Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе. Знатоки природы

Cценарий мероприятия «Знатоки природы» для младших школьников

Тематическая неделя в начальной школе

Автор: Малахова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов. город Нелидово Тверская область

1. Ребята! Сегодня у нас третий день продолжается праздник!

В понедельник мы провели необычное занятие под названием «Занимательная математика» и показали свои знания, участвуя в общешкольном конкурсе «Король счёта». Вчера мы были «Умницами и умниками» и определили «Королеву и короля письма».

А сегодня мы должны показать свои знания по окружающему миру, о природе и, конечно, узнать что-то новое.

- Вы любите предмет – урок «Окружающий мир»?  Значит, вы любите природу. А это великое чувство! Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, ответственнее, великодушнее. Тогда наш час должен пройти интересно!

Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет её видеть и слышать. А чтобы научиться этому, надо быть очень внимательным и любознательным!

Сегодняшняя наша игра призвана научить вас быть такими.

Дети читают стихи:

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт  для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

 

Кромсая лёд, меняем рек теченье.

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы ещё придём просить прощенье

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода

У самого мельчайшего малька.

Пока  об этом думать неохота,

Сейчас не до этого… пока.

 

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды.

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

 

Я не хочу, чтоб речка высыхала,

Где плещет столько рыбок золотых,

Где пляшет резво лодка у причала,

Где тёплый ветер так порою тих!

Где сотней радуг лёд зимой искрится,

Где по весне бушует ледоход,

Где летом пьёт доверчивая птица,

Где сосны зеленеют круглый год.

Итак, продолжаем!

- На сцену поднимаются команды.

Сейчас узнаем, как будут называться команды!

1 задание:

Загадки:

1. Все растенье это знают

Иногда на нём гадают…

Может, любит, может, нет-

Скажет нам она в ответ…. /ромашка/

 

2. В поле есть такой цветок:

Ярко – синий лепесток.

На ветру качается,

Нежно называется ….. /василёк/

 

3. Ты в лесу его найдёшь.

Пожалеешь, не сорвёшь.

Очень нежный он на вид.

Тронь чуть – чуть и позвонит… /колокольчик/

*   *   *

Капитаны выбирают конверт с названием. На доске много картинок. Найти картинку своего названия. Берут!

2 задание:

- прочитать о  растении  /что узнали об этом растении/

1. Какой цветок носит имя звезды? / астра/

2. Какой цветок возвращает память тем, кто забыл что – то? / незабудка/

3. Какой цветок всегда следит за солнцем? /подсолнух/

4. Какой цветок символизирует болтливость? /колокольчик/

5. Какой синенький цветок римляне называли «царским»? / василёк/

6. Какой цветок считается самым благородным? / роза/

Учитель: Но как бы не были  красивы цветы, лучше их не рвать.

1 ученик:

На  земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Доставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

2 ученик:

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди плачут

И росу роняют на песок.

Конкурс «Лесные  Айболиты»

- Какой цветок лечит сердце?  /ландыш/

- Какое растение богато витамином С? /шиповник/

- Какое растение лечит ссадины и раны?  /подорожник/

- Какое лекарственное растение определяют даже слепые?  /крапива/

Вопросы:

1. Для чего используют василёк? /василёк в медицине используют для лечения болезней почек, кожи, глаз/

2. Сколько раз в году звенит колокольчик?  /колокольчики звенят 1 раз в году на праздник Ивана Купалы/

3. Как используют ромашку?   /Чай из цветков ромашки восстанавливает силы/

3 задание:

/Игра со зрителями тестового характера/

1. Что делает ёж зимой? /спит/

2. Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? /белка/

3. Какой зверь похож на ежа? /дикобраз/

4. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? /кукушка/

5. Как называются птицы, которые остаются зимовать? /зимующие/

6. Какая птица выводит птенцов зимой, в самый лютый мороз? /клёст/

7. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листвы? /лиственница/

8. Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? /клён/

9. Из какого дерева делают спички? /из осины/

10. Какое дерево применяют для изготовления лыж? /берёзу/

11.Какое дерево цветёт первым, а какое – последним? /ольха и липа/

12. У каких деревьев осенью листья красные? /у клёна и рябины/

13. Из какого дерева делают пианино? /из ели/

14. Какие дрова самые жаркие? /дубовые и берёзовые/

15. какой город парит в небе? /Орёл/

4 задание:

Командам: Составь картинку животного. Что можете рассказать о нём?

В это время игра со зрителями.  

«Узнай животное по описанию»:

1. Это животное  - хищник. Во все времена люди боялись и остерегались его. Он жесток и кровожаден, обладает устрашающим  голосом. Он удивительно вынослив: может не есть много дней, не теряя при этом силы. Люди зовут его серым разбойником. Кто это? /волк/

2. Жизнь этого животного связана с водой. Оно умеет глубоко нырять и  долго не показываться на поверхности. В воде ему никто не страшен. Издавна люди уважали это животное за его строительное искусство. Кто это?   /бобр/

3. Это животное известно людям давно, ещё 2 тысячи лет назад. Его можно увидеть в лесу, в роще, в парке и, совсем рядом с человеком, в саду. Оно бегает, не таясь, шуршит листьями, громко посапывает, а когда ест, громко причмокивает. Кто это?  /ёж/

4. У этого животного много имён, прозвищ, даже по имени – отчеству его величают. И всё потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое: разоряет гнёзда диких пчёл, чтобы полакомиться мёдом. Летом пугает людей, которые приходят в лес за малиной, потому что сам её очень любит. Кто это?  /медведь/

5. У этого зверя 2 основных способа защиты: маскировка и ноги. Он может развивать скорость до 50 км в час. Однако он не просто удирает от опасности, а ещё и хитрит, сбивает преследователей со следа. Так что на самом деле он никакой не трус. Кто это? /заяц/

6. Этого животного величают по имени – отчеству. Главная его черта – хитрость, изворотливость. Кто это?  /лиса/

5 задание.

Командам:  Составить пословицу!  /В конверте пословицы, разрезанные на слова./

1. Много снега, много хлеба.

2. Береги нос в большой мороз.

3. Весна красна цветами, а осень пирогами.

В это время игра со зрителями.

Загадки:

1. Рыбам жить зимой тепло:

Крыша – толстое стекло /лёд/

 

2. Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути  /снег/

 

3. Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес /мороз/

 

4. Что за зверь, скажите, братцы,

Может сам в себя забраться? /норка/

 

5. Белый на белом написал, где бегал.

Рыжая прочтёт – белого найдёт /заяц и лиса/

 

6. Водяные мастера

Строят дом из топора /бобры/

 

7. По земле ходит, неба не видит.

Ничего не болит, а всё стонет  /свинья/

 

8. На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь /кузнечик/

 

9. В зоопарке верь, не верь

Проживает чудо – зверь.

У него рука во лбу

Так похожа на трубу /слон/

Ученица:

Мы безмерно богаты

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых –

Просто диву даёшься.

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково –

И, гляди, удивится!

Учитель:

Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью.

Викторина «Узнай по описанию»:

1. Эта птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой /стриж/

2. Эти птицы выводят птенцов зимой /клёст/

3. Эти птицы считаются символом мира /голубь/

4. Этой птице хвост помогает не только в полёте, но и при добывании пищи. /дятел/

5. Эта птица кричит громче всех /павлин/

6. Эта птица живёт на болоте /цапля/

Почему птицы так называются?

1. Снегирь  /появляется вместе со снегом/

2. Синица  /основной цвет в оперении сине – голубой/

3. Кедровка  /питается кедровыми орехами, помогает «садить» леса/

4. Поползень  /птица, которая ползает по стволу/

5. Мухоловка  /любимое лакомство мухоловки – мухи/

6. Овсянка  /своей жёлтой окраской напоминает цвет спелого овса, питается овсом/

Справочное бюро:

Справка об экологической роли птиц:

Дятел – лесной доктор, за день съедает до 750 – 900 насекомых – короедов.

Кукушка  съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука и др.

Мухоловка – пеструшка – совсем небольшая.

Деревья:

1. Это дерево растёт очень медленно, но глубоко пускает корни в землю. Первые плоды появляются только через 20 лет. /5 – дуб/

2. А это дерево растёт очень быстро. За 25 лет оно достигает высоты 5-этажного дома. За сутки взрослое дерево высасывает из земли до 40 литров воды. /1 – берёза/

3. Цветы этого дерева дают первоклассный мёд. /2 – липа/

4. Этим деревьям нужно солнце. Они растут до 350 лет. /6 – сосна/

5. Это дерево у древних славян было символом семейного очага, охраняло людей от злых духов и пожаров. Из старины остался обычай обрывать это цветущее дерево и дарить друг другу. Из веток этого дерева плетут корзинки, а древесина этого дерева – лучшие полозья для саней. /ива/

6. Этим деревом в старину убивали ведьм. /осина/

Справочное бюро.

Справка об экологической роли леса:

Лес – зелёные лёгкие нашей планеты. 1 га /10000 кв. м – 100 м х 100м/ лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов. Фитонциды – вещества, образуемые растениями, которые подавляют рост и развитие микроорганизмов и очищают воздух. 1 га хвойного леса отфильтровывает  в год 30 - 35 тонн пыли, 1 га лиственного леса 50 – 70 тонн.

Страницы: 1 2

Козлова Светлана Федоровна # 29 марта 2014 в 07:37 0
Очень хороший и содержательный сценарий.
Елена Валерьевна Горелова # 10 октября 2014 в 16:25 0
Очень много вопросов, интересной информации, которую любой педагог может взять для своего занятия. Но мне кажется, что для одного урока слишком много заданий, вопросов, тестов и т.д. Интересно, такое количество заданий можно успеть выполнить за одно занятие?
Людмила Ивановна Атаманова # 16 августа 2015 в 21:25 0
Заданий очень много, ябы использовала их поотдельности! Спасибо за целую гору идей и материала
Анна # 30 июля 2016 в 11:26 0
Много интересного взяла для своего мероприятия, примерно третья часть заданий + слова ведущего и уже готовое мероприятие. Спасибо большое.