Игровой тренинг для 4 класса «Тайна милосердия»
Цели мероприятия
1. Создать условия для усвоения учащимися понятия «милосердие».
2. Показать ценность милосердия.
3. Содействовать развитию у детей умений и навыков коммуникативного взаимодействия.
Подготовка
1. Составление или подбор классным руководителем игровых заданий для тренинга.
2. Подготовка оформления классного кабинета и необходимого инвентаря для проведения тренинга.
3. Выполнение учащимися домашнего задания:
— найти объяснение понятию «милосердие»;
— подобрать примеры проявления милосердия (из книг, кинофильмов, наблюдения).
Участвуют учащиеся 4-го класса, классный руководитель.
На доске вверху написано крупными буквами название «Тайна милосердия», а чуть ниже высказывание Адольфа Прието: «Все золото мира не имеет никакой ценности; вечны лишь те милосердные деяния, которые мы способны совершить ради своих ближних». Игрушечное сердечко прикреплено в правом верхнем углу.
На столе классного руководителя лежат карточки с ролями путешественников, карточки с названиями предметов для путешествия к игре «Переход через пустыню» и карточки с ролями к игре «Добрый лесник»; список качеств — смысловых характеристик милосердия; два листа формата А4 с заданием к мини-проектам.
Ход тренинга
I. Вступительная беседа
1. Классный руководитель приветствует детей и предлагает каждому вспомнить и рассказать о хорошем поступке, сделанном другими людьми по отношению к нему.
2. Учитель просит одного из учеников прочитать вслух высказывание А. Прието, написанное на доске, затем предлагает желающим дать объяснение понятию «милосердие» и привести примеры его проявления.
3. Классный руководитель делит учащихся на две группы и предлагает, обсудив в группе, высказать свое понимание этого высказывания.
II. Игровой тренинг
1. Игра «Переход через пустыню». (1-я группа — участники, 2-я — зрители). Каждому участнику предлагается на выбор роль одного из группы путешественников (мама, папа, сын, старик и т.д.) и набор карточек, на которых написано то, что человек может взять с собой в путешествие (вода, верблюд, одеяло, хлеб и т.д.). Объявляется ситуация: нужно перейти через пустыню за неделю. Каждый решает для себя и объясняет, что из предложенного он выбрал бы, для кого и почему. После высказываний участников зрители обсуждают, кто в своем выборе проявил милосердие и как это может помочь перейти пустыню.
2. Игра «Добрый лесник» (1-я группа — зрители, 2-я — участники). Участники выбирают себе роли обитателей леса, которым требуется помощь, один из детей играет роль лесника. Каждый по очереди называет себя, объясняет трудную ситуацию и просит помощи. Лесник объясняет и показывает, какую помощь он может оказать обитателю леса, затем последний из участников становится лесником. Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в роли лесника. После этого зрителям предлагается по желанию высказаться, какую из увиденных ролей он выбрал бы и почему? Затем обсуждается проблема: нужно ли упрекать тех людей, которые не проявляют милосердия.
3. Игра «Общество милосердия». Группам предлагается выбрать из списка и назвать 3—5 качеств, необходимых человеку для того, чтобы быть членом общества милосердия. Затем каждая группа разрабатывает мини-проект помощи по плану:
• Кому будем помогать?
• В чем будет заключаться помощь?
• Какими средствами она будет оказываться?
После презентации мини-проектов дети обсуждают, насколько проекты реалистичны и кто больше нуждается в милосердии.
III. Рефлексия
1. Классный руководитель предлагает каждому закончить предложение: «Если бы я был волшебником, то я...» (Кому и в чем помог бы?). Дети высказываются, передавая друг другу игрушечное сердечко.
2. Классный руководитель предлагает детям дома представить милосердный поступок как цветущий оазис в пустыне и его нарисовать.
Литература
Великие мысли великих людей. Антология афоризма: В 3 т / Сост. АП. Кондратов. М., 1999. Т. 1.
Лоптина А., Скребцова М. Вершины мудрости. М., 2003.
О человеческом в человеке / Под общ. ред. И.Т. Фролова. М., 1991.
Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия. М., 2000.
Рекомендуем посмотреть:
Театрализованное представление для младших школьников
Осенний праздник в начальной школе
Конкурсная программа для младших школьников
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии
Сценарии праздников в начальной школе, 4 класс