Методическая разработка занятия для младших школьников «Театр бывает разным»

3. Ход занятия:

I. Организационная часть.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! Все красивые, опрятные, в хорошем настроении!

Сегодня на занятии мы повторим то, что изучали на предыдущих занятиях и посмотрим первые ваши театральные постановки, которые вы готовите  к выступлению на празднике осени.

II.  Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

В начале нашего занятия в театральной студии нам необходимо провести артикуляционную гимнастику, для того, чтобы голос у будущего актера был свободным, и его полету ничего не мешало. Вспоминаем шаги к свободному голосу, которые мы уже изучили (вывешивается плакат «6 шагов к свободному голосу»).

1 шаг – осанка. Сели все прямо, опираемся на спинку стула, ножки свисают прямо, руки на коленях.

2 шаг – умелое дыхание. Не забываем: набираем воздух в легкие через нос, при этом не поднимаем плечи.

·  У меня есть волшебная палочка. Вы должны медленно дуть на палочку. Приготовились, начали (выполняем 2 раза)

·  Теперь вам нужно резко подуть на палочку, выпустив весь воздух разом.

· Положили одну руку на грудь, другую на живот. Пробуем набрать воздух в живот, чтобы он надулся как мячик (выполняем 2 раза), а теперь набираем воздух в грудь, живот должен быть неподвижным (выполняем 2 раза).

3 шаг к свободному голосу – незатрудненное движение челюсти.

· Злимся, молча, как бы про себя. Крепко сожмите зубы в задней полости рта. Разожмите! (выполняем 2 раза)

·  Изображаем рыб. Открываем медленно, широко нижнюю челюсть и закрываем её.

·  Двигаем нижней челюстью вперед и назад (выполняем 2 раза)

4 шаг – язык мой – друг мой! Сейчас в роли актера будет выступать у нас язык. Я буду рассказывать о нем сказку. А вы должны управлять своим языком. Итак, приготовили своих актеров…

Жил-был язык. Вот какой он был (показывают). Очень любил язык красоваться перед соседями на крыльце своего дома, вот так! Захотел язык пригласить к себе в гости… губы. Уж очень они ему нравились: красные, пухлые, мягкие – вот какие (демонстрируют)

Решил язык к приходу гостей убрать свой дом. Сначала он внутри побелил потолок (гладят языком нёбо), затем вымыл стены (гладят стенки щёк), подмёл полы, не оставляя мусор по углам (гладят место под языком), смахнул паутину с двери (внутренняя и внешняя сторона зубов) и высунулся на крыльцо – вот я какой! Кто перед таким устоит? Вот губы и не устояли – пожаловали в гости (заверните губы внутрь рта и сделайте воздушный поцелуй).

5  шаг к свободному голосу – учимся зевать! Позевали, потянулись. Замечательно!

6 шаг – учимся смеяться! Давайте посмеемся скромно, от души, как большой толстый человек.

Работа со скороговоркой.

Давайте проверим, как у нас работает речевой аппарат. Произнесем знакомую нам скороговорку «Шесть мышат в камышах шуршат» медленно шепотом. Теперь увеличиваем темп. Произносим, прибавляя громкость голоса. И наоборот.

2. Пальчиковый тренинг.

Повторяем за мной слова и имитируем движения.

КАПУСТКА

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трем-трем,

Мы капустку жмём-жмём.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки).

3. Физкультминутка «Чудесные превращения»

Встали все, немного подвигаемся. Превращаемся в то,  что я буду называть. Я буду смотреть, кто лучше проявляет свои актерские способности.

Гусеница – бабочка

Котенок – лев

Цыпленок – петух

Семя – дерево

Капля – море

4.Опрос-беседа.

Вспомним, ребята, о каких театрах мы уже узнали на прошлых занятиях (драматический и кукольный). Чем они отличаются?

Кто расскажет и покажет основное расположение в драматическом и кукольном театре? (сцена, зрительный зал, занавес, кулисы, ширма и т.д.)

III. Практическая часть.

1. Повторение правил ТБ.

Каких общих правил внутреннего поведения вы должны придерживаться на занятиях в нашем центре? (проявлять уважение к взрослым, сверстникам и младшим по возрасту; уважать взгляды и убеждения других людей; не причинять вред людям и имуществу; заботиться о безопасности своей жизни и своих товарищей, соблюдать правила ТБ, ОТ, правила пожарной безопасности; беспрекословно выполнять указания руководителя; быть внимательным при обращении с электроприборами).

2.Кукольный театр. Инсценирование сказки В. Сутеева «Яблоко».

(1 группа актеров готовится к выступлению, а с остальными проводится беседа)

Сегодня мы с вами приглашены в настоящий кукольный театр. Наша творческая группа подготовила инсценировку по сказке В. Сутеева «Яблоко», которую будет показывать на празднике осени.

Посмотрим, что было подготовлено ребятами (ширма, куклы готовые, декорации, афиша, программки) Как вы думаете, для чего нужна афиша? Программка? Декорации?

А как должны вести себя зрители во время представления?

Итак, смотрим внимательно представление, а затем скажите, кто из героев вам больше всего понравился.

Тишина в зале, представление начинается…(показ)

3. Показ драматического театра. Инсценирование басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

(2 группа актеров готовится к выступлению, а с остальными проводится беседа)

О чем эта сказка?  Какой из героев вам больше понравился и почему? В чем основное отличие драматического театра от кукольного? Отличаются ли правила поведения зрителей в драматическом театре?

Итак, мы оказались  в драматическом театре. Тишина…(показ)

IV. Заключительная часть:

1.Анализ выступлений воспитанников

Скажите, выступление какой группы вам понравилось больше и почему? Что бы вы добавили, изменили?

Чем интересен театр драматический? Кукольный? Какой вам нравится больше и почему?

Какие драматические театры вы знаете у нас в столице?

Творческие группы вам необходимо всё учесть для того, чтобы удачно выступить на празднике осени.

2. Подведение итогов

О каких театрах вы узнали? Скажите, пожалуйста, для чего нам нужен театр?

Всем большое спасибо! До свидания!

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

1. Театр, где играют дети. Под ред. А.Б. Никитиной. – М., 2001.

2.  Брызгалова А.Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников. – Минск, 2006.

3. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2006.

4. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. – М., 2004.

5. Театрализованные игры для младших школьников/ Составитель Р.В.Димитренко – Волгоград, 2006.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:

1. Иванова О.В. Театрализованные праздники для дошколят и младших школьников. Глава «Давай поиграем в театр» – Ростов-на-дону, 2004.

2. Крылов И.А. Басни. – М., 2000.

3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. – М., 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Яблоко

Осенняя инсценировка по сказке В. Сутеева

Действующие лица: Волк, 1 -й заяц, 2-й заяц, Еж, Ворона, Медведь.

Реквизит: куклы пальчиковые, дерево, яблочко, декорации с изображением осеннего леса.

1-й заяц: Куда же нам спрятаться? Волк бежит за нами следом, вот-вот догонит нас и съест!

2-й заяц: А давай спрячемся за эту яблоню и будем сидеть тихо-тихо, может быть волк не заметит нас и убежит

Зайцы прячутся за деревом, в этот самый момент появляется волк. Оглядывается по сторонам.

Волк (рассуждая сам с собой): Куда же подевались эти зайцы? Так кушать хочется, маковой росинки с утра во рту не было! (громко, с угрозой) Ну, берегитесь, зайцы, как догоню, как поймаю, как съем — ни одной косточки не оставлю!

Волк убегает, зайцы потихоньку начинают выглядывать из-за дерева, затем выходят вперед.

1-й заяц: Фу-ух, кажется, волк ушел! 2-й: Вот и хорошо! Давай все время вместе держаться, не будем ссориться и спорить!

Зайцы садятся на пенек, обнимают друг друга за плечи и мечтательно смотрят в небо. Вдруг первый заяц замечает одиноко висящее на дереве яблоко.

1-й заяц: Погляди-ка, что это там висит?

2-й заяц: Где?

1-й заяц: Во-о-он там, на дереве!

2-й заяц: Да это же яблоко, и какое румяное! Вот сейчас сорву, да и съем!

1-й заяц: Я тебе съем! Это мое яблоко, я его первый увидел!

2-й заяц: Ты-то увидел, а вот разглядел-то я! Мое яблоко!

1-й заяц: Нет, мое!

Зайцы начинают ссориться и кричать «Нет, мое!», «А я говорю, мое!» На этот крик прилетает ворона. Она сначала просто смотрит на зайцев, потом затыкает уши и начинает крутить головой. В это время на полянке появляется еж и, не обращая ни на кого внимания, укладывается спать в сторонке. Ежа тоже никто не замечает.

Ворона: Прекратите кричать, прекратите! (зайцы замолкают) Ишь, разорались, всех птиц в лесу распугали! А чего спорите-то, чего кричите?

1-й заяц: Да вот яблоко нашли, сорвать его хотим...

Ворона (перебивая): Поняла, поняла! Хотите, да не можете! Ясное дело, яблоко-то высоко висит, сорвать его сможет только птица! (взбирается на пенек, срывает яблоко) Батюшки, красота-то какая! Румяное и, наверное, вкуснющее! (Зайцы бросаются к вороне)

1-й заяц: А ну-ка, отдай наше яблоко!

Ворона: Погодите, погодите, да какое же оно ваше! Я его сорвала, значит, оно мое!

2-й заяц: А ну отдай! Воровка!

Зайцы начинают прыгать около вороны, пытаясь выбить у нее яблоко.

Ворона: Караул! Спасите! Грабят!

Ворона начинает вертеться на пеньке из стороны в сторону, пытаясь спрятать яблоко от зайцев. Все-таки одному из зайцев удается выбить у вороны яблоко, и оно летит прямо на ежа. Еж просыпается, подбирает яблоко и с удивлением разглядывает его. Зайцы бегут в сторону, куда полетело яблоко, ворона идет следом за ними. Все натыкаются на ежа.

1-й заяц: Ой, кто это здесь?

Еж: Здравствуйте, зайчата, не бойтесь, это я, еж!

2-й заяц: Здорово, еж, ты наше яблоко не видел?

Ворона: Не ваше, а мое!

Еж: Нет, ваши яблоки мне не попадались, у меня есть только мое яблоко. Вот оно!

1-й заяц: Ты, ежик, перепутал, это как раз и есть наше яблоко!

Еж: Нет, нет, это яблоко мое, оно на меня упало, когда я спал.

Звери начинают снова спорить и кричать, каждый говорит, что это его яблоко и пытается объяснить, почему. Ворона сначала участвует в споре, потом забирается на пенек и затыкает уши. Вдруг на ее лице появляется страшный испуг, она замечает появившегося на полянке волка и начинает кричать.

Ворона: Караул! Спасите! Разбойники! Волки!

На этих словах все перестают кричать и спорить, сбиваются в кучку и испуганно смотрят на волка.

Зайцы (вместе): Мамочка, волк!

Волк: Ага, попались! Теперь я съем вас всех!

Еж: Ну, я пойду! Есть меня все равно нельзя, колючий я! (уходит)

Ворона: Эй, погоди, погоди! Ты куда это мое яблоко потащил?

Волк: Ты, ворона, помолчи, тебя я первую есть буду! А ты, еж, иди сюда, покажи, что несешь!

Еж: Да вот яблоко спелое поймал, теперь оно мое!

Волк: Было твое — стало мое! Давай его сюда! (отнимает яблоко)

В это время появляется медведь.

Медведь: Кто тут шумит на весь лес? А, это ты, волк! Снова малышей обижаешь? (волк прячет за спину яблоко) Ну-ка, показывай, что ты там за спиной прячешь!

Волк подает медведю яблоко.

Медведь: Вот то-то! Ну, малыши, чье это яблоко! Забирайте!

1-й заяц: Это мое яблоко, я его первый заметил!

2-й заяц: Нет, яблоко мое, я его первый разглядел!

Ворона: Я яблоко сорвала, значит, оно мое!

Еж: А упало оно на меня, значит, мое яблоко!

Медведь: Значит, вы яблоко поделить не можете, вас много, а оно одно. Но как же яблоко у волка оказалось?

Все: Он у нас его отнял!!

Медведь: Вот теперь все ясно! Забирайте, малыши, обратно свое яблоко, да вместо того, чтобы ссориться, поделите его лучше поровну между всеми вами. А ты, волк-проказник, ступай отсюда подобру-поздорову!

Волк убегает и прячется за дерево. 1-й заяц забирает у медведя яблоко, уносит за кулисы и тут же возвращается обратно с разрезанным на кусочки яблоком на блюдечке.

Еж: Спасибо тебе, медведь, что помирил нас! (берет кусочки яблока и раздает их зверям, приговаривая) Это тебе, заяц, ты первый яблоко заметил. А это тебе, ты первый его разглядел! Это тебе, ворона, за то, что ты яблоко с ветки сорвала. Это мне, за то, что я яблоко поймал. Это тебе, Миша, за то, что помирил нас! (остается один кусочек)

Ворона: Ну вот, один лишний кусочек остался. Для кого он?

1-й заяц: А это для волка, чтобы он добрее стал и зверей лесных никогда не обижал! (Из-за дерева выходит волк, берет свою дольку. Все участники говорят зрителям: «СПАСИБО».)

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню земли для 1-2 класса

Классный час на тему «Добро и зло», 1-2 класс

Экскурсия с младшими школьниками в осенний парк

Классный час на тему «Руки человека», 1-2 класс

Фольклорный праздник в начальной школе

Страницы: 1 2
Наталья Яковлевна Михайлюк # 21 марта 2014 в 10:03 0
Здорово, что есть такие  творческие педагоги, которые не боятся экспериментировать, зажигать детей своей энергетикой. Театр в школе особо не практикуется, а зря! Замечательная идея! Идет воспитание прекрасного,  узнают новое о театре,  развитие творческих способностей детей, получают первые навыки актерского мастерства. Спасибо! Побольше бы таких мероприятий, где дети смогут раскрыться на все 100%!
Наталья Михайловна Клинцова # 13 июня 2015 в 15:48 0
Театр в школе - дело благодарное, хотя и трудоемкое. Дети, прошедшие через театральный кружок, не боятся публичных выступлений, более открыты, креативны и активны. Пособия, которыми пользуется педагог, действительно, очень хорошие. Разработка занятия подробная и качественная. Творческих успехов Вам и вашим ученикам.
Мелёхина Светлана Владимировна # 13 января 2017 в 09:07 0
Работа, представленная педагогом, написана живым, понятным языком. Ощущение, что ты с педагогом беседуешь "живьем". Данный обмен опытом может быть очень полезен для начинающих педагогов, т.к. в методических рекомендациях прописан каждый этап работы, да еще и сценарий приложен, что тоже немаловажно. Педагог поделился своими "фишками". Поэтому педагог-стажист может их позаимствовать для своей работы. Это важно и нужно. Спасибо за Ваш труд! Театральная деятельность необходима нашим детям, потому что в ней проигрываются многие моменты социальных отношений, и дети учатся находить выход из многих жизненных ситуаций. Дети таким образом познают мир. А кроме того, это работа в коллективе, дети учатся слушать и слышать своих товарищей, что в последствии поможет им быть более чуткими к окружающим их людям. Успехов вам в Вашей таком непростом, но очень важном, деле!