Экспромт – спектакль в начальной школе, 3 класс

Классный час в 3 классе на тему «Художник в театре»

Оформление спектакля по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Цели и задачи классного часа

— Дать представление о театре как синтетическом виде искусства, функциях драматурга, композитора, режиссера, актеров;

— обратить внимание на роль театральных художников в создании спектакля. Дети узнают о процессе создания декораций, костюмов и т. д., подготовительной работе, которую должен провести художник (литература, музыка, фантазия, замысел режиссера), чтобы создать гармоничный образ сказки на сцене.

Оборудование

Зрительный ряд: В.М. Васнецов «Царевна-лягушка», «Снегурочка»; М.А. Врубель «Царевна Лебедь», И. Я. Билибин, иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», Б.М. Кустодиев «Ярмарка», В. Криворучко «Кижи»; детские рисунки, макеты сцены, схема устройства театральной сцены.

Литературный ряд: Н.Н. Ефремов «Что такое театр?», А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Музыкальный ряд: фрагменты из оперы Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане», колокольные звоны, звуки моря.

Цветные мелки.

Подготовительная работа

Учитель предварительно предлагает учащимся сформировать несколько микрогрупп по интересам и побеседовать дома с родителями на темы:

— Что такое театр?

— Кто принимает участие в подготовке спектакля?

Информация для размышления

Классный час имеет большое развивающее значение, так как в искусстве театра гармонично интегрируются такие области культуры, как литература, история, музыка, изобразительное искусство.

Практическая работа проводится группами, что позволяет ребенку, независимо от способностей, считать себя автором созданного макета. Большое значение имеет то, что создается образ в объемной, глубинно-пространственной композиции. Дети учатся видеть и понимать общие черты и различия искусств (язык, композиция, выразительные средства), театр же позволяет объединить их в объемном образе сказки-спектакля, что дает возможность ребенку почувствовать себя творцом модели мира.

Практические навыки детей обогащаются освоением новых материальных, пластических и художественных средств изображения.

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя

Учитель: Знаете ли вы, что такое театр? Что значит театральное искусство? Какие представления бывают в театре? Что такое декорации, освещение, грим? Кто такие актеры?

Учитель читает стихотворение.

В этот самый таинственный миг,

Перед тем, как распахнута сцена,

До того, как еще не возник

Мир, в котором творит Мельпомена,

 

Дух Театра, волшебной игры,

Пробужденный наполненным залом

И невидимый вам до поры,

Я взлетаю над старым порталом.

 

Возникаю я в стуке сердец

И во взмахе руки дирижера,

Перед тем, как прийти наконец

К вам в знакомом обличье актера.

Теоретический материал для беседы учителя с учащимися

Вот стоит дом. Дом как дом, только нарядней других, и окон меньше, чем дверей. Днем здесь как будто ничего не происходит, а вечером вдруг все меняется. К высоким дверям подходят нарядно одетые люди, у дверей зрительного зала их встречают капельдинеры с программками в руках. (Программка — это листок, на котором напечатано все, что вам интересно узнать о представлении до его начала: название пьесы, автор, какие актеры играют, кто режиссер, кто художник спектакля). Затем зрители входят в зрительный зал, занимают свои места в партере или ложе, а если не повезло с билетом, то на самом верхнем балконе, который еще называют галереей, или галеркой.

Гаснет свет... Поднимается занавес, зажигаются огни рампы, и начинается спектакль...

А знаете ли вы, что еще в Древней Греции были построены первые театры?

Грекам первым пришла в голову мысль представить сказания о своих богах и героях в образах, живых лицах. Греки поняли, как занятно и поучительно может быть театральное зрелище, где вместо рассказчика выступают перед зрителями те самые герои, о которых рассказывается в мифе. Ведь мы гораздо больше верим тому, что происходит у нас на глазах, чем тому, о чем нам только рассказывают. В древности актеры играли под открытым небом перед очень большим количеством зрителей, иногда их было до сорока тысяч. Почти все население города присутствовало обыкновенно на спектакле. Чтобы быть хорошо видными такому количеству народа, актеры играли на подставках, называвшихся «котурнами», и в масках, которые были гораздо больше голов самих актеров. А чтобы публике было хорошо слышно, в рот «маски» вставляли рупор, называвшийся «персоной».

В средние века театральные представления происходили прямо на площади, только актеры находились гораздо ближе к зрителям, да и зрителей было куда меньше. Маленькая группа актеров переезжала из города в город. Все костюмы и реквизит помещались в одной-двух повозках. Зато какой же бывал праздник, когда ярко раскрашенный фургон появлялся на улицах города... В Англии такой театр назывался «Глобус». Для него писал пьесы и играл в них великий Вильям Шекспир. В Италии один из первых театров назывался «Комедия дель арте» — комедия масок. В этом театре роли навсегда были закреплены за каждым актером. Это были Арлекин, Пьеро, Панталоне, Бригелла, Коломбина. Актеры «Комедии дель арте» выступали в масках, как древние греки, но по другой причине. Дело в том, что в своих остроумных комедиях они высмеивали знать, богачей и священников, за что их то и дело преследовала полиция.

В России бродячих актеров называли скоморохами, они также развлекали народ на площади. Представления скоморохов часто запрещали и преследовали.

Впервые в России театр как здание появился при царе Алексее Михайловиче (отце Петра Первого), и назывался такой театр Потешной палатой. Было это более 300 лет назад.

Но лишь в начале XIX века театр приобрёл тот вид, который нам знаком и сейчас. Появился зрительный зал со стульями и креслами для зрителей и со сценой, оборудованной для различных представлений.

Заочная постановка спектакля (первый этап)

Учитель: Рассмотрим схему, изображающую устройство сцены. (Учитель показывает, где расположены задник, кулисы, занавес, софиты, авансцена.)

А теперь давайте вспомним, как называются профессии людей, которые создают спектакль (Писатель-драматург, режиссер, актеры, композитор, музыканты и, конечно же, художник со своими помощниками: костюмером, бутафором, гримером, постижером). А теперь давайте представим, что я — режиссер нашего будущего спектакля, а вы будете художниками. Что делает режиссер прежде всего? Для того чтобы поставить спектакль, необходима пьеса (комедия или трагедия). Я предлагаю вам «инсценировать», т. е. поставить на сцене сказку А. С. Пушкина. Вы все ее прекрасно знаете и очень любите. Называется она «Сказка о царе Салтане». Итак, литературное произведение мы выбрали. Теперь необходимо назначить актеров на роли, подобрать музыку к спектаклю или пригласить композитора, чтобы он специально написал ее для нашего спектакля. И, конечно же, мне нужен главный художник, чтобы обсудить с ним оформление спектакля. Представьте себе: еще 150 лет назад спектакль оформляли совсем не так, как сегодня: декорации заказывали декоратору, костюмы — костюмеру, мебель и посуду — бутафору. Лишь на генеральной репетиции эти вещи встречались на сцене, и получался ужасный разнобой. И вот однажды, более 100 лет назад, встретились режиссер и балетмейстер Сергей Павлович Дягилев и известный художник Лев Самойлович Бакст, и решили они, что это положение нужно исправить. В дягилевском театре эскизы декораций, мебели и париков делал один и тот же художник. С тех пор оформлением спектаклей занимались такие знаменитые художники, как В. Васнецов, М. Врубель, И. Левитан, К. Коровин.

Классный руководитель формирует несколько групп ребят, желательно по их интересам и склонностям.

Заочная постановка спектакля (подготовка декораций)

Учитель: Итак, каждой группе необходимо выбрать главного художника, декоратора — того, кто любит больше всего рисовать пейзажи; костюмера — у кого лучше получаются эскизы костюма; и бутафора — того, кто хорошо умеет вырезать и клеить.

Теперь нам предстоит всем вместе разобраться, в каком месте и в какое время происходит действие в нашей сказке. Вы, конечно, знаете, откуда Пушкин брал сюжеты своих сказок? Ему их рассказывала няня Арина Родионовна. Какие же сказки рассказывала няня Пушкину? (Ответы детей).

Я предлагаю сейчас построить декорации и эскизы костюма для сцены последнего чуда: превращения лебедя в царевну.

Прошу внимания господ декораторов и главных художников!

— На фоне какого пейзажа это происходит? (На фоне морского пейзажа, ведь это остров.)

— Какой город на острове Буяне? (Древнерусский город — описание.)

— Где возьмем материал для нашей декорации? (Пойдем в музей, где висят картины с изображением древнерусских городов, или вспомним уроки истории, посмотрим на репродукции с изображением древнерусских городов.)

После «сбора материала» участники приступают к «росписи задника» (цветными мелками на классной доске).

Учитель: Прошу внимания господ костюмеров! Давайте обсудим образ Царевны Лебеди. (Зачитывается описание у А.С. Пушкина.) Некоторые важные детали мы можем найти в этом описании (месяц под косой, звезда во лбу), но описания костюма все-таки нет, что же нам делать? На уроках ИЗО, литературы, истории вы уже изучали, как одевались русские царевны. Снова отправляемся в музей, где висят картины Врубеля и Васнецова, в исторический или краеведческий музеи, где мы найдем настоящие костюмы русских цариц.

Вот только о цвете нам необходимо поговорить отдельно. Мы знаем, что русские красавицы любили красный, зеленый и другие яркие цвета. Но ведь царевна пять минут назад была белой лебедью, значит, костюм ее надо решать в пастельных тонах (голубой, розовый). Костюмеры приступают к работе. Прошу обратить внимание господ декораторов, что мне как режиссеру необходима актриса, играющая Царевну Лебедь. (В одной из кулис помещается Зеленый Дуб для переодевания.)

Учитель: Итак, мы условно подготовились к постановке спектакля. Давайте еще раз вспомним, какова роль художника при подготовке спектакля?

(Идет краткая беседа с учащимися.)

Подведение итогов классного часа

В заключительной части учитель с учащимися условно производит «сборку» макета декорации. Во время диалога с учащимися закрепляет материал:

— Что такое театр?

— Кто принимает участие в подготовке спектакля? (Писатель-драматург, режиссер, актеры, композитор, музыканты, художник-оформитель, костюмеры, бутафоры, гримеры, постижеры.)

— Какие бывают виды театральных постановок? (Комедия, трагедия, мюзикл, драма.)

Рекомендуем посмотреть:

Классный час, 3 класс. Маленькие тайны большой природы

Конспекты классных часов для 3 класса

Конспект классного часа на тему: Мир для 3 класса

Классный час «Когда лень - все идет через пень», 3 класс

Конспект классного часа для 3 класса: Права ребёнка

Нет комментариев. Ваш будет первым!