Фольклорный праздник в начальной школе

Сценарий праздника для младших школьников «Чудеса в сундучке»

Интерес к фольклору — одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, его языку и поэзии. Слагая песни, былины и сказки, человек не только выражал свою мечту о счастье, торжестве справедливости и победе над злом, он запечатлевал в них быт и нравы людей, смену времен года, законы животного и растительного мира, крестьянский календарь. Хотелось бы с помощью этого театрализованного праздника раскрыть перед ребятами богатство народной поэзии и народной музыки. Начиная с детства нужно приучить детей любить свою природу, свой край, свой народ и свою родину, изучая всё то, что оставлено нам в наследство предками. Сценарий, который мы предлагаем, основан как раз на фольклорных русских традициях и, думаем, придется ребятам по душе. Рассчитан он на школьников младшего возраста.

Для проведения этого мероприятия понадобится основной ведущий и двое его помощников, которые будут озвучивать кукол. Куклы, соответственно,— Баба-Яга и домовенок Кузя. Все трое ведущих, конечно, должны быть взрослыми. Надо сказать, что этот праздник лучше всего провести в феврале, так как по народному календарю 10 февраля считается днем, именин домовых.

На сцене следует поставить ширму, как в кукольном театре. Мизансцена проста. Основной ведущий стоит перед ширмой и ведет праздник. Двое помощников стоят за ширмой и озвучивают кукол, «выступающих» над ширмой.

Ведущий.

Ребята, сегодня именины домовых, а значит, и нашего Кузеньки. Но на именинах домовых в гостях могут быть только домовые, поэтому вы все будете домовятами, и у каждого из нас будет новое имя на этот час.

Каждому играющему ещё при входе в зал выданы таблички с именами домовых, список имен мы приведем ниже. Они ставят их перед собой на стол, чтобы всем было видно, а столы стоят по кругу, все взрослые также получают новое имя.

Баба-Яга.

Сегодня у меня большой праздник, жду Кузьку в гости, да его друзей-домовят. Как я люблю эти праздники веселые, с загадками, потешками, играми, считалками, дразнилками... А вот и Кузенька мой золотой гостей привёл (гости — это, как вы догадались, дети). Это ж кто ко мне пришёл? Гостеньки разлюбезные пожаловали — погостить, навестить бабушку Ягу. Красавцы писаные, драгоценные мои. И куда ж мне вас, гостенечки, поместить, посадить, и чем же вас, гостюшечки, угостить, усладить? Ах вы, ватрушечки мягонькие, кренделечки сахарные, утютюшечки мои. Садитесь на самые удобные скамьи, на самые мягкие подушечки, а я дам вам медовый пряничек, да сусального петушка, да сахарного всадника на сахарном коне. Всех накормлю, спать уложу на шелковые простыни, бархатные одеяла, лежи на печи, ешь калачи...

Кузя.

Да хватит уж, Баба-Яга, в любезностях-то рассыпаться. Приступай к делу. А вы, домовята, не бойтесь ее. Видите, какая она добрая. Это потому, что мы с вами собрались в Доме для хорошего настроения. В этом зале она злой не бывает, никого не съедает, не обижает. А теперь, Баба-Яга, расскажи, что за праздник нынче. Не все, поди, его знают.

Баба-Яга.

Ах ты, чадушко бриллиантовое, все-то ему знать надобно, уж такой разумник. Ну, мои голубчики, слушайте. 10-го февраля по народному поверью — именины домовых. А кто такие домовые? Это добрые духи дома, единственные из нечистой силы добрые. Все остальные — сердитые: лешие, русалки, кикиморы, вурдалаки, да и я, Баба-Яга. А всех злей водяной. Домовые живут в домах под печкой или в лапте, подвешенном за печкой. Домовые следят за порядком в доме, хорошо ли хозяйка дом обихаживает, мужу подлаживает, деток поднимает.

Кузя.

Баба-Яга, а ты помнишь, дедушка домовой говаривал, что про него сам Александр Пушкин написал? Просил деда, чтобы он дом соблюдал.

Баба-Яга.

Да нет, запамятовала я, стара уж.

Ведущий.

Ничего, я помню и сейчас прочитаю вам это знаменитое стихотворение.

Читает стихотворение А. Пушкина «Домовой».

Поместья мирного незримый покровитель,

Тебя молю, мой добрый домовой,

Храни селенье, лее и дикий садик мой

И скромную семьи моей обитель!

Ходи вокруг его заботливым дозором,

Люби мой малый сад и берег сонных вод,

И сей укромный огород

С калиткой ветхой,

С обрушенным забором.,.

Кузя.

Баба-Яга, а на кого же мы, домовые, похожи?

Баба-Яга.

Ах ты, мой яхонтовый, домовой похож обличьем на хозяина дома, только руки покрыты шерстью, сам маленький, одет в тулуп, лапти.

Ведущий.

Каждый хозяин зовет своего домового по-разному: у нас, у русских — дедко, хозяин, доможил, суседко, домовик, дедушка, постень, лизун, жировик, нежить, батанушка, дух-хранитель... А у белорусов: хатник, господарик. В Украине — домовык, хатний дидко, то есть домовой дед. У поляков — хованец, то есть тот, кто прячется. Люди в отношении к домовому должны соблюдать обычаи, обряды.

Баба-Яга.

Вот так-то, мои бесценные.

Кузя.

А какие же обряды?

Баба-Яга.

Вот какой разумничек. А обычаи и обряды такие. Кормление домового. Я вот для тебя, мой любимец, всегда на печке оставляю каши, а ещё любишь ты щи, блины, пироги, кисель.

Ведущий.

Когда люди переезжают, то домового зовут с собой: «Батюшка домовой, кланяемся мы тебе низехонько, собрали мы своё житьё-бытьё на новое место, так и тебя просим — пойдём с нами», А перевозили домового в горшочке с углями. Но домовой не только хранитель дома, но и воспитатель — наказывает людей за несоблюдение обычаев, если они ленивые, дом не обихаживают или кричат друг на друга.

Кузя.

А как же их наказывать?

Баба-Яга.

Надо их мой серебряный, пугать, ночью душить во сне.

Кузя.

А дедушка мой иначе наказывает людей — он ведра переворачивает, кошку на стол загоняет, в воду мусора насыпает.

Баба-Яга.

Ну не знаю, не знаю, а только если наказание не помогает, собирает домовой свои пожитки — тулуп да лапти и уходит, мой задушевный друг Кузенька, и пусто будет в этом доме, скучно.

Кузя.

А дедушка домовой сказывал, что хозяевам можно его вернуть, позвать: «Батюшка домовой, хранитель и ревнитель моего рода, возвернись со широких дорог, со чужих окраин к отчему порогу, ко своему углу».

Ведущий.

Люди говорят: «В ухе звенит — это домовой колокольчиком звонит».

Кузя.

Всё, хватит о нас, домовых, рассказывать. Давайте посмотрим, кто из моих друзей на наши именины пришёл?

Ведущий.

Что ж, давай познакомимся! (Обращается к зрителям.) Каждый из вас встанет и назовёт имя, которое вам досталось. А я объясню значение имён, так как это старинные, забытые уже слова. Чтобы узнать, что же эти имена обозначают, мы заглянем в словарь Даля (показывает книгу).

Зрители по очереди встают и называют имена домовых с табличек, которые были выданы перед представлением. Ведущий толкует имена по словарю Даля.

Агапчик — добрый, милый.

Афонька — вечный, бессмертный.

Белебеня — болтун, враль, пустомеля.

Беря — бережливый, жалостливый, накопитель.

Блудяшка — шалун, баловник, проказник.

Бутеня — степенный, толстячок.

Буян — буйный.

Вуколочка — оборотень, перевёртыш.

Жердяй — одинокий, вредный, пакостник.

Кувыка — тащится еле-еле, ковыляет.

Страницы: 1 2 3

Наталья Яковлевна Михайлюк # 21 марта 2014 в 10:12 +1
Отличное внеклассное мероприятие  для учащихся начальной школы. В последнее время мы все чаще и чаще возвращаемся к народным истоком и это правильно! Дети должны знать устное народное творчество своей страны. В ходе занятия идет не только приобщение к народным традициям, но привитие любви к чтению, развитие интереса к устному народному творчеству. Замечательные добрые персонажи, продуманный сюжет постановки. Огромное спасибоо!!!!
Тамара Васильевна Енина # 1 июля 2015 в 09:59 0
Замечательное мероприятие для малышей. Учащихся младших классов обязательно нужно знакомить с русском фольклором,петь народные песни, устраивать соревнования по скороговоркам, загадывать загадки, сочинять самим новые, показать докучные сказки, пусть удивятся. Русские народные традиции, нескучный сценарий, веселые ведущие -вот что нужно для расширения кругозора детей. Спасибо за работу.