Сценарий викторины для 3-4 класса «Край Родной»

Викторина «Люби и знай край Родной»

Автор: Колесникова Татьяна Сергеевна, учитель трудового обучения, ГКОУ РО школа – интернат V вида, г. Зернограда, Ростовская область

Описание работы: Данное мероприятие предназначено для учителей начальной школы, для педагогов дополнительного образования. Эта викторина  составлена для учащихся 3-4 классов.

Цель: Обобщение знаний детей о родном крае: его истории, растительном и животном мире.

Задачи:

1. Систематизировать знания учащихся об истории Донского края, его растительном и животном мире.

2. Развивать познавательный интерес, память, сообразительность, мышление, быстроту реакции, творческую активность учащихся.

3. Прививать интерес к историческому прошлому Донского края, животному и растительному миру.

Оборудование: карта Ростовской области, медали трех вариантов (с изображением цветов, с изображением животного, с изображением карты Ростовской области),пакетики с рисом, пшеницей, кукурузой, пшеном, гречкой, семечками подсолнечника.

Предварительная работы: Для участия в викторине учащиеся совместно с классным руководителем выбирают участников команды в количестве 5 человек, один, из которых капитан команды.

За неделю до викторины каждой команде дается  список  вопросов, встречающихся в викторине.( Я работаю в коррекционной школе, поэтому предварительная подготовка необходима для наших учеников)

Ход викторины:

Ведущий 1: Здравствуйте, участники, родители, учителя.  Наша встреча посвящена Донскому краю. И сегодня мы проводим викторину, которая называется «Люби и знай край родной». Мы вспомним об истории Донского края, о его растительном и животном мире.

Ведущий 2: В викторине принимают участие 5 команд:

Команда 3 «А» класса и ее капитан (назвать фамилию и имя ученика)

Команда 3 «Б» класса и ее капитан…

Команда 3 «В» класса и ее капитан…

Команда 4 «А» класса и ее капитан…

Команда 4 «Б» класса и ее капитан …

Поприветствуем команды и их капитанов!

Ведущий 1: Правила для участников викторины. Ведущие будут задавать вам вопросы, и давать различные задания. Отвечает капитан команды. Для того, чтобы ответить, нужно поднять руку. Кто первый поднял руку, тот и отвечает. Если ответ не правильны , отвечает капитан другой команды. За каждый правильный ответ вы получите вот такие медали ( показываю медали) Выигрывает команда, которая набрала большее количество медалей.

Ведущий 2: Внимание болельщики! Убедительная просьба во время проведения викторины соблюдать тишину. Если все 5 команд не дают правильного ответа, вы получаете право ответить на вопрос и получить медаль.

Ведущий 1: Теперь представим участников счетной комиссии: ( назвать фамилию, имя, отчество членов счетной комиссии – 3 человека)

Ведущий 2: Викторина начинается!

Ведущий 1: Перед вами карта Ростовской области. На ней вы видите 3 раздела нашей викторины:

Первый – исторический – здесь мы вспомним об истории Донского края;

Второй –  посвящен растительному  миру -  речь пойдет о растениях, растущих на территории Ростовской области;

Третий – посвящен животному миру – поговорим о животных и птицах нашего края.

Ведущий 2: Итак. Вопрос №1: Когда предположительно произошло первое появление человека на территории теперешней Ростовской области?

Варианты ответов: А- 100 лет назад , Б – 15000 лет назад, В – 350000 лет назад

Ответ: 350000 лет назад

Ведущий 1: Вопрос №2: Как назывались первые жители Донского края?

Ответ: кочевники.

Ведущий 2: Вопрос №3: Чем занимались кочевники на Дону?

Ответ: разведением овец, лошадей, земледелием, ловлей рыбы, разведением крупного рогатого скота.

Ведущий 1: Вопрос №4 Какова протяженность границ Ростовской области?

А- 2280 км, Б- 50207 км, В – 103 км.

Ответ: 2280 км.

Ведущий 2: Вопрос №5: Назовите главную реку области? Какова её длина?

Ответ: река Дон, длина 1870 км.

Ведущий 1: Какие полезные ископаемые имеются на территории Ростовской области?

Ответ: каменный уголь, природный газ, мел, глина, песок, известняк, железная руда, поваренная соль.

Ведущий 2: Как называют коренного жителя Ростовской области?

Ответ: казак.

Ведущий 1: как раньше называлось жилище казака?

Ответ: курень.

Уважаемая счетная комиссия подведите итоги первого этапа викторины.

Ведущий 2: Переходим ко второму этапу нашей викторины. Здесь мы поговорим о растительном мире нашего края.

Вопрос №1: Сколько видов растений произрастает на территории Ростовской области?

Ответ: около 2000 видов.

Ведущий 1: Задание №2: Угадай дерево по листу.( Команде предлагается по пронумерованным точкам нарисовать лист и угадать дерево)

Ответ: 3 «А» - ива, 3 «Б»- дуб, 3 «В» - береза, 4 «А» - клён, 4  «Б» - рябина.

Ведущий 2: Вопрос №3: Сколько лет сохраняется хвоя у сосны? ели?

Ответ: У ели – 10 лет, у сосны – 3 года.

Ведущий 1: Вопрос №4 Назовите самого «древнего жителя»  Ростовской области?

Ответ Это – дуб.

Ведущий 2: Вопрос №5: Назовите растение, которое может оказать первую медицинскую помощь, если вы поранились или натерли ногу?

Ответ: подорожник.

Ведущий 1: Вопрос№6: Какие лекарственные растения Ростовской области вы знаете?

Ответ: зверобой, пастушья сумка, ландыш, подорожник, чистотел, ромашка, шиповник, мать – и – мачеха, пижма, чабрец,  тысячелистник, цикорий.

Ведущий 2: Задание №7: Перед вами злаковые культуры. Разложите из в заданном порядке:

-рис

-пшеница

-кукуруза

-пшено

-гречиха

-подсолнечник.

Ведущий 1: Вопрос №8: Выберите культуру, которая на выращивается в Ростовской области?

Ответ: все выращиваются.

Ведущий 2: Вопрос №9: Выберите культуры, урожай которых собирают осенью: рис, кукуруза, подсолнечник.

Ведущий 1: Вопрос №10: Отгадайте загадки:

1. Колосится в поле рожь,

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко – синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (василёк)

2. Белые горошки на зеленой ножке. (ландыш)

3. Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова. ( одуванчик)

4. Цвёл когда – носил как франт

На макушке красный бант,

И созрел он – и макушка

Стала, словно погремушка.

Много в городе большом

Лишь по бубликам знаком. (мак)

Ведущий 2: Учащиеся 3 «В» класса подготовили нам танец. Давайте поддержим их и станцуем вместе с ними. А наша счетная комиссия  подведёт итог второго этапа викторины.

Объявляются итоги второго этапа викторины.

Ведущий 1: Вот мы и подошли к последнему этапу викторины, который называется «Животный мир»

Вопрос №1:  Для чего белке и лисе нужен большой хвост?

Ответ: Белке хвост помогает совершать большие прыжки с дерева на дерево, а лисе делать резкие повороты при быстром беге. Хвост служит им своеобразным рулём.

Ведущий 2: Пользу или вред приносит лисица сельскому  хозяйству? Какую?

Ответ: Пользу. Она уничтожает мышей.

Ведущий 1: Вопрос №3: Почему трудно держать живую рыбу в руках?

Ответ: Потому что чешуя рыбы покрыта слизью.

Ведущий 2: Вопрос №4: Всегда ли рак пятиться назад?

Ответ: не всегда. Плавает назад, а за жертвой устремляется вперед.

Ведущий 1: Вопрос №5: Назовите  шестиногих  друзей человека?

Ответ: насекомые.

Ведущий 2: Вопрос №6: Как осы распознают своих и чужих?

Ответ: По частоте взмаха крыльев.

Ведущий 1: Вопрос №7: Сколько ног у паука?

Ответ: 8

Ведущий 2: Вопрос №8: У какого из насекомых уши на ногах?

Ответ: У кузнечика.

Ведущий 1: Вопрос №9: Кого называют пернатой кошкой?

Ответ: Сову.

Ведущий 2: Вопрос №10: У какой певчей птицы самки зеленые, а самцы желтые?

Ответ: У иволги.

Ведущий 1: Вопрос №11: Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах, лошадях?

Ответ: Таскают шерсть для гнёзд и выклевывают насекомых и их личинок из  кожи животных.

Ведущий 2: Вопрос №12:Сколько раз за лето воробьи выводят птенцов?

Ответ: 3 раза.

Ведущий 1: Вопрос №13: Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда?

Ответ: Кукушка.

Ведущий 2: Учащиеся 3 «А» класса подготовили для вас сценку по басне А. Фетцера «Лесной врач». Пока мы будем слушать басню, счётная комиссия подведет итоги викторины.

Ведущий 1: Подведем итоги викторины. Наибольшее количество медалей у команды __ класса. Она занимает первое место. На втором месте команда ____класса, количество медалей___. На третьем - ___  класс, количество медалей ___. 

Ведущий 2: Вот и подошла к концу наша викторина.  И в заключении хотелось бы вспомнить известную песню «Край Родной» слова А. Пришелец, музыка Д. Кабалевского. Давайте споём её вместе.

Ведущий 1: Всем спасибо за внимание. До новых встреч!

Рекомендуем посмотреть:

Викторина для начальной школы по произведению Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

Викторина с ответами для 3-4 класса по творчеству Пушкина

Викторина о растениях для начальной школы с ответами

Викторина с ответами для начальной школы. Волшебные сказки

Викторина о цветах для начальной школы

Галина # 4 ноября 2013 в 21:09 +1
Отличная викторина. Дети с помощью нее узнают больше о крае, где они выросли и живут!!!!
Татьяна Сергеевна Колесникова # 4 ноября 2013 в 21:20 +1
Спасибо.
Наталья Анатольевна Кряклина # 9 ноября 2014 в 15:40 0
Викторина посвящена очень актуальной теме "Люби и знай край родной". Материал подобран необычный, интересный. На мой взгляд не хватает задачи по экологическому воспитанию. Необходимо не только прививать интерес к историческому прошлому Донского края, животному и растительному миру,но и бережное и заботливое отношение к родному краю через понимание тех закономерностей, которые существуют в природе и жизни. Спасибо за викторину.