Конкурсы

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Лермонтов «Бородино»

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов. Патриотическое воспитание

Недаром помнит вся Россия про день Бородина! (инсценировка по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»)

Действующие лица

Рассказчики (2 человека)

Русское войско

Участники танцевального коллектива, создающие те или иные сценические образы, эффекты

Ход мероприятия

В записи звучат трубы. На сцене под бравую маршевую музыку появляются гусары. Они показывают перестроения под музыку в марше. Затем с двух сторон на авансцене появляются рассказчики.

1-й рассказчик.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

2-й рассказчик.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

В записи звучит героическая музыка. Идет пластическая зарисовка с использованием полотнищ легкой ткани черного, белого и красного цвета.

1-й рассказчик.

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

Русские воины.

Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?

2-й рассказчик.

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

В исполнении хореографического коллектива демонстрируется композиция «Русское раздолье».

1-й рассказчик. Построили редут.

В пластике изображается постройка редута.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки,

Французы туг как тут.

В записи звучит французский марш. На сцене появляются участники, изображающие французских солдат. Идут фигурные перестроения.

2-й рассказчик.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Пластическая зарисовка, основанная на стоп-кадрах, «Бой русских и французов». В записи - шум битвы (выстрелы, крики, ржание коней и т. д.). В финале зарисовки все ее исполнители замирают.

1-й рассказчик.

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день...

Повсюду стали слышны речи:

Русские воины. Пора добраться до картечи!

1-й рассказчик.

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

В записи звучит мелодия, близкая теме ночи. В исполнении хореографического коллектива исполняется короткая танцевальная зарисовка «Ночь».

2-й рассказчик.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

В записи - лёгкая французская народная музыка. Исполнение «живой картины» «Ликование французов».

2-й рассказчик.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Русские воины, расположившись по площадке, приводят в порядок свое снаряжение, пострадавшее в бою.

1-й рассказчик.

И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам,

Да жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

Полковник (громко).

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!

1-й рассказчик (на фоне минорной музыки).

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

На экране демонстрируются кадры из к/ф о Бородинской битве. В это время рассказчики ведут повествование о сражении.

2-й рассказчик.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут,

1-й рассказчик.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

2-й рассказчик.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась, как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...

В записи - залпы орудий. Затем все стихает, и мы слышим одинокий женский голос, исполняющий без слов (вокализ) печальную песню (реквием). На сцене в разных позах лежат поверженные солдаты. Между ними медленно движется одинокая стройная женская фигура - образ Матери-земли. Женщина, выйдя на авансцену, замирает в позе плакальщицы. В записи - стук человеческого сердца, который постепенно стихает, на сцене воцаряется молчание. Рассказчики опускаются на одно колено и скорбно склоняют голову, следует общий стоп-кадр. После этого издали негромко начинают слышаться одиночные удары барабанов.

1-й рассказчик.

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...

Бой барабанов постепенно становится более стройным и явным.

2-й рассказчик.

Вот затрещали барабаны,

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

На экране демонстрируются слайды с картинами и портретами героев Бородинской битвы.

1-й рассказчик.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы.

2-й рассказчик.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

В записи звучит песня «Москва» в исполнении О. Газманова. Хореографический коллектив исполняет танец гусар-барабанщиков.

Рекомендуем посмотреть:

Литературно-музыкальная композиция по мотивам поэмы Симонова для начальной школы. Сценарий

Конспект классного часа на тему: Мир для 3 класса

Классный час в 3-4 классе. Воспитание любви к Родине

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Литературно-музыкальная зарисовка по мотивам рассказа Боднарука

Классный час. Государственные символы России, 4 класс

Елена Юрьевна Шеломова # 3 августа 2016 в 20:57 0
Рассмотрена разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов. Патриотическое воспитание
Недаром помнит вся Россия про день Бородина! (инсценировка по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»)
Данная работа непременно будет использована коллегами.
Галина Николаевна Козак # 23 августа 2016 в 17:00 0
Изучаем это же произведение в 5 классе. Проводила обычный урок, а тут целый сценарий. Учитель молодец, творчески подошла к проведению занятия. Взяла на заметку для будущих уроков. Конечно все уроки такими не сделать, но этот праздник для души и польза для будущего поколения Спасибо большое.