Материалы данного сценария будут полезны педагогам начальной школы и воспитателям ГПД.
Ведущий. Ох уж эти сказки! Ох уж эти сказочники! Стоит только их услышать, и вот ты уже там, где летают ковры-самолеты, животные разговаривают человеческим языком и всякие волшебные вещи встречаются.
(В классе появляются в народных костюмах Иванушка и Аленушка и вносят расписной ларец.)
Аленушка. Здравствуйте, ребята! Послала нас к вам Василиса Премудрая. Велела узнать, какие вы русские сказки помните. Ларчик вам передала, да не пустой, а с заданиями. Выполните ее задания — получите награду.
(Иванушка достает из ларчика свиток и читает задания.)
Задание 1. Во многих сказках герои проходят через разнообразные испытания. Особенно везет красавицам по имени Василиса (обычно она Премудрая, в крайнем случае - Прекрасная). То в лягушку ее превратит злой Кощей, то сам Иван-царевич чем-нибудь обидит. А почему Василису называют Премудрой?
Задание 2. В сказках среди людей живет всякая нечисть. Перечислите ее. (Баба-яга, Кощеи Бессмертный, кикимора, леший, Соловей-разбойник, Змей Горыныч и др.)
Задание 3. Вспомните, в каких сказках главными героями были сестрица Аленушка и братец Иванушка и чему учат эти сказки?
Аленушка. Люди в русских сказках живут так, как в далекие времена. Хотя и трудно сказать, когда именно дед сажал репку, - и сегодня могла произойти такая история. А сестрица Аленушка и братец Иванушка? Разве не хочется иногда, просто в воспитательных целях, превратить такого непослушного мальчишку в козленочка? Глядишь, послушает такой сказку и не будет пить грязную воду. Сказки учат послушанию.
Задание 4. В каких сказках человек превращается в птицу и обратно? Что можно сказать об этом герое?
Иванушка. Совсем волшебная сказка про Финиста - Ясного сокола. Конечно, в наше время, прямо скажем, нелегко превратиться в птицу и обратно. Но сказка, если подумать, не об этом. Она учит бескорыстной любви, преданности и самоотверженности.
Задание 5. Герой с каким именем наиболее часто встречается в русских народных сказках? Назовите эти сказки. (Иван. «Иван- царевич и Серый Волк», «Иван — крестьянский сын», «Иванушка- дурачок», «Иван-царевич и Елена Прекрасная» др.)
Аленушка. Очень часто любимый герой — Иванушка-дурачок, младший сын. Раньше младшим детям доставалось меньше родительского имущества в семье, вот почему в сказках эти обиженные дети изображаются с такой любовью. Дурак оказывается самым умным и смелым, получает богатство и красавицу невесту.
Задание 6. Назовите сказки, в которых одним из главных героев был солдат. («Каша из топора», «Солдат и ведьма».) Как вы думаете, когда русский солдат стал героем сказок?
Иванушка. Есть такие сказки, в которых действуют герои из былин, такие же богатыри. Например, в сказке «Бой на Калиновом мосту». Такие сказки создавались в старину. Но есть и сказки, которые придуманы уже после реформ Петра I. Их легко узнать по такому герою, как солдат. Служили тогда 25 лет, поэтому солдат часто пожилой, опытный. Народ уважал свое войско и охотно помогал солдатам. Поэтому в сказке «Щи из топора» высмеивается жадная хозяйка. И вообще, сказка любит добрых людей и учит только добру.
Задание 7. Из какой сказки отрывки?
1. «Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький. "Дочка, дочка! - говорила мать. - Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек: будь умна, береги братца, не ходи со двора"...» («Гуси-лебеди».)
2. «Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись, не просидеть.
Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ва- тажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить. Князь уехал; она заперлась в своем покое и не выходит.
Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось — такая простая, сердечная!» («Белая уточка».)
3. «В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:
— Сынки мои любезные, покуда я еще не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.
Сыновья отцу отвечают:
— Так что ж, батюшка, благослови. На ком тебе желательно нас женить?
— Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.
Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили». («Царевна-лягушка».)
4. «Вот раз собрался мужик везти сено на ярмарку. Обещает дочерям гостинцев купить. Одна дочь просит:
— Купи мне, батюшка, шелку на сарафан.
Другая дочь просит:
— А мне купи алого бархату.
А Маша молчит. Жаль стало ее старику:
— А тебе что купить, Машенька?
— А мне купи, родимый батюшка, наливное яблочко да серебряное блюдечко». («Серебряное блюдечко и наливное яблочко».)
5. «Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жи- ли-были дед да баба. Всего у них было вдоволь - и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, все горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено. Ребятишки соседские на улицу высыпали — на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить. Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:
— Что, жена, призадумавшись сидишь, на чужих ребят глядишь, пой- дем-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу.
А на старуху, верно, тоже веселый час накатил. — Что ж, пойдем, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка...» («Снегурочка».)
6. «В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
— Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью. Затем мать поцеловала дочку и померла». («Василиса Прекрасная».)
7. «Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет — козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят...» («Волк и козлята».)
8. «Вы знаете, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые Бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала девочка. Осталась она сиротой маленькой; взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работою каждый день зану- дили, заморили; она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает.
А были у хозяйки три дочери большие. Старшая звалась Одноглазка, средняя - Двуглазка, а меньшая - Триглазка; но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть...» («Крошечка-хаврошечка».)
9. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван- царевич; у него было три сестры: одна — Марья-царевна, другая - Ольга-царевна, третья - Анна-царевна. Отец и мать у них померли; умирая, они сыну наказывали:
— Кто первый за твоих сестер станет свататься, за того и отдавай - при себе не держи долго!
Царевич похоронил родителей и с горя пошел с сестрами в зеленый сад погулять. Вдруг находит на небо туча черная, встает гроза страшная...» («Марья Моревна».)
Аленушка. Русские народные сказки наполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома — всеми чертами окружающего нас мира.
Задание 8. Подберите определения к предметам или явлениям из сказок.
1. Ночь —... (темная).
2. Солнце — ... (красное).
3. Лебеди — ... (белые).
4. Море — ... (синее).
5. Меч - ... (острый).
6. Девица — ... (красная).
Задание 9. Назовите, из каких сказок данные предметы.
1. Бобовое зернышко («Петушок и бобовое зернышко»),
2. Топор («Каша из топора»),
3. Яичко («Курочка Ряба»),
4. Перо Жар-птицы («Иван-царевич и Серый Волк»),
Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания Василисы Премудрой. И в подарок вашему классу мы дарим «Золотую книгу сказок».
Классный час в 1-2 классе по теме «Мир природы»
Сценарий классного часа для учащихся 1-2 класса
Методическая разработка внеклассного занятия для 2-3 класса по окружающему миру
Внеклассное занятие по профориентации на тему «Ярмарка профессий» для 2-3 классов
Сценарий внеклассного мероприятия для 1-2 класса по теме Зима
Татьяна Александровна Кунгурцева # 31 июля 2014 в 22:44 0 | ||
|