий спектакль, понадобится не одна, а несколько репетиций. Ведь недаром это слово происходит от французского - «репете», что значить «повторять». И каждое такое повторение, каждая репетиция — это ступенька к совершенному воплощению театрального действа.
Юные актеры на репетициях должны будут пройти длинный путь - от нервного зажима во время первой читки своей роли к полной раскованности, которая необходима, если желаешь играть на сцене перед публикой.
Но начинается спектакль вовсе не с первой репетиции, а с обсуждения пьесы - о чем она, какова в ней главная идея, какими средствами она будет воплощаться, какими видятся главные герои режиссеру и самим исполнителям. Такой этап работы над пьесой называется «застольным». Для него ребятам необходимо принести с собой тетрадь и авторучку, чтобы если понадобится записывать рекомендации режиссера и свои мысли по поводу той или иной сцены. Обсуждая пьесу, режиссеру необходимо сразу же иметь несколько ее экземпляров, чтобы раздать ребятам. Задача актеров во время обсуждений и последующих репетиций: пройти весь жизненный путь своего героя - возможно даже подумать о том, что оставлено драматургом так сказать «за кадром», о чем не рассказал драматург, но что вполне может иметь место в характере персонажа. Во время первого обсуждения, предшествующего первой репетиции, детально разбираются роли и необходимые качества, которыми должен обладать актер для воплощения ее на сцене.
Разучивать текст роли актерам необходимо дома, чтобы на репетициях она что называется «отскакивала от зубов». Запоминание ролей тренирует память и художественное воображение.
Во время первой и последующих репетиций, как правило, актеры уже ознакомились с характерами своих героев, поэтому обсуждение разгорается с новой силой. Важно помнить, что везде нужно соблюдать этическую сторону: например, споры между актерами и режиссером во время репетиций недопустимы. Для споров существуют специальные обсуждения, которые проводятся в тесном актерском кругу. Именно на обсуждениях у каждого будет возможность высказать свое мнение и убедить режиссера в своей правоте, либо, наоборот, найти иное решение для той или иной роли.
Именно во время обсуждений и репетиций персонаж, который сначала казался таким простым и понятным, начинает вдруг обрастать «привычками», «манерами», «достоинствами» и «недостатками», которые по своему видению может подарить ему исполнитель. Режиссеру важно прислушаться к актеру, уловить его индивидуальность и ту изюминку, которую он может привнести в описанную драматургом роль, а не с помощью диктата настаивать на своем видении. Чтобы разрешить спор сразу же на обсуждении, не вставая с места, можно предложить доказывающим каждый свое ребятам проиграть друг с другом сцену, вызывающую сомнения и бурные дебаты. Наглядность иногда лучше всего показывает, кто прав, а кто нет.
На репетициях и обсуждениях ребята учатся взаимодействию друг с другом, ведь это так важно — чувствовать игру партнера, подыгрывать когда это требуется, создавая правильное настроение и у актера и у зрителя.
Некоторые репетиции могут быть индивидуальными. Например, сцены, где взаимодействуют между собой основные герои, режиссер может попросить прорепетировать только исполнителей главных ролей. У остальных членов труппы останется свободное время для самостоятельной работы.
Наиболее ответственная из репетиций - это генеральная, когда актеры произносят роли без запинок, уже успели хорошо «сыграться», научились чувствовать мизансцену, плюс к тому — подогнаны костюмы, готовы декорации и музыкальная фонограмма. На генеральной репетиции, предшествующей открытому показу на сцене, может присутствовать не только режиссер, но и члены художественного совета школы - директор, завуч или представитель родительского комитета. Мнения этих первых зрителей могут также помочь актерам и режиссеру.
Пригласительные билеты, афиши, программки.
Хорошим дополнением к спектаклю считаются театральные афиши, которые рисуются акварельными или гуашевыми красками. Надписи на них, как правило, делаются цветней или черной тушью с помощью специальных плакатных перьев. Если есть желание, надписи можно напечатать с помощью принтера и наклеить на афишу. Четкой получается афиша, текст которой набит красками с помощью трафарета. Также если есть желание у детей, они сами могут оформить афишу и внести все, что им пожелается.
Но перед тем как приняться за цветное оформление афиши, следует составить ее карандашный вариант и хорошо его вычитать, чтобы нее было ошибок. Лучше изготовить несколько афиш, чтобы повесить их на самых разных и видных местах. На афише пишется сначала дата показа спектакля, затем его название, затем имя драматурга, затем время и место проведения.
Примерный текст для афиши:
1 ноября 2013 года
Спектакль «Яблоко»
по рассказу В. Сутеева
Кабинет № 6, в 15 часов
Режиссер Мусина Э.Г.
В главных ролях: …Вход свободный.
Обратите внимание: в конце фраз или строчек в афише точки не ставятся. Актеры по собственному желанно либо по совету режиссера, могут выбрать себе сценический псевдоним - вымышленное имя или фамилию, либо вообще звучное прозвище.
Помимо театральной афиши следует позаботиться о том, чтобы особо почетным гостям прислать специальный пригласительный билет. Например, таким почетным гостем может быть директор школы, представитель Гороно или местного отдела культуры, известный и заслуженный человек города, например ветеран Великой Отечественной войны.
Приглашение можно напечатать на обыкновенной открытке, а можно также попросить художника правильно оформить его.
Для этого альбомный лист складывается пополам, оформляется его титульная сторона. Например, на ней можно написать «Наш театр открывает сезон». Далее может быть приклеена групповая фотография актеров. На развороте пишется обращение к тому человеку, которому адресовано приглашение. Например, «Уважаемый Иван Иванович!» Далее идет текст приглашения, в котором непременно указываются название спектакля, драматург, дата его проведения, время и место. Например, «Приглашаем Вас на спектакль «Стрекоза и муравей», который состоится 25 мая в 12 часов 30 минут в актовом зале гимназии № 47 по адресу улица Парковая, дом 12. Вход свободный. Приглашение действительно на два лица. Телефон для контактов 223-12-92».
Внимание: не забудьте указать подробный адрес и номер школы. Если школа находится далековато, а приглашенный — человек в возрасте, то укажите подробный маршрут проезда с указанием номеров автобусов и троллейбусов. В приглашениях на спектакль обычно не принято указывать номера мест в актовом зале. Но почетным гостям их места лучше указать. Обычно это бывают взрослые люди, сидя в первом ряду, они будут загораживать всем обозрение. Поэтому их лучше посадить с краю - на добавочных местах (стульях), поставленных возле стены или окна перпендикулярно сцене. А в билетах опишите эти места учтиво - «ложа». 'Тогда над поставленными стульями хорошо приклеить вывеску «Ложа для почетных гостей или более гламурно «V.I.Р.- места».
Последний эффектный штрих - это театральные программки. Их можно напечатать на принтере на обычных листках бумаги. А можно каждую оформить отдельно вручную. Это более кропотливо, а художнику потребуются помощники. На такую работу уйдет больше времени, и количество программок будет ограниченным. Но зато каждый может внести свое видение и отношение к пьесе.
- фамилия и инициалы режиссера, актеров, костюмера и художника, помогающих в проведении спектакля.
Данная методическая разработка предназначена для проведения итогового занятия в театральных студиях, завершающего знакомство с разными видами театров.
1. Образовательные: обучение актерскому мастерству; обучение раскрепощению и перевоплощению; формирование сознательного отношения к своей речи и движениям;; расширение кругозора воспитанников;
2. Развивающие: развитие толерантности, логического мышления, творческого воображения, речи, внимания, памяти, мышления, моторики рук; развитие навыков начально-технического мастерства;
3. Воспитывающие: побуждение интереса к разным видам театрального искусства и актерской профессии; воспитание в детях театрального зрителя; воспитание уважения друг к другу, взаимопомощи; привитие любви к литературе.
Оборудование, реквизит: плакаты, афиши, карточки с заданиями, программки, занавес для театрального представления, ширма для кукольного театра, пальчиковые куклы, костюмы, декорации, аксессуары к театральному представлению.
Технические средства обучения: музыкальный центр, фонограмма музыки к занятию.
Ожидаемые результаты: в результате проведенного занятия достигаются поставленные цели. Воспитанники получают знания: об особенностях драматического и кукольного театра; умения: слушать выступающих, управлять куклами, жестами и телом; навыки: актерского мастерства, правильной речи, работать в группе.