Методические рекомендации. Занятие знакомит детей со сказкой В. П. Катаева «Цветик-семицветик»; формирует умения по распознаванию цвета предметов; развивает внимание, мышление, воображение, расширяет словарный запас; способствует воспитанию чувства доброты и отзывчивости.
Оборудование: наборы прямоугольников из цветной бумаги; модель разборного цветика-семицветика с лепестками красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов; рисунок елочки; несколько кружков разных цветов; оборудование для игры «Расшифруй и реши пример» (таблица кода: вверху — цифры от 0 до 9, внизу под ними кружки разных цветов, магнитная доска или наборное полотно, карточки со знаками «плюс» и «минус»); листок в клетку; книга В. П. Катаева «Цветик-семицветик».
Учитель. Сегодня, ребята, я расскажу вам замечательную сказку Валентина Петровича Катаева «Цветик-семицветик». (Учитель показывает книгу.) Надеюсь, она поможет нам с интересом продолжить работу по различению цветов, начатую на предыдущем занятии.
Перед вами на партах лежат помощники — прямоугольники красного (дети показывают), оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, белого, черного, коричневого, серого цвета.
Итак, сказка начинается. Жила-была девочка Женя. Однажды мама послала ее в магазин за баранками. Купила девочка баранки и отправилась домой. Но по дороге незаметно к ней пристала незнакомая собака, и, пока Женя по сторонам зевала, вывески читала, собака все баранки съела.
— Ах, вредная собака! — закричала Женя и бросилась ее догонять.
Собаку не догнала, а вот сама заблудилась. Испугалась девочка, заплакала. Вдруг, откуда ни возьмись, появилась старушка. Она пожалела Женю, привела ее в свой садик и сорвала с грядки очень красивый цветик-семицветик, примерно такой, как этот. (Учитель открывает на магнитной доске модель разборного цветка.) Старушка подарила девочке цветик-семицветик и сказала, что он может исполнить любое ее желание, стоит лишь сорвать один из лепестков, бросить его и сказать:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.
Женя вежливо поблагодарила старушку, которая вдруг куда-то исчезла, затем оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток.
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я была дома с баранками!
Учитель. Начиная с этого места, я позволю себе внести в сказку некоторые изменения. Думаю, писатель В. П. Катаев не обиделся бы на меня за это, ведь его «Цветик-семицветик» поможет нам научиться лучше различать цвета.
Наш цветик-семицветик не сразу будет исполнять желание девочки, а лишь после того, как мы выполним задание, записанное на обратной стороне лепестка. Вы согласны принять активное участие в сказке? (Отклик детей.) Тогда я сниму с магнитной доски желтый лепесток. (Дети в это время находят в наборе прямоугольник желтого цвета и показывают его.) Переверну лепесток и прочитаю, как он называется. Загадочный. Это означает, что вы должны угадать предмет по описанию сочетания цветов.
Загадки.
• Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа.)
• Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)
• Белая морковка зимой растет. (Сосулька.)
• Две сестры летом зелены, к осени одна красней, другая черней. (Смородина.)
• На лесной полянке красуется Татьянка — Алый сарафан, белые крапинки. (Земляника.)
• Золотой он, словно мед, но нещадно ранку жжет. (Йод.)
• Я — черный, красный, желтый, синий,
С начинкой твердой в древесине.
Я с острым ножиком дружу
И, что хочу, изображу. (Карандаш.)
• Бело, да не снег; сладко, да не мед;
От рогатого берут и детишкам дают. (Молоко.)
• С ветки — на тропинки,
С травки на былинки
Прыгает пружинка,
Зеленая спинка. (Кузнечик.)
• Золотист он и усат,
В ста карманах — сто ребят. (Колос.)
Учитель. Молодцы. Отгадали все загадки.
И в тот же миг Женя очутилась дома, а в руках — связка баранок!
Девочке захотелось поставить такой чудесный цветок в любимую мамину вазочку, но она нечаянно разбила ее на мелкие кусочки.
Женя поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала...
Учитель. Кто запомнил, что нужно сказать, чтобы желание исполнилось? (Дети хором проговаривают слова.) Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая! Я сниму с магнитной доски красный лепесток. (Дети показывают соответствующий прямоугольник из набора.) Прочту его название. Радужный. Это означает, что нужно назвать все цвета радуги по порядку. (Дети вспоминают предложение-подсказку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» и выкладывают прямоугольники соответствующих цветов на партах.)
Не успела она сказать заветные слова, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться.
Пошла Женя во двор. А там мальчишки играют: представляют, будто они на Северном полюсе находятся, на льдинах. Девочка попросилась, чтобы мальчишки взяли ее в игру, но те не согласились, прогнали Женю.
— И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш. А на всамделишном. — Оторвала синий лепесток и сказала... (Дета произносят слова.) Вели, чтобы я оказалась на Северном полюсе.
Учитель. Я сниму синий лепесток. Он называется Вычислительный.
Задание: «Расшифруй и реши пример». Пользуясь кодом (показывает таблицу), нужно заменить разноцветные кружки соответствующими цифрами и решить получившиеся примеры.
Примечание: примеры записываются в тетрадь.
И девочка оказалась на Северном полюсе, как была, в летнем платьице, с голыми ногами, а там мороз сто градусов! А тут еще из-за льдин вышли семь белых медведей! Женя испугалась, заплакала, но слезы превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе.
Не помня себя от страха, девочка схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток и закричала что есть мочи... (Дети хором проговаривают слова.) Вели, чтобы я снова оказалась в своем дворе!
Учитель. Зеленый лепесток называется Литературный. В русской литературе, в книгах, можно встретить множество красивых выражений, ставших крылатыми. Среди них и такие, в которых есть слова, обозначающие цвет.
(На доске записаны фразеологизмы с пропусками вместо прилагательных.)
Ваша задача: вставить вместо пропуска нужное слово, обозначающее цвет, показать соответствующий прямоугольник и объяснить, как вы понимаете данное выражение.
Фразеологизмы.
➢ Сказка про... (белого) бычка. — Бесконечное повторение одного и того же.
➢ (Зеленый) ... друг. — Лес.
➢ (Белая) ... ворона. — Не такой, как все.
➢ (Красного) ... петуха пустить. — Устроить пожар.
➢ (Черное) ... дело. — Дурной поступок.
➢ (Синяя) ... птица. — Удача.
Учитель. И вот с нашей помощью Женя снова очутилась во дворе. Мальчишки не поверили, что она была на настоящем Северном полюсе. Девочка обиделась на них и ушла играть в соседний двор. Пришла, видит — у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трехколесный велосипед... Тут Женю взяла такая досада, что она оторвала оранжевый лепесток и сказала... (Дети хором произносят слова.) Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!
Учитель. Я тоже сниму оранжевый лепесток. Он называется Игровой.
Задание: «Украсить елочку шарами».
Учитель прикрепляет на магнитную доску рисунок елочки, затем называет какой-либо цвет, например, фиолетовый. Дети показывают прямоугольник фиолетового цвета, а учитель предлагает одному из учеников выбрать на учительском столе соответствующий «шар» (кружок) и «повесить» его на елочку, и т. д.
Игрушки повалили к Жене со всего света. Их оказалось так много, что движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.
— Довольно, довольно! — в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову. — Я пошутила! Мне совсем не надо столько игрушек. Я боюсь... — И тогда девочка оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала... (Дети произносят слова хором.) Бели, чтобы все игрушки убрались обратно в магазины!
Учитель. Сорву фиолетовый лепесток. Он называется Фантазийный.
Задание: «Вообразить себе бабочку такого цвета, который мы еще ни разу не называли на занятиях, назвать этот цвет». (Бежевый, сиреневый, розовый, малиновый, бирюзовый, изумрудный, васильковый, лимонный, салатовый, лазурный, кремовый...)
И тотчас все игрушки исчезли.
Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.
— Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила, и никакого удовольствия. Ну ничего! Впредь умнее буду.
Учитель. Ребята, а на что бы вы потратили последний лепесток?
(Ответы детей.)
Наверно, и последний лепесток Женя потратила бы без пользы, если бы не познакомилась с одним мальчиком. Мальчик был очень симпатичный. У него были большие синие глаза, и сразу было видно, что он не драчун. Его звали Витей, и он был хромой, поэтому не мог играть вместе с другими детьми. «Это на всю жизнь», — сказал Витя.
— Ах, какие пустяки ты говоришь! — воскликнула Женя и оторвала последний голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья... (Дети произносят хором слова.) Вели, чтобы Витя был здоров!
Учитель. Сниму последний голубой лепесток с названием Сказочный.
Задание: «Назвать сказки, в названии которых встречается какой-либо цвет, и показать соответствующий прямоугольник». («Иван-царевич и серый волк», «Красная Шапочка», «Серая Шейка», «Курочка Ряба», «Синяя борода», «Аленький цветочек», «Петушок-золотой гребешок», «Волшебник Изумрудного города».)
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
Учитель. Ребята, чему учит эта сказка? (Делать добро хорошим людям гораздо приятней, чем думать только о себе. Нужно учиться быть чутким и отзывчивым.) Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
Внеклассное занятие в 1 классе. Лекарственные растения
Развивающее занятие для детей 7-8 лет
Разработка занятия по внеурочной деятельности по программе Л.А. Ефросининой «В мире книг», 1 класс
Беседа с учащимися 1 класса по теме «Работа пожарных»
Конспект внеклассного занятия в 1 классе. Путешествие письма
Валентина Андреевна Сухарева # 4 апреля 2016 в 23:43 +1 |